Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Физическое образование в вузах

Физическое образование в вузах №3 1999

0   0
Страниц182
ID178827
АннотацияДанный журнал является единственным, охватывающим все актуальные вопросы преподавания физики в вузе, и, как мы надеемся, он станет главным средством общения кафедр физики вузов стран СНГ. Главный редактор журнала − академик Российской академии наук, профессор МИФИ, научный руководитель Высшей школы им. Н.Г. Басова НИЯУ МИФИ О.Н. Крохин. Основные разделы журнала 1. Концептуальные и методические вопросы преподавания общего курса физики в вузе, техникуме, колледже. 2. Вопросы преподавания курса общей физики в технических университетах. 3. Современный лабораторный практикум по физике. 4. Демонстрационный лекционный эксперимент. 5. Информационные технологии в физическом образовании. 6. Вопросы преподавания общего курса физики в педвузах и специальных средних учебных заведениях. 7. Текущая практика маломасштабного физического эксперимента. 8. Связь общего курса физики с другими дисциплинами. 9. Интеграция Высшей школы и Российской Академии наук.
Физическое образование в вузах .— Москва : Издательский дом МФО .— 1999 .— №3 .— 182 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/178827 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

5, № 3,1999 1 Концептуальные и методические вопросы преподавания общего курса физики в вузе, техникуме, колледже Общая физика в МФТИ <...> А.Д.Гладун, Ф.Ф.Игошин Московский физико-технический институт (Государственный университет) 141700, г. Долгопрудный Московской области, Институтский пер. <...> 9 Излагаются методические и организационные принципы преподава-ния общей физики в МФТИ Введение Московский физико-технический институт был создан более пятидесяти лет тому назад с целью активного реагирования на быстро меняющиеся потребности науки и техники. <...> Система образования в МФТИ строилась на основе целого ряда принципов: прием талантливой молодежи со всех регионов страны, опора на кадры и научный потенциал научноисследовательских учреждений и конструкторских бюро, широкое привлечение совместителей к преподаванию, сочетание фундаментального университетского образования с усиленной подготовкой по специальности, индивидуальный подход к каждому школьнику, а затем и студенту, начиная с момента поступления в институт, до его выпуска и распределения. <...> А.Д.Гладун, Ф.Ф.Игошин повышении качества преподавания физики будущим специалистам. <...> Ко всему остальному Физтех был более или менее подготовлен. <...> В результате в МФТИ сформировалась и действовала трехуровневая система образования, обладающая необходимой гибкостью в подготовке специалистов и открывающая возможность широкого выбора программ образования. <...> 3 Общая физика в МФТИ Кафедра, ее состав Организация и проведение учебного процесса осуществляется кафедрой общей физики. <...> Алексеевский, профессор С.П. Капица и в настоящее время - профессор А.Д. Гладун. <...> А.Д.Гладун, Ф.Ф.Игошин Из таблицы видно, что 2/3 преподавательских ставок кафедры занимают ученые, приглашенные из 18 институтов как академических (ФИАН, ИФТТ, ИОФАН, ИХФ, ИФП), так и ведомственных (ИАЭ, ИТЭФ), а также ряда других отраслевых НИИ, КБ и кафедр институтского и факультетского циклов. <...> Задачи курса общей физики <...>
Физическое_образование_в_вузах_№3_1999.pdf
Физическое образование в âóçàõ, Ò.5, ¹ 3,1999 Концептуальные и методические вопросы преподавания общего курса физики в вузе, техникуме, колледже Общая физика в МФТИ А.Д.Гладун, Ф.Ф.Игошин Московский физико-технический институт (Государственный университет) 141700, ã. Долгопрудный Московской îáëàñòè, Институтский ïåð. Ä. 9 Излагаются методические и организационные принципы преподава-ния общей физики в МФТИ Введение Московский физико-технический институт был создан более пятидесяти лет тому назад с целью активного реагирования на быстро меняющиеся потребности науки и техники. Назрела необходимость в подготовке научных и инженерных кадров по жизненно важным направлениям. При организации института решающими требованиями были: широкое естественнонаучное образование в традициях лучших российских университетов и глубокая целенаправленная подготовка специалистов в базовых научно-исследовательских институтах. Все было подчинено решению задач, поставленных перед наукой, оборонной промышленностью, необходимостью создания новой техники. Система образования в МФТИ строилась на основе целого ряда принципов: прием талантливой молодежи со всех регионов страны, опора на кадры и научный потенциал научноисследовательских учреждений и конструкторских бюро, широкое привлечение совместителей к преподаванию, сочетание фундаментального университетского образования с усиленной подготовкой по специальности, индивидуальный подход к каждому школьнику, а затем и студенту, начиная с момента поступления в институт, до его выпуска и распределения. Эти принципы были последовательно реализованы на протяжении всех лет существования Физтеха. Физтеховская система образования прошла проверку многолетним опытом работы с институтами Академии наук, институтами и КБ оборонных ведомств Ныне с не меньшей остротой, чем тогда, перед высшей школой России стоит задача - готовить кадры, способные адаптироваться к новым экономическим условиям, кадры, способные вывести страну из тяжелейшего системного кризиса. Без соответствующего изменения методов и стиля работы высшей школы эту задачу решить невозможно. Опыт Физтеха приобретает поэтому особое значение. Сегодня основные направления развития высшего образования в стране определяют Государственные образовательные стандарты, которые предусматривают подготовку специалистов широкого профиля на основе сочетания фундаментальных, общепрофессиональных знаний и направленной практической подготовки. В этой связи одна из важнейших задач в работе высших технических учебных заведений состоит в 1
Стр.1
2 А.Д.Гладун, Ф.Ф.Игошин повышении качества преподавания физики будущим специалистам. Курс общей физики составляет основу общей подготовки и играет роль фундамента, без которого невозможна успешная деятельность современного специалиста. Это инвариантно относительно изменений политических и экономических условий общества. Однако, реальная жизнь ставит перед нами все более жесткие испытания. Реформы, потрясшие нашу страну, не обошли стороной и МФТИ. Кафедра физики, как и институт в целом, почувствовала их влияние в основном по резкому уменьшению бюджетного финансирования. Ко всему остальному Физтех был более или менее подготовлен. Отцы Физтеха академики П.Л. Капица, Е.А. Христианович, Л.Л. Ландау, А.И. Шальников и др., организуя в 1947 году институт для подготовки научных и инженерных кадров, строили его в значительной степени по образцу лучших зарубежных институтов (Массачусетский и Калифорнийский институты в ÑØÀ, Ecole Normale и Ecole Polytechniqe во Франции, Империал-колледже в Англии), сохраняя традиционные основы Российской высшей школы. В результате в МФТИ сформировалась и действовала трехуровневая система образования, обладающая необходимой гибкостью в подготовке специалистов и открывающая возможность широкого выбора программ образования. Суть трехуровневой системы сводится к тому, что учебный процесс состоит из трех самостоятельных циклов. Первый цикл - обще-образовательный , включающий первые три года обучения - университетское образование с усиленной подготовкой по общей физике, математике и иностранному языку. Второй цикл - следующие три года обучения - подготовка по специальности на базовой кафедре в НИИ, ОКБ или в институтах Академии наук. Третий цикл - следующие, завершающие три года - обучение в аспирантуре, где готовятся ученые по актуальным направлениям науки и техники. Трехуровневая система образования дала положительный результат, о чем свидетельствует высокий рейтинг выпускников Физтеха как у нас в стране, так и за рубежом. Следует отметить, что такие результаты достигаются, главным образом, ценой целенаправленной и чрезвычайно интенсивной подготовки выпускников института, какой не встретишь, пожалуй, ни в одном другом учебном заведении. С введением Государственного образовательного стандарта в сфере высшего образования наша трехуровневая система естественно вписалась в систему принятого стандарта. В результате в настоящее время МФТИ готовит бакалавров и магистров прикладных математики и физики. Магистратура открывает дорогу в аспирантуру и докторантуру. На всех этапах жизни Физтеха, в том числе и после введения образовательного стандарта, курс общей физики занимает ведущее место в обучении и воспитании студентов, составляет основу фундаментального цикла образования и является единым для всех факультетов института.
Стр.2