Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Физическое образование в вузах

Физическое образование в вузах №2 2002

0   0
Страниц136
ID178838
АннотацияДанный журнал является единственным, охватывающим все актуальные вопросы преподавания физики в вузе, и, как мы надеемся, он станет главным средством общения кафедр физики вузов стран СНГ. Главный редактор журнала − академик Российской академии наук, профессор МИФИ, научный руководитель Высшей школы им. Н.Г. Басова НИЯУ МИФИ О.Н. Крохин. Основные разделы журнала 1. Концептуальные и методические вопросы преподавания общего курса физики в вузе, техникуме, колледже. 2. Вопросы преподавания курса общей физики в технических университетах. 3. Современный лабораторный практикум по физике. 4. Демонстрационный лекционный эксперимент. 5. Информационные технологии в физическом образовании. 6. Вопросы преподавания общего курса физики в педвузах и специальных средних учебных заведениях. 7. Текущая практика маломасштабного физического эксперимента. 8. Связь общего курса физики с другими дисциплинами. 9. Интеграция Высшей школы и Российской Академии наук.
Физическое образование в вузах .— Москва : Издательский дом МФО .— 2002 .— №2 .— 136 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/178838 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Физически абрщавцние в вузам Т 8, М 2, 2002 3 Введение Уважаемые читатели! <...> Журнал “Физическое образование в вузах” продолжает Публикацию статей по актуальным вопросам преподавания физики и проблемам организации физического образования в вузах и других учебных заведеьшях страны. <...> Николаева представляет собой попьгтку привлечь внимание преподавателей физш<и к необходшиости уделять вьшмаьше на учебных занятиях одному из важнейших этапов решения физических задач — выбору абстрактной модели, в рамках которой будет решаться задача, описан тест (на основе знаменитой задачи о машине Атвуда), помогающшй учащимся освоить “технологию” выбора абстрактной модели. <...> Розмана критически анализируется широко используемое понятие “релятивистская масса”. <...> В статье из раздела “Вопросы преподавания общего курса физики в технических университетах”, авторы которойП. <...> Г. Кужир, Н.П. ЪОркевич и С.А. Постанкевич, обсуждаются различные модели взаимодействия “преподаватель — студент” на занятиях по общему курсу физш<и — Ha примере раздела “Физт/ша твердого тела” для студентов инженерно-физического профиля. <...> Четыре статьи раздела посвящены обсуждению различных аспектов фактически одной проблемы — компьютерного тестирования знаний и умений учащихся. <...> Беланова и др. дается обоснование требованиям, которым должны удовлетворять 4 В.И. Ника/киев компьютерные тесты по физике, предназначенные для текущего коьпроля знаьшй студентов И для проверки Их “остаточных” знангип7г. <...> О результатах Централизованного тестирования знаний по физш<е у абитуриентов в одном из регионов России рассказывается в статье М.В. Алексеева иМ. <...> В другой статье того же автора описываются компьютерные лабораторные работы по четырем различным темам из раздела “Магнетгиши” общего курса физики: о свойствах парамагнетиков, о температурной зависимости спонтанной намагниченности ферромагнетика в области точки Кюри, о законе Кюри — Вейсса <...>
Физическое_образование_в_вузах_№2_2002.pdf
Физическое образование в âóçàõ, Ò. 8, ¹ 2, 2002 Введение Уважаемые читатели! Журнал “Физическое образование в вузах” продолжает публикацию статей по актуальным вопросам преподавания физики и проблемам организации физического образования в вузах и других учебных заведениях страны. Номер журнала открывается, как обычно, статьями раздела “Концептуальные и методические вопросы преподавания общего курса физики в вузе, техникуме, колледже”. Статьи раздела (всего их пять) затрагивают как общие, так и конкретные вопросы преподавания общего курса физики. Статья Б.С. Дмитриева, Ю.И. Левина и Ю.П. Шараевского, посвященная системе физического образования в классическом университете, содержит мысли и сомнения авторов по вопросу о принципах построения современного общего курса физики. В статье Л.Л. Страховой, А.А. Игнатьева и С.В. Овчинникова обсуждаются особенности организации и методики преподавания курса физики в связи с необходимостью усиления его профессиональной направленности – на примере студентов геологического факультета, обучающихся по специальности “геофизика”. Статья В.И. Николаева представляет собой попытку привлечь внимание преподавателей физики к необходимости уделять внимание на учебных занятиях одному из важнейших этапов решения физических задач – выбору абстрактной модели, в рамках которой будет решаться задача; описан тест (на основе знаменитой задачи о машине Атвуда), помогающий учащимся освоить “технологию” выбора абстрактной модели. Две последние статьи раздела посвящены методическим вопросам преподавания основ теории относительности в вузе. Статья К.В. Бычкова, А.С. Нифанова и И.М. Сараевой содержит конспективное изложение методики преподавания кинематики специальной теории относительности. В статье Г.А. Розмана критически анализируется широко используемое понятие “релятивистская масса”. В статье из раздела “Вопросы преподавания общего курса физики в технических университетах”, авторы которой П.Г. Кужир, Н.П. Юркевич и С.А. Постанкевич, обсуждаются различные модели взаимодействия “преподаватель – студент” на занятиях по общему курсу физики – на примере раздела “Физика твердого тела” для студентов инженерно-физического профиля. В разделе журнала “Методика аудио-, видео- и компьютерного обучения” – наибольшее число статей: восемь. Основное внимание уделяется в них обсуждению различных методических аспектов применения компьютеров в организации обучения и оценке его эффективности. Четыре статьи раздела посвящены обсуждению различных аспектов фактически одной проблемы – компьютерного тестирования знаний и умений учащихся. В статье А.С. Беланова и др. дается обоснование требованиям, которым должны удовлетворять 3
Стр.1
4 В.И. Николаев компьютерные тесты по физике, предназначенные для текущего контроля знаний студентов и для проверки их “остаточных” знаний. В статье Д.О. Жукова и др. описывается программа, с помощью которой можно организовать базу данных, предназначенную для тестирования знаний учащихся по курсу физики (как, впрочем, и по другим дисциплинам). Аналогичная программа описана в статье С.А. Казанцева и М.А. Поливанова: с ее помощью можно не только создать базу данных для тестирования (она состоит из вопросов и вариантов ответов), но и автоматизировать процедуру составления билетов. О результатах централизованного тестирования знаний по физике у абитуриентов в одном из регионов России рассказывается в статье М.В. Алексеева и М.М. Алексеева. Статья А.В. Машукова и др. посвящена анализу опыта использования современных информационных технологий на занятиях по физике, описанию конкретных примеров их применения, обоснованию рекомендаций для преподавателей, ведущих занятия, в том числе и при заочной форме обучения. В статье А.М. Толстика предлагается новая методика изучения основ физики – с помощью “учебного компьютерного эксперимента”, в котором объектом изучения являются абстрактные модели с варьируемыми параметрами, а методом изучения – совокупность всего разнообразия компьютерных средств решения физических задач. В другой статье того же автора описываются компьютерные лабораторные работы по четырем различным темам из раздела “Магнетики” общего курса физики: о свойствах парамагнетиков, о температурной зависимости спонтанной намагниченности ферромагнетика в области точки Кюри, о законе Кюри – Вейсса, о ферромагнитных доменах. В последней статье раздела (ее авторы А.И. Моисеев и Л.П. Муркин) подробно описаны программное и аппаратурное обеспечение для лабораторной работы по теме “Звуковые волны” общего курса физики, в которой с помощью компьютера осуществляется Фурьепреобразование сигналов. Номер завершается двумя статьями из раздела “Связь общего курса физики с другими дисциплинами”. В статье Т.Я. Дубнищевой и А.Д. Рожковского обсуждается концептуальная роль синергетических принципов в преподавании основ современного естествознания будущим специалистам различных областей деятельности – прежде всего “гуманитариям”. И наконец, статья Б.А. Бенецкого и Н.Г. Гончаровой, посвященная воздействию различных видов излучений на людей, по замыслу авторов, призвана помочь преподавателям и учащимся, независимо от их конкретной специализации, в получении систематизированных сведений по радиационной безопасности и тем самым восполнить почти наверняка имеющиеся в их образовании пробелы по этому столь злободневному сейчас вопросу. Хотелось бы, по случаю, напомнить всем вам, дорогие читатели журнала “Физическое образование в вузах”, что редколлегия ждет от вас новых статей по проблематике журнала, а также отзывов о его работе и предложений по ее улучшению. Ответственный редактор В.И. Николаев
Стр.2