Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Всемирная история: новая и новейшая история стран Европы и Америки (220,00 руб.)

0   0
АвторыГросс Е. Н., Михайлин Г. В., Родович Ю. В., Родович Ю. В.
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц83
ID186555
АннотацияУчебно-методическое пособие содержит планы лекционных курсов, семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, рекомендуемые источники и литературу. Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Социально-экономическое образование» (профиль «Юриспруденция»).
ББК63.3(0)5
Всемирная история: новая и новейшая история стран Европы и Америки : Учебно-методическое пособие / ред. Ю.В. Родович; Е.Н. Гросс, Г.В. Михайлин, Ю.В. Родович .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2010 .— 83 с. — URL: https://rucont.ru/efd/186555 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого Всемирная история: новая и новейшая история стран Европы и Америки Учебно-методическое пособие Тула Издательство ТГПУ им. <...> Л.Н. Толстого) Составители: кандидат исторических наук, доцент Е. Н. Гросс; кандидат исторических наук, доцент Г. В. Михайлин; доктор исторических наук, профессор Ю. В. Родович В84 Всемирная история: новая и новейшая история стран Европы и Америки: Учеб.-метод. пособие / Под ред. <...> ББК 63.3(0)5 Учебное издание ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ: НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ Учебно-методическое пособие Печатается в авторской редакции. <...> Война североамериканских колоний Англии за независимость и образование США. <...> Французская революция конца XVIII в. и ее воздействие на ход всемирно- исторического развития. <...> Образование национальных государств в Европе: Итальянского королевства и Германской империи. <...> Французская революция конца XVIII века (6 часов) Занятие 1. <...> Документы по истории Великой французской революции: В 2-х тт. <...> Сборник документов по истории английской буржуазной революции XVII века: Учеб. пособие. <...> Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений в 3-х ч. <...> Хрестоматия по новой истории: Второй период: Пособие для учителя / Под ред. <...> Европейский либерализм в Новое время: теория и практика. <...> Сборник документов по истории английской буржуазной революции XVII века: Учеб. пособие. <...> Идейный конфликт индепендентов и левеллеров в годы английской буржуазной революции // ННИ. <...> Великая английская революция в портретах ее деятелей. <...> Рецензия на книгу Гизо "Почему удалась английская революция" // Маркс К., Энгельс Ф. <...> Кризис XVII в. и Великая английская революция // Средневековая Европа глазами историков и современников. <...> Необходимо уяснить важнейшую <...>
Всемирная_история_новая_и_новейшая_история_стран_Европы_и_Америки.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого Всемирная история: новая и новейшая история стран Европы и Америки Учебно-методическое пособие Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2010
Стр.1
ББК 63.3(0)5 В84 Рецензент – доктор исторических наук, профессор Е.П. Мартынова (ТГПУ им. Л.Н. Толстого) Составители: кандидат исторических наук, доцент Е. Н. Гросс; кандидат исторических наук, доцент Г. В. Михайлин; доктор исторических наук, профессор Ю. В. Родович Всемирная история: новая и новейшая история стран Европы и АмеВ84 рики: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Ю. В. Родовича. – Тула: Изд-во Тул. госуд. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010. – 83 с. Учебно-методическое пособие содержит планы лекционных курсов, семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, рекомендуемые источники и литературу. Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Социально-экономическое образование» (профиль «Юриспруденция»). ББК 63.3(0)5 Учебное издание ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ: НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ Учебно-методическое пособие Печатается в авторской редакции. Подготовка оригинал-макета – О. А. Нестерова. Художественное оформление – Е. А. Свиридова. Подписано в печать 07.09.2010. Формат 60×90/16. Бумага офсетная. Печать трафаретная. Усл. печ. л. 5,25. Уч.-изд. л. 4,0. Тираж 70 экз. Заказ 10/052. «С» 1207. Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125. Отпечатано в Издательском центре ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125. © Составители Е. Н. Гросс, Г. В. Михайлин, Ю. В. Родович, 2010 © Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010
Стр.2
СЛОВО К СТУДЕНТУ Практические занятия составляют важную часть учебно-воспиателього процесса в педагогических вузах России. Настоящее пособие имеет целью помочь студенту успешно подготовиться к ним, самостоятельно изучая необходимые источники и научную литературу, развивать и совершенствовать навыки и умения работы с документами и монографиями, формулировать выводы, вырабатывать умение вести научную полемику со своими оппонентами, приобретать навыки самостоятельного историографического анализа. Все это будет полезным в дальнейшем при работе над курсовыми и дипломными работами. Темы практических занятий в пособии связаны лишь с узловыми проблемами курса Всеобщей истории, что обусловлено рамками учебного плана. Используя пособие, студент должен иметь в виду, что преподаватель может по разному проводить занятия. В одном случае главное внимание будет уделено анализу студентами текстов источников с привлечением основных работ отечественных и зарубежных историков по изучаемой теме. В другом – может быть заслушан доклад одного студента или сообщения двух – трех студентов по теме занятия или части темы. К докладу (сообщению) выступающему необходимо серьезно подготовиться, продумав его структуру, отобрав важнейшие факты, обозначив дискуссионные моменты, сформулировав итоговые выводы. На всех занятиях студенты должны активно включаться в работу и вести записи, если же предполагается заслушивание докладов или сообщений, то они должны знать их темы и принимать участие в их обсуждении. Само собой разумеется, что при подготовке к каждому практическому занятию студент, прежде всего, тщательно изучает свои записи лекций по предмету и соответствующие разделы вузовского (желательно, и школьного) учебника, а уже потом переходит к изучению необходимого круга имеющихся источников, которые приведены в соответствующих практикумах и хрестоматиях, обязательно делая при этом необходимые записи. При раскрытии любой темы необходимо твердо придерживаться принципа историзма. Известный советский ученый Борис Федорович Поршнев писал: «подлинный историзм должен всегда видеть целый процесс исторического развития человечества, и, сравнивая, любые две точки соотносить их с этим процессом, историк только тот, кто, хотя бы и рассматривая в данный момент под исследовательской лупой частицу истории, всегда мыслит обо всем процессе». Студент должен изучать каждую тему в полном объеме, а не выборочно, с тем чтобы на занятии быть готовым раскрыть любой пункт пла3
Стр.3
на, стремиться определить свою позицию и не стесняться ее высказывать, даже если она расходится с мнением преподавателей или тех авторов труды которых он использовал при подготовке к занятиям, но необходимо ее убедительно аргументировать. Все мы должны понимать, что должная культура отношения к прошлому немыслима ни без максимально полного знания, ни без объективных, на сколько это возможно, оценок, ни без бережного и уважительного отношения к историческому опыту и наследию. Это является необходимым условием подготовки высококвалифицированных специалистов для нашей страны. 4
Стр.4
8. Брохмэд П. Эволюция британской конституции. – М., 1978. 9. Буржуазная общественная мысль Англии XVII – XIX вв. – М., 1989. 10. Гизо Ф. История английской революции: В 2 т. – Ростов н/Д, 1996. – Т.1. 11. Ковард Б. Оливер Кромвель. – Ростов н/Д, 1997. 12. Лавровский В. М., Барг М. А. Английская буржуазная революция XVII в. – М., 1958. 13. Левин Г. Р. Демократическое движение в английской революции. – Л , 1973. 14. Маркс К. Рецензия на книгу Гизо "Почему удалась английская революция" // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 7. 15. Мортон А. История Англии. – М., 1960. 16. Очерки истории западного протестантизма. – М., 1995. 17. Павлова Т. А. Кромвель. – М.,1980. 18. Павлова Т. А. Мильтон. – М.,1997. 19. Репина Л. П. Кризис XVII в. и Великая английская революция // Средневековая Европа глазами историков и современников. – М., 1994. – т. 4. 20. Савин А. Н. Лекции по истории английской революции. – 2-е изд.- М., 1937. 21. Соколов А. Б. Английская революция середины XVII в. в новейшей зарубежной историографии // Вопросы истории – 2008. – № 5. 22. Соколов А. Б. Карл I Стюарт // Вопросы истории. – 2005. – № 12. 23. Хилл К. Библия и английская революция XVII в. – СПб., 2007. Методические рекомендации Опираясь на специальную научную литературу и используя те статьи «Великой ремонстрации», которые содержат богатый фактический материал для характеристики экономического положения предреволюционной Англии, интересов различных слоев английского общества, студент должен охарактеризовать экономическое развитие страны в первой половине XVII века, показать большую роль религиозного фактора в назревании революции. Анализируя приведенные в пособиях документальные материалы, студент должен проследить цели и особенности борьбы английской буржуазии и нового дворянства с королевской властью, феодальным дворянством и господствующей церковью. Необходимо уяснить важнейшую особенность социально-экономического развития Англии конца XVI – XVII в., которая заключалась в том, что наиболее интенсивная перестройка феодальной экономики на рыночных началах началась в деревне раньше, чем в городе, а это имело далеко идущие социальные последствия, повлияло на расстановку классовых сил в революции 11
Стр.11
и, к конечном счете, определило специфику английской революции XVII в. Во всем этом студент должен разобраться. Анализируя политическое развитие Англии в предреволюционные десятилетия, студент должен исходить из того, что ранние Стюарты унаследовали английский престол в момент наступившего кризиса абсолютизма и оказались неспособными в силу ряда причин (надо показать каких именно) выйти из него. Следует тщательно проанализировать «Петицию о праве» (1628 г.) принятие которой было ярким проявлением конфликта между Парламентом и Короной. Далее, необходимо изучить причины, которые привели к созыву Долгого парламента после одиннадцати лет «тирании» Карла I и роспуска Короткого парламента. Студент должен четко представлять себе расстановку классовых сил в стране и Долгом парламенте, роль дворянско-буржуазного блока в нем. Важно понять революционное значение первых законодательных актов парламента, наносивших удар по абсолютизму, при этом надо видеть известную ограниченность программы блока джентри и буржуазии. Поэтому особое внимание следует уделить анализу «Великой Ремонстрации» – важнейшего программного документа эпохи Английской революции, который объединил на первом этапе революции все оппозиционные силы страны в борьбе в абсолютизмом. При разборе этого документа (как, впрочем, и других) в дальнейшем следует анализировать отдельные статьи с точки зрения интересов различных социальных групп Англии, выдвигавших свои требования. Выявляя роль тех или иных политических группировок в английской революции студенту необходимо, прежде всего, обратить внимание на дифференциацию внутри революционного лагеря и ее углубление по мере развития революционного процесса, важно так же проследить и охарактеризовать методы и формы борьбы этих группировок (пресвитериан, индепендентов, левеллеров). Используя документы, студент должен разобраться в различиях политических программ пресвитериан и индепендентов, учитывая и их религиозные разногласия. Программу левеллеров студент усвоит при изучении таких важнейших документов, как «Народное соглашение» и памфлетов Д. Лильберна. Надо выделить их социально-экономические и политические требования и определить, интересы каких социальных групп отразились в этих требованиях. Особое внимание надо обратить на игнорирование левеллерами аграрного вопроса, поскольку они главное внимание уделяли все-таки политическим вопросам. 12
Стр.12
Анализ прений на конференции в Пётни позволит студенту уяснить историческое значение левеллеров, впервые в истории выдвинувших принцип всеобщего избирательного права, при этом надо отметить непоследовательность левеллеров, которые в ходе дискуссии согласились лишить избирательных прав ряд категорий населения. Надо выяснить, каких именно. При анализе документов конференции в Пётни, студенту необходимо обратить основное внимание на два вопроса, которые были в центре прений: об избирательном праве и об основах и форме организации верховной власти в Англии. Говоря о важной роли парламентской армии в Английской революции, студент должен отметить, что ее наиболее радикальная часть неоднократно выступала в защиту левеллеровской программы, а также показать отрицательное влияние ирландской экспедиции на дальнейшую судьбу и самой Армии, и индепендентской республики. ТЕМА 2. Война СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ КОЛОНИЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ. ОБРАЗОВАНИЕ США (4 часа) Занятие 1. АНГЛИЙСКИЕ КОЛОНИИ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ В XVII в., ПРИЧИНЫ АМЕРИКАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1. Экономическое развитие североамериканских колоний Англии в XVII–XVIII вв. 2. Политическое устройство колоний и социальный состав колониального общества. 3. Идейные предпосылки войны за независимость. 4. Усиление колониального гнета Англии после 1763 г. и формирование революционной ситуации. Занятие 2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ АКТЫ АМЕРИКАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. КОНСТИТУЦИЯ США 1. Декларация независимости: ее социально-политические принципы и историческое значение. 2. Статья Конфедерации и их роль в становлении американской государственности. 3. Подготовка и принятие Конституции 1787 г., ее содержание. 4. Борьба вокруг ратификации Конституции. Билль о правах. 5. Характер, особенности и историческое значение первой американской революции. 13
Стр.13