Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Самостоятельная работа в процессе обучения математике в малокомплектной сельской школе

0   0
АвторыШестакова Лидия Геннадьевна
Издательство[Б.и.]
Страниц63
ID190898
АннотацияРассматриваются: понятие малокомплектной школы, вопросы организации в ней процесса обучения математике. Даны примеры дидактических материалов, которые могут быть использованы учителем для руководства учебной деятельностью школьников в процессе самостоятельной работы. Пособие может быть использовано для организации и проведения соответствующего спецкурса по специальности 0502 Математика и направлению бакалавриата 050100 Педагогическое образование (Профиль: Математика, профиль: Начальное образование). Оно будет интересно учителям математики, работающим в объединенных классах-комплектах.
Кому рекомендованоДля студентов педагогического вуза
ISBN978-5-89469-076-6
УДК373
ББК74.262.21
Самостоятельная работа в процессе обучения математике в малокомплектной сельской школе / Л.Г. Шестакова .— : [Б.и.], 2011 .— 63 с. : ил. — ISBN 978-5-89469-076-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/190898 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Соликамский государственный педагогический институт» (СГПИ) <...> Л. Г. Шестакова САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ Учебное пособие для спецкурса «Рекомендовано УМО по математике педвузов Волго-Вятского региона в качестве учебного пособия для студентов педагогических направлений подготовки высших учебных заведений» Протокол № 14 заседания Совета УМО от 28 марта 2011 г. Соликамск СГПИ 2011 УДК 31 ББК 74.262.21 Ш 51 Рецензенты: зав. кафедрой геометрии ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», доктор физико-математических наук, профессор А. Е. Малых; доцент кафедры математики и физики ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт», кандидат педагогических наук, доцент Т. А. Безусова. <...> Г. Ш 51 Самостоятельная работа в процессе обучения математике в малокомплектной сельской школе [Текст]: учебное пособие для спецкурса / Л. Г. Шестакова; ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт». <...> Оно будет интересно учителю математики, работающему в объединенных классах-комплектах. <...> Предпрофильная подготовка и профильная дифференциация в условиях малокомплектной сельской школы..................................59 <...> 114 Пособие отмечено Национальным сертификатом качества в номинации «Лучший информационный проект» № 01006 от 22.09.2011 ISBN 978-5-89469-076-6 © Л. Г. Шестакова, 2011 © ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт», 2011 3 Введение К идее организации образовательного процесса в группах, состоящих из детей разного возраста, в отечественной педагогике обращаются достаточно часто. <...> В российской системе образования сегодня можно выделить особую группу образовательных учреждений, которые не могут не использовать идеи разновозрастного обучения. <...> К ней относятся и малокомплектные сельские школы, главной отличительной <...>
Самостоятельная_работа_в_процессе_обучения_математике_в__малокомплектной_сельской_школе.pdf
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Соликамский государственный педагогический институт» (СГПИ) Л. Г. Шестакова САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ Учебное пособие для спецкурса «Рекомендовано УМО по математике педвузов Волго-Вятского региона в качестве учебного пособия для студентов педагогических направлений подготовки высших учебных заведений» Протокол № 14 заседания Совета УМО от 28 марта 2011 г. Соликамск СГПИ 2011
Стр.1
УДК 31 ББК 74.262.21 Ш 51 Рецензенты: зав. кафедрой геометрии ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», доктор физико-математических наук, профессор А. Е. Малых; доцент кафедры математики и физики ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт», кандидат педагогических наук, доцент Т. А. Безусова. Шестакова, Л. Г. Ш 51 Самостоятельная работа в процессе обучения математике в малокомплектной сельской школе [Текст]: учебное пособие для спецкурса / Л. Г. Шестакова; ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт». – Соликамск: РИО СГПИ, 2011. – 124 с. – 500 экз. – ISBN 978-5-89469-076-6 Рассматриваются: понятие малокомплектной школы, вопросы организации в ней процесса обучения математике. Даны примеры дидактических материалов, которые могут быть использованы учителем для руководства учебной деятельностью школьников в процессе самостоятельной работы. Пособие предназначено для студентов педагогического вуза, может быть использовано для организации и проведения соответствующего спецкурса по специальности 050201 Математика и направлению бакалавриата 050100 Педагогическое образование (профиль: Математика, профиль: Начальное образование). Оно будет интересно учителю математики, работающему в объединенных классах-комплектах. УДК 31 ББК 74.262.21 Рекомендовано к изданию РИСо СГПИ. Протокол № 23 от 11.05.2011 г. Пособие отмечено Национальным сертификатом качества в номинации «Лучший информационный проект» № 01006 от 22.09.2011 ISBN 978-5-89469-076-6 © Л. Г. Шестакова, 2011 © ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт», 2011 3 Содержание Введение.........................................................................................................4 1. Особенности работы учителя в малокомплектной школе.............6 2. Характеристика самостоятельной работы школьника.................11 3. Самостоятельная работа школьника как необходимый элемент урока в классе-комплекте....................................................................25 4. Урок математики в классе-комплекте...............................................31 5. Работа в парах и группах на уроках в условиях малокомплектной школы.....................................................................50 6. Использование информационных технологий для организации обучения математике в малокомплектной школе..........................55 7. Предпрофильная подготовка и профильная дифференциация в условиях малокомплектной сельской школы..................................59 8. Примерная планы семинарских и практических занятий...........61 9. Примерная тематика рефератов и докладов для студентов........67 10. Материал для организации оценки результатов освоения курса...68 Заключение.................................................................................................71 Список литературы...................................................................................72 Приложение 1. Учебные тексты для школьников..............................77 Приложение 2. Методика взаимообмена заданиями........................85 Приложение 3. Методика взаимотренажа...........................................91 Приложение 4. Методика взаимопроверки индивидуальных заданий.............................................................................94 Приложение 5. Обучающая самостоятельная работа.......................98 Приложение 6. Примеры заданий для самостоятельной работы при изучении линейной функции...........................100 Приложение 7. Планы-конспекты уроков в классе-комплекте....104 Приложение 8. Аннотация программы дисциплины по выбору....114
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ К идее организации образовательного процесса в группах, состоящих из детей разного возраста, в отечественной педагогике обращаются достаточно часто. В российской системе образования сегодня можно выделить особую группу образовательных учреждений, которые не могут не использовать идеи разновозрастного обучения. К ней относятся и малокомплектные сельские школы, главной отличительной чертой которых является малая наполняемость классов. В российской педагогической энциклопедии малокомплектной называется всякая общеобразовательная школа без параллельных классов с небольшим контингентом учащихся (до 100 человек), организуемая для осуществления всеобщего обязательного обучения. До 70-х гг. термин «малокомплектная школа» применялся только к начальной школе в небольших населённых пунктах, а позже, когда деревни начали стремительно исчезать, малокомплектными стали уже и основные средние школы. В настоящее время увеличивается число классов с малой наполняемостью и в городских школах (частные школы, школы при лечебных учреждениях, посольствах и др.). Создание разновозрастных учебных групп в таких школах диктуется не педагогической целесообразностью, а, прежде всего, экономическими и финансовыми условиями. В настоящее время количество сельских малокомплектных школ возрастает. С сокращением численности детей в классах приходится объединять учащихся разных классов в один класс-комплект. Учитель-предметник оказывается в ситуации, которая требует от него умелого руководства и организации самостоятельной работы обучаемых. Для этого, кроме стандартной методической подготовки, определенной Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, требуется специальная подготовка будущего учителя. Проблеме малокомплектной школы посвящено достаточное количество публикаций в педагогической литературе и периодической печати. Эту проблему рассматривали такие авторы, как Л. 4 5 Байбородова, М. И. Зайкин, Е. Ивлиева, И. Г. Калинина, А. Е. Кондратенков, Н. Г. Савина, Г. Ф. Суворова, И. В. Шитова и другие. Анализ публикаций, посвященных данной проблеме, позволяет предположить, что организация образовательного процесса на основе межвозрастного взаимодействия может стать одним из перспективных направлений развития сельской малокомплектной школы и является наиболее предпочтительной формой, которая будет способствовать улучшению уровня подготовки сельских школьников и решению многих проблем современного села. Предлагаемое пособие может быть использовано для организации дополнительной подготовки студентов-математиков в рамках курса по выбору, дисциплины регионального компонента или факультатива. Пособие содержит материал по следующим вопросам организации обучения математике в малокомплектной школе: – понятие малокомплектной школы, особенности работы в ней учителя; – общая характеристика самостоятельной работы школьника; – самостоятельная работа школьника как необходимый элемент урока в классе-комплекте; – организация урока математики в классе-комплекте; – работа в парах и группах на уроке в условиях малокомплектной школы; – использование информационных технологий для организации обучения математике в малокомплектной школе; – предпрофильная и профильная дифференциации в условиях сельской школы.
Стр.3
1. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ Сельская школа, являясь массовым типом учебного заведения, продолжает выполнять свою общеобразовательную и воспитательную функции в современных социально-экономических условиях. Однако в настоящее время она нуждается в научно обоснованных рекомендациях, качественных школьных учебниках, педагогическом анализе и исследовании условий образования учащихся в сельской школе. Существует потребность школьной практики в создании новых технологий конструирования урока в классах с небольшим количеством учащихся (3 – 8 человек), а также адаптации к имеющимся условиям форм и методов работы, зарекомендовавших себя с положительной стороны в практике работы больших школ. Как известно, сельская школа выступает важным фактором экономического, культурного, социального развития села. Она сталкивается с рядом трудностей, которые во многом обусловлены ее малочисленностью и малокомплектностью. Названные факторы превращают школу в экономически невыгодный объект финансирования. Как отмечает В. А. Кишеев, малокомплектность является «характерной особенностью сельских начальных, основных, средних школ, исходящей из того, что класс-комплект состоит из меньшего числа учащихся, чем требуется в соответствии с государственным нормативом...» [28, с. 8]. Малокомплектность требует особого подхода в решении ряда практических задач образования. Малочисленные классы сельских школ стали предметом изучения таких педагогов, как Г. Ф. Суворова, А. Е. Кондратенков, М. И. Зайкин и др. Большинство авторов считают, что малокомплектная (здесь и далее МКШ) – это школа, главной отличительной чертой которой является малая наполняемость классов. В. П. Стрезикозин на основе результатов многолетних наблюдений и анализа работы учителей выделяет такие специфические черты МКШ: «Учителю ежедневно приходится готовить и проводить не менее 8 уроков по разным предметам и на каждом уроке надо так 6 распределить свое время, чтобы успеть поработать с каждым классом, объяснить новый материал, дать задание для самостоятельной работы, проверить ее результаты, оценить знания учеников. Здесь исключительно большое значение приобретает организация учебного процесса в целом и организация самостоятельной работы на уроке особенно» [51, с. 11]. В настоящее время число МКШ увеличивается. Их отличительными особенностями являются: – малое количество учащихся; – работа учителя в одном помещении с детьми разного возраста, обучающимися по программам разных классов; – возможность варьирования числа учащихся и классовкомплектов; – разнообразме принципов комплектования классов. Работа учителя в МКШ непосредственно связана с необходимостью организации обучения в разновозрастных группах (как правило, совмещаются уроки в двух или даже трех классах). Под разновозрастным обучением обычно понимают организацию совместной деятельности детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач [1]. В современной педагогике имеется описание некоторых приемов, средств, методов организации обучения в разновозрастных группах. К ним можно отнести: – коллективный способ обучения и его различные варианты; – идеи программированного обучения; – использование различных приемов и методов организации самостоятельной работы школьников на уроке; – идеи использования информационных технологий и дистанционного обучения и др. Работа в разновозрастных группах требует правильного педагогического обеспечения. Как отмечает М. И. Зайкин, при проведении разновозрастного занятия учитель должен обратить особое внимание на характер взаимоотношений, совместных действий, общение старших и младших. Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, благоприятный климат в группе. Для этого необходимо [18]: – при формировании разновозрастных групп учитывать воз7
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.