СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Методическое пособие
для самостоятельной работы студентов
2005
–1–
ББК 75.0
УДК 796
Д44
ПРЕДИСЛОВИЕ
(от авторов)
Рецензент: <...> ISBN
Методическое пособие составлено в соответствии с программой дисциплины
«Физическая культура» высшего профессионального образования. <...> Рассмотрены анатомо-физиологические особенности систем организма человека, основные физиологические
функции и их регуляция в организме, адаптация организма к физическим нагрузкам и
напряжениям, воздействие психоактивных веществ на организм человека. <...> – Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке
студентов. <...> Рассмотрены анатомофизиологические особенности систем организма человека, основные физиологические функции и их регуляция в организме, адаптация организма к физическим
нагрузкам и напряжениям. <...> Помимо курса, соответствующего примерной программе по дисциплине «Физическая культура» высшего профессионального образования, в пособие также
включен раздел, освещающий воздействие психоактивных веществ на организм
человека. <...> Гомеостаз – постоянство внутренней среды организма человека (температуры тела, кровяного
давления, содержания глюкозы в крови и т. п.) <...> Экологические факторы – это показатели окружающей человека внешней
среды, отражающие состояние воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, световых потоков, геомагнитных и электромагнитных полей и т. п. <...> Существование человека в этих условиях возможно только в том случае,
если организм своевременно реагирует на воздействия внешней среды соответствующими приспособительными реакциями и сохраняет постоянство своей внутренней среды или адаптируется к новым условиям существования. <...> Клетка – структурно-функциональная единица организма человека
Основу строения и функционирования организма составляют клетки и их
сообщества (популяции) [5, 7, 12, 14, 17, 26, 36, 37]. <...> Орган – часть
человеческого тела с присущей ему <...>
Социально-биологические_основы_физической_культуры._Методическое_пособие_для_самостоятельной_работы_студентов.pdf
СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Методическое пособие
для самостоятельной работы студентов
2005
1
Стр.1
ББК 75.0
УДК 796
Ä44
Рецензент:
С. А. Полиевский, д-р мед. наук, профессор
ПРЕДИСЛОВИЕ
(от авторов)
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования и утвержденной примерной учебной
программы по физической культуре для высших учебных заведений теоретический
раздел осваивается в форме лекционного курса и изучения рекомендуемой
литературы. Лекционный курс изучается студентами в течение нескольких семестров,
тематика которого распределена соответственно по годам обучения.
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке
Ä44
Димова À. Ë., Чернышова Ð. Â.
Социально-биологические основы физической культуры: Методическое
пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Советский
ñïîðò, 2005. 60 ñ.
ISBN
Методическое пособие составлено в соответствии с программой дисциплины
«Физическая культура» высшего профессионального образования. Оно раскрывает
социально-биологические основы физической культуры. Рассмотрены анатомо-физиологические
особенности систем организма человека, основные физиологические
функции и их регуляция в организме, адаптация организма к физическим нагрузкам и
напряжениям, воздействие психоактивных веществ на организм человека.
Для студентов высших учебных заведений.
ББК 75.0
ISBN
© Димова À. Ë., Чернышова Ð. Â., 2005
© Оформление.
Алла Львовна ДИМОВА
Росина Владимировна ЧЕРНЫШОВА
Социально-биологические основы физической культуры
Методическое пособие для студентов высших учебных заведений.
Подписано в печать 20.08.2004. Формат 60õ841
Бумага офсетная ¹1. Ïå÷. листов 3,75. Тираж 1000 ýêç.
Издательство ООО «Маджента»
/16
214031, Ñìîëåíñê, à/ÿ 67. Òåëåôîíû: (0812) 38-59-80; 64-12-71.
www.magenta-l.ru
2
. Гарнитура Times.
студентов.
Социально-биологические основы физической культуры.
Основы здорового образа жизни студента.
Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности.
Средства физической культуры в регулировании работоспособности.
Общая и спортивная подготовка в системе физического воспитания.
Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Спорт. Индивидуальный выбор вида спорта или занятий оздоровительными
системами физических упражнений.
Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
В данном методическом пособии «Социально-биологические основы физической
культуры», являющемся экспериментальной разработкой по дисциплине
«Физическая культура», представлен материал для самостоятельного изучения
студентами.
Пособие представлено в форме тематического обзора, основанного на работах
ведущих ученых и специалистов в области анатомии человека, биологии,
физического воспитания, спортивной тренировки и медицины. В нем освещены
социально-биологические основы физической культуры. Рассмотрены анатомофизиологические
особенности систем организма человека, основные физиологические
функции и их регуляция в организме, адаптация организма к физическим
нагрузкам и напряжениям.
Помимо курса, соответствующего примерной программе по дисциплине «Физическая
культура» высшего профессионального образования, в пособие также
включен раздел, освещающий воздействие психоактивных веществ на организм
человека. Включение раздела в теоретический курс продиктовано острой необходимостью
организации агитационно-пропагандистской работы по информированию
студентов о пагубном и разрушительном воздействии злоупотребления
одурманивающими средствами.
Методическое пособие включает в себя 3 главы, список основных терминов
и контрольные задания. Задания выполняются студентом самостоятельно, в
письменном виде и сдаются на проверку преподавателю, что является условием
допуска к контрольному тестированию.
3
Стр.2
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ (îò àâòîðîâ) ...................................................................................... 4
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Организм человека как единая саморазвивающаяся
и саморегулирующаяся биологическая система ..................................................... 5
1. Воздействие природных и социально-экономических факторов, внешней среды
на организм человека ............................................................................................... 5
2. Клетка структурно-функциональная единица организма человека .................... 7
3. Системы органов и аппаратов .................................................................................. 9
4. Адаптационные резервы организма человека .......................................................... 9
5. Повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека
к различным условиям внешней среды .................................................................. 11
6. Адаптация к нарушению биологических ритмов ................................................... 13
7. Спортивная работоспособность и ее изменения .................................................... 15
8. Воздействие психоактивных веществ на организм человека ................................. 15
ГЛАВА ÂÒÎÐÀß. Физическая и умственная деятельность человека ......................... 18
1. Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека ............................. 18
2. Утомление и восстановление при физической и умственной работе .................... 19
3. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость
к физической и умственной деятельности человека .............................................. 21
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Физиологические механизмы и закономерности
совершенствования отдельных систем организма человека под воздействием
направленной физической тренировки .................................................................25
1. Опорно-двигательный аппарат ................................................................................25
1.1. Êîñòè, суставы и двигательная деятельность ........................................................25
1.2. Мышечная система и ее функции ...........................................................................28
2. Воздействие физической тренировки на кровь и кровеносную систему ...............30
2.1. Кровь .......................................................................................................................30
2.2. Кровеносная система .............................................................................................. 31
2.3. Сердце ......................................................................................................................33
2.4. Мышечный насос ....................................................................................................35
3. Дыхательная система ................................................................................................36
4. Функции пищеварения, выделения, терморегуляции и желез внутренней
секреции ...................................................................................................................39
5. Сенсорные системы ...................................................................................................44
6. Нервная и гуморальная регуляция деятельности организма .................................45
6.1. Рефлекторная природа и рефлекторные механизмы двигательной
деятельности ............................................................................................................46
6.2. Образование двигательного навыка .....................................................................46
7. Совершенствование обмена веществ и энергии под воздействием
направленной физической тренировки .................................................................47
8. Адаптация организма к физическим нагрузкам и напряжениям ..........................48
КОНТРОЛЬНЫЕ ÇÀÄÀÍÈß....................................................................................... 51
ОСНОВНЫЕ ÏÎÍßÒÈß..............................................................................................54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ÑÏÈÑÎÊ.........................................................................58
60
Стр.31