Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный педагогический университет
имени Л. Н. Толстого
Всемирная история:
новая и новейшая история
стран Европы и Америки
Учебно-методическое пособие
Тула
Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого
2010
Стр.1
ББК 63.3(0)5
В84
Рецензент –
доктор исторических наук, профессор
Е.П. Мартынова (ТГПУ им. Л.Н. Толстого)
Составители:
кандидат исторических наук, доцент Е. Н. Гросс;
кандидат исторических наук, доцент Г. В. Михайлин;
доктор исторических наук, профессор Ю. В. Родович
Всемирная история: новая и новейшая история стран Европы и АмеВ84
рики:
Учеб.-метод. пособие / Под ред. Ю. В. Родовича. – Тула: Изд-во Тул.
госуд. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010. – 83 с.
Учебно-методическое пособие содержит планы лекционных курсов,
семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, рекомендуемые
источники и литературу.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов,
обучающихся по направлению «Социально-экономическое образование»
(профиль «Юриспруденция»).
ББК 63.3(0)5
Учебное издание
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ: НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ
Учебно-методическое пособие
Печатается в авторской редакции.
Подготовка оригинал-макета – О. А. Нестерова.
Художественное оформление – Е. А. Свиридова.
Подписано в печать 07.09.2010. Формат 60×90/16. Бумага офсетная.
Печать трафаретная. Усл. печ. л. 5,25. Уч.-изд. л. 4,0.
Тираж 70 экз. Заказ 10/052. «С» 1207.
Издательство Тульского государственного педагогического университета
им. Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125.
Отпечатано в Издательском центре ТГПУ им. Л. Н. Толстого.
300026, Тула, просп. Ленина, 125.
© Составители
Е. Н. Гросс,
Г. В. Михайлин,
Ю. В. Родович, 2010
© Издательство ТГПУ
им. Л. Н. Толстого, 2010
Стр.2
СЛОВО К СТУДЕНТУ
Практические занятия составляют важную часть учебно-воспиателього
процесса в педагогических вузах России. Настоящее пособие имеет
целью помочь студенту успешно подготовиться к ним, самостоятельно
изучая необходимые источники и научную литературу, развивать и совершенствовать
навыки и умения работы с документами и монографиями,
формулировать выводы, вырабатывать умение вести научную полемику
со своими оппонентами, приобретать навыки самостоятельного
историографического анализа. Все это будет полезным в дальнейшем при
работе над курсовыми и дипломными работами.
Темы практических занятий в пособии связаны лишь с узловыми
проблемами курса Всеобщей истории, что обусловлено рамками учебного
плана.
Используя пособие, студент должен иметь в виду, что преподаватель
может по разному проводить занятия. В одном случае главное внимание
будет уделено анализу студентами текстов источников с привлечением
основных работ отечественных и зарубежных историков по
изучаемой теме. В другом – может быть заслушан доклад одного студента
или сообщения двух – трех студентов по теме занятия или части темы.
К докладу (сообщению) выступающему необходимо серьезно подготовиться,
продумав его структуру, отобрав важнейшие факты, обозначив
дискуссионные моменты, сформулировав итоговые выводы.
На всех занятиях студенты должны активно включаться в работу и вести
записи, если же предполагается заслушивание докладов или сообщений,
то они должны знать их темы и принимать участие в их обсуждении.
Само собой разумеется, что при подготовке к каждому практическому
занятию студент, прежде всего, тщательно изучает свои записи
лекций по предмету и соответствующие разделы вузовского (желательно,
и школьного) учебника, а уже потом переходит к изучению необходимого
круга имеющихся источников, которые приведены в соответствующих
практикумах и хрестоматиях, обязательно делая при этом необходимые
записи. При раскрытии любой темы необходимо твердо придерживаться
принципа историзма. Известный советский ученый Борис Федорович
Поршнев писал: «подлинный историзм должен всегда видеть целый процесс
исторического развития человечества, и, сравнивая, любые две точки
соотносить их с этим процессом, историк только тот, кто, хотя бы
и рассматривая в данный момент под исследовательской лупой частицу
истории, всегда мыслит обо всем процессе».
Студент должен изучать каждую тему в полном объеме, а не выборочно,
с тем чтобы на занятии быть готовым раскрыть любой пункт пла3
Стр.3
на, стремиться определить свою позицию и не стесняться ее высказывать,
даже если она расходится с мнением преподавателей или тех авторов
труды которых он использовал при подготовке к занятиям, но необходимо
ее убедительно аргументировать.
Все мы должны понимать, что должная культура отношения к прошлому
немыслима ни без максимально полного знания, ни без объективных,
на сколько это возможно, оценок, ни без бережного и уважительного
отношения к историческому опыту и наследию. Это является
необходимым условием подготовки высококвалифицированных специалистов
для нашей страны.
4
Стр.4
8. Брохмэд П. Эволюция британской конституции. – М., 1978.
9. Буржуазная общественная мысль Англии XVII – XIX вв. – М.,
1989.
10. Гизо Ф. История английской революции: В 2 т. – Ростов н/Д,
1996. – Т.1.
11. Ковард Б. Оливер Кромвель. – Ростов н/Д, 1997.
12. Лавровский В. М., Барг М. А. Английская буржуазная революция
XVII в. – М., 1958.
13. Левин Г. Р. Демократическое движение в английской революции.
– Л , 1973.
14. Маркс К. Рецензия на книгу Гизо "Почему удалась английская
революция" // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 7.
15. Мортон А. История Англии. – М., 1960.
16. Очерки истории западного протестантизма. – М., 1995.
17. Павлова Т. А. Кромвель. – М.,1980.
18. Павлова Т. А. Мильтон. – М.,1997.
19. Репина Л. П. Кризис XVII в. и Великая английская революция //
Средневековая Европа глазами историков и современников. – М., 1994. – т. 4.
20. Савин А. Н. Лекции по истории английской революции. – 2-е
изд.- М., 1937.
21. Соколов А. Б. Английская революция середины XVII в. в новейшей
зарубежной историографии // Вопросы истории – 2008. – № 5.
22. Соколов А. Б. Карл I Стюарт // Вопросы истории. – 2005. – № 12.
23. Хилл К. Библия и английская революция XVII в. – СПб., 2007.
Методические рекомендации
Опираясь на специальную научную литературу и используя те статьи
«Великой ремонстрации», которые содержат богатый фактический
материал для характеристики экономического положения предреволюционной
Англии, интересов различных слоев английского общества, студент
должен охарактеризовать экономическое развитие страны в первой
половине XVII века, показать большую роль религиозного фактора в назревании
революции. Анализируя приведенные в пособиях документальные
материалы, студент должен проследить цели и особенности борьбы
английской буржуазии и нового дворянства с королевской властью, феодальным
дворянством и господствующей церковью. Необходимо уяснить
важнейшую особенность социально-экономического развития Англии
конца XVI – XVII в., которая заключалась в том, что наиболее интенсивная
перестройка феодальной экономики на рыночных началах началась
в деревне раньше, чем в городе, а это имело далеко идущие социальные
последствия, повлияло на расстановку классовых сил в революции
11
Стр.11
и, к конечном счете, определило специфику английской революции
XVII в. Во всем этом студент должен разобраться.
Анализируя политическое развитие Англии в предреволюционные
десятилетия, студент должен исходить из того, что ранние Стюарты
унаследовали английский престол в момент наступившего кризиса абсолютизма
и оказались неспособными в силу ряда причин (надо показать
каких именно) выйти из него. Следует тщательно проанализировать «Петицию
о праве» (1628 г.) принятие которой было ярким проявлением конфликта
между Парламентом и Короной.
Далее, необходимо изучить причины, которые привели к созыву
Долгого парламента после одиннадцати лет «тирании» Карла I и роспуска
Короткого парламента.
Студент должен четко представлять себе расстановку классовых сил
в стране и Долгом парламенте, роль дворянско-буржуазного блока в нем.
Важно понять революционное значение первых законодательных актов
парламента, наносивших удар по абсолютизму, при этом надо видеть
известную ограниченность программы блока джентри и буржуазии. Поэтому
особое внимание следует уделить анализу «Великой Ремонстрации»
– важнейшего программного документа эпохи Английской революции,
который объединил на первом этапе революции все
оппозиционные силы страны в борьбе в абсолютизмом.
При разборе этого документа (как, впрочем, и других) в дальнейшем
следует анализировать отдельные статьи с точки зрения интересов различных
социальных групп Англии, выдвигавших свои требования. Выявляя
роль тех или иных политических группировок в английской революции
студенту необходимо, прежде всего, обратить внимание на
дифференциацию внутри революционного лагеря и ее углубление по мере
развития революционного процесса, важно так же проследить и охарактеризовать
методы и формы борьбы этих группировок (пресвитериан,
индепендентов, левеллеров).
Используя документы, студент должен разобраться в различиях политических
программ пресвитериан и индепендентов, учитывая и их религиозные
разногласия.
Программу левеллеров студент усвоит при изучении таких важнейших
документов, как «Народное соглашение» и памфлетов Д. Лильберна.
Надо выделить их социально-экономические и политические требования
и определить, интересы каких социальных групп отразились
в этих требованиях. Особое внимание надо обратить на игнорирование
левеллерами аграрного вопроса, поскольку они главное внимание уделяли
все-таки политическим вопросам.
12
Стр.12
Анализ прений на конференции в Пётни позволит студенту уяснить
историческое значение левеллеров, впервые в истории выдвинувших
принцип всеобщего избирательного права, при этом надо отметить
непоследовательность левеллеров, которые в ходе дискуссии
согласились лишить избирательных прав ряд категорий населения.
Надо выяснить, каких именно.
При анализе документов конференции в Пётни, студенту необходимо
обратить основное внимание на два вопроса, которые были в центре
прений: об избирательном праве и об основах и форме организации верховной
власти в Англии.
Говоря о важной роли парламентской армии в Английской революции,
студент должен отметить, что ее наиболее радикальная часть неоднократно
выступала в защиту левеллеровской программы, а также показать
отрицательное влияние ирландской экспедиции на дальнейшую
судьбу и самой Армии, и индепендентской республики.
ТЕМА 2. Война СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ КОЛОНИЙ
ВЕЛИКОБРИТАНИИ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ.
ОБРАЗОВАНИЕ США (4 часа)
Занятие 1. АНГЛИЙСКИЕ КОЛОНИИ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ
В XVII в., ПРИЧИНЫ АМЕРИКАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
1. Экономическое развитие североамериканских колоний Англии
в XVII–XVIII вв.
2. Политическое устройство колоний и социальный состав колониального
общества.
3. Идейные предпосылки войны за независимость.
4. Усиление колониального гнета Англии после 1763 г. и формирование
революционной ситуации.
Занятие 2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ АКТЫ АМЕРИКАНСКОЙ
РЕВОЛЮЦИИ. КОНСТИТУЦИЯ США
1. Декларация независимости: ее социально-политические принципы
и историческое значение.
2. Статья Конфедерации и их роль в становлении американской государственности.
3.
Подготовка и принятие Конституции 1787 г., ее содержание.
4. Борьба вокруг ратификации Конституции. Билль о правах.
5. Характер, особенности и историческое значение первой американской
революции.
13
Стр.13