В монографии рассматривается проблема воспитания человека
культуры на основе интегративного подхода к изучению языка и искусства,
раскрывается культурологический подход к
изучению гуманитарных
дисциплин. <...> Уделяется особое внимание воспитанию у
школьников культуры чувств. предлагаются разнообразные формы
приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям. <...> «Под
культуротворчеством понимается, по мнению Л.П.Сычуговой, во-первых,
4
работа по приобщению учащихся к достижениям материальной и духовной
культуры, во-вторых, развитие на этой основе культуры у учащихся, в
стимулировании их творчества в сфере культуры» [78, с. <...> Культурологический подход к содержанию и методам обучения
предполагает
усвоение
учащимися
в
процессе
изучения
различных
7
дисциплин
жизненного
опыта народа, его
культуры
(национальные
традиции, религия, нравственно-этические ценности, искусство) и духовноэстетическое
воздействие
на
мысли,
чувства,
поведение,
поступки
обучаемых. <...> Культурологический подход к преподаванию гуманитарных дисциплин
в школе предполагает использование на уроках феноменов культуры,
существующих как на вербальном, так и невербальном уровнях, поэтому
важен вопрос о принципах отбора явлений культуры для уроков по
гуманитарным дисциплинам. <...> Реализация данных принципов
предполагает знакомство учащихся с национальной культурой своей страны,
ее традициями, обычаями, историей, формирование ценностного отношения
к
отечественной
культуре,
целостной
картины
мира
в
рамках
межкультурного диалога, развитие речевой, эстетической и эмоциональной
культуры учащихся, познавательного интереса и творческой рефлексии к
различным явлениям культуры. <...> В школе традиционно изучается лексика русского языка, основная цель
изучения которой – обогащение словарного запаса учащихся, развитие их
речи, тогда как национальные особенности языка чаще всего проявляются в
лексике, которая тесно связана с историческим <...>
Воспитание_человека_культуры_средствами_языка_и_искусства_в_процессе_гуманитарного_образования.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ВОЛКОВА Т.Н.
ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ
ЯЗЫКА И ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ГУМАНИТАРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Шуя 2007
Стр.1
2
Печатается по решению редакционно-издательского совета
ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический
университет»
Научный редактор – кандидат философских наук, профессор
И.Ю.Добродеева, ректор ГОУ ВПО «ШГПУ»,
Автор: Т.Н.Волкова, доктор педагогических наук, профессор,
заведующая кафедрой лингвистического образования детей младшего
возраста ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический
университет»
Рецензенты: А.А.Червова, доктор педагогических наук, профессор
Волжского государственного инженерно-педагогического университета ( г.
Нижний Новгород), Заслуженный работник высшей школы РФ;
Л.К.Фортова, доктор педагогических наук, профессор Владимирского
государственного педагогического университета ( ВГПУ);
кафедра русской словесности и культурологии Ивановского
государственного университета.
В монографии рассматривается проблема воспитания человека
культуры на основе интегративного подхода к изучению языка и искусства,
раскрывается культурологический подход к изучению гуманитарных
дисциплин. В работе исследуется как единый процесс языковое, речевое и
эстетическое развитие учащихся. Уделяется особое внимание воспитанию у
школьников культуры чувств. предлагаются разнообразные формы
приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям. Издание адресовано
преподавателям, студентам, аспирантам педагогических вузов, учителям
школ, лицеев и гимназий.
Стр.2