Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Дошкольная педагогика (220,00 руб.)

0   0
Первый авторЕжкова Н. С.
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц143
ID186883
АннотацияВ учебном пособии раскрываются методологические и концептуально- теоретические основы дошкольной педагогики с ориентацией на субкультуру детства, возрастные ценности детей, становление и поддержку субъектной позиции ребёнка в разных видах деятельности, на разностороннее приобщение к миру культуры. Учебный материал строится с учетом требований ГОС ВПО, современных нормативно-правовых документов к образованию детей дошкольного возраста. Учебное пособие предназначено магистрам педагогических вузов, а также может быть полезно практическим работникам дошкольных образовательных учреждений и всем тем, кого интересуют проблемы педагогики дошкольного детства.
ISBN978-5-87954-704-7
ББК74.10я73
Ежкова, Н.С. Дошкольная педагогика : Учебное пособие / Н.С. Ежкова .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2012 .— 143 с. — ISBN 978-5-87954-704-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/186883 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н. С. Ежкова ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Учебное пособие Тула Издательство ТГПУ им. <...> ISBN 978-5-87954-704-7 В учебном пособии раскрываются методологические и концептуальнотеоретические основы дошкольной педагогики с ориентацией на субкультуру детства, возрастные ценности детей, становление и поддержку субъектной позиции ребёнка в разных видах деятельности, на разностороннее приобщение к миру культуры. <...> Учебный материал строится с учетом требований ГОС ВПО, современных нормативно-правовых документов к образованию детей дошкольного возраста. <...> Учебное пособие предназначено магистрам педагогических вузов, а также может быть полезно практическим работникам дошкольных образовательных учреждений и всем тем, кого интересуют проблемы педагогики дошкольного детства. <...> Л. Н. Толстого, 2012 2 К ЧИТАТЕЛЯМ Изучение традиции и инноваций, перспективных направлений в области педагогики дошкольного детства, функционирования системы дошкольного образования относится к числу важных составляющих профессионально-личностной подготовки будущих магистров, обучающихся по программе «Развивающее образование детей дошкольного возраста». <...> Такое восприятие обуславливает необходимость раскрытия структурно-содержательных аспектов развития субъектности детства, роли образования в этом процессе; необходимость познания детства через инъектирование его в общую проблемную ситуацию развития человека в онтогенезе. <...> – Приоритетным направлением дошкольного образования выступает поддержка и развитие субъектной позиции ребёнка в деятельности, общении с педагогом, разносторонняя актуализация отношения детей к окружающему миру; создание условий, обеспечивающих личностный рост каждого, социально-значимую мотивацию индивидуальной и совместной деятельности и т.п. <...> Обогащение знаний в области возрастных ценностей детей дошкольного возраста, детской субкультуры и организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях <...>
Дошкольная_педагогика.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Дошкольная_педагогика.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого» Н. С. Ежкова ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Учебное пособие Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2012
Стр.1
ББК 74.10я73 Е35 Рецензенты: кандидат педагогических наук, доцент Е. И. Радюхина (ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области»); кандидат педагогических наук, доцент М. А. Кувырталова (ТГПУ им. Л. Н.Толстого) Ежкова Н. С. Е35 Дошкольная педагогика: Учеб. пособие / Ежкова Н. С. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н.Толстого, 2012. – 142 с. ISBN 978-5-87954-704-7 В учебном пособии раскрываются методологические и концептуальнотеоретические основы дошкольной педагогики с ориентацией на субкультуру детства, возрастные ценности детей, становление и поддержку субъектной позиции ребёнка в разных видах деятельности, на разностороннее приобщение к миру культуры. Учебный материал строится с учетом требований ГОС ВПО, современных нормативно-правовых документов к образованию детей дошкольного возраста. Учебное пособие предназначено магистрам педагогических вузов, а также может быть полезно практическим работникам дошкольных образовательных учреждений и всем тем, кого интересуют проблемы педагогики дошкольного детства. ББК 74.10я73 ISBN 978-5-87954-704-7 © Ежкова Н. С., 2012 © ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012 2
Стр.2
К ЧИТАТЕЛЯМ Изучение традиции и инноваций, перспективных направлений в области педагогики дошкольного детства, функционирования системы дошкольного образования относится к числу важных составляющих профессионально-личностной подготовки будущих магистров, обучающихся по программе «Развивающее образование детей дошкольного возраста». Теоретический материал, представленный в данном учебном пособии, строился с ориентацией на следующие положения: – Детство социокультурный феномен, имеющий историческое происхождение и природу. Такое восприятие обуславливает необходимость раскрытия структурно-содержательных аспектов развития субъектности детства, роли образования в этом процессе; необходимость познания детства через инъектирование его в общую проблемную ситуацию развития человека в онтогенезе. Отсюда выделяются две основные линии в изучении этого феномена: 1 - исследование детства как целостности, как растущего поколения и его роли в социальном прогрессе общества; 2 - осмысление возрастных периодов детства, их особенностей, значимости в развитии ребёнка, его личностном становлении. – Приоритетным направлением дошкольного образования выступает поддержка и развитие субъектной позиции ребёнка в деятельности, общении с педагогом, разносторонняя актуализация отношения детей к окружающему миру; создание условий, обеспечивающих личностный рост каждого, социально-значимую мотивацию индивидуальной и совместной деятельности и т.п. – Диалектика фундаментального (теоретического) и прикладного (методического) в преподнесении учебного материала, что позволяет в единстве и взаимосвязи постигать как концептуально-теоретические подходы, так и практическую направленность рассматриваемых в данном курсе тем, способствует профессиональному самоопределению и самосовершенствованию будущих магистров. – Ориентация на развитие компетенций: научно-исследовательских, организационно-управленческих, методических и др., которые рассматриваются в качестве интегративных характеристик подготовки будущих магистров к профессиональной деятельности, опорными механизмами их личностного развития. Целью изучения курса дошкольная педагогика является совершенствование профессиональной образованности в области педагогики дошко3
Стр.3
льного детства, управления системой дошкольного образования, обогащение педагогической культуры будущих магистров в целом. Задачи данного курса: 1. Освоение методологии дошкольной педагогики, постижение концептуальных подходов к дошкольному образованию, научных школ в области обучения и воспитания детей, современных тенденций развития педагогики дошкольного детства. 3. Обогащение знаний в области возрастных ценностей детей дошкольного возраста, детской субкультуры и организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях с оптимальным решением задач возраста, в аспекте согласования с внутренним миром ребёнка, его неповторимой, уникальной сущностью. 4. Расширение научного кругозора в области профессионального управления разными видами деятельности детей, приобщения дошкольников к миру культуры, социализации, личностного развития в целом. В учебном пособии раскрываются следующие темы: Дошкольная педагогика как область научного знания; Дошкольное образование: ретроспективно-содержательный анализ; Детство как социокультурное явление и понятие дошкольной педагогики; Дошкольная педагогика с позиции возрастных ценностей детей; Педагогический процесс в дошкольных образовательных учреждениях: научный анализ; Ребёнок - субъект образовательного процесса; Содержание дошкольного образования; Деятельность - основная структурная единица образовательного процесса; Особенности и образовательные функции детских видов деятельности; Воспитание и обучение - средства образования детей дошкольного возраста; Методы образования детей дошкольного возраста; Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения; Социализация личности дошкольников как направление педагогической работы; Подготовка детей к обучению в школе. Рассматриваются отдельные приоритетные направления дошкольного образования: Ценностно-ориентированное образование детей дошкольного возраста, Поликультурное образование дошкольников и Эмоционально развивающее образование детей дошкольного возраста. 4
Стр.4
Тема 1. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Раскрываются объект, предмет, задачи дошкольной педагогики, её функции, источники, ведущие теоретико-методологические подходы и современные проблемы дошкольной педагогики как науки. Дошкольная педагогика в России стала выделяться отдельной областью научных знаний на рубеже ХIХ-ХХ веков. На её становление, как области научных знаний, большое влияние оказали теоретические идеи русской классической мысли, авторские концепции П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, В.Ф.Одоевского, Л. Н. Толстого, т.д., первые экспериментальные исследования П.П.Блонского, И.А.Сикорского и др., а также зарубежные теории и системы образования детей: И.Ф.Гербарта, О.Декроли, М.Монтессори, Ф.Фребеля, С.Холла и др. Место дошкольной педагогики в системе педагогических наук обусловлено возрастной спецификой, психофизиологическими особенностями детей. Нельзя не подчеркнуть, в связи с этим, значение фундаментальных исследований психологов и психофизиологов: Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, Л.И.Божович, Л.А.Венгера, А.В.Запорожца, М.И.Лисиной, Д.Б.Эльконина и др. о пластичности высшей нервной деятельности дошкольника, роли игры в жизни детей, генезисе развития способностей, общения в дошкольный период жизни, о доминировании эмоционального характера мировосприятия над рациональным, особой восприимчивости ребёнка к внешним влияниям, открытости миру, стремлении к признанию себя среди других людей и др. Много интересных и глубоких мыслей о значении дошкольного детства в жизни человека, особых эмоционально окрашенных способах восприятия ребёнком окружающего мира можно найти в произведениях писателей и поэтов. Великий Л.Н.Толстой писал: «Разве не тогда я приобретал всё то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрёл и одной сотой того? От пятилетнего ребёнка до меня только один шаг. А от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние» [71, – С.247] . Всё это послужило основанием для изучения и раскрытия необходимости организации педагогической работы с ориентацией на возрастные особенности детей и, в свою очередь, о значимости дошкольного периода для всей последующей жизни человека. В педагогике дошкольного детства выделяются: – педагогика раннего детства, в которой выделены закономерности, принципы организации воспитания и обучения детей от рождения до трех лет; 5
Стр.5
- собственно дошкольная педагогика – теория и практика образования детей от трех до семи лет средствами обучения и воспитания; - методики дошкольного образования, в которых рассматриваются возможности обогащения личного опыта детей в различных областях миропознания, например, методика экологического образования, методика изобразительной деятельности, т.д. Дошкольная педагогика является областью гуманитарного знания, связного с человеком, миром культуры и культурным ростом человеческого общества в целом. Выступая гуманитарной наукой, она раскрывает: - ценностно-смысловые стороны образования ребёнка на этапе дошкольного детства, его духовного и физического совершенствования; - содержательно-процессуальные характеристики воспитания и обучения, направленные на обогащение внутреннего мира детей, актуализацию отношения к окружающей действительности; - факторы, обеспечивающие успешность развития его субъектности в разных видах деятельности, т.д. Дошкольная педагогика выступает областью антропологического знания, поскольку активно использует данные других наук о человеке: социологии, психологии, физиологии, гигиены и т.д. Системное использование данных других наук о человеке позволяет выстраивать теории развития личности ребёнка в условиях дошкольных учреждений и семьи, оптимально организовывать образовательный процесс, практику взаимодействия педагога с детьми и др. Научный аппарат дошкольной педагогики неоднократно пересматривался, что во многом связано с переосмыслением методологических взглядов на функции и назначение этой науки, новым ракурсом восприятия места ребёнка в системе общественных отношений. Раскроем научный аппарат дошкольной педагогики с позиции современных подходов. Объектом дошкольной педагогики как науки выступает педагогическая действительность, ориентированная на детей дошкольного возраста. В понятие педагогическая действительность входят различные педагогические явления, факты, процессы: воспитание и обучение дошкольников, педагогическое общение, педагогический процесс в дошкольных образовательных учреждениях, педагогическое взаимодействие воспитателя с детьми и т.д. Предметом дошкольной педагогики как науки является образование детей от рождения до 7 лет. Сегодня дошкольное образование относится к числу ведущих педагогических категорий, выступает стратегическим направлением научно-исследовательской и практической деятельности. Содержательное раскрытие этого понятия представлено в лекции 2. Основные задачи дошкольной педагогики как науки: - дальнейшая разработка теорий, концептуальных подходов к образованию детей дошкольного возраста, раскрытие содержательной и про6
Стр.6
цессуальной направленности дошкольного образования с учетом ценностей возраста, индивидуальных особенностей детей и т.д.; - обоснование законов, закономерностей личностного развития детей в педагогическом взаимодействии со взрослыми; - разработка новых методик и технологий дошкольного образования с ориентацией на современные методологические подходы: системный, деятельностный, личностно-ориентированный, аксиологический, культурологический и др.; - широкое изучение практики работы дошкольных учреждений с целью обобщения передового педагогического опыта, модернизации системы дошкольного образования в целом; - создание новых, альтернативных программ образования, расширяющих сферу образовательных услуг в условиях дошкольных учреждений и семьи; - широкомасштабная разработка инновационных моделей дошкольного образования с учетом этнокультурных и региональных особенностей; - совершенствование содержания дошкольного образования в аспекте раскрытия инвариантной (часть содержания образования, остающаяся неизменной при изменении характеристик образовательной системы и её функционирования) и вариативной (часть содержания образования, изменяющаяся при пересмотре характеристик образовательной системы, изменениях в составе детских групп, обусловленных индивидуальными особенностями, уровнем личностного развития и др.) структурных единиц; Решение этих задач позволит значительно обогатить методологические основы педагогики дошкольного детства, её нормативную базу, вариативность подходов к организации педагогической работы с детьмидошкольниками. Функции дошкольной педагогики как науки: - описательная –раскрываются педагогические теории, методики обучения, воспитания дошкольников; - объяснительная – раскрывается суть педагогических понятий с учетом возрастной специфики дошкольников, закономерности воспитания, обучения детей. Посредством экспериментальной работы дается объяснение педагогическим фактам, явлениям; - проективно-конструктивная – создаются системы дошкольного образования, модели педагогической работы, намечаются корректирующие меры и т. д. - преобразовательная – направлена на формирование качеств личности, повышение уровня знаний, умений, способностей (интеллектуальнопознавательных, художественных), развитие системы отношений к миру; - исследовательская – поиск и постановка новых проблем, определение стратегии исследований и т. д.; 7
Стр.7
- прогностическая – дошкольная педагогика должна «забегать» вперед практики, предвидеть результаты педагогических воздействий и т. д.; - диагностическая – разрабатываются диагностические методики, критерии, показатели образования выявляется наличный уровень образованности детей и т. п.; - рефлексивная – самопознание, изучение самой дошкольной педагогики как науки. Дошкольная педагогика может рассматриваться с трех позиций: Научнотеоретической или рациональной: дает научные знания, раскрывает концепции, принципы, законы, закономерности обучения, воспитания, образования детей дошкольного возраста и т. д. Субъективной или эмоционально-ценностной: связана с отношением ученых, практиков к научным знаниям, концепциям, педагогическим технологиям, с выражением собственных педагогических позиций по различным направлениям дошкольной педагогики и т. д. Деятельностнопрактической: педагогическая деятельность практиков ДОУ, гувернеров, воспитателей детских домов в области дошкольного образования, изучение и распространение педагогического опыта и т. д. Источники дошкольной педагогики как науки: 1- данные народной педагогики: народный эпос, фольклор, практический опыт воспитания в семье; 2 - педагогические теории, идеи педагогов прошлого и настоящего; 3 - экспериментальные исследования научно-исследовательских институтов, центров, кафедр дошкольной педагогики и т. д.; 4 - данные практики работы дошкольных образовательных учреждений как положительной (эффективной, развивающей), так и негативной (не дающей оптимальных положительных результатов); 5 - данные смежных наук. Дошкольная педагогика тесно связана с другими науками о человеке: психологией, философией, социологией, этикой, эстетикой, анатомией, гигиеной и др. Данные других наук помогают глубже исследовать закономерности образования дошкольников, обеспечивают более широким арсеналом методов исследования. Теоретико-концептуальные основания дошкольной педагогики складывались в течение длительного периода. К основным концептуальным подходам и направлениям в области дошкольной педагогики относятся социогенетические, биогенетические концепции педологов, теории свободного воспитания, природосообразности, развивающего обучения и др. В конце ХIХ начале ХХ веков в массовой практике воспитания детей находят широкое применение: - Концепция свободного воспитания. Основные идеи теории свободного воспитания представлены в работах К.Н.Вентцеля, П.Ф.Каптерева, 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.