Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Сборник качественных задач: Общая педагогика (220,00 руб.)

0   0
Первый авторТарантей В. П.
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц98
ID186772
АннотацияСборник подготовлен в соответствии с типовой программой по педагогике для высших учебных заведений Республики Беларусь. Содержит качественные задачи и задания по всем ключевым темам, таким как «Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь», «Педагогическая профессия и ее особенности. Профессиональные качества педагога», «Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции», «Ребенок как самоценность и его позиция в образовательном процессе. Права ребенка», «Педагогика в системе наук о человеке», «Методология и методы педагогических исследований», «Аксиологический подход в изучении педагогических явлений», «Личность ученика как субъекта образования и развития». Адресован преподавателям вузов, педагогических колледжей и студентам. Может быть полезен учителям и преподавателям системы повышения квалификации и переподготовки работников образования.
ISBN978-5-8-578-4
Тарантей, В.П. Сборник качественных задач: Общая педагогика : Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей / В.П. Тарантей .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2011 .— 98 с. — ISBN 978-5-8-578-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/186772 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого <...> Л. М. Тарантей СБОРНИК КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей Тула Издательство ТГПУ им. <...> Т19 Сборник качественных задач: Общая педагогика: Учеб.-метод пособие для студентов пед. специальностей / В. П. Тарантей, Л. М. Тарантей. <...> Содержит качественные задачи и задания по всем ключевым темам, таким как «Образование как социокультурный феномен. <...> Система образования Республики Беларусь», «Педагогическая профессия и ее особенности. <...> Профессиональные качества педагога», «Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции», «Ребенок как самоценность и его позиция в образовательном процессе. <...> Права ребенка», «Педагогика в системе наук о человеке», «Методология и методы педагогических исследований», «Аксиологический подход в изучении педагогических явлений», «Личность ученика как субъекта образования и развития». <...> С удовольствием предлагаем вашему вниманию учебно-методическое пособие «Сборник качественных задач: общая педагогика», подготовленное нашими белорусскими коллегами, учеными Гродненского государственного университета им. <...> Каждое задание, обогащая субъективный опыт будущего педагога, вносит определенный вклад не только в развитие общекультурных и профессиональных компетенций, но и в становление его педагогической идеологии, профессиональной позиции. <...> Привлекает оригинальность подхода авторов к отбору содержания задач, к структурированию предлагаемого студентам материала. <...> При выполнении заданий будущие учителя пишут сочинения и эссе, готовят педагогические этюды и защищают тематические коллажи, проводят мультимедийные презентации и работают с парадоксами. <...> Во-первых, такого рода качественные задачи существуют в области других наук. <...> Например, качественные задачи уже <...>
Сборник_качественных_задач_Общая_педагогика.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Сборник_качественных_задач_Общая_педагогика.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого В. П. Тарантей, Л. М. Тарантей СБОРНИК КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2011
Стр.1
ББК 74.00я73 Т19 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Н. А. Шайденко (Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого); кандидат педагогических наук, доцент Н. В. Михалкович (Учреждение образования Гродненский государственный университет им. Я. Купалы); директор А. М. Дулуб (Гродненская городская гимназия) Т19 Тарантей, В. П. Сборник качественных задач: Общая педагогика: Учеб.-метод пособие для студентов пед. специальностей / В. П. Тарантей, Л. М. Тарантей. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011.– 98 с. ISBN 978-5-87954-578-4 Сборник подготовлен в соответствии с типовой программой по педагогике для высших учебных заведений Республики Беларусь. Содержит качественные задачи и задания по всем ключевым темам, таким как «Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь», «Педагогическая профессия и ее особенности. Профессиональные качества педагога», «Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции», «Ребенок как самоценность и его позиция в образовательном процессе. Права ребенка», «Педагогика в системе наук о человеке», «Методология и методы педагогических исследований», «Аксиологический подход в изучении педагогических явлений», «Личность ученика как субъекта образования и развития». Адресован преподавателям вузов, педагогических колледжей и студентам. Может быть полезен учителям и преподавателям системы повышения квалификации и переподготовки работников образования. ББК 74.00я73 ISBN 978-5-87954-578-4 2 © В. П. Тарантей, Л. М. Тарантей, 2011 © Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2011
Стр.2
К РОССИЙСКИМ ЧИТАТЕЛЯМ Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! С удовольствием предлагаем вашему вниманию учебно-методическое пособие «Сборник качественных задач: общая педагогика», подготовленное нашими белорусскими коллегами, учеными Гродненского государственного университета им. Я. Купалы. Наши университеты связывает многолетняя дружба, официально оформленная Договором о партнерстве. Одним из направлений сотрудничества наших университетов является взаимный обмен учебной, методической, научной продукцией, что значительно обогащает образовательный процесс, повышает эффективность подготовки учителей для школ России и Беларуси. Наше общее культурно-историческое прошлое, великие победы и трагические поражения, блестящие успехи и общие неудачи – все это создает особую духовную атмосферу взаимопонимания и взаимоуважения. Педагогическое сообщество России и Беларуси объединяет не только близость профессиональных позиций, единство подходов, традиции научных школ, но и личные дружеские связи. Гуманистические профессионально-личностные ценности – педагогически целесообразная любовь к детям, толерантность, эмпатия, рефлексия, креативность, эмоциональная стабильность – это та основа, на которой базируется содержание пособия. Каждое задание, обогащая субъективный опыт будущего педагога, вносит определенный вклад не только в развитие общекультурных и профессиональных компетенций, но и в становление его педагогической идеологии, профессиональной позиции. Привлекает оригинальность подхода авторов к отбору содержания задач, к структурированию предлагаемого студентам материала. В заданиях широко использованы государственные нормативные документы, различные литературные источники, фрагменты поэтических произведений, художественные метафоры. Подобная позиция ориентирует на развитие у студентов эмоционально-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности, создает пространство поиска учителями личностных смыслов. Данное пособие выгодно отличается от аналогичных материалов широким спектром представленных в нем типов заданий, удачным сочетанием репродуктивных и проблемно-поисковых задач. Большинство заданий спроектировано к контексте компетентностной парадигмы, что позволяет формировать диагностическую, проективную, прогностическую, исследовательскую, гражданскую компетенции. На развитие коммуникативной и конфликтологической компетенций будущих педагогов направлено их участие в групповых дискуссиях, диспутах, дебатах. При выполнении заданий будущие учителя пишут сочинения и эссе, готовят педагогические этюды и защищают тематические коллажи, проводят мультимедийные презентации и работают с парадоксами. 3
Стр.3
Задачи ориентированы не только на развитие профессионального мышления студентов, на усвоение ими алгоритма анализа типовых педагогических ситуаций, но и на стимулирование профессиональной интуиции, инсайта, на обоснование и выбор варианта решения в непрогнозируемой ситуации. Сравнительно-исторический анализ, демонстрация генезиса психологопедагогического знания, тактичное и бережное использование наследия отечественных и зарубежных педагогов и психологов прошлого – все это стимулирует познавательную и социальную мотивацию студентов к психолого-педагогическим наукам. Предлагаемые авторами задачи целесообразно включать в процесс изучения студентами не только педагогических (общая педагогика, история педагогики, педагогические технологии), но и психологических (педагогическая, возрастная, социальная психология, конфликтология) дисциплин. Надеюсь, что работа преподавателей и студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого с учебно-методическим пособием белорусских коллег будет интересна, полезна и плодотворна. И. Л. Федотенко, доктор педагогических наук, профессор 4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Учебно-методическое пособие «Сборник качественных задач: общая педагогика» подготовлено в соответствии с Государственным стандартом базового педагогического образования в системе многоуровневой подготовки специалистов. Выбор тем и содержания качественных задач обусловлен типовой программой «Педагогика. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям профиля А «Педагогика». При подборе названия учебного пособия по педагогике авторы руководствовались следующими соображениями. Во-первых, такого рода качественные задачи существуют в области других наук. Например, качественные задачи уже более 200 лет широко используются в русской методической литературе, когда внимание обучающегося акцентируется на качественной стороне явления. Чаще всего задачи такого рода решаются путем логических умозаключений, базирующихся на глубоком знании законов, правил, закономерностей конкретной науки, в том числе и педагогической. Один из авторов пособия в период работы учителем физики в общеобразовательной школе с успехом использовал в преподавании сборники качественных задач (Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1972; Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике в 6–7 классах. М.: Просвещение, 1976). Как правило, даже в точных науках качественные задачи не требуют математических вычислений. Во-вторых, как никогда ранее мир зависит от научных и технических инноваций. Педагогические примеры для подражания и чисто репродуктивные методы обучения устарели, а студенты полагают, что занятия научной деятельностью в образовательном процессе требуют слишком большой самоотдачи. Педагогические знания, как и любые другие, забываются, остается надеяться на интеллект и педагогическую интуицию, когда педагог быстро находит выход из сложной или простой педагогической ситуации. Позднее приходит опыт профессионально-педагогической деятельности, на который уже можно основательно опереться. Такой подход к подготовке учителей должен быть внедрен в направлении укрепления практической направленности обучения, когда теоретические курсы обогащаются решением практических качественных задач. В этом случае формируемая педагогическая грамотность является решающим средством для овладения другими психолого-педагогическими и методическими дисциплинами и одним из наилучших показателей для долгосрочного прогнозирования процесса непрерывного педагогического образования и развития в нем личности творчески работающего педагога. Это приведет к структурированному образованию, когда в образовательном процессе в благоприятной для обучающихся атмосфере прямого преподавания сочетаются педагогическая практика, лекционные, семинарские, практические и лабораторные занятия, которые проходят под контролем преподавателя, и самостоятельное обучение. В-третьих, качественные задачи чаще всего не требуют проверки формальных знаний, так как в большинстве из них от обучающегося требуется 5
Стр.5
самому искать опыт, синтезируя полученные по педагогике знания. Иногда требуется привлечение знаний из смежных с педагогикой областей наук – психологии, физиологии, социологии, философии и других наук. Авторы постарались собрать все лучшие методические находки современных белорусских и российских педагогов, такие как дискуссионное обсуждение положений (И. И. Казимирская, А. В. Торхова), анализ нормативных документов, эвристические приемы решения задач (А. В. Хуторской), написание эссе, аннотаций, аналитический обзор публикаций по определенной теме, проведение мини-исследований и многое другое. Отзывы и предложения можно высылать по адресу: 230023, Республика Беларусь, г. Гродно, ул. Ожешко 22, УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», педагогический факультет. 6
Стр.6
1. Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь Задача 1. Понятие образования в нашей педагогической науке за последние десятилетия претерпело значительные изменения. Так, в учебнике «Педагогика» авторы отмечают: «Под образованием мы понимаем процесс вооружения учащихся системой научных знаний, умений и навыков» (Педагогика: Учеб. для пед. ин-тов. М., 1954. С. 8). В 60-е годы образование – это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы (Педагогический словарь. М., 1960. Т. 2. С. 12). В 70-е годы – это уже процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков (Большая советская энциклопедия. М., 1974. Т. 18. С. 218). В 80-е годы образование определяется как «процесс и результат овладения учащимися системой знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей (Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1988. С. 9–10). В 90-е годы образование определяется как специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития индивида (ребенка и взрослого в их взаимодействии, а также в автономном режиме) в процессе освоения ценностей культуры. Метафорически образование определяется как творение образа Человека в индивиде. Цель образования – развитие индивида, сообщества и в глобальном плане сохранение и развитие культурных и цивилизационных форм жизни – достигаются посредством освоения индивидом различных форм деятельности. Поэтому образование есть синтез обучения и учения (индивидуальной познавательной деятельности), воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации (Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995. Вып. 5. С. 60). Таким образом, понятие образования в течение нескольких десятилетий уверенно прошло путь от узкопедагогического до социально-институционного и даже до социокультурного определения образования как социального института с функцией воспроизводства культуры человека в обществе (Розов Н. С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования // Социально-философские проблемы образования. М., 1993. С. 10–34). Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия по педагогике, дополните определения понятия «образование» современными подходами. С чем связаны изменения в подходах к определению понятия «образование»? На основании анализа современных определений выведите свое определение понятия «образование». Задача 2. В Законе «Об образовании в Республике Беларусь», принятом Верховным Советом Республики Беларусь 29 октября 1991 г. (в редакции За7
Стр.7
кона от 19 марта 2002 г., № 95–3), «образование – это процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики» (Об образовании в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 37, 2/844). Ознакомьтесь с Законом «Об образовании в Республике Беларусь». Проанализируйте определение образования, данное в Законе. Каким образом в Законе отражены идеи, представленные в определении? Задача 3. Белорусскими учеными-педагогами И. И. Казимирской и А. В. Торховой предлагается дискуссионное обсуждение положений, зафиксированных в Законе «Об образовании в Республике Беларусь». Способ организации мыследеятельности – работа с парадоксами. Парадокс в данной задаче рассматривается как: 1) констатация противоречия между реальностью и условностью; 2) прием поиска смысла. Ценность парадокса в том, что он несет в себе сомнение, побуждение к вопросам и вызывает активность мысли и чувства в поиске ответа на него. Суждения по каждому вопросу преподносятся в логике: позиция – аргумент – примеры – иллюстрации – вывод. Парадокс 1. Гарантия равных возможностей доступа к национальной системе образования и реализация этих возможностей личностью. Вопрос: Кем в конечном счете определяется мера равенства? Парадокс 2. Гуманизация системы образования в Республике Беларусь как принцип государственной политики и функционирования этой системы по законам рынка. Вопрос: В чем, по-вашему, выражается гуманная сущность конкурентоспособного учебного заведения? Парадокс 3. Гарантированное бесплатное образование и интенсивное развитие платных образовательных услуг. Вопрос: Чем обусловлены границы гарантии? Парадокс 4. Демократизация системы образования в республике и социальное расслоение внутри системы, обусловленное ее вариативностью. Вопрос: В чем, по-вашему, выражается демократичный характер вариативной образовательной системы? Парадокс 5. Гарантированное право учителя на творчество, эксперимент и реализация этого права учителя в массовой практике. Вопрос: В чем вы видите причины того, что многие учителя не реализуют свое право творить? (Казимирская И. И., Торхова А. В. Общие основы педагогической профессии. Практикум. Молодечно, 2002. C. 10–11). 8
Стр.8