Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи (110,00 руб.)

0   0
Первый авторГуба В. П.
АвторыМорозов О. С., Парфененков В. В.
ИздательствоМ.: Советский спорт
Страниц104
ID187006
АннотацияДанное учебное пособие предлагает некоторые оздоровительные методики и системы физических упражнений в соответствии с государственной программой дисциплины «Физическая культура». Материал, изложенный в учебном пособии, представляет значимый теоретический интерес и практическую прикладность.
Кому рекомендованоМожет быть использовано для обучения студентов по дисциплине «Физическая культура», слушателей курсов усовершенствования преподавателей физического воспитания, ФПК учителей по физической культуре общеобразовательных школ.
ISBN978-5-9718-0242-6
УДК796/799
ББК75.1
Губа, В.П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи : учеб. пособие / О.С. Морозов, В.В. Парфененков; В.П. Губа .— Москва : Советский спорт, 2008 .— 104 с. : ил. — ISBN 978-5-9718-0242-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/187006 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В. Г. Никитушкин – доктор педагогических наук, профессор Губа В. П., Морозов О. С., Парфененков В. В. <...> Оздоровительный эффект физических упражнений основан на тесной взаимосвязи работающих мышц с нервной системой, обменом веществ, функционировании внутренних органов. <...> Улучшается обмен веществ, доставка и использование кислорода органами и тканями, снижается содержание холестерина и атерогенных липидов (способствующих развитию атеросклероза), эффективнее выводятся из организма продукты распада, наблюдается экономизация деятельности дыхательной, сердечнососудистой, энергетической, теплообменной и других функций. <...> Умеренные нагрузки вызывают меньшее напряжение функциональных систем. <...> Такая динамика естественнобиологических возможностей организма предопределяет и характерные особенности спортивно оздоровительных воздействий: до 35–40 лет – развивающую, а в последующие возрастные периоды – поддерживающую и сохраняющую здоровье направленность (К.Н. Адамсон, 1990). <...> В то же время регулярные физические нагрузки оздоровительной направленности стимулируют ростовые процессы, способствуют гармоничному развитию, предупреждают нарушение осанки и плоскостопие, повышают работоспособность (И.А. Агаджанян, Я.Я. Шабатура, 1989). <...> При этом следует учитывать, что занятия только на уроках физической культуры в школе удовлетворяют потребность в движении у детей лишь на 40–60% и дополнительные занятия оздоровительной направленности во внеучебное время актуальны и необходимы (М.Я. Виленский, 1999). <...> Поэтому построение занятий физическими упражнениями должно основываться на знаниях морфофункциональных особенностей физического развития организма, формирования двигательных навыков, общетеоретических и общеметодических принципов оздоровительной тренировки. <...> Процесс оздоровительной тренировки связан с изменениями функций, отражающих адаптационные процессы как отдельных систем, так и всего организма <...>
Научно-практические_и__методические_основы_физического_воспитания_учащейся_молодежи.pdf
Стр.1
Научно-практические_и__методические_основы_физического_воспитания_учащейся_молодежи_(1).pdf
УДК 796/799 ББК 75.1 Г93 Рецензенты: С. Д. Неверкович – доктор педагогических наук, профессор, чл.корр. РАО; В. Г. Никитушкин – доктор педагогических наук, профессор Губа В. П., Морозов О. С., Парфененков В. В. Г93 Научнопрактические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи [Текст] : учеб. пособие / В. П. Губа, О. С. Морозов, В. В. Парфененков ; под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. В. П. Губа. – М. : Советский спорт, 2008. – 206 с. ISBN 9785971802426 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ..................................................................................................................... 5 Глава 1. Научнотеоретические основы оздоровительных упражнений ..................................................................................................11 1.1. Проблематика оздоровительной физической культуры .............11 1.2. Общие представления о механизмах оздоравливающего воздействия физических упражнений на организм человека ...............................................................................16 Глава 2. Психологические основы здоровья ...................................................23 2.1. Самосознание здоровья как индивидуальной ценности .............23 2.2. Здоровье как компонент социального благополучия личности ...........................................................................26 2.3. Взаимосвязь активной позиции с уровнем здоровья ...................29 2.4. Социальнопсихологические факторы оздоровительных систем .........................................................................34 2.5. Потребности и мотивы в регулярных занятиях физическими упражнениями ................................................................41 Данное учебное пособие предлагает некоторые оздоровительные методики и системы физических упражнений в соответствии с государственной программой дисциплины «Физическая культура». Материал, изложенный в учебном пособии, представляет значимый теоретический интерес и практическую прикладность, может быть использован для обучения студентов по дисциплине «Физическая культура», слушателей курсов усовершенствования преподавателей физического воспитания, ФПК учителей по физической культуре общеобразовательных школ. УДК 796/799 ББК 75.1 Глава 3. Образование тренировочного эффекта в процессе оздоровления .........................................................................44 3.1. Морфофункциональные особенности воздействия оздоровительных упражнений .............................................................44 3.2. Система аэробного обеспечения ...........................................................53 3.3. Развитие силовых способностей ..........................................................57 3.4. Упражнения смешанного типа ..............................................................59 3.5. Методологические основы оздоровительных систем ..................62 Глава 4. Методические принципы занятий оздоровительноразвивающей направленности ..........................70 Глава 5. Основные характеристики оздоровительных систем ...............83 © Губа В. П., Морозов О. С., Парфененков В. В., 2008 ISBN 9785971802426 © Оформление. ОАО «Издательство “Советский спорт”», 2008 5.1. Исторические предпосылки современных оздоровительных систем и упражнений ...........................................83 5.2. Специфика занятий различными формами гимнастики ............86 5.3. Ритмическая гимнастика ........................................................................91 3
Стр.1
5.4. Основы самоконтроля на занятиях оздоровительными упражнениями ............................................................................................96 Глава 6. Приемы и методы оздоровления организма ................................100 6.1. Оздоровительная система К. Купера ................................................102 6.2. Оздоровительные системы аэробной направленности ..............109 6.3. Основные принципы оздоровительной системы Е.Г. Мильнера ............................................................................................119 6.4. Оздоровительная программа Н.М. Амосова ..................................121 6.5. Оздоровительная концепция И.В. Проховцева ............................124 6.6. Атлетическая гимнастика .....................................................................134 6.7. Общие закономерности силовой тренировки в атлетической гимнастике ..................................................................140 6.8. Специфика восстановления и питания ...........................................145 6.9. Оздоровительная система «Изотон» ................................................147 Глава 7. Оздоровительные упражнения, основанные на сочетании дыхания, движения и статических положений .....................................................................155 7.1. Специфика выполнения упражнений в воде .................................155 7.2. Основные принципы оздоровительного дыхания .......................165 7.3. Нетрадиционные оздоровительные системы ................................167 7.4. Йога ...............................................................................................................168 7.5. Оздоровительный эффект дыхательных упражнений ...............176 7.6. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой ............................179 7.7. Дыхательная гимнастика К.П. Бутейко ...........................................181 7.8. Закаливание ...............................................................................................184 7.9. Массаж .........................................................................................................188 Заключение .................................................................................192 Литература ..................................................................................195 ВВЕДЕНИЕ Здоровье – важнейшее состояние человека, основа его жизнедеятельности, материального благополучия, трудовой активности, творческих успехов, долголетия. Здоровье человека отражает уровень жизни и благополучия страны, непосредственно влияет на производительность труда, экономику, обороноспособность, нравственные принципы общества, настроение людей. Одновременно уровень здоровья зависит от социальноэкономических, материальнотехнических, санитарногигиенических условий; экологии, культуры, образования, здравоохранения, науки, образа жизни, питания и главное – от уровня двигательной активности человека (Ю.В. Сысоев, 2001). При этом необходимо понимать, что здоровье – это комплексное социальнобиологическое понятие. Имеется немало его определений. Для преподавателя физической культуры особенно важно, что здоровье нельзя рассматривать только как нормальную структуру и функционирование органов и систем, отсутствие жалоб и болезненных проявлений. Не менее важным его критерием являются адаптационные реакции и возможности организма. Здоровый человек – это прежде всего тот, кто адекватно, без болезненных проявлений приспосабливается к повышенным требованиям окружающей среды, способен в новых условиях полноценно выполнять свои биологические и социальные функции. Приведенным критериям соответствует и определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Двадцатый век внес существенные изменения в здоровье человека. С одной стороны, научнотехнический прогресс, развитие медицинских наук, культуры и образования позволили бороться с рядом ранее считавшихся неизлечимыми болезней и предупреждать их; с другой стороны, изменился весь образ жизни человека, что создало новые опасности для его здоровья. Если в прошлые века миллионы жизней уносили инфекции, то сегодня это, главным образом, сердечнососудистые, нервнопсихические, онкологические, метаболические, аллергические, иммунные заболевания. Сейчас сердечнососудистыми заболеваниями страдает почти четверть населения планеты; смертность от них составляет 4 5
Стр.2
В.П. Губа, О.С. Морозов, В.В. Парфененков почти 50% всех случаев (Р.Г. Оганов, Ю.П. Лисицын, 2002). Увеличивается смертность среди мужчин трудоспособного возраста, на долю инфарктов миокарда у лиц сравнительно молодого возраста приходится уже более 10%. Значительно раньше стали появляться и атеросклеротические изменения сосудов; по данным известного кардиолога Е.И. Чазова, такие изменения в аорте и коронарных сосудах сердца обнаруживаются даже в возрасте 10– 15 лет. Увеличилось количество физиологически незрелых новорожденных, детей с наследственными болезнями, умственными и физическими отклонениями. Изучая состояние здоровья населения в ряде индустриально развитых стран мира, ВОЗ выделила «факторы риска» – причины, способствующие развитию различных заболеваний. Среди них основное значение имеют: высокие темпы современной жизни, нервное перенапряжение и стрессы, избыточное загрязнение почв, воздушной и водной среды, алкоголизм, курение, наркомания, появление новых болезнетворных факторов – радиация, промышленные и транспортные отходы, заражение продуктов питания, несбалансированная диета и связанное с этим ожирение, значительное снижение двигательной активности человека. Поэтому актуальная социальная задача современного общества – оздоровление населения, усиление профилактических мер по предупреждению заболеваний, обострения патологий и ослабления организма. При этом необходимо понимать, что большинство факторов, определяющих состояние здоровья современного человека, относится к образу жизни. Движение – биологическая потребность организма, самый естественный регулятор и стимулятор жизнедеятельности. В процессе антропогенеза наш организм формировался в постоянном движении, но в современных условиях доля мышечных усилий в режиме жизни человека уменьшилась до 10% (на 90% меньше), что особенно опасно на фоне нервнопсихических напряжений, возросшей умственной нагрузки и обработки огромнейшего потока различной информации. Энерготраты человека резко уменьшились и, по данным ВОЗ, находятся, в большинстве случаев, на грани необходимого для поддержания нормального уровня жизнедеятельности. Восполнить этот дефицит могут только регулярные занятия физическими упражнениями. Многочисленными работами отечественных и зарубежных врачей (Н.М. Амосов, 1987; Н.И. Брех6 Введение ман, 1987; А.Г. Дембо, 1988; Д. Чопра, 1990; К. Купер, 1976, 1989; Е.Г. Мильнер, 1991, 1998, 2000; В.К. Волков, 1996; В.И. Дубровский, 1999), биологов (И.В. Проховцев, 1987, 1989; Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов, 1991; А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2001; А.А. Николаев, 2000; В.А. Быков, 2002; А.В. Ромашов, 2000, 2003; В.К. Бальсевич, 2000), психологов (М. Аргайл, 1990; Л.П. Грибкова, 2000; И.П. Ильин, 2002) педагогов (Т.С. Лисицкая, 1987; В.Г. Семенов, В.И. Костюченков, 1993; Ю.П. Галкин, 1995; М.Я. Виленский, 1999; В.П. Губа, 2002) и исследователей (В.И. Ильинич, 1987; Л.Ш. Алциаури, 1990; В.Н. Селуянов, Е.Б. Мяцинченко, 1994) научно доказано и обосновано, что физически тренированные люди реже болеют, у них легче и быстрее протекают заболевания, с меньшим числом осложнений и дней потери трудоспособности. Отмечены снижение сердечнососудистых заболеваний, инвалидности и смертности от них; повышенная устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям, гипоксии, гипер и гипотермии, переутомлению; уменьшение отклонения физического развития детей, замедление процессов старения (В.К. Спирин, 2001). Поэтому общая заболеваемость и потеря трудоспособности у регулярно занимающихся физическими упражнениями в 2–3 раза меньше, чем у незанимающихся, эта категория населения значительно реже обращается за медицинской помощью. Оздоровительный эффект физических упражнений основан на тесной взаимосвязи работающих мышц с нервной системой, обменом веществ, функционировании внутренних органов. При регулярном и систематическом выполнении упражнений посредством моторновисцеральных рефлексов оптимизируется регуляция всех систем и органов организма человека. Улучшается обмен веществ, доставка и использование кислорода органами и тканями, снижается содержание холестерина и атерогенных липидов (способствующих развитию атеросклероза), эффективнее выводятся из организма продукты распада, наблюдается экономизация деятельности дыхательной, сердечнососудистой, энергетической, теплообменной и других функций. Умеренные нагрузки вызывают меньшее напряжение функциональных систем. В свою очередь при больших нагрузках тренированный организм способен к более эффективной мобилизации своих резервных возможностей, уменьшению энергетической стоимости выполненной работы и более быстрому восстановлению. 7
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ