Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Проблемы и особенности использования дистанционных образовательных технологий в преподавании естественнонаучных дисциплин в условиях открытого образования. Монография. (220,00 руб.)

0   0
АвторыКалачев Николай Валентинович
Издательство[Б.и.]
Страниц104
ID191963
АннотацияВ монографии рассматривается опыт работы автора на факультете открытого образования Финансового университета при Правительстве РФ по использованию дистанционных образовательных технологий, широко применяемых в условиях открытого образования в циклах естественнонаучных дисциплин. В первой главе рассмотрены особенности создания и структура образовательного портала на факультете открытого образования www.dofa.ru. Вторая глава посвящена методике создания тестов и практических работ по естественнонаучным дисциплинам, преподаваемым на факультете открытого образования. В третьей главе рассматриваются основные направления совершенствования технологий дистанционного обучения в Финансовом университете. Книга будет полезна преподавателям, аспирантам и студентам – специалистам по информатике, педагогике и технологии.
Проблемы и особенности использования дистанционных образовательных технологий в преподавании естественнонаучных дисциплин в условиях открытого образования. Монография. / Н.В. Калачев .— : [Б.и.] .— 104 с. — URL: https://rucont.ru/efd/191963 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАЛАЧЕВ Николай Валентинович ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ Москва 2011 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Калачев Николай Валентинович ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ <...> г. Москва – 2011 УДК 378:50 ББК 22.1я73 К 17 Работа печатается по решению учёного совета факультета физики и информационных технологий Московского педагогического государственного университета. <...> К 17 Проблемы и особенности использования дистанционных образовательных технологий в преподавании естественнонаучных дисциплин в условиях открытого образования: монография / Н.В. Калачев – М. <...> В монографии рассматривается опыт работы автора на факультете открытого образования Финансового университета при Правительстве РФ по использованию дистанционных образовательных технологий, широко применяемых в условиях открытого образования в циклах естественнонаучных дисциплин. <...> В первой главе рассмотрены особенности создания и структура образовательного портала на факультете открытого образования www.dofa.ru. <...> В третьей главе рассматриваются основные направления совершенствования технологий дистанционного обучения в Финансовом университете. <...> Особенности создания и структура образовательного портала <...>
Проблемы_и_особенности_использования_дистанционных_образовательных_технологий_в_преподавании_естественнонаучных_дисциплин_в_условиях_открытого_образования.__Монография..pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАЛАЧЕВ Николай Валентинович ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ Москва 2011 ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСТАНЦИОННЫХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Калачев Николай Валентинович ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. Москва – 2011
Стр.2
УДК 378:50 ББК 22.1я73 К 17 Работа печатается по решению учёного совета факультета физики и информационных технологий Московского педагогического государственного университета. Рецензенты: В.А. Бывшев – доктор технических наук, профессор, Финансовый университет; Д.А. Исаев – доктор педагогических наук, профессор МПГУ; Д.В. Чистов – доктор экономических наук, профессор, Финансовый университет. Калачев Н.В. К 17 Проблемы и особенности использования дистанционных образовательных технологий в преподавании естественнонаучных дисциплин в условиях открытого образования: монография / Н.В. Калачев – М.: Издательский дом МФО, 2011. – 103 с. В монографии рассматривается опыт работы автора на факультете открытого образования Финансового университета при Правительстве РФ по использованию дистанционных образовательных технологий, широко применяемых в условиях открытого образования в циклах естественнонаучных дисциплин. В первой главе рассмотрены особенности создания и структура образовательного портала на факультете открытого образования www.dofa.ru. Вторая глава посвящена методике создания тестов и практических работ по естественнонаучным дисциплинам, преподаваемым на факультете открытого образования. В третьей главе рассматриваются основные направления совершенствования технологий дистанционного обучения в Финансовом университете. Книга будет полезна преподавателям, аспирантам и студентам – специалистам по информатике, педагогике и технологии. Научный редактор: – доктор физико-математических наук, профессор В.Ю. Попов, Финансовый университет. ISBN 978-5-9900230-5-5 © Калачев Н.В. 2011 © Московский педагогический государственный университет, 2011 © Оформление. ООО «Издательский дом МФО», 2011 2
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 5 Глава 1. Особенности создания и структура образовательного портала факультета открытого образования Финансового университета 1.1. История создания образовательного портала 1.2. Общая структура портала 1.3. Электронный деканат 9 9 1.4. Инструментарий работы преподавателя 1.5. Инструментарий работы студента 1.6. Управление качеством образовательного процесса 11 16 18 21 23 Приложение 1.1 «Сетевая структура аппаратно-программного комплекса» 28 Глава 2. Разработка методических рекомендаций по созданию и проведению тестов и домашних контрольных работ по естественнонаучным дисциплинам на факультете открытого образования Финансового университета 29 нием ДО 2.1. Оптимизация количества и качества подготавливаемых заданий 29 2.2. Особенности проведения и тестирования абитуриентов с использова32 открытого образования 2.3. Аппарат и критерии контроля по проведению тестов в условиях 33 при дистанционном обучении 2.4. Особенности создания и проведения домашних контрольных работ 40 2.5. Роль и функции преподавателя в системе дистанционного обучения 42 тета открытого образования» Приложение 2.1 «Примеры использования сред общения на сайте факуль46 (зачета) в электронной форме» Приложение 2.2 «Разработка материалов и регламент проведения экзамена 49 Приложение 2.3 «Примеры составленных домашних контрольных работ» 50 Глава 3. Основные направления совершенствования технологий дистанционного обучения в Финансовом университете 53 3.1 Развитие интеллектуального капитала Финансового университета 53 3
Стр.4
те на базе ИКТ 3.3 Подходы к управлению ресурсами Финансового университета 3.2 Трансформация образовательного процесса в Финансовом университе56 59 3.4 Информационно-образовательная система Финансового университета 63 3.5 Внедрение опыта Центра новых образовательных технологий ВЗФЭИ 68 нансовым университетом технологий 3.7 Тенденции трансформации роли образовательных учреждений 3.8 Направления совершенствования дистанционных образовательных 83 87 Приложение 3.1 «Справка по информационным системам ВЗФЭИ» Заключение Литература 91 93 3.6 Перспективы и ближайшие задачи развития системы управления Фи72 78 4
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ Общепринято выделять в качестве ключевых процессов XXI века глобализацию, формирование информационного общества и становление экономики знаний. Под экономикой знаний понимается тип экономики, в котором значительная часть валового национального продукта (ВНП) создается в отраслях, непосредственно производящих новые знания, информационные блага и услуги, а также оборудование для передачи и обработки знаний [1]. Особенность будущей экономики России составляет ее полимодельность, т. е. одновременное существование сырьевой, технологической и инновационной моделей, при устойчивой тенденции повышения роли и значения последней, что и обуславливает необходимость совершенствования уровня подготовки специалистов для этого типа экономики, повышения их адаптивности для работы в новой, информационной среде. Современное высшее образование – это высоко динамичная система, обеспечивающая справедливость доступа, адекватность ожиданиям общества с долгосрочной ориентацией на социетальные (социетальное сообщество представляет собой сложную сеть взаимопроникающих коллективов и коллективных лояльностей, систему, для которой характерны дифференциация и сегментация) цели, междисциплинарный и трансдисциплинарный подходы к анализу проблем и вопросов, реализующая новаторские подходы обеспечивающие развитие критического мышления и творчества, ставящая во главу процесса обучаемого [2]. Существующий уровень развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет реально воплотить в жизнь девиз ЮНЕСКО: «Образование для всех на протяжении всей жизни», согласно которому для любого человека, независимо от его возраста, места жительства, профессии, физических и физиологических возможностей, должны быть созданы необходимые условия, которые могли бы способствовать непрерывному повышению его уровня образования, преодоления физической удаленности от центра образования и неодинаковых способностей людей к передаче и восприятию одной и той же информации [3]. Постиндустриальное общество с информационной экономикой изменяет ряд условий и требований к системе образования. Во-первых, возрастает коли5
Стр.6
чество заказчиков на подготовку специалистов с высшим образованием: это государство, частные предприятия и отдельные личности. Становятся востребованными понятия «человеческий капитал», «социальный капитал», в структуре которых предстоит детерминировать составляющую, формируемую в процессе получения высшего образования. Во-вторых, возрастают требования к качеству подготовки специалиста, переход от знаниевой оценки уровня подготовки к компетентностной, рассматривающейся как способность и готовность личности к профессиональной деятельности. В-третьих, проявляется готовность выпускника работать в условиях глобализации, вести конкурентную борьбу за рабочие места со специалистами, подготовленными зарубежными вузами. В-четвертых, возрастает темп изменений, сокращается продолжительность жизненного цикла технологий, бизнес-процессов [4]. Как тенденция в современных условиях выявляется потребность в реализации принципа опережающего обучения, перехода от концепции «образования на всю жизнь» к концепции «образование через всю жизнь», четко прослеживается тенденция к количественному росту потребности в специалистах с высшим образованием и с уровнем подготовки, идентичным уровню подготовки, полученному в ведущих зарубежных вузах. Как отмечают ряд экспертов российской системы высшего образования, возрастная, профессиональная, социальная диверсификация контингента обучающихся детерминирует вариативный подход к формам, срокам, общей методологии получения высшего образования [10-26]. Сложившаяся формализация образовательных процедур, методик определения уровня, качества подготовки специалистов, формы и методы работы преподавателя и обучаемого вступают в противоречие с динамично меняющимися условиями, возможностями технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий и самим характером профессиональной деятельности специалиста с высшим образованием [5]. Традиционный учебный процесс, построенный по лекционносеминарскому принципу, формализованный по времени и месту, нормативам ресурсного обеспечения, ориентирован на экстенсивный тип развития. Стремление максимально упорядочить, формализовать учебные процедуры в конечном итоге ведет к подавлению творческой, креативной составляющей учебного процесса. 6
Стр.7
При этом стремление отменить, преодолеть все формальные процедуры еще более опасно. В структуре учебного процесса предстоит преодолеть существующую предметную разобщенность. Одним из возможных механизмов преодоления разобщенности может служить декомпозиция профессиональных компетенций, выделение их составляющих и интеграция содержательной части учебных дисциплин в модули (блоки), алгоритмизированные между собой функциональной целесообразностью, либо этапами процессов профессиональной деятельности [15, 17, 19]. В этих достаточно непростых условиях Финансовый университет при Правительстве РФ выбрал инновационный путь развития, предполагающий содержательные, структурные и институциональные преобразования. Рассматривая Финансовый университет как структуру, которой предстоят реинжиниринговые процедуры, целесообразно выделить основной бизнес-процесс, изменения в котором позволят получить наибольший эффект. Безусловно, этой составляющей является учебный процесс, пронизывающий, объединяющий ее структуры, определяющий сущность Финансового университета [8]. Проведенные исследования, мнения экспертов позволяют сформулировать некоторые направления наиболее значимых, ожидаемых преобразований в образовательном процессе [6, 7]. Это переход к вариативному подходу к формам, методам учебной подготовки, изменение отношения к формализации образовательных процедур, переход от линейного к открытому, нелинейному, расширяющемуся представлению содержания учебных дисциплин, изменение порядка и содержания взаимодействия вуза и профессионального сообщества. Практически во всех вышеприведенных направлениях предполагаемых изменений причиной, инициирующей эти изменения, можно признать новые информационные технологии и последствия, вызванные их внедрением в социальные и производственные структуры общества. Поэтому, видимо, следует признать главенствующую роль в предстоящих преобразованиях информационно-коммуникационных технологий, перейти от эпизодического решения составляющих образовательных задач к системному, функционально-целевому преобразованию учебного процесса новыми ИКТ. Одной из этих технологий, признанной и успешно развивающейся в государствах 7
Стр.8