Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГОУ СПО «Тульский колледж профессиональных
технологий и сервиса»
Н. Н. Савушкин
МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ
Учебное пособие
2-е издание, дополненное
Тула
Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого
2010
Стр.1
ББК 74.5я7
С13
Рецензент –
кандидат педагогических наук Н. П. Кувырталова
(ТГПУ им. Л. Н. Толстого)
Савушкин, Н. Н.
С13
Методика профессионального обучения: Учеб. пособие /
Н. Н. Савушкин. – 2-е изд., доп. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед.
ун-та, 2010. – 44 с.
Данное учебное пособие раскрывает основные вопросы методики
профессионального обучения.
Адресовано слушателям курсов повышения квалификации,
студентам педагогических учебных заведений, преподавателям и
мастерам производственного обучения системы начального и среднего
профессионального образования.
ББК 74.5я7
Учебное издание
Савушкин Николай Николаевич
Методика профессионального обучения
Учебное пособие
2-е издание, дополненное
Корректура – О. Ф. Ермакова.
Подготовка оригинал-макета – О. А. Нестерова.
Художественное оформление – Е. А. Свиридова.
Подписано в печать 24.05.2010. Формат 60×90/16. Бумага офсетная.
Печать трафаретная. Усл. печ. л. 2,75. Тираж 100 экз. Заказ 10/005.
Издательство Тульского государственного педагогического университета
им. Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125.
Отпечатано в Издательском центре ТГПУ им. Л. Н. Толстого.
300026, Тула, просп. Ленина, 125.
© Н. Н. Савушкин, 2010
© Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого,
2010
Стр.2
Посредственный преподаватель
излагает, хороший – объясняет,
выдающийся – показывает,
великий – вдохновляет.
В. Уорд
ВВЕДЕНИЕ
Понятие методики преподавания в широком смысле означает науку
о закономерностях организации массового процесса обучения.
В обучении различают три неразрывно связанные между собой стороны:
1 – учебный предмет или содержание обучения;
2 – деятельность педагога – преподавание;
3 – деятельность обучающихся – учение.
Задача методики как науки – исследование закономерностей связи
между тремя сторонами обучения и на основе познанных закономерностей
разработка требований к учебному предмету (учебной дисциплине),
преподаванию и учению.
В узком смысле методика обучения рассматривается как учебная
дисциплина.
Предметом методики является изучение закономерностей обучения
определенному учебному предмету (дисциплине) и установление на их
основе нормативных требований к деятельности преподавателя.
Другими словами предметом методики является методическая система,
имеющая свои составляющие.
Методика отвечает на три основных вопроса: зачем? чему? как
учить?
3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Понятие «профессиональная образовательная
программа (ПрОП) по специальности (профессии)»
Содержание – корень «держ» – говорит об оставленном, сохраненном,
удержанном; приставка «со» – подчеркивает объединение – удерживаю одно,
другое, третье и т.д., которые присоединяются к предыдущему.
Содержание профессионального образования и обучения определяется
профессиональной образовательной программой по специальности
(профессии).
Термин ПрОП сравнительно недавно вошел в лексикон образовательных
учреждений.
ПрОП – это комплект документов, определяющих в соответствии
со стандартом содержание образования по профессии (специальности) в
учебном заведении, в обязательном порядке содержащий федеральный
компонент и компонент образовательного учреждения.
Содержание образования и обучения – самые важные компоненты
процесса подготовки специалистов (рабочих). Какими бы разнообразными
и эффективными ни были формы, методы и средства обучения, насколько
бы эффективной ни была технология обучения, если неправильно
определены содержание образования и содержание обучения,
невозможно обеспечить хорошее качество подготовки специалистов (рабочих).
Целенаправленное и квалифицированное формирование содержания
образования и содержания обучения – залог успешной подготовки
специалистов (рабочих) и высокого уровня образованности выпускников
профессиональных учебных заведений.
Понятие профессии, специальности и квалификации
Профессия – род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего
комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков,
приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы.
В сфере образования специальность – это направление подготовки
в вузе или ссузе, которое является основным элементом структуры содержания
профессионального обучения;
– в сфере труда – это особая направленность и специфика содержания
труда в профессии, что может относиться и к рабочим профессиям, и
к профессиям специалистов.
Квалификация (лат. qualie – качество):
− определение качества чего-либо, оценка чего-либо;
4
Стр.4
труда.
− уровень подготовленности, степень годности к какому-либо виду
Этот уровень овладения профессией, специальностью определяется
разрядами, классами, категориями.
Различают ступени квалификации и уровни квалификации.
Ступень квалификации – этап подготовки профессиональных кадров
в системе непрерывного профессионального образования, отражающий
объем и соотношение общего и профессионального образования.
Уровень квалификации – степень профессионального мастерства
в рамках конкретной ступени квалификации.
Уровень квалификации (компетентность) определяется следующими
критериями:
– уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и умений);
– диапазон и широта знаний, умений;
– способность выполнения специальных работ;
– способность рационально организовывать и планировать
свою работу;
– способность использовать знания в нестандартных ситуациях.
Квалифицированный рабочий – это рабочий, получивший специальную
подготовку по одной из профессий и выполняющий определенные
виды сложных работ, требующих знаний, умений и навыков.
Рабочий широкого профиля в своем труде совмещает несколько
профессий, обладает необходимыми знаниями, умениями и навыками для
выполнения производственных функций на сложных по технологии участках
работ.
Рабочий высокой квалификации обладает широкими общеобразовательными
и профессиональными знаниями, навыками и умениями,
позволяющими легко ориентироваться в системе нового производства
данной отрасли хозяйства, овладевать новыми знаниями, навыками и
умениями, необходимыми для выполнения все усложняющихся и изменяющихся
трудовых функции.
Специалист – это лицо, обладающее компетентностью в определенной
области профессиональных знаний.
Формирование содержания профессиионального
образования и обучения
Содержание образования – основной элемент образовательного
процесса, составляющий основу, на которой достигаются его социальные
цели. Поскольку образование – это личностное приобретение человека,
совокупность изменений, наступивших в нем в результате его собствен5
Стр.5
ной активности, выражающейся в обладании системой знаний, умений и
навыков, опытом творческой деятельности, в сформированности мировоззрения,
развитии качеств личности, творческих сил и способностей, то
и содержание образования – это тот заданный (желанный) результат,
который формируется в требованиях к выпускнику учебного заведения.
Требования к выпускнику учебного заведения определяются Государственным
образовательным стандартом по специальности (профессии).
Они выражаются в виде:
1) общих требований к образованности выпускника;
2) требований к уровню подготовки выпускника по дисциплинам;
3) требований к уровню подготовки выпускника по производственной
(профессиональной) практике;
4) требований к выпускнику по этапам освоения основной профессиональной
образовательной программы.
Содержание образования – это категория, обозначающая требования
к конечному результату учебной деятельности, т. е. к результату,
достигнутому в момент окончания учебного заведения. Эти требования
задаются обществом, зависят от уровня его развития и изменяются с развитием
науки, культуры, производства и самого общества. Эти требования
определяются в квалификационной характеристике выпускника по
специальности (профессии).
Содержание образования – это цель, которую должно реализовать
учебное заведение в отношении каждого будущего специалиста (рабочего).
Реализации этой цели и служит содержание обучения.
Содержание обучения выступает по отношению к содержанию образования
как средство по отношению к цели (т. е. определяет, чему
учить и какие формировать качества и черты личности).
Какими документами представлено содержание обучения?
1. Государственный образовательный стандарт (ГОС) по специальности
(профессии).
Стандарт – это норма, образ, мерило.
ГОС определяет:
– требования к минимуму содержания основных учебных дисциплин
(основных разделов и тем учебных дисциплин);
– максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
– требования к уровню подготовки выпускников.
Основные функции стандарта становятся понятными, если учесть,
что он адресован:
1) преподавателям и обучающимся, которые должны выполнять
требования стандарта;
6
Стр.6