Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе (220,00 руб.)

0   0
Первый авторШмелев Алексей Николаевич
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц116
ID186552
АннотацияГосударственными стандартами высшего профессионального образования по группе специальностей «Образование и педагогика» предусмотрена дисциплина «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» и определено содержание этой дисциплины. В пособии содержатся методические рекомендации студентам по изучению всех разделов курса, представлен теоретический материал, раскрывающий особенности использования современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, а также методические рекомендации по выполнению лабораторных работ, способствующих приобретению и закреплению умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности будущего учителя. Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям укрупненной группы «Образование и педагогика» педагогических вузов.
ББК32.81я73
Шмелев, А.Н. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе : Учебно-методическое пособие / А.Н. Шмелев .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2010 .— 116 с. — URL: https://rucont.ru/efd/186552 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Телеконференции и учебные проекты, их типология, структура, содержание, основные этапы проведения ..........................54 <...> Создание электронного учебника средствами Microsoft FrontPage......................................................99 4 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ Пояснительная записка Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». <...> В результате изучения данной дисциплины студент должен знать: − дидактические основы создания и использования ИКТ в образовании; − приемы и методы использования средств ИКТ в различных видах и формах учебной деятельности; 5 − педагогико-эргономические требования к использованию ИКТ в учебном процессе; − перспективные направления разработки и использования ИКТ. <...> Студент должен уметь: − использовать средства информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности; − разрабатывать педагогические технологии, основанные на применении информационных и коммуникационных технологий; − разрабатывать обучающие и контролирующие программы для учебно-воспитательного процесса; − оценивать качество созданных электронных средств учебного назначения и характер их применения; − применять технологию организации дистанционного обучения на практике. <...> Методические цели использования электронных средств учебного назначения. <...> Телеконференции и проекты образовательного и учебного назначения, их типология, структура, содержание, основные этапы проведения. <...> Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования / Ин-т информатизации образования РАО; Науч. рук. <...> 9 Учебно-тематический план № Тема занятия занятия 1 Информатизация общества как социальный процесс 2 Понятие и эволюция информационных и коммуникационных технологий 3 Электронные средства <...>
Использование_современных_информационных_и_коммуникационных_технологий_в_учебном_процессе.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУВПО Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого А. Н. Шмелев ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Учебно-методическое пособие Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2010
Стр.1
ББК 32.81я73 Ш72 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор В. В. Персианов; кандидат педагогических наук, доцент А. Н. Сергеев (ТГПУ им. Л. Н. Толстого) Ш72 Шмелев, А. Н. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: Учеб.-метод. пособие / А. Н. Шмелев.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010.– 116 с. Государственными стандартами высшего профессионального образования по группе специальностей «Образование и педагогика» предусмотрена дисциплина «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» и определено содержание этой дисциплины. В пособии содержатся методические рекомендации студентам по изучению всех разделов курса, представлен теоретический материал, раскрывающий особенности использования современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, а также методические рекомендации по выполнению лабораторных работ, способствующих приобретению и закреплению умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности будущего учителя. Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям укрупненной группы «Образование и педагогика» педагогических вузов. ББК 32.81я73 Учебное издание ШМЕЛЕВ Алексей Николаевич ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Учебно-методическое пособие Корректоры – И. Ю. Минаева, С. А. Солдатова. Подготовка оригинал-макета – Т. В. Лазарева. Подписано в печать 06.07.10. Формат 60×90/8. Бумага офсетная. Печать трафаретная. Усл. печ. л. 7,5. Тираж 200 экз. Заказ 10/047. «С» 1198. Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125. Отпечатано в Издательском центре ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125. © А. Н. Шмелев, 2010 © Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Учебная программа по дисциплине ...........................................................5 Теоретические аспекты использования современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе ......................................................................................19 Тема 1. Информатизация общества как социальный процесс и его основные характеристики................................................................19 1.1. Информационная революция ..........................................................19 1.2. Информационное общество.............................................................20 1.3. Информационное общество в России.............................................25 Тема 2. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. ..................................27 2.1. Эволюция информационных и коммуникационных технологий .................................................27 2.2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании...................................................................................30 Тема 3. Электронные средства учебного назначения: виды и классификация.................................................................................35 3.1. Краткое описание программного обеспечения..............................36 3.2. Классификация компьютерных средств обучения........................44 3.3. Принципы сочетания традиционных и компьютерноориентированных подходов в процессе обучения........................45 Тема 4. Использование мультимедиатехнологий как средство для реализации активных методов обучения..........................................46 4.1. Понятие и классификация мультимедиа ........................................46 4.2. Возможности мультимедиа .............................................................48 4.3. Использование технологии мультимедиа в образовании .............49 4.4. Учебный мультимедиакурс .............................................................51 Тема 5. Телеконференции и учебные проекты, их типология, структура, содержание, основные этапы проведения ..........................54 5.1. Организация телеконференций: различные типы .........................54 5.2 Учебные проекты ..............................................................................57 Тема 6. Компьютерное тестирование......................................................61 6.1. Параметры проведения контроля знаний.......................................62 6.2. Требования к подсистеме контроля знаний....................................66 6.3. Представление вопросов и ответов.................................................67 6.4. Типы вопросов и ответов.................................................................68 3
Стр.3
Тема 7. Технологии компьютерного дистанционного обучения ..........69 7.1. Общие вопросы технологии дистанционного обучения...............69 7.2. Дистанционные образовательные технологии в школе................78 7.3. Программно-методическое обеспечение технологии ДО.............80 7.4. Модели организации обучения по технологии ДО.......................82 Практическая реализация процесса формирования умений и навыков использования современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе........................85 Лабораторная работа 1. Создание электронного журнала успеваемости учащихся средней школы средствами MS Excel.......................................................................85 Лабораторная работа 2. Поиск информационных материалов по реализации учебно-воспитательного процесса с использованием глобальной сети Интернет...............................88 Лабораторная работа 3. Составление конспекта урока с использованием средств ИКТ по предметам специализации в MS Word ........................................................................................93 Лабораторная работа 4. Проектирование учебной деятельности средствами Microsoft Power Point при реализации метода проектов...............................................................................96 Лабораторная работа 5. Создание электронного учебника средствами Microsoft FrontPage......................................................99 4
Стр.4
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ Пояснительная записка Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». В мировой образовательной практике понятие «компетентность» выступает в качестве центрального, своего рода «узлового», понятия. Развитие информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей является в настоящее время одной из наиболее важных задач системы высшего образования. Информационно-коммуникационная компетентность будущих учителей понимается не только как совокупность знаний, умений, навыков студентов, формируемых в процессе обучения информатике и современным информационным и коммуникационным технологиям, но и как способность ориентироваться в современном информационном потоке, как готовность к отбору адекватных информационных педагогических средств. Об эффективности применения информационных технологий в преподавании учебных предметов можно говорить лишь при том условии, если учитель в достаточной мере мотивирован на их использование в учебном процессе, имеет общие знания по информатике, владеет программными средствами как общего, так и учебного назначения, может определить место информационных технологий в методической системе преподавания предмета. Целью дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» является формирование у будущих учителей системы знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении и образовании, составляющих основу формирования компетентности специалиста по их применению. Эта важнейшая цель обусловлена стратегией развития современного общества на основе знаний и высокоэффективных технологий, что объективно требует внесения значительных корректив в педагогическую теорию и практику, активизации поиска новых моделей образования, направленных на повышение уровня квалификации и профессионализма будущих педагогов. В результате изучения данной дисциплины студент должен знать: − дидактические основы создания и использования ИКТ в образовании; − приемы и методы использования средств ИКТ в различных видах и формах учебной деятельности; 5
Стр.5
− педагогико-эргономические требования к использованию ИКТ в учебном процессе; − перспективные направления разработки и использования ИКТ. Студент должен понимать: − состав и структуру учебной материальной базы; − методику использования информационных и коммуникационных технологий в предметной области; − организацию управления учебным заведением. Студент должен уметь: − использовать средства информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности; − разрабатывать педагогические технологии, основанные на применении информационных и коммуникационных технологий; − разрабатывать обучающие и контролирующие программы для учебно-воспитательного процесса; − оценивать качество созданных электронных средств учебного назначения и характер их применения; − применять технологию организации дистанционного обучения на практике. Основными задачами дисциплины являются: − формирование компетентности в области использования возможностей современных средств ИКТ в образовательной деятельности; − подготовка к методически грамотной организации и проведению учебных занятий в условиях широкого использования ИКТ в учебном заведении; − обучение использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования; − ознакомление с возможностями практической реализации обучения, ориентированного на развитие личности ученика в условиях использования технологий мультимедиа, систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе вычислительной техники, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией; − развитие творческого потенциала, необходимого будущему учителю для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях бурного развития и совершенствования средств информационных и коммуникационных технологий. 6
Стр.6
Содержание дисциплины Информатизация образования как фактор развития общества Информатизация общества как социальный процесс и его основные характеристики. Гуманитарные и технологические аспекты информатизации. Влияние информатизации на сферу образования. Изменение механизмов функционирования и реализации системы общего среднего образования в условиях информатизации. Формирование информационной культуры как цели обучения, воспитания и развития учащихся. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Эволюция информационных и коммуникационных технологий. Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий. Образовательные задачи внедрения ИКТ в учебный процесс. Развивающие задачи внедрения ИКТ в учебный процесс. Воспитательные задачи внедрения ИКТ в учебный процесс. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении Влияние ИКТ на педагогические технологии. Методы построения информационно-деятельностных моделей в обучении. Компьютерные технологии, реализующие способы доступа, поиска, отбора и структурирования информации из электронных баз данных информационно-справочного и энциклопедического значения. Компьютерные технологии, использующие различные уровни интерактивного доступа к учебной информации и управления траекторией обучения. Электронные средства учебного назначения. Методические цели использования электронных средств учебного назначения. Решение дидактических и методических задач с помощью электронных средств учебного назначения. Электронные материалы учебного назначения и инструментальные средства их разработки. Методика использования электронных учебных материалов. 7
Стр.7
Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся Использование мультимедиа и коммуникационных технологий в качестве средства для реализации активных методов обучения. Телеконференции и проекты образовательного и учебного назначения, их типология, структура, содержание, основные этапы проведения. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся Теория и практика создания тестов для системы образования. Компьютерные технологии, реализующие диагностические процедуры. Педагогическая информационная система мониторинга качества образования. Методы сортировки и классификации данных опроса и мониторинга. Экспертные и аналитические методы в оценке электронных средств учебного назначения Оценка и сертификация электронных дидактических средств. Критерии оценки дидактических, эргономических, психолого-педагогических, технологических качеств электронных средств учебного назначения. Экспертные и аналитические методы оценки электронных средств учебного назначения. Информационные и коммуникационные технологии в учебных предметах Методы оценки дидактической целесообразности и эффективности применения ИКТ в обучении. Принципы сочетания традиционных и компьютерно-ориентированных методических аспектов в процессе изучения учебного предмета. Педагогические программные средства как способ решения дидактических и методических задач обучения. Литература Основная 1. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании / И. Г. Захарова.– М.: Академия, 2003. 2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат.– М., 1999. 8
Стр.8
3. Потеев, М. И. Информационные технологии в образовании: Введение в специальность: Учеб. пособие / М. И. Потеев. – СПб., 2004. 4. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт.– М.: Школа-Пресс, 1994. Дополнительная 5. FrontPage 2000: Полное руководство / М. Мэтьюс, Э. Полсен; Пер. с англ.; Под ред. О. Б. Витенко.– Киев, 2000. 6. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров: Педагогика третьего тысячелетия / В. П. Беспалько.– М.: МПСИ, 2002. 7. Дистанционное обучение: Учеб. пособие / Под ред. Е. С. Полат.– М.: ВЛАДОС, 1998. 8. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования.– М.: Интеллект-центр, 2002. 9. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии.– М.: Наука, 1999. 10. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования / Ин-т информатизации образования РАО; Науч. рук. И. В. Роберт // Информатика и образование.– 2000.– № 4, 5, 7.– 2001.– № 1. 9
Стр.9
№ занятия 2 Понятие и эволюция информационных и коммуникационных технологий 4 Понятие и устройства мультимедиа 6 Компьютерное тестирование. Разработка теста по заданной теме школьного курса с использованием инструментальных программных средств 7 Экспертные и аналитические методы оценки электронных средств учебного назначения 8 Информационные и коммуникационные технологии в учебных предметах. Дистанционное образование 9 Создание электронного журнала успеваемости учащихся средней школы средствами MS Excel 10 Поиск информации образовательного назначения на заданную тему в сети Интернет 11 Составление конспекта урока с использованием средств ИКТ по предметам специализации в MS Word 12 Разработка фрагмента электронного учебника, учебного проекта по заданной теме школьного курса 3 Электронные средства учебного назначения: виды и классификация Учебно-тематический план Тема занятия Количество часов лк сем лаб срс 1 Информатизация общества как социальный процесс 2 2 2 2 2 2 2 2 2 5 Телеконференции и учебные проекты, их типология, структура, содержание, основные этапы проведения 2 2 2 2 2 2 2 2 2 8 6 Итого: 10 10 16 36 4 4 4 4 4 2 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.