. . Ł æ . ºŁ ŁŒ .qxd
24.01.2011
23:13
Page 1
№ 6 СОЦИАЛЬНАЯ
2010 ПЕДАГОГИКА
Генеральный директор
проекта
Валентина БОЧАРОВА,
член'корреспондент Российской
академии образования, директор
Института социальной
педагогики РАО, доктор
педагогических наук, профессор,
Почётный президент Союза со'
циальных педагогов и социаль'
ных работников России — члена
Международной Федерации
социальных работников
В РОСCИИ
Научнометодический журнал
Содержание журнала обеспечивается учреждением Российской
академии образования «Институт социальной педагогики» при
научноинформационной поддержке Международной Федерации
социальных работников
Журнал включён в перечень научных педагогических изданий Высшей
Аттестационной комиссии (ВАК) Российской Федерации, в которых
рекомендуется публиковать основные результаты диссертаций на
соискание учёных степеней кандидата наук и доктора наук
Редакция:
Главный редактор
Татьяна Борисова,
заместитель главного редактора
Нелли Ермолаева,
ответственный секретарь
Мария Седенкова,
художественное оформление и
макет
Татьяна Никулина,
финансово'экономический
директор проекта
Людмила Балашова,
вёрстка
Елена Дуденко,
корректура
Редакционная коллегия:
Адрес:
111674, Москва,
ул. <...> 931'55'37, 524'72'63
Е m a i l : sobr'2007@mail.ru
Валентина Бочарова
Министр образования Республики Саха
(Якутия), доктор педагогических наук,
профессор
Марина Гурьянова,
заместитель директора Института
социальной педагогики РАО, доктор
педагогических наук, профессор, Москва
Наталия Дежникова,
заместитель директора Института
социальной педагогики РАО, доктор
педагогических наук, профессор, Москва
Владимир Загвязинский, заведующий кафедрой методологии и теории
социально'педагогических исследований
Тюменского государственного университета,
действительный член (академик) РАО
Татьяна Степанова,
начальник Департамента образования
администрации Ярославской области, доктор
педагогических наук, г. Ярославль
Михаил Плоткин <...>
Социальная_педагогика_в_России_№6_2010.pdf
.. Ł æ.ºŁŁŒ.qxd 24.01.2011 23:13 Page 1
№ 6
2010
Генеральный директор
проекта
Валентина БОЧАРОВА,
членкорреспондент Российской
академии образования, директор
Института социальной
педагогики РАО, доктор
педагогических наук, профессор,
Почётный президент Союза со
циальных педагогов и социаль
ных работников России — члена
Международной Федерации
социальных работников
Редакция:
Татьяна Борисова,
заместитель главного редактора
Нелли Ермолаева,
ответственный секретарь
Мария Седенкова,
художественное оформление и
макет
Татьяна Никулина,
финансовоэкономический
директор проекта
Людмила Балашова,
вёрстка
Елена Дуденко,
корректура
Адрес:
111674, Москва,
ул. Святоозёрская, 16–169.
Издательство
«Современное образование»
Тел.: (495) 9315537, 5247263
Еmail: sobr2007@mail.ru
Давид Фельдштейн,
Георгий Филонов,
Нина Целищева,
Людмила Шеметова,
СОЦИАЛЬНАЯ
ПЕДАГОГИКА
В РОСCИИ
На учнометодический жу рнал
Содержание жу рнала обеспечивается учреждением Российской
академии образования «Институ т социальной педагогики» при
на учноинформационной поддержке Международной Федерации
социальных работников
Журнал включён в перечень научных педагогических изданий Высшей
Аттестационной комиссии (ВАК) Российской Федерации, в которых
рекомендуется публиковать основные результаты диссертаций на
соискание учёных степеней кандидата наук и доктора наук
Главный редактор Валентина Бочарова
Редакционная коллегия:
Феодосия Габышева,
Марина Гурьянова,
Наталия Дежникова,
Министр образования Республики Саха
(Якутия), доктор педагогических наук,
профессор
заместитель директора Института
социальной педагогики РАО, доктор
педагогических наук, профессор, Москва
заместитель директора Института
социальной педагогики РАО, доктор
педагогических наук, профессор, Москва
Владимир Загвязинский, заведующий кафедрой методологии и теории
социальнопедагогических исследований
Тюменского государственного университета,
действительный член (академик) РАО
Татьяна Степанова,
Михаил Плоткин,
начальник Департамента образования
администрации Ярославской области, доктор
педагогических наук, г. Ярославль
заместитель директора Института
социальной педагогики РАО, доктор
педагогических наук, профессор, Москва
доктор психологических наук, профессор,
Москва
действительный член (академик) РАО,
доктор философских наук, профессор, Москва
почётный работник общего образования РФ,
член Союза журналистов России, Москва
заведующая лабораторией
профессионального социально
педагогического образования Института
социальной педагогики РАО
Стр.1
.. Ł æ.ºŁŁŒ.qxd 24.01.2011 23:13 Page 2
Содержание
Содержание
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Дмитрий Медведев
3
Наказ Президента школе, образованию,
социальным педагогам
СОЦИАЛЬН0-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Галина Палаткина,
Наталья Александрова
Елена Барсукова
11
Галина МусинаМазнова 15
Елена Тебенькова
Анна Анисимова
Виктория Баранова
Фатима Хабаева
Галина Потапова,
Любовь Цаплина
Ольга Тюгаева
Зарубежный опыт
Вальтер Шпехт
Майк Талаккер,
Матиас Граф,
2
Александр Поммеренинг,
Энс Арндт
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
Александр Егорычев
Владимир Фокин,
Игорь Фокин
Вадим Васильев
71
76
80
Философскометодологические основы
социальной педагогики
Информационные технологии в деятельности
социальных педагогов
Становление института защиты прав детей
в Советской России (1917–1920 гг.)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Надежда Курилович
85 Культура профессионального общения —
базовое качество социального педагога
91 Указатель статей, опубликованных в журнале
«Социальная педагогика в России» в 2010 году
96 Сведения об авторах
©Современное образование
26
32
36
43
49
54
«Стратегический приоритет политики в сфере
детства»
7 Участковые социальные службы ведут профилактику
семейного неблагополучия
Развитие семейных форм устройства детейсирот
в Тамбовской области
Социальнопедагогическая работа с женщинами,
попавшими в трудную жизненную ситуацию
Семейные клубы и гуманизация сельского социума
Диалог поколений: социальные практики
формирования межпоколенных отношений
Психологическая и социальнопедагогическая
поддержка: в чём нуждаются подростки и
старшеклассники
По материалам экспериментального исследования
Профилактика аддиктивного поведения подростков
Интеграция детей с ограниченными физическими
возможностями в социум
Значимость труда в системе ценностных ориентаций
современных подростков
с помощью современной диагностики
«Великое счастье на земле...»
58
Мобильная работа с молодёжью в Европе
65 Уличная социальная работа в районе Хеллерсдорф
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В РОССИИ
6’2010
Стр.2