Аристотель. Поэтика (Отрывки) (Пер.В.Аппельрота)
---------------------------------------------------------------------------Перевод
В.Аппельрота
Хрестоматия по античной литературе. В 2 томах.
Для высших учебных заведений.
Том 1. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. Греческая литература.
М., "Просвещение", 1965
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------АРИСТОТЕЛЬ
(384-322
гг. до н. э.)
[Аристотель - величайший философ и ученый-энциклопедист античного мира. Он
родился в г. Стагире, в Македонии. С 343 г. до н. э. Аристотель состоял
воспитателем Александра, будущего царя Македонии; возвратившись в Афины в
335 г., он основал свою философскую школу.
К. Маркс называет Аристотеля "величайшим мыслителем древности" {К. Маркс,
Капитал,
учеником Платона, но в то же время критиком и идейным противником своего
учителя.
-
философ-материалист,
И.
т. I, Госполитиздат, 1955, стр. 414.}. Аристотель является
Аристотель в противоположность Платону
хотя в некоторых вопросах и не до конца
последовательный, например в вопросе о форме и содержании, о взаимоотношении
общего и единичного и др. В своих "Философских тетрадях" Ленин называет
критику Аристотелем "идей" Платона "критикой идеализма как идеализма вообще"
{В.
Ленин. Философские тетради Госполитиздат, 1947, стр. 264.}.
Аристотель был не только виднейшим философом античности, но также и
зоологом, физиком, ученым-медиком и теоретиком литературы. В своей "Поэтике"
Аристотель подвел итоги литературным теориям своего времени и в сущности
впервые установил ряд эстетических норм. В противоположность Платону он
подчеркнул познавательную функцию искусства и дифференцировал эстетику и
этику. До нас дошла та часть "Поэтики" Аристотеля, где он высказывает свой
взгляд на трагедию,
и,
по-видимому, этот раздел являлся наиболее
существенной частью "Поэтики". Аристотель придерживается того взгляда, что
все, что есть в эпической поэзии, находится и в трагедии, но не все, что
имеет трагедия, находится в эпосе {Аристотель, Поэтика, XXVI.}. В своей
"Поэтике" Аристотель глубоко и верно трактовал основные вопросы искусства,
вопрос о сущности искусства, о его познавательной функции, вопросы,
касающиеся непосредственно только литературы, например вопрос о специфике
художественной литературы,
о значимости трагедии, о ее сущности, о
положительном герое в драматургии и т. д. В этих основных вопросах "Поэтика"
Аристотеля не потеряла своего значения и в наши дни.
("Поэтика" Аристотеля имеется в переводах Захарова (1885), Аппельрота (1893)
и Новосадского (1927).
ПОЭТИКА
Отрывки
СУЩНОСТЬ ПОЭЗИИ И ЕЕ ВИДЫ
I. Мы будем говорить как о поэзии вообще, так и об отдельных ее видах,
о том, какое приблизительно значение имеет каждый из них и как должна
слагаться фабула, чтобы поэтическое произведение было хорошим, кроме того, о
том, из скольких и каких частей оно состоит, а равным образом и обо всем,.
что относится к этому же предмету; начнем мы свою речь, сообразно с
сущностью дела, с самых основных элементов.
Эпическая и трагическая поэзия,
а также комедия и поэзия
дифирамбическая, большая часть авлетики {Искусство игры на духовом
инструменте вроде флейты.} и кифаристики {Искусство игры на кифаре.} - все
это, вообще говоря, искусства подражательные; различаются они друг от друга
в трех отношениях: или тем, в чем совершается подражание, или тем, чему
подражают, или тем, как подражают, что не всегда одинаково. Подобно тому как
некоторые подражают многим вещам, при их воспроизведении, в красках и
формах, одни - благодаря искусству, другие - просто по привычке и иные -
благодаря природному дару, так и во всех только что упомянутых искусствах;
подражание происходит в ритме, слове и гармонии, отдельно или вместе: так,
гармонией и ритмом пользуются только авлетика и
музыкальные искусства, например искусство игры на сиринксе
инструмент вроде свирели.}, а при помощи собственно
кифаристика и другие
{Духовой
производят подражание некоторые из танцовщиков, так как они именно
посредством ритмических движений воспроизводят характеры,
ритма, без гармонии,
аффекты и
действия, а та поэзия, которая пользуется только словами, без ритма или с
метром, притом либо смешивая несколько размеров
друг с другом, либо
употребляя один какой-нибудь из них, до сих пор остается без определения:
ведь мы не могли бы дать общего имени мимам {Mим - народная театральная
сценка. Софрон и его сын Ксенарх - составители мимов в V в. до н. э.}
Софрона или Ксенарха и сократическим разговорам, ни если бы кто совершал
подражание посредством триметров {Триметр - стихотворный размер. Ямбический
триметр состоял из шести ямбических стоп.}, элегических {Элегический стих -
чередование гекзаметра с пентаметром.} или каких-либо других подобных
стихов; только соединяя понятие "творить" с размером, называют одних
в основном
Стр.1