СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ
ЯЗЫКА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: ОБЪЕДИНЕНИЕ И ДИВЕРСИФИКАЦИЯ <...> г. Мурманск
Россия
Каждый из нас в процессе социализации особым образом «включается» в тот
мир, который ему дан: мы занимаем определенное место в системе общественных
функций, общественных связей и становимся не просто индивидами, но личностями. <...> , утверждает, что человеческое поведение не детерминируется
социальными структурами, но сами люди своими привычными действиями постоянно
подтверждают определенный порядок мира или, в случае его несоответствия их
интересам, отвергают его1. <...> Данный порядок мира выстраивается в соответствии с
интересами действующих субъектов. <...> Конструирование реальности может
осуществляться как на индивидуальном уровне, так и на групповом. <...> Социальные
группы конструируют свои особые миры, предусматривающие особое видение
реальности, причем и основой, и результатом подобного конструирования является
сплоченность группы. <...> Таким образом, диверсификация на уровне социальных групп
имеет неоднозначный характер, поскольку она одновременно является и средством
объединения членов внутри группы. <...> Совместное конструирование реальности невозможно без взаимодействия (под
взаимодействием понимается тот факт, что другой способен реально или потенциально
отвечать на мое действие, адресованное ему, что в свою очередь обязывает и меня
предварительно учитывать ответ другого, принявшего в расчет мое действие 2), а
взаимодействие, в свою очередь, базируется на взаимопонимании. <...> Как для взаимопонимания, так и для ориентации в мире, необходимы
определенные типизации (конструкты, обобщения, идеализации), которые являются
1
Бергер, П., Лукман, Т. <...> Большое значение в
данном аспекте имеет язык, который предоставляет необходимые типизации,
способствующие организации совместной реальности, способствует взаимопониманию. <...> Система типизаций лежит в основании процесса коммуникации как такового <...>
СОЦИАЛЬНОЕ_КОНСТРУИРОВАНИЕ_РЕАЛЬНОСТИ_С_ПОМОЩЬЮ_ЯЗЫКА_В_МОЛОДЕЖНОЙ_СРЕДЕ_ОБЪЕДИНЕНИЕ_И_ДИВЕРСИФИКАЦИЯ_.pdf
СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ
ЯЗЫКА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: ОБЪЕДИНЕНИЕ И ДИВЕРСИФИКАЦИЯ
Э. Ю. Паниткова
Мурманский государственный педагогический университет
г. Мурманск
Россия
Каждый из нас в процессе социализации особым образом «включается» в тот
мир, который ему дан: мы занимаем определенное место в системе общественных
функций, общественных связей и становимся не просто индивидами, но личностями.
Особое значение в данном процессе имеет юность, поскольку данный жизненный этап
чрезвычайно важен для социализации личности: формируется мировоззрение,
профессиональные интересы и т.д.
Теория социального конструирования реальности, сформулированная П.
Бергером и Т. Лукманом, утверждает, что человеческое поведение не детерминируется
социальными структурами, но сами люди своими привычными действиями постоянно
подтверждают определенный порядок мира или, в случае его несоответствия их
интересам, отвергают его1. Данный порядок мира выстраивается в соответствии с
интересами действующих субъектов. Конструирование
реальности может
осуществляться как на индивидуальном уровне, так и на групповом. Социальные
группы конструируют свои особые миры, предусматривающие особое видение
реальности, причем и основой, и результатом подобного конструирования является
сплоченность группы. Таким образом, диверсификация на уровне социальных групп
имеет неоднозначный характер, поскольку она одновременно является и средством
объединения членов внутри группы.
Совместное конструирование реальности невозможно без взаимодействия (под
взаимодействием понимается тот факт, что другой способен реально или потенциально
отвечать на мое действие, адресованное ему, что в свою очередь обязывает и меня
предварительно учитывать ответ другого, принявшего в расчет мое действие2), а
взаимодействие, в свою очередь, базируется на взаимопонимании.
Как для взаимопонимания, так и для ориентации в мире, необходимы
определенные типизации (конструкты, обобщения, идеализации), которые являются
1 Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по
социологии знания [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман / пер. с нем. – М. : Медиум, 1995. –
323 с.
2 Ортега-и-Гассет, Х. Человек и люди [Текст] / Х. Ортега-и-Гассет // Избранные труды /
пер. с исп. / сост., предисл. и общ. ред. А.М. Руткевича. 2-е изд. – М. : Издательство
«Весь Мир», 2000. – С. 480 – 698. С. 582.
Стр.1