Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Русский язык в национальной школе

Русский язык в национальной школе №2 2011 (176,00 руб.)

0   0
Страниц64
ID189302
АннотацияМетодические и дидактические материалы, помогающие детям национальных регионов России и беженцам из СНГ изучать русский язык.
Русский язык в национальной школе .— 2011 .— №2 .— 64 с. — URL: https://rucont.ru/efd/189302 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№2 2011 РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Научнометодический журнал Главный редактор Зам. главного редактора Редакция: Ольга Гамазкова, Нелли Ермолаева, редакторы Мария Седенкова, художественное оформление и макет Татьяна Никулина, финансовоэкономический директор проекта Юрий Давлятшин, вёрстка Елена Дуденко, корректор Адрес: 111674, Москва, ул. <...> 93155-37, 5247263 Е  m a i l : sobr2007@mail.ru Редакционный совет: Татьяна Балыхина, Тамара Донская, Резеда Мухаметшина, Людмила Трубина, Раиса Хайруллина, Редакционная коллегия: Ольга Александрова, Татьяна Кудрявцева, Дмитрий Насилов, Лариса Савельева, Елизавета Хамраева, Руслан Хайруллин, Марина Ганженко, Раиса Арзуманова, Меджи Черкезова, доктор педагогических наук, профессор Жанна Критарова, кандидат педагогических наук декан факультета повышения квалификации работников образования Российского университета дружбы народов, доктор педагогических наук, профессор профессор кафедры русского языка в национальной школе Института Севера Российского государственного педагогического университета им. <...> А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор декан факультета филологического образования Татарского государственного гуманитарнопедагогического университета, доктор педагогических наук, профессор проректор по учебнометодической работе Московского педагогического государственного университета, доктор филологических наук, профессор проректор Башкирского государственного университета им. <...> Ломоносова, доктор филологических наук заведующая кафедрой начального языкового образования Института детства Российского государственного педагогического университета им. <...> МПГУ, доктор педагогических наук старший научный сотрудник УРАО ИСМО, кандидат педагогических наук ведущий научный сотрудник УРАО ИСМО, доцент кафедры русского языка медицинского факультета РУДН, кандидат педагогических наук Содержание Слово к читателям Меджи Черкезова <...>
Русский_язык_в_национальной_школе_№2_2011.pdf
№ 2 2011 Редакция: Ольга Гамазкова, Нелли Ермолаева, редакторы Мария Седенкова, художественное оформление и макет Татьяна Никулина, финансовоэкономический директор проекта Юрий Давлятшин, вёрстка Елена Дуденко, корректор РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Научнометодический журнал Главный редактор Зам. Меджи Черкезова, доктор педагогических наук, профессор главного редактора Редакционный совет: Татьяна Балыхина, Тамара Донская, Жанна Критарова, кандидат педагогических наук декан факультета повышения квалификации работников образования Российского университета дружбы народов, доктор педагогических наук, профессор профессор кафедры русского языка в национальной школе Института Севера Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор Резеда Мухаметшина, Людмила Трубина, Раиса Хайруллина, Редакционная коллегия: Ольга Александрова, Татьяна Кудрявцева, Дмитрий Насилов, Лариса Савельева, Адрес: 111674, Москва, ул. Святоозёрская, 16–169. Издательство «Современное образование» Тел.: (495) 93155-37, 5247263 Еmail: sobr2007@mail.ru декан факультета филологического образования Татарского государственного гуманитарнопедагогического университета, доктор педагогических наук, профессор проректор по учебнометодической работе Московского педагогического государственного университета, доктор филологических наук, профессор проректор Башкирского государственного университета им. М. Акмуллы, доктор фило логических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Башкортостан ведущий научный сотрудник УРАО ИСМО, кандидат педагогических наук заведующая лабораторией русского языка как государственного УРАО ИСМО, кандидат педагогических наук профессор кафедры тюркологии МГУ им. Ломоносова, доктор филологических наук заведующая кафедрой начального языкового образования Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, доцент Елизавета Хамраева, Руслан Хайруллин, Марина Ганженко, Раиса Арзуманова, профессор кафедры славянских языков и методики их преподавания МПГУ, заведующая редакцией национальной литературы издательства «Дрофа», доктор педагогических наук профессор кафедры русской литературы и журналистики XX—XXI вв. МПГУ, доктор педагогических наук старший научный сотрудник УРАО ИСМО, кандидат педагогических наук ведущий научный сотрудник УРАО ИСМО, доцент кафедры русского языка медицинского факультета РУДН, кандидат педагогических наук
Стр.1
РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 2`2011 Содержание СЛОВО К ЧИТАТЕЛЯМ Меджи Черкезова Ирина Шонтукова Татьяна Коксунова Любовь Ашкинова Полина Токарева Людмила Янович Лидия Манько Альбина Куберлинова 3 5 9 Обращение главного редактора ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в основной школе Фразеология как отражение сходства и различий языковой картины мира (на материале калмыцкого и русского языков) 14 Усвоение фразеологии русского языка учащимися школ Калмыкии 17 Раздел «Морфемика и словообразование» в учебниках по русскому языку для школ с этнокультурным компонентом (УМК под ред. Е.А. Быстровой) 23 Роман Анатолия Кима «Отец-Лес» в школьном изучении на уроках внеклассного чтения 28 Приобщение учащихся к культуре на уроках и внеклассных занятиях по литературе (на примерах изучения творчества А.С. Пушкина) 36 Изучение лирического стихотворения Д.Н. Кугультинова в начальной школе (на примере стихотворения «Седкл») В МЕТОДИЧЕСКУЮ КОПИЛКУ УЧИТЕЛЯ Альбина Султанова, Галина Егорова 2 Галина Кужакова Людмила Музиянова Райса Раинбагина 40 Ориентировочное планирование по русскому языку для V класса. На основе УМК «Русский язык. 5 кл.: учебник для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения» под ðåä. Å.À. Быстровой. IV ÷åòâåðòü. 47 Проектная технология как условие формирования коммуникативной компетентности учащихся. Путешествие в мир «Лексики» 52 «Äâåðü». Мастерская творческого письма (7–8 êë.) ПОСЛЕ УРОКОВ 57 Мир вам и вашему дому (Ассалямалейкум) ХРОНИКА 60 К 80-летию со дня рождения Льва Всеволодовича Тодорова Лия Шакирова 62 Неутомимый труд билингвальной личности. К 80-летию Кабира Закирьяновича Закирьянова © Современное образование
Стр.2
СЛОВО К ЧИТАТЕЛЯМ Обращение главного редактора Уважаемые коллеги! Меджи ЧЕРКЕЗОВА Российская школа находится в преддверии реформы и внедрения очередных стандартов. Радоваться или огорчаться? Вопрос сложный. Педагогическая общественность страны, да и само общество разделились на два непримиримых лагеря. Аргументы каждой стороны весьма убедительны и весомы. Какую сторону принять учителю? Отбросив замысловатые словоплетения чиновничьего языка стандартов, учитель стремится понять, что реально изменится в школе. Если повысится мотивация ученика к учёбе, а учителя к работе — то есть смысл во всех нынешних нововведениях. А сели все изменения останутся на бумаге красиво сформулированными фразами — то смысла в реформе нет никакого. Бесспорно одно, что двигаться вперёд лучше, чем топтаться на месте. Давайте же с реформой или без неё, с новыми стандартами или без них двигаться вперёд, а это значит — развиваться, совершенствоваться и вести за собой ребят, ради которых мы и выбрали эту трудную и самую лучшую профессию. Задача нашего журнала — помочь учителю разобраться в том, что происходит в современном филологическом образовании. В этом номере журнала традиционно помещены статьи и методические разработки по разным аспектам преподавания русского языка и литературы в школе. В разделе «Теория и практика» напечатана статья «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в основной школе», посвящённая одной из важных проблем, обозначенных в стандартах нового поколения. В других статьях рассматриваются вопросы, связанные с преподаванием отдельных разделов курса русского языка, а именно: морфемики, словообразования, фразеологии. Учителям литературы интересно будет познакомиться с авторским прочтением романа Анатолия Кима «Отец-Лес» и методическими рекомендациями по его изучению на уроках внеклассного чтения. С преподаванием литературы связаны статьи о приобщении учащихся к культуре на уроках и внеклассных занятиях, а также об изучении лирического стихотворения в начальной школе. В «Методической копилке учителя» продолжаем печатать ориентировочное планирование по русскому языку для 5 класса на основе УМК «Русский язык» 3 2`2011 РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Стр.3