Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

История педагогики: Феномен эмпатии в истории педагогической мысли и трактовках современных исследователей (220,00 руб.)

0   0
Первый авторКипурова Светлана Николаевна
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц100
ID186554
АннотацияВ учебно-методическом пособии прослеживается становление взглядов на феномен эмпатии и проблемы взаимоотношения учителя и ученика, начиная от педагогов-гуманистов прошлого, через работы психотерапевтов гуманистического и экзистенциального направлений к российским исследованиям конца XX – начала XXI века. Практическая часть пособия содержит требования к творческим работам студентов и их примерные темы; словарь личных имен; различные методики для определения уровня эмпатии; педагогические тексты и педагогические ситуации. Предназначено для студентов, обучающихся по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика», а также может быть рекомендовано в качестве дополнительной литературы по дисциплине (курсу) по выбору студентов, обучающихся по направлению подготовки 050700.68 «Педагогика». Может быть использовано при изучении дисциплины «История педагогики и образования» в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО.
ББК74.03я73
Кипурова, С.Н. История педагогики: Феномен эмпатии в истории педагогической мысли и трактовках современных исследователей : Учебно-методическое пособие / С.Н. Кипурова .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2010 .— 100 с. — URL: https://rucont.ru/efd/186554 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С. Н. Кипурова ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ: ФЕНОМЕН ЭМПАТИИ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ТРАКТОВКАХ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ Учебно-методическое пособие Тула Издательство ТГПУ им. <...> В. Г. Белинского) К42 Кипурова, С. Н. История педагогики: Феномен эмпатии в истории педагогической мысли и трактовках современных исследователей: Учеб.метод. пособие / С. Н. Кипурова. <...> В учебно-методическом пособии прослеживается становление взглядов на феномен эмпатии и проблемы взаимоотношения учителя и ученика, начиная от педагогов-гуманистов прошлого, через работы психотерапевтов гуманистического и экзистенциального направлений к российским исследованиям конца XX – начала XXI века. <...> Практическая часть пособия содержит требования к творческим работам студентов и их примерные темы; словарь личных имен; различные методики для определения уровня эмпатии; педагогические тексты и педагогические ситуации. <...> Если общее и профессиональное развитие будущего учителя выступает как цель педагогического образования, то одна из приоритетных задач современного педагогического образования – воспитание у студента педвуза творческого и эмоционального отношения к миру, что в свою очередь предъявляет особые требования к личностным и профессиональным качествам учителя. <...> Эмпатия, т. е. способность правильно оценить внутреннее состояние ребенка, – это наиболее важное профессиональное качество учителя в современной школе. <...> Эмпатию характеризуют эмоциональное проникновение, вчувствование в собеседника, установление эмоциональной идентификации, сонастроенность на единую эмоциональную волну, выражение сопереживания, сочувствия и соучастия собеседнику. <...> Эмпатия, как профессионально значимое качество личности учителя, выражается в совокупности умений понимать ребенка, его нужды и потребности, чувства и мысли, основываясь на знаниях 3 закономерностей его роста и развития; принимать ребенка таким, какой он есть, отказавшись <...>
История_педагогики_Феномен_эмпатии_в_истории_педагогической_мысли_и_трактовках_современных_исследователей.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого С. Н. Кипурова ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ: ФЕНОМЕН ЭМПАТИИ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ТРАКТОВКАХ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ Учебно-методическое пособие Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2010
Стр.1
ББК 74.03я73 К42 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Н. А. Шайденко (Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого); доктор педагогических наук, профессор В. В. Сохранов (Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского) К42 Кипурова, С. Н. История педагогики: Феномен эмпатии в истории педагогической мысли и трактовках современных исследователей: Учеб.метод. пособие / С. Н. Кипурова.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010.– 100 с. В учебно-методическом пособии прослеживается становление взглядов на феномен эмпатии и проблемы взаимоотношения учителя и ученика, начиная от педагогов-гуманистов прошлого, через работы психотерапевтов гуманистического и экзистенциального направлений к российским исследованиям конца XX – начала XXI века. Практическая часть пособия содержит требования к творческим работам студентов и их примерные темы; словарь личных имен; различные методики для определения уровня эмпатии; педагогические тексты и педагогические ситуации. Предназначено для студентов, обучающихся по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика», а также может быть рекомендовано в качестве дополнительной литературы по дисциплине (курсу) по выбору студентов, обучающихся по направлению подготовки 050700.68 «Педагогика». Может быть использовано при изучении дисциплины «История педагогики и образования» в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО. ББК 74.03я73 Печатается по решению редакционно-издательского совета ТГПУ им. Л. Н. Толстого © С. Н. Кипурова, 2010 © Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ_____________________________________ Целью педагогического образования на современном этапе развития общества является непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, основными составляющими которого можно назвать высокую гражданскую ответственность и социальную активность; любовь к детям, потребность и способность понять их мир, их чувства; подлинную интеллигентность, духовную культуру, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональную работоспособность. Если общее и профессиональное развитие будущего учителя выступает как цель педагогического образования, то одна из приоритетных задач современного педагогического образования – воспитание у студента педвуза творческого и эмоционального отношения к миру, что в свою очередь предъявляет особые требования к личностным и профессиональным качествам учителя. Эмпатия, т. е. способность правильно оценить внутреннее состояние ребенка, – это наиболее важное профессиональное качество учителя в современной школе. Эмпатию характеризуют эмоциональное проникновение, вчувствование в собеседника, установление эмоциональной идентификации, сонастроенность на единую эмоциональную волну, выражение сопереживания, сочувствия и соучастия собеседнику. Это качество личности педагога, дающее ориентир к проявлению сочувствия, сопереживания и соучастия ребенку в процессе педагогического общения. Эмпатия, как профессионально значимое качество личности учителя, выражается в совокупности умений понимать ребенка, его нужды и потребности, чувства и мысли, основываясь на знаниях 3
Стр.3
закономерностей его роста и развития; принимать ребенка таким, какой он есть, отказавшись от авторитарных действий, заставляющих ребенка поступать согласно задаваемым педагогом образцам поведения; признавать ребенка как партнера в образовательном процессе, как равноправную личность; сочувствовать и сопереживать ребенку, быть готовым прийти ему на помощь. Эмпатия будущего учителя возникает и развивается во взаимодействии и общении с ребенком, а в основе этого процесса лежит механизм осознанной или неосознанной идентификации. Отождествление в свою очередь является результатом действия более фундаментального свойства характера человека – способности сравнивать себя, свою личность, поведение и состояние с другими людьми. Развитие эмпатии у студента педагогического вуза – это процесс сложный и многоуровневый. Изучение будущими учителями представленных в данном пособии материалов будет способствовать: 1) развитию у студентов культуросообразного мировоззрения, приобщению их к процессам становления и развития различных аспектов взаимоотношений между учителем и учениками в истории мирового и отечественного образования; 2) осмыслению будущими учителями феномена эмпатии, его своеобразия и важности для эффективного взаимодействия с участниками педагогического процесса; 3) достижению студентами педагогического вуза соответствующего уровня профессионально-педагогической компетентности, позволяющего интегрировать профессиональные теоретические знания, практические умения и профессионально значимые качества; 4) развитию у будущих учителей эрудиции, формированию у них историко-педагогического мышления. Предлагаемое пособие состоит из двух частей – теоретической и практической. В теоретической части излагаются взгляды педагогов-гуманистов прошлого на проблемы отношения к воспитаннику, описание эмпатии в работах психотерапевтов гуманистического и экзистенциального направлений, а также исследования феномена эмпатии российских ученых конца XX – начала XXI в. 4
Стр.4
Практическая часть содержит требования к творческим работам студентов и их примерные темы, словарь личных имен, различные методики для определения уровня эмпатии, педагогические тексты и педагогические ситуации. Формы контроля: творческие задания и задачи, проблемные вопросы теоретического характера, разработка наглядных пособий, подготовка хрестоматии. Основные понятия: эмпатия; диалог; уважение; внимание к другому; понимание другого; взаимопонимание; вчувствование; педагогический такт; психологический такт; рефлексия; проекция; идентификация; интуиция; профессионально-педагогическая деятельность; сострадание; сопереживание; сочувствие; соучастное бытие; безусловная любовь; толерантность; наблюдательность; активная помощь; ответственность; чуткость. 5
Стр.5
I. ВЗГЛЯД ПЕДАГОГОВ-ГУМАНИСТОВ ПРОШЛОГО НА ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЯ К ВОСПИТАННИКУ ______________________________ Понятие «эмпатия», как показывает анализ исторической, философской, педагогической и психологической литературы, в неявном виде существует на протяжении многих веков, хотя статус термина оно приобрело в середине XX века. Подробный исторический обзор этого понятия необходим еще и потому, что в трудах практически всех педагогов-гуманистов присутствовала идея отношения к воспитаннику как к личности, а это непосредственно связано с эмпатией как с важнейшим условием такого отношения. Еще Демокрит (460–370 гг. до н. э.) в качестве методов воспитания и обучения выдвигал взаимодействие и диалог. Сам по себе диалог предполагает умение слушать собеседника и проявлять уважение к его позиции, что невозможно без умения понимать душевное состояние другого. У Сократа (469–399 гг. до н. э.) преобладало размышление о внутреннем мире человека. В своей философской практике он стремился помочь процессу духовного рождения ясных и определенных понятий у своих собеседников, для формирования которых пользовался принципом маэвтики (метод наводящих вопросов), а такая модель общения с учениками не будет эффективной без взаимопонимания, проникновения в душевное состояние субъектов обучения. Его ученик Платон (427–347 гг. до н. э.) (по сути, автор первой систематической теории воспитания) полагал, что высшая цель воспитания – этическая: вести человека к познанию и осуществлению истинного добра. Для нас в этой позиции ключевое слово «вести» должно пониматься не в жестком управленческом смысле, а как поддержка и помощь. В свою очередь Аристотель (384–322 гг. до н. э.) считал, что закрепление нравственных привычек, таких как мужество, благоразумие, дружба, возможно лишь в обществе и должно быть употреблено ему на службу. Эта идея существенна в становлении 6
Стр.6
нравственных ценностей, связана с представлениями субъекта об окружающих людях, с восприятием других людей. Квинтилиан (ок. 35–96 гг. н. э.), организуя римскую школу ораторов, ставил задачей педагога поощрение учеников и похвалу, умение радоваться их успехам, понимать учеников и наблюдать за их индивидуальными проявлениями, чтобы стимулировать их развитие [35, с. 17]. Очевидно, что перечень этих умений, вполне коррелирует с современными идеями личностно-ориентированного подхода в образовании. Итак, в воззрениях наиболее ярких представителей Античности проявляются довольно глубокие корни проблемы внимания к другому, понимания другого, что близко к исследуемому нами феномену эмпатии. Средневековая педагогика строилась в строгом соответствии с нормами христианской системы ценностей и христианской этики, требующими высокого уровня нравственности. Обучение в средневековой школе было основано на воспитании духа, на воспитании верой, на реализации главной цели человека – совершенствование в направлении Божественного. В этом контексте эмпатия, как способность воспринимать состояние ученика, терпение, доброжелательность, способствовала усвоению знаний и передаче опыта, ценностей и смыслов христианской культуры. Именно в этом ключе возможно рассмотрение воззрений выдающихся средневековых педагогов, например Пьера Абеляра (1079–1142) – французского богослова и педагога, призывавшего своих учеников к творчеству: «Недостаток нашего времени, что мы думаем, будто нельзя уже найти нечто новое». Винсент де Бове (1190–1264), наставник детей французского короля, советовал смягчать методы воспитания, предлагая завоевывать интерес детей шуткой и играми. Однако при этом средневековая педагогика не отказывалась от системы наказаний и строгой дисциплины, а «умная любовь» воспитателей во имя блага учеников не допускала дурного поведения и послабления их воли [7; 8]. Обращает на себя внимание то, что в контексте нашей проблемы понятие «умная любовь» можно трактовать как соединение двух линий проявления эмпатийных способностей педагога: когнитивной и эмоциональной. 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ