Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Соликамский государственный педагогический институт»
(СГПИ)
Л. Г. Шестакова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИКЕ
В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ
СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Учебное пособие для спецкурса
«Рекомендовано УМО по математике
педвузов Волго-Вятского региона
в качестве учебного пособия для студентов
педагогических направлений подготовки
высших учебных заведений»
Протокол № 14 заседания Совета УМО
от 28 марта 2011 г.
Соликамск
СГПИ
2011
Стр.1
УДК 31
ББК 74.262.21
Ш 51
Рецензенты: зав. кафедрой геометрии ГОУ ВПО «Пермский государственный
педагогический университет», доктор физико-математических
наук, профессор А. Е. Малых; доцент кафедры математики и физики
ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт»,
кандидат педагогических наук, доцент Т. А. Безусова.
Шестакова, Л. Г.
Ш 51 Самостоятельная работа в процессе обучения математике в малокомплектной
сельской школе [Текст]: учебное пособие для спецкурса
/ Л. Г. Шестакова; ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный
педагогический институт». – Соликамск: РИО СГПИ, 2011. – 124 с.
– 500 экз. – ISBN 978-5-89469-076-6
Рассматриваются: понятие малокомплектной школы, вопросы организации
в ней процесса обучения математике. Даны примеры дидактических
материалов, которые могут быть использованы учителем для руководства
учебной деятельностью школьников в процессе самостоятельной работы.
Пособие предназначено для студентов педагогического вуза, может
быть использовано для организации и проведения соответствующего
спецкурса по специальности 050201 Математика и направлению бакалавриата
050100 Педагогическое образование (профиль: Математика, профиль:
Начальное образование). Оно будет интересно учителю математики,
работающему в объединенных классах-комплектах.
УДК 31
ББК 74.262.21
Рекомендовано к изданию РИСо СГПИ.
Протокол № 23 от 11.05.2011 г.
Пособие отмечено Национальным сертификатом качества в номинации
«Лучший информационный проект» № 01006 от 22.09.2011
ISBN 978-5-89469-076-6 © Л. Г. Шестакова, 2011
© ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный
педагогический институт», 2011
3
Содержание
Введение.........................................................................................................4
1. Особенности работы учителя в малокомплектной школе.............6
2. Характеристика самостоятельной работы школьника.................11
3. Самостоятельная работа школьника как необходимый элемент
урока в классе-комплекте....................................................................25
4. Урок математики в классе-комплекте...............................................31
5. Работа в парах и группах на уроках в условиях
малокомплектной школы.....................................................................50
6. Использование информационных технологий для организации
обучения математике в малокомплектной школе..........................55
7. Предпрофильная подготовка и профильная дифференциация
в условиях малокомплектной сельской школы..................................59
8. Примерная планы семинарских и практических занятий...........61
9. Примерная тематика рефератов и докладов для студентов........67
10. Материал для организации оценки результатов освоения курса...68
Заключение.................................................................................................71
Список литературы...................................................................................72
Приложение 1. Учебные тексты для школьников..............................77
Приложение 2. Методика взаимообмена заданиями........................85
Приложение 3. Методика взаимотренажа...........................................91
Приложение 4. Методика взаимопроверки индивидуальных
заданий.............................................................................94
Приложение 5. Обучающая самостоятельная работа.......................98
Приложение 6. Примеры заданий для самостоятельной работы
при изучении линейной функции...........................100
Приложение 7. Планы-конспекты уроков в классе-комплекте....104
Приложение 8. Аннотация программы дисциплины по выбору....114
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
К идее организации образовательного процесса в группах, состоящих
из детей разного возраста, в отечественной педагогике
обращаются достаточно часто. В российской системе образования
сегодня можно выделить особую группу образовательных учреждений,
которые не могут не использовать идеи разновозрастного
обучения. К ней относятся и малокомплектные сельские школы,
главной отличительной чертой которых является малая наполняемость
классов. В российской педагогической энциклопедии малокомплектной
называется всякая общеобразовательная школа без
параллельных классов с небольшим контингентом учащихся (до
100 человек), организуемая для осуществления всеобщего обязательного
обучения. До 70-х гг. термин «малокомплектная школа»
применялся только к начальной школе в небольших населённых
пунктах, а позже, когда деревни начали стремительно исчезать,
малокомплектными стали уже и основные средние школы. В настоящее
время увеличивается число классов с малой наполняемостью
и в городских школах (частные школы, школы при лечебных
учреждениях, посольствах и др.).
Создание разновозрастных учебных групп в таких школах диктуется
не педагогической целесообразностью, а, прежде всего, экономическими
и финансовыми условиями.
В настоящее время количество сельских малокомплектных школ
возрастает. С сокращением численности детей в классах приходится
объединять учащихся разных классов в один класс-комплект.
Учитель-предметник оказывается в ситуации, которая требует от
него умелого руководства и организации самостоятельной работы
обучаемых. Для этого, кроме стандартной методической подготовки,
определенной Государственным образовательным стандартом
высшего профессионального образования, требуется специальная
подготовка будущего учителя.
Проблеме малокомплектной школы посвящено достаточное
количество публикаций в педагогической литературе и периодической
печати. Эту проблему рассматривали такие авторы, как Л.
4
5
Байбородова, М. И. Зайкин, Е. Ивлиева, И. Г. Калинина, А. Е. Кондратенков,
Н. Г. Савина, Г. Ф. Суворова, И. В. Шитова и другие.
Анализ публикаций, посвященных данной проблеме, позволяет
предположить, что организация образовательного процесса
на основе межвозрастного взаимодействия может стать одним из
перспективных направлений развития сельской малокомплектной
школы и является наиболее предпочтительной формой, которая
будет способствовать улучшению уровня подготовки сельских
школьников и решению многих проблем современного села.
Предлагаемое пособие может быть использовано для организации
дополнительной подготовки студентов-математиков в рамках
курса по выбору, дисциплины регионального компонента или факультатива.
Пособие
содержит материал по следующим вопросам организации
обучения математике в малокомплектной школе:
– понятие малокомплектной школы, особенности работы в ней
учителя;
– общая характеристика самостоятельной работы школьника;
– самостоятельная работа школьника как необходимый элемент
урока в классе-комплекте;
– организация урока математики в классе-комплекте;
– работа в парах и группах на уроке в условиях малокомплектной
школы;
– использование информационных технологий для организации
обучения математике в малокомплектной школе;
– предпрофильная и профильная дифференциации в условиях
сельской школы.
Стр.3
1. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
Сельская школа, являясь массовым типом учебного заведения,
продолжает выполнять свою общеобразовательную и воспитательную
функции в современных социально-экономических условиях.
Однако в настоящее время она нуждается в научно обоснованных
рекомендациях, качественных школьных учебниках, педагогическом
анализе и исследовании условий образования учащихся в
сельской школе. Существует потребность школьной практики в
создании новых технологий конструирования урока в классах с небольшим
количеством учащихся (3 – 8 человек), а также адаптации к
имеющимся условиям форм и методов работы, зарекомендовавших
себя с положительной стороны в практике работы больших школ.
Как известно, сельская школа выступает важным фактором экономического,
культурного, социального развития села. Она сталкивается
с рядом трудностей, которые во многом обусловлены ее
малочисленностью и малокомплектностью. Названные факторы
превращают школу в экономически невыгодный объект финансирования.
Как отмечает В. А. Кишеев, малокомплектность является
«характерной особенностью сельских начальных, основных, средних
школ, исходящей из того, что класс-комплект состоит из меньшего
числа учащихся, чем требуется в соответствии с государственным
нормативом...» [28, с. 8]. Малокомплектность требует особого подхода
в решении ряда практических задач образования. Малочисленные
классы сельских школ стали предметом изучения таких педагогов,
как Г. Ф. Суворова, А. Е. Кондратенков, М. И. Зайкин и др.
Большинство авторов считают, что малокомплектная (здесь и
далее МКШ) – это школа, главной отличительной чертой которой
является малая наполняемость классов.
В. П. Стрезикозин на основе результатов многолетних наблюдений
и анализа работы учителей выделяет такие специфические черты
МКШ: «Учителю ежедневно приходится готовить и проводить
не менее 8 уроков по разным предметам и на каждом уроке надо так
6
распределить свое время, чтобы успеть поработать с каждым классом,
объяснить новый материал, дать задание для самостоятельной
работы, проверить ее результаты, оценить знания учеников. Здесь
исключительно большое значение приобретает организация учебного
процесса в целом и организация самостоятельной работы на
уроке особенно» [51, с. 11].
В настоящее время число МКШ увеличивается. Их отличительными
особенностями являются:
– малое количество учащихся;
– работа учителя в одном помещении с детьми разного возраста,
обучающимися по программам разных классов;
– возможность варьирования числа учащихся и классовкомплектов;
–
разнообразме принципов комплектования классов.
Работа учителя в МКШ непосредственно связана с необходимостью
организации обучения в разновозрастных группах (как
правило, совмещаются уроки в двух или даже трех классах). Под
разновозрастным обучением обычно понимают организацию совместной
деятельности детей разного возраста, направленную на
решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста,
образовательных и воспитательных задач [1].
В современной педагогике имеется описание некоторых приемов,
средств, методов организации обучения в разновозрастных
группах. К ним можно отнести:
– коллективный способ обучения и его различные варианты;
– идеи программированного обучения;
– использование различных приемов и методов организации самостоятельной
работы школьников на уроке;
– идеи использования информационных технологий и дистанционного
обучения и др.
Работа в разновозрастных группах требует правильного педагогического
обеспечения.
Как отмечает М. И. Зайкин, при проведении разновозрастного занятия
учитель должен обратить особое внимание на характер взаимоотношений,
совместных действий, общение старших и младших.
Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, благоприятный
климат в группе. Для этого необходимо [18]:
– при формировании разновозрастных групп учитывать воз7
Стр.4