Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУВПО Тульский государственный педагогический университет
имени Л. Н. Толстого
С. Н. Кипурова
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ:
ФЕНОМЕН ЭМПАТИИ
В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
И ТРАКТОВКАХ СОВРЕМЕННЫХ
ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Учебно-методическое пособие
Тула
Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого
2010
Стр.1
ББК 74.03я73
К42
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор Н. А. Шайденко
(Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого);
доктор педагогических наук, профессор В. В. Сохранов
(Пензенский государственный педагогический университет
им. В. Г. Белинского)
К42
Кипурова, С. Н.
История педагогики: Феномен эмпатии в истории педагогической
мысли и трактовках современных исследователей: Учеб.метод.
пособие / С. Н. Кипурова.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та
им. Л. Н. Толстого, 2010.– 100 с.
В учебно-методическом пособии прослеживается становление
взглядов на феномен эмпатии и проблемы взаимоотношения учителя
и ученика, начиная от педагогов-гуманистов прошлого, через работы психотерапевтов
гуманистического и экзистенциального направлений к российским
исследованиям конца XX – начала XXI века. Практическая часть
пособия содержит требования к творческим работам студентов и их примерные
темы; словарь личных имен; различные методики для определения
уровня эмпатии; педагогические тексты и педагогические ситуации.
Предназначено для студентов, обучающихся по укрупненной группе
специальностей «Образование и педагогика», а также может быть
рекомендовано в качестве дополнительной литературы по дисциплине
(курсу) по выбору студентов, обучающихся по направлению подготовки
050700.68 «Педагогика». Может быть использовано при изучении дисциплины
«История педагогики и образования» в соответствии с Государственным
образовательным стандартом ВПО.
ББК 74.03я73
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
ТГПУ им. Л. Н. Толстого
© С. Н. Кипурова, 2010
© Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ_____________________________________
Целью педагогического образования на современном этапе
развития общества является непрерывное общее и профессиональное
развитие учителя нового типа, основными составляющими которого
можно назвать высокую гражданскую ответственность
и социальную активность; любовь к детям, потребность и способность
понять их мир, их чувства; подлинную интеллигентность,
духовную культуру, желание и умение работать вместе с другими;
высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического
мышления, готовность к созданию новых ценностей
и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании
и готовность к нему; физическое и психическое здоровье,
профессиональную работоспособность.
Если общее и профессиональное развитие будущего учителя
выступает как цель педагогического образования, то одна из приоритетных
задач современного педагогического образования –
воспитание у студента педвуза творческого и эмоционального
отношения к миру, что в свою очередь предъявляет особые требования
к личностным и профессиональным качествам учителя.
Эмпатия, т. е. способность правильно оценить внутреннее состояние
ребенка, – это наиболее важное профессиональное качество
учителя в современной школе.
Эмпатию характеризуют эмоциональное проникновение,
вчувствование в собеседника, установление эмоциональной идентификации,
сонастроенность на единую эмоциональную волну,
выражение сопереживания, сочувствия и соучастия собеседнику.
Это качество личности педагога, дающее ориентир к проявлению
сочувствия, сопереживания и соучастия ребенку в процессе педагогического
общения.
Эмпатия, как профессионально значимое качество личности
учителя, выражается в совокупности умений понимать ребенка,
его нужды и потребности, чувства и мысли, основываясь на знаниях
3
Стр.3
закономерностей его роста и развития; принимать ребенка таким,
какой он есть, отказавшись от авторитарных действий, заставляющих
ребенка поступать согласно задаваемым педагогом образцам
поведения; признавать ребенка как партнера в образовательном
процессе, как равноправную личность; сочувствовать и сопереживать
ребенку, быть готовым прийти ему на помощь.
Эмпатия будущего учителя возникает и развивается во взаимодействии
и общении с ребенком, а в основе этого процесса
лежит механизм осознанной или неосознанной идентификации.
Отождествление в свою очередь является результатом действия
более фундаментального свойства характера человека – способности
сравнивать себя, свою личность, поведение и состояние с другими
людьми. Развитие эмпатии у студента педагогического вуза –
это процесс сложный и многоуровневый. Изучение будущими
учителями представленных в данном пособии материалов будет
способствовать:
1) развитию у студентов культуросообразного мировоззрения,
приобщению их к процессам становления и развития различных
аспектов взаимоотношений между учителем и учениками в истории
мирового и отечественного образования;
2) осмыслению будущими учителями феномена эмпатии, его
своеобразия и важности для эффективного взаимодействия с участниками
педагогического процесса;
3) достижению студентами педагогического вуза соответствующего
уровня профессионально-педагогической компетентности, позволяющего
интегрировать профессиональные теоретические знания,
практические умения и профессионально значимые качества;
4) развитию у будущих учителей эрудиции, формированию
у них историко-педагогического мышления.
Предлагаемое пособие состоит из двух частей – теоретической
и практической.
В теоретической части излагаются взгляды педагогов-гуманистов
прошлого на проблемы отношения к воспитаннику, описание
эмпатии в работах психотерапевтов гуманистического и экзистенциального
направлений, а также исследования феномена
эмпатии российских ученых конца XX – начала XXI в.
4
Стр.4
Практическая часть содержит требования к творческим работам
студентов и их примерные темы, словарь личных имен, различные
методики для определения уровня эмпатии, педагогические
тексты и педагогические ситуации.
Формы контроля: творческие задания и задачи, проблемные
вопросы теоретического характера, разработка наглядных пособий,
подготовка хрестоматии.
Основные понятия: эмпатия; диалог; уважение; внимание
к другому; понимание другого; взаимопонимание; вчувствование;
педагогический такт; психологический такт; рефлексия; проекция;
идентификация; интуиция; профессионально-педагогическая деятельность;
сострадание; сопереживание; сочувствие; соучастное
бытие; безусловная любовь; толерантность; наблюдательность;
активная помощь; ответственность; чуткость.
5
Стр.5
I. ВЗГЛЯД ПЕДАГОГОВ-ГУМАНИСТОВ ПРОШЛОГО
НА ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЯ
К ВОСПИТАННИКУ ______________________________
Понятие «эмпатия», как показывает анализ исторической, философской,
педагогической и психологической литературы, в неявном
виде существует на протяжении многих веков, хотя статус
термина оно приобрело в середине XX века. Подробный исторический
обзор этого понятия необходим еще и потому, что в трудах
практически всех педагогов-гуманистов присутствовала идея отношения
к воспитаннику как к личности, а это непосредственно
связано с эмпатией как с важнейшим условием такого отношения.
Еще Демокрит (460–370 гг. до н. э.) в качестве методов воспитания
и обучения выдвигал взаимодействие и диалог. Сам по себе
диалог предполагает умение слушать собеседника и проявлять
уважение к его позиции, что невозможно без умения понимать
душевное состояние другого. У Сократа (469–399 гг. до н. э.) преобладало
размышление о внутреннем мире человека. В своей философской
практике он стремился помочь процессу духовного рождения
ясных и определенных понятий у своих собеседников, для
формирования которых пользовался принципом маэвтики (метод
наводящих вопросов), а такая модель общения с учениками не будет
эффективной без взаимопонимания, проникновения в душевное
состояние субъектов обучения. Его ученик Платон (427–347 гг.
до н. э.) (по сути, автор первой систематической теории воспитания)
полагал, что высшая цель воспитания – этическая: вести человека
к познанию и осуществлению истинного добра. Для нас
в этой позиции ключевое слово «вести» должно пониматься
не в жестком управленческом смысле, а как поддержка и помощь.
В свою очередь Аристотель (384–322 гг. до н. э.) считал, что закрепление
нравственных привычек, таких как мужество, благоразумие,
дружба, возможно лишь в обществе и должно быть употреблено
ему на службу. Эта идея существенна в становлении
6
Стр.6
нравственных ценностей, связана с представлениями субъекта
об окружающих людях, с восприятием других людей. Квинтилиан
(ок. 35–96 гг. н. э.), организуя римскую школу ораторов, ставил
задачей педагога поощрение учеников и похвалу, умение радоваться
их успехам, понимать учеников и наблюдать за их индивидуальными
проявлениями, чтобы стимулировать их развитие
[35, с. 17]. Очевидно, что перечень этих умений, вполне коррелирует
с современными идеями личностно-ориентированного подхода
в образовании.
Итак, в воззрениях наиболее ярких представителей Античности
проявляются довольно глубокие корни проблемы внимания
к другому, понимания другого, что близко к исследуемому нами
феномену эмпатии.
Средневековая педагогика строилась в строгом соответствии
с нормами христианской системы ценностей и христианской этики,
требующими высокого уровня нравственности. Обучение
в средневековой школе было основано на воспитании духа, на воспитании
верой, на реализации главной цели человека – совершенствование
в направлении Божественного. В этом контексте эмпатия,
как способность воспринимать состояние ученика, терпение,
доброжелательность, способствовала усвоению знаний и передаче
опыта, ценностей и смыслов христианской культуры. Именно
в этом ключе возможно рассмотрение воззрений выдающихся
средневековых педагогов, например Пьера Абеляра (1079–1142) –
французского богослова и педагога, призывавшего своих учеников
к творчеству: «Недостаток нашего времени, что мы думаем, будто
нельзя уже найти нечто новое». Винсент де Бове (1190–1264), наставник
детей французского короля, советовал смягчать методы
воспитания, предлагая завоевывать интерес детей шуткой и играми.
Однако при этом средневековая педагогика не отказывалась
от системы наказаний и строгой дисциплины, а «умная любовь»
воспитателей во имя блага учеников не допускала дурного поведения
и послабления их воли [7; 8]. Обращает на себя внимание то,
что в контексте нашей проблемы понятие «умная любовь» можно
трактовать как соединение двух линий проявления эмпатийных
способностей педагога: когнитивной и эмоциональной.
7
Стр.7