5, № 3,1999
1
Концептуальные и методические вопросы преподавания
общего курса физики в вузе, техникуме, колледже
Общая физика в МФТИ <...> А.Д.Гладун, Ф.Ф.Игошин
Московский физико-технический институт
(Государственный университет)
141700, г. Долгопрудный Московской области, Институтский пер. <...> 9
Излагаются методические и организационные принципы преподава-ния общей физики в
МФТИ
Введение
Московский физико-технический институт был создан более пятидесяти лет тому назад
с целью активного реагирования на быстро меняющиеся потребности науки и техники. <...> Система образования в МФТИ строилась на основе целого ряда принципов: прием
талантливой молодежи со всех регионов страны, опора на кадры и научный потенциал научноисследовательских учреждений и конструкторских бюро, широкое привлечение совместителей
к преподаванию, сочетание фундаментального университетского образования с усиленной
подготовкой по специальности, индивидуальный подход к каждому школьнику, а затем и
студенту, начиная с момента поступления в институт, до его выпуска и распределения. <...> А.Д.Гладун, Ф.Ф.Игошин
повышении качества преподавания физики будущим специалистам. <...> Ко всему остальному Физтех был более или менее подготовлен. <...> В результате в МФТИ сформировалась и действовала трехуровневая система
образования, обладающая необходимой гибкостью в подготовке специалистов и открывающая
возможность широкого выбора программ образования. <...> 3
Общая физика в МФТИ
Кафедра, ее состав
Организация и проведение учебного процесса осуществляется кафедрой общей физики. <...> Алексеевский, профессор С.П. Капица и в настоящее время
- профессор А.Д. Гладун. <...> А.Д.Гладун, Ф.Ф.Игошин
Из таблицы видно, что 2/3 преподавательских ставок кафедры занимают ученые,
приглашенные из 18 институтов как академических (ФИАН, ИФТТ, ИОФАН, ИХФ, ИФП), так
и ведомственных (ИАЭ, ИТЭФ), а также ряда других отраслевых НИИ, КБ и кафедр
институтского и факультетского циклов. <...> Задачи курса общей физики <...>
Физическое_образование_в_вузах_№3_1999.pdf
Физическое образование в âóçàõ, Ò.5, ¹ 3,1999
Концептуальные и методические вопросы преподавания
общего курса физики в вузе, техникуме, колледже
Общая физика в МФТИ
А.Д.Гладун, Ф.Ф.Игошин
Московский физико-технический институт
(Государственный университет)
141700, ã. Долгопрудный Московской îáëàñòè, Институтский ïåð. Ä. 9
Излагаются методические и организационные принципы преподава-ния общей физики в
МФТИ
Введение
Московский физико-технический институт был создан более пятидесяти лет тому назад
с целью активного реагирования на быстро меняющиеся потребности науки и техники.
Назрела необходимость в подготовке научных и инженерных кадров по жизненно важным
направлениям. При организации института решающими требованиями были: широкое
естественнонаучное образование в традициях лучших российских университетов и глубокая
целенаправленная подготовка специалистов в базовых научно-исследовательских институтах.
Все было подчинено решению задач, поставленных перед наукой, оборонной
промышленностью, необходимостью создания новой техники.
Система образования в МФТИ строилась на основе целого ряда принципов: прием
талантливой молодежи со всех регионов страны, опора на кадры и научный потенциал научноисследовательских
учреждений и конструкторских бюро, широкое привлечение совместителей
к преподаванию, сочетание фундаментального университетского образования с усиленной
подготовкой по специальности, индивидуальный подход к каждому школьнику, а затем и
студенту, начиная с момента поступления в институт, до его выпуска и распределения. Эти
принципы были последовательно реализованы на протяжении всех лет существования Физтеха.
Физтеховская система образования прошла проверку многолетним опытом работы с
институтами Академии наук, институтами и КБ оборонных ведомств
Ныне с не меньшей остротой, чем тогда, перед высшей школой России стоит задача -
готовить кадры, способные адаптироваться к новым экономическим условиям, кадры,
способные вывести страну из тяжелейшего системного кризиса. Без соответствующего
изменения методов и стиля работы высшей школы эту задачу решить невозможно. Опыт
Физтеха приобретает поэтому особое значение.
Сегодня основные направления развития высшего образования в стране определяют
Государственные образовательные стандарты, которые предусматривают подготовку
специалистов широкого профиля на основе сочетания фундаментальных,
общепрофессиональных знаний и направленной практической подготовки. В этой связи
одна из важнейших задач в работе высших технических учебных заведений состоит в
1
Стр.1
2
А.Д.Гладун, Ф.Ф.Игошин
повышении качества преподавания физики будущим специалистам. Курс общей физики
составляет основу общей подготовки и играет роль фундамента, без которого невозможна
успешная деятельность современного специалиста. Это инвариантно относительно
изменений политических и экономических условий общества. Однако, реальная жизнь ставит
перед нами все более жесткие испытания.
Реформы, потрясшие нашу страну, не обошли стороной и МФТИ. Кафедра физики, как
и институт в целом, почувствовала их влияние в основном по резкому уменьшению
бюджетного финансирования. Ко всему остальному Физтех был более или менее подготовлен.
Отцы Физтеха академики П.Л. Капица, Е.А. Христианович, Л.Л. Ландау,
А.И. Шальников и др., организуя в 1947 году институт для подготовки научных и инженерных
кадров, строили его в значительной степени по образцу лучших зарубежных институтов
(Массачусетский и Калифорнийский институты в ÑØÀ, Ecole Normale и Ecole Polytechniqe
во Франции, Империал-колледже в Англии), сохраняя традиционные основы Российской
высшей школы.
В результате в МФТИ сформировалась и действовала трехуровневая система
образования, обладающая необходимой гибкостью в подготовке специалистов и открывающая
возможность широкого выбора программ образования. Суть трехуровневой системы
сводится к тому, что учебный процесс состоит из трех самостоятельных циклов. Первый цикл
- обще-образовательный , включающий первые три года обучения - университетское
образование с усиленной подготовкой по общей физике, математике и иностранному языку.
Второй цикл - следующие три года обучения - подготовка по специальности на базовой
кафедре в НИИ, ОКБ или в институтах Академии наук. Третий цикл - следующие, завершающие
три года - обучение в аспирантуре, где готовятся ученые по актуальным направлениям науки
и техники.
Трехуровневая система образования дала положительный результат, о чем
свидетельствует высокий рейтинг выпускников Физтеха как у нас в стране, так и за рубежом.
Следует отметить, что такие результаты достигаются, главным образом, ценой
целенаправленной и чрезвычайно интенсивной подготовки выпускников института, какой
не встретишь, пожалуй, ни в одном другом учебном заведении.
С введением Государственного образовательного стандарта в сфере высшего
образования наша трехуровневая система естественно вписалась в систему принятого
стандарта. В результате в настоящее время МФТИ готовит бакалавров и магистров прикладных
математики и физики. Магистратура открывает дорогу в аспирантуру и докторантуру.
На всех этапах жизни Физтеха, в том числе и после введения образовательного стандарта,
курс общей физики занимает ведущее место в обучении и воспитании студентов, составляет
основу фундаментального цикла образования и является единым для всех факультетов
института.
Стр.2