УДК 796/799
ББК 75.1
Г93
Рецензенты:
С. Д. Неверкович – доктор педагогических наук,
профессор, чл.корр. РАО;
В. Г. Никитушкин – доктор педагогических наук,
профессор
Губа В. П., Морозов О. С., Парфененков В. В.
Г93 Научнопрактические и методические основы физического
воспитания учащейся молодежи [Текст] : учеб. пособие /
В. П. Губа, О. С. Морозов, В. В. Парфененков ; под общ. ред.
д-ра пед. наук, проф. В. П. Губа. – М. : Советский спорт,
2008. – 206 с.
ISBN 9785971802426
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ..................................................................................................................... 5
Глава 1. Научнотеоретические основы оздоровительных
упражнений ..................................................................................................11
1.1. Проблематика оздоровительной физической культуры .............11
1.2. Общие представления о механизмах оздоравливающего
воздействия физических упражнений
на организм человека ...............................................................................16
Глава 2. Психологические основы здоровья ...................................................23
2.1. Самосознание здоровья как индивидуальной ценности .............23
2.2. Здоровье как компонент социального
благополучия личности ...........................................................................26
2.3. Взаимосвязь активной позиции с уровнем здоровья ...................29
2.4. Социальнопсихологические факторы
оздоровительных систем .........................................................................34
2.5. Потребности и мотивы в регулярных занятиях
физическими упражнениями ................................................................41
Данное учебное пособие предлагает некоторые оздоровительные методики
и системы физических упражнений в соответствии с государственной программой
дисциплины «Физическая культура».
Материал, изложенный в учебном пособии, представляет значимый теоретический
интерес и практическую прикладность, может быть использован
для обучения студентов по дисциплине «Физическая культура», слушателей
курсов усовершенствования преподавателей физического воспитания, ФПК
учителей по физической культуре общеобразовательных школ.
УДК 796/799
ББК 75.1
Глава 3. Образование тренировочного эффекта
в процессе оздоровления .........................................................................44
3.1. Морфофункциональные особенности воздействия
оздоровительных упражнений .............................................................44
3.2. Система аэробного обеспечения ...........................................................53
3.3. Развитие силовых способностей ..........................................................57
3.4. Упражнения смешанного типа ..............................................................59
3.5. Методологические основы оздоровительных систем ..................62
Глава 4. Методические принципы занятий
оздоровительноразвивающей направленности ..........................70
Глава 5. Основные характеристики оздоровительных систем ...............83
© Губа В. П., Морозов О. С.,
Парфененков В. В., 2008
ISBN 9785971802426
© Оформление. ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2008
5.1. Исторические предпосылки современных
оздоровительных систем и упражнений ...........................................83
5.2. Специфика занятий различными формами гимнастики ............86
5.3. Ритмическая гимнастика ........................................................................91
3
Стр.1
5.4. Основы самоконтроля на занятиях оздоровительными
упражнениями ............................................................................................96
Глава 6. Приемы и методы оздоровления организма ................................100
6.1. Оздоровительная система К. Купера ................................................102
6.2. Оздоровительные системы аэробной направленности ..............109
6.3. Основные принципы оздоровительной системы
Е.Г. Мильнера ............................................................................................119
6.4. Оздоровительная программа Н.М. Амосова ..................................121
6.5. Оздоровительная концепция И.В. Проховцева ............................124
6.6. Атлетическая гимнастика .....................................................................134
6.7. Общие закономерности силовой тренировки
в атлетической гимнастике ..................................................................140
6.8. Специфика восстановления и питания ...........................................145
6.9. Оздоровительная система «Изотон» ................................................147
Глава 7. Оздоровительные упражнения, основанные
на сочетании дыхания, движения
и статических положений .....................................................................155
7.1. Специфика выполнения упражнений в воде .................................155
7.2. Основные принципы оздоровительного дыхания .......................165
7.3. Нетрадиционные оздоровительные системы ................................167
7.4. Йога ...............................................................................................................168
7.5. Оздоровительный эффект дыхательных упражнений ...............176
7.6. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой ............................179
7.7. Дыхательная гимнастика К.П. Бутейко ...........................................181
7.8. Закаливание ...............................................................................................184
7.9. Массаж .........................................................................................................188
Заключение .................................................................................192
Литература ..................................................................................195
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье – важнейшее состояние человека, основа его жизнедеятельности,
материального благополучия, трудовой активности,
творческих успехов, долголетия. Здоровье человека отражает
уровень жизни и благополучия страны, непосредственно влияет
на производительность труда, экономику, обороноспособность,
нравственные принципы общества, настроение людей. Одновременно
уровень здоровья зависит от социальноэкономических, материальнотехнических,
санитарногигиенических условий; экологии,
культуры, образования, здравоохранения, науки, образа жизни,
питания и главное – от уровня двигательной активности человека
(Ю.В. Сысоев, 2001).
При этом необходимо понимать, что здоровье – это комплексное
социальнобиологическое понятие. Имеется немало его определений.
Для преподавателя физической культуры особенно
важно, что здоровье нельзя рассматривать только как нормальную
структуру и функционирование органов и систем, отсутствие
жалоб и болезненных проявлений. Не менее важным его критерием
являются адаптационные реакции и возможности организма.
Здоровый человек – это прежде всего тот, кто адекватно, без
болезненных проявлений приспосабливается к повышенным требованиям
окружающей среды, способен в новых условиях полноценно
выполнять свои биологические и социальные функции.
Приведенным критериям соответствует и определение, принятое
Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье –
это состояние полного физического, душевного и социального
благополучия, а не только отсутствие болезни или физических
дефектов».
Двадцатый век внес существенные изменения в здоровье человека.
С одной стороны, научнотехнический прогресс, развитие
медицинских наук, культуры и образования позволили бороться
с рядом ранее считавшихся неизлечимыми болезней и предупреждать
их; с другой стороны, изменился весь образ жизни человека,
что создало новые опасности для его здоровья. Если в прошлые
века миллионы жизней уносили инфекции, то сегодня это,
главным образом, сердечнососудистые, нервнопсихические, онкологические,
метаболические, аллергические, иммунные заболевания.
Сейчас сердечнососудистыми заболеваниями страдает
почти четверть населения планеты; смертность от них составляет
4
5
Стр.2
В.П. Губа, О.С. Морозов, В.В. Парфененков
почти 50% всех случаев (Р.Г. Оганов, Ю.П. Лисицын, 2002). Увеличивается
смертность среди мужчин трудоспособного возраста,
на долю инфарктов миокарда у лиц сравнительно молодого возраста
приходится уже более 10%. Значительно раньше стали появляться
и атеросклеротические изменения сосудов; по данным
известного кардиолога Е.И. Чазова, такие изменения в аорте и
коронарных сосудах сердца обнаруживаются даже в возрасте 10–
15 лет. Увеличилось количество физиологически незрелых новорожденных,
детей с наследственными болезнями, умственными
и физическими отклонениями.
Изучая состояние здоровья населения в ряде индустриально
развитых стран мира, ВОЗ выделила «факторы риска» – причины,
способствующие развитию различных заболеваний. Среди них
основное значение имеют: высокие темпы современной жизни,
нервное перенапряжение и стрессы, избыточное загрязнение почв,
воздушной и водной среды, алкоголизм, курение, наркомания, появление
новых болезнетворных факторов – радиация, промышленные
и транспортные отходы, заражение продуктов питания, несбалансированная
диета и связанное с этим ожирение, значительное
снижение двигательной активности человека. Поэтому актуальная
социальная задача современного общества – оздоровление населения,
усиление профилактических мер по предупреждению заболеваний,
обострения патологий и ослабления организма. При этом
необходимо понимать, что большинство факторов, определяющих
состояние здоровья современного человека, относится к образу
жизни.
Движение – биологическая потребность организма, самый естественный
регулятор и стимулятор жизнедеятельности. В процессе
антропогенеза наш организм формировался в постоянном
движении, но в современных условиях доля мышечных усилий в
режиме жизни человека уменьшилась до 10% (на 90% меньше),
что особенно опасно на фоне нервнопсихических напряжений,
возросшей умственной нагрузки и обработки огромнейшего потока
различной информации. Энерготраты человека резко уменьшились
и, по данным ВОЗ, находятся, в большинстве случаев, на
грани необходимого для поддержания нормального уровня жизнедеятельности.
Восполнить
этот дефицит могут только регулярные занятия
физическими упражнениями. Многочисленными работами отечественных
и зарубежных врачей (Н.М. Амосов, 1987; Н.И. Брех6
Введение
ман,
1987; А.Г. Дембо, 1988; Д. Чопра, 1990; К. Купер, 1976, 1989;
Е.Г. Мильнер, 1991, 1998, 2000; В.К. Волков, 1996; В.И. Дубровский,
1999), биологов (И.В. Проховцев, 1987, 1989; Н.А. Фомин,
Ю.Н. Вавилов, 1991; А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2001; А.А. Николаев,
2000; В.А. Быков, 2002; А.В. Ромашов, 2000, 2003; В.К. Бальсевич,
2000), психологов (М. Аргайл, 1990; Л.П. Грибкова, 2000;
И.П. Ильин, 2002) педагогов (Т.С. Лисицкая, 1987; В.Г. Семенов,
В.И. Костюченков, 1993; Ю.П. Галкин, 1995; М.Я. Виленский,
1999; В.П. Губа, 2002) и исследователей (В.И. Ильинич, 1987;
Л.Ш. Алциаури, 1990; В.Н. Селуянов, Е.Б. Мяцинченко, 1994)
научно доказано и обосновано, что физически тренированные
люди реже болеют, у них легче и быстрее протекают заболевания,
с меньшим числом осложнений и дней потери трудоспособности.
Отмечены снижение сердечнососудистых заболеваний, инвалидности
и смертности от них; повышенная устойчивость к простудным
и инфекционным заболеваниям, гипоксии, гипер и гипотермии,
переутомлению; уменьшение отклонения физического
развития детей, замедление процессов старения (В.К. Спирин,
2001).
Поэтому общая заболеваемость и потеря трудоспособности
у регулярно занимающихся физическими упражнениями в 2–3 раза
меньше, чем у незанимающихся, эта категория населения значительно
реже обращается за медицинской помощью.
Оздоровительный эффект физических упражнений основан на
тесной взаимосвязи работающих мышц с нервной системой, обменом
веществ, функционировании внутренних органов. При регулярном
и систематическом выполнении упражнений посредством
моторновисцеральных рефлексов оптимизируется регуляция
всех систем и органов организма человека. Улучшается обмен веществ,
доставка и использование кислорода органами и тканями,
снижается содержание холестерина и атерогенных липидов (способствующих
развитию атеросклероза), эффективнее выводятся
из организма продукты распада, наблюдается экономизация деятельности
дыхательной, сердечнососудистой, энергетической,
теплообменной и других функций.
Умеренные нагрузки вызывают меньшее напряжение функциональных
систем. В свою очередь при больших нагрузках тренированный
организм способен к более эффективной мобилизации
своих резервных возможностей, уменьшению энергетической стоимости
выполненной работы и более быстрому восстановлению.
7
Стр.3