Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Физическое образование в вузах

Физическое образование в вузах №4 1999

0   0
Страниц181
ID178828
АннотацияДанный журнал является единственным, охватывающим все актуальные вопросы преподавания физики в вузе, и, как мы надеемся, он станет главным средством общения кафедр физики вузов стран СНГ. Главный редактор журнала − академик Российской академии наук, профессор МИФИ, научный руководитель Высшей школы им. Н.Г. Басова НИЯУ МИФИ О.Н. Крохин. Основные разделы журнала 1. Концептуальные и методические вопросы преподавания общего курса физики в вузе, техникуме, колледже. 2. Вопросы преподавания курса общей физики в технических университетах. 3. Современный лабораторный практикум по физике. 4. Демонстрационный лекционный эксперимент. 5. Информационные технологии в физическом образовании. 6. Вопросы преподавания общего курса физики в педвузах и специальных средних учебных заведениях. 7. Текущая практика маломасштабного физического эксперимента. 8. Связь общего курса физики с другими дисциплинами. 9. Интеграция Высшей школы и Российской Академии наук.
Физическое образование в вузах .— Москва : Издательский дом МФО .— 1999 .— №4 .— 181 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/178828 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Основные направления представленных на конференцию докладов: гуманитаризация 4 Физическое образование в вузах, Т. <...> Санкт-Петербург Конференция: • определяет как важнейшие направления исследовательской и научно-методической работы разработку проблем формирования научного мировоззрения, фундаментальности и целостности физического образования, проблем личностного развития учащихся при изучении дисциплин «Физика» и «Концепции современного естествознания»; • выражает обеспокоенность продолжающимся ухудшением качества естественнонаучного образования в Российской Федерации, что объясняется не только общей Физическое образование в вузах, Т. <...> Это неизбежно приводит к снижению общего культурного уровня выпускников общеобразовательных школ, росту предрассудков, связанных с недостаточной сформированностью научной картины мира; • считает недопустимой невостребованность физики на общетехнических и профилирующих кафедрах инженерных и других вузов и осуждает практику сокращения в учебных планах времени на изучение фундаментального курса физики; • считает целесообразным разработку государственного стандарта вступительного экзамена по физике на технические и естественнонаучные специальности вузов; • считает перспективным дальнейшее развитие многоуровневого физического практикума, предполагающего дифференцированный подход к обучению студентов при условии создания лабораторного оборудования, адаптированного к требованиям такого практикума; отмечает плодотворную работу Научно-технического центра "ВЛАДИС" при Московском государственном инженерно-физическом институте по разработке лабораторного оборудования, основанного на технологиях прямого доступа к объекту изучения, и рекомендует разработанные лабораторные и демонстрационные комплексы для использования при обучении физики в вузах; • обращает внимание на необходимость проведения экспертизы издаваемой учебной <...>
Физическое_образование_в_вузах_№4_1999.pdf
Физическое образование в вузах, Т. 5, № 4,1999 Информация о V Международной конференции "Физика в системе современного образования" (ФССО-99, г. Санкт-Петербург) V Международная конференция "Физика в системе современного образования" проводилась под эгидой Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 21-24 июня 1999 г. Организаторами конференции были Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, Российская академия образования, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Московское физическое общество. В Программный комитет конференции вошли представители Австрии, Нидерландов, России, США, Японии, Мексики. В работе конференции принимали участие преподаватели вузов, средних специальных учебных заведений, научные сотрудники исследовательских институтов и лабораторий, учителя общеобразовательных школ (всего 230 чел) из 40 городов России и СНГ, а также 11 иностранных гостей. Работали секции: • Общие проблемы физического образования. • Физика как основа профессиональной деятельности. • Физика в системе инженерного образования. • Физика для естественнонаучных специальностей. • Подготовка педагогических кадров по физике. • Физика в системе общего среднего образования. • Концепции современного естествознания для гуманитарных специальностей. • Учебный физический эксперимент. • Использование новых информационных технологий преподавания физики. На конференции проводилась выставка современного лабораторного оборудования, программных продуктов, физической учебной и учебно-методической литературы. Была проведена дискуссия на тему «How to learn to speak mathematics» и мастерская «Learning Physics through investigations by computers». Конференция продолжила традиции предшествующих конференций "Физика в системе современного образования" 1991 г. в п. Репино, 1993 г. в г. Сочи, 1995 г. в г. Петрозаводске, 1997 г. в г. Волгограде, целью которых был обмен опытом и координация научных и научнометодических исследований в области преподавания физики и естествознания на всех уровнях от средней школы до университетов включительно. Основные направления представленных на конференцию докладов: гуманитаризация 3
Стр.1
4 Физическое образование в вузах, Т. 5, № 4,1999 физического образования, разработка методологических основ формирования естественнонаучной картины мира, роль физики как основы научного мировоззрения, физика в системе личностно ориентированного образования, дидактические условия использования информационных технологий обучения физике, физика в системе многоуровневого образования, математическое обеспечение физического образования, организация изучения курса "Концепции современного естествознания". Тематика докладов охватывала широкий круг вопросов, касающихся сущности подготовки учителей, инженеров, рассматривались проблемы физического образования в региональных вузах, формы и методы организации самостоятельной работы студентов, роль и место физического эксперимента. В докладах рассматривались как стратегические вопросы теории и методики обучения, так и вопросы частных методик, современных информационных технологий обучения. Была развернута дискуссия о перспективах и путях развития фундаментального образования в средней и высшей школе. В выступлениях участников отмечалось снижение качества подготовки выпускников средней школы, несоответствие содержания учебных программ и числа часов учебного плана, отводимых на их изучение, отмечалась тенденция вытеснения физики из учебных планов вузов и замена систематического фундаментального курса фрагментами, вкрапленными в материал других дисциплин. В выступлениях звучала неудовлетворенность принятыми стандартами образования, их недостаточной научной проработкой. Стандарты не фиксируют числа часов в учебном плане, отводимых на изучение физики, что приводит к необоснованному ее сокращению. Кафедры физики многих вузов отстранены от аттестации выпускников. Лучшие доклады, представленные на конференции ФССО-99, публикуются в данном номере журнала. Ответственный редактор номера профессор А. Д. Суханов Решение V Международной конференции "Физика в системе современного образования" 21-24 июня 1999 г. г. Санкт-Петербург Конференция: • определяет как важнейшие направления исследовательской и научно-методической работы разработку проблем формирования научного мировоззрения, фундаментальности и целостности физического образования, проблем личностного развития учащихся при изучении дисциплин «Физика» и «Концепции современного естествознания»; • выражает обеспокоенность продолжающимся ухудшением качества естественнонаучного образования в Российской Федерации, что объясняется не только общей
Стр.2