Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Физическое образование в вузах

Физическое образование в вузах №2 1995

0   0
Страниц121
ID178810
АннотацияДанный журнал является единственным, охватывающим все актуальные вопросы преподавания физики в вузе, и, как мы надеемся, он станет главным средством общения кафедр физики вузов стран СНГ. Главный редактор журнала − академик Российской академии наук, профессор МИФИ, научный руководитель Высшей школы им. Н.Г. Басова НИЯУ МИФИ О.Н. Крохин. Основные разделы журнала 1. Концептуальные и методические вопросы преподавания общего курса физики в вузе, техникуме, колледже. 2. Вопросы преподавания курса общей физики в технических университетах. 3. Современный лабораторный практикум по физике. 4. Демонстрационный лекционный эксперимент. 5. Информационные технологии в физическом образовании. 6. Вопросы преподавания общего курса физики в педвузах и специальных средних учебных заведениях. 7. Текущая практика маломасштабного физического эксперимента. 8. Связь общего курса физики с другими дисциплинами. 9. Интеграция Высшей школы и Российской Академии наук.
Физическое образование в вузах .— Москва : Издательский дом МФО .— 1995 .— №2 .— 121 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/178810 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

* ВВЕДЕНИЕ * СТАНДАРТЫ ПРАКТИКУМА * ТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ * ОСНАЩЕНИЕ ПРАКТИКУМА * КОМПЛЕКТАЦИЯ Введение Одной из задач данного журнала является коллективное осознание того, какие системы и методы физического образования нужны сегодня и завтра ВУЗам России. <...> Концепция разработана Научно-техническим центром "Владис" при Московском Государственном иженерно-физическом институте. <...> Представляя само понятие "концепция" не в декларативном, а в практическом плане, то есть как систему опробованных методических и технических средств, НТЦ ВЛАДИС не только создает новые технологии обучения, но и внедряет их в учебный процесс в ВУЗах России. <...> Согласно концепции НТЦ ВЛАДИС, для многоуровневого образования требуется не несколько практикумов различных уровней, а единый адаптируемый практикум, позволяющий в одной лаборатории и даже на одной установке реализовать различные уровни и системы обучения. <...> Фирмы предлагают к поставке элементную базу, из которой можно собрать любые экспериментальные установки в пределах определенного круга экспериментов. <...> Современный физический практикум должен обеспечивать интенсивное развивающее обучение при высоком интересе к предмету учащихся и преподавателей. <...> Темы экспериментов соответствуют программам и стандартам образования, принятым в России. <...> Лабораторный комплекс формирует полностью оснащенное рабочее место для одного или двух студентов. <...> Он содержит измерительно-аналитическую базу, систему функциональных модулей для построения экспериментальной установки и набор изучаемых объектов. <...> Представленный в комплексе "банк экспериментов" позволяет варьировать содержание и сложность экспериментов по каждой теме. <...> Дальнейшее развитие этих связей выводит на создание единого практикума по естественнонаучным дисциплинам. <...> Учебная лаборатория может представлять одну тему или весь курс физики, при этом может содержать одно рабочее место или несколько десятков мест <...>
Физическое_образование_в_вузах_№2_1995.pdf
СОВРЕМЕННЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ В.В. Светозаров Московский инженерно-физический институт Ю.В. Светозаров НТЦ "Владис" * ВВЕДЕНИЕ * СТАНДАРТЫ ПРАКТИКУМА * ТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ * ОСНАЩЕНИЕ ПРАКТИКУМА * КОМПЛЕКТАЦИЯ Введение Одной из задач данного журнала является коллективное осознание того, какие системы и методы физического образования нужны сегодня и завтра ВУЗам России. Это осознание должно опираться на опыт их реального опробования в учебном процессе. Новые социально-экономические условия, в том числе заново формирующийся рынок интеллектуального труда, определяют новые запросы на содержание и уровень образованности, а, значит, и на системы и средства образования. Это привело к возникновению новых принципов их создания, а также к диверсификации организаций, поставляющих технологии обучения на образовательный рынок России. Несколько лет рыночных условий работы, без какого-либо государственного финансирования, дали возможность выжить и развиться лишь организациям, продукция которых отвечает сегодняшним требованиям образовательной системы. Сегодня мы представляем концепцию интенсивного экспериментального изучения физики в системе многоуровневого инженерного образования. Концепция разработана Научно-техническим центром "Владис" при Московском Государственном иженерно-физическом институте. Представляя само понятие "концепция" не в декларативном, а в практическом плане, то есть как систему опробованных методических и технических средств, НТЦ ВЛАДИС не только создает новые технологии обучения, но и внедряет их в учебный процесс в ВУЗах России. Инструментом внедрения является интенсивный адаптируемый физический практикум.
Стр.1
Согласно концепции НТЦ ВЛАДИС, для многоуровневого образования требуется не несколько практикумов различных уровней, а единый адаптируемый практикум, позволяющий в одной лаборатории и даже на одной установке реализовать различные уровни и системы обучения. В ВУЗах различного профиля или при подготовке по разным специальностям в одном ВУЗе практикум должен отражать специфику содержания курса вариацией реализуемых установками экспериментов. В учебных заведениях различного уровня или для разных уровней обучения в одном ВУЗе практикум должен допускать вариацию технической и методической сложности задач. Для сильных и слабых студентов одной группы практикум должен предоставить возможность формирования индивидуальных заданий и маршрутов обучения с учетом подготовленности и творческих способностей студента. Неподготовленный, но одаренный студент должен иметь возможность начать работу с простейших экспериментальных задач и выйти на уровень учебно-исследовательских экспериментов — в практикума. Сегодня распространены два подхода к построению экспериментальной базы физического образования. В системе Госкомвуза России производят учебные установки, реализующие на рабочем месте учащегося 1 - 2 эксперимента без возможности перестройки на другие эксперименты. Они не отвечают минимальным общепризнанным методическим требованиям - фронтальнотематической организации занятий, возможности выбора и самостоятельного мышления учащихся. В Европе принят другой подход. Фирмы предлагают к поставке элементную базу, из которой можно собрать любые экспериментальные установки в пределах определенного круга экспериментов. Подход НТЦ ВЛАДИС по технической реализации является промежуточным между упомянутыми, а в педагогическом плане дает новое качество и новые возможности обучения. Основу практикума составляют модульные учебные комплексы (настольные микролаборатории), реализующие на рабочем месте десятки экспериментов по разделам изучаемых дисциплин. Работы НТЦ ВЛАДИС известны и признаны в России. В апреле 1994 г. Коллегия Госкомвуза России рекомендовала подготовить предложения об оснащении экспериментальной базы многоуровневого физического практикума с участием НТЦ ВЛАДИС. Министерством обороны России практикум НТЦ ВЛАДИС рекомендован в качестве базового для военных ВУЗов. Этот практикум является наиболее продаваемым по России. Элементы практикума работают более чем в 60 учебных заведениях различных уровней — от школ до университетов. этом суть развивающего
Стр.2