Необходимо также понять, в каком отношении находятся
физика как фундамент естествознания и другие его части сегодня. <...> Это позволит дать
объективную характеристику основаниям физики и ее эволюции, оценить
перспективы дальнейшего развития физики в качестве фундамента всего
естествознания. <...> Время как философский атрибут и фундаментальные парадигмы
естествознания
Прошедшие две с половиной тысячи лет изучения природы показали, что
опыт отнюдь не является единственным источником теоретического знания. <...> Эти наиболее общие
представления о природе, сложившиеся под влиянием принципиальных
философских идей, предлагается называть фундаментальными парадигмами
естествознания. <...> В соответствии с концепцией универсального эволюционизма формирование
подобных парадигм связано с решением центральной проблемы всего
естествознания -- проблемы существования материи во времени, играющего
роль выделенного философского атрибута. <...> Им естественно сопоставить две фундаментальные парадигмы
естествознания — парадигму движения или парадигму И. <...> Ньютона, ведущую
начало от Демокрита, и парадигму эволюции или парадигму Ч.Дарвина <...> Согласно парадигме Ньютона, господствующей в физике, свойства
природы на макроуровне полностью определяются ее свойствами на
микроуровне, причем свойства "кирпичиков" мироздания не зависят от
истории их возникновения. <...> Очевидно, что фундаментальные парадигмы
Ньютона и Дарвина альтернативны и взаимодополнительны, на что обращал
внимание еще Н. <...> Нетрудно понять, что развитие
физики за последние 300 лет, несмотря на разнообразие ее теорий,
осуществлялось в рамках парадигмы Ньютона. <...> Центральную роль в ее анализе
играет философская категория физической картины мира (ФКМ) как наиболее
общей теоретической модели физических процессов. <...> ФКМ —
это
иерархическая система, высший и наиболее абстрактный уровень которой
должны составлять фундаментальные концептуальные понятия, принципы и
структуры <...>
Физическое_образование_в_вузах_№1_1995.pdf
ФИЗИКА И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ,
ЗАВТРА
А. Д. Суханов
Российский научный центр физического образования при МГУ
1. Концепция универсального эволюционизма — ключ к единству
физики и естествознания в целом
Достигнутый уровень развития цивилизации отличается интенсивными
поисками оснований ее единства. Наиболее плодотворный путь — применение
современного варианта идеи ноосферы В.И.Вернадского, получившего
название концепции универсального эволюционизма [1]. В рамках этой
концепции явно просматриваются три уровня такого единства - единство
знания и культуры в целом — единство естествознания — единство физики как
его фундамента.
Не останавливаясь на всех деталях этой концепции, выделим те вопросы,
что относятся к естествознанию. Природа едина, и ее изучение должно
основываться на едином фундаменте, роль которого призвана играть физика.
Что нужно сделать, чтобы физика на самом деле играла эту роль в теории
познания? Для этого нужно, прежде всего, осознать физику как единую науку, а
не конгломерат каких-то очень важных и сложных, но почти не связанных друг
с другом "наук". Необходимо также понять, в каком отношении находятся
физика как фундамент естествознания и другие его части сегодня. Наконец,
нужно выработать специфическое физическое мышление, отражающее
современный уровень понимания единства природы.
Для достижения указанных целей следует провести глубокий анализ
реального содержания и тенденций развития физики как науки, отказаться от
стандартных подходов к ее содержанию и структуре. Это позволит дать
объективную характеристику основаниям физики и ее эволюции, оценить
перспективы дальнейшего развития физики в качестве фундамента всего
естествознания.
2. Время как философский атрибут и фундаментальные парадигмы
естествознания
Прошедшие две с половиной тысячи лет изучения природы показали, что
опыт отнюдь не является единственным источником теоретического знания.
Любое теоретическое исследование осуществляется в рамках общих
представлении о природе, являющихся источником новых понятий, принципов
и гипотез. Хотя последние и выступают как обобщение данных опыта, они
практически не имеют с ним однозначной связи. Эти наиболее общие
представления о природе, сложившиеся под влиянием принципиальных
Стр.1
философских идей, предлагается называть фундаментальными парадигмами
естествознания.
В соответствии с концепцией универсального эволюционизма формирование
подобных парадигм связано с решением центральной проблемы всего
естествознания -- проблемы существования материи во времени, играющего
роль выделенного философского атрибута. Эту фундаментальную роль времени
хорошо понимал уже Аристотель, различавший два принципиально разных
типа времени: время как "движение" (кинезис) и время как "рождение и гибель"
(метаболе). Им естественно сопоставить две фундаментальные парадигмы
естествознания — парадигму движения или парадигму И.Ньютона, ведущую
начало от Демокрита, и парадигму эволюции или парадигму Ч.Дарвина,
сформулированную фактически уже Платоном.
Согласно парадигме Ньютона, господствующей в физике, свойства
природы на макроуровне полностью определяются ее свойствами на
микроуровне, причем свойства "кирпичиков" мироздания не зависят от
истории их возникновения. В рамках этой парадигмы в природе не происходит
качественных изменений, а лишь вполне детерминировано меняются
характеристики состояний, причем время на микроуровне не имеет
направления.
Напротив, согласно парадигме Дарвина, наиболее распространенной в
биологии, живой организм проходит путь индивидуального развития и несет в
себе "память" о предшествующей эволюции вида и биосферы в целом. В этой
парадигме
микросостояние
системы фактически
определяется
ее
макросостоянием, причем не только в данный, но и в предшествующие моменты
времени. Происходит качественное развитие системы, однозначно связанное с
однонаправленностью времени. Очевидно, что фундаментальные парадигмы
Ньютона и Дарвина альтернативны и взаимодополнительны, на что обращал
внимание еще Н.Бор [2].
3. Критерий выбора современной физической картины мира
Введение понятия фундаментальной парадигмы естествознания создает
основу для анализа естествознания в целом. Нетрудно понять, что развитие
физики за последние 300 лет, несмотря на разнообразие ее теорий,
осуществлялось в рамках парадигмы Ньютона. Следуя И.Пригожину [3], ее
принято называть физикой существующего. Центральную роль в ее анализе
играет философская категория физической картины мира (ФКМ) как наиболее
общей теоретической модели физических процессов. ФКМ — это
иерархическая система, высший и наиболее абстрактный уровень которой
должны составлять фундаментальные концептуальные понятия, принципы и
структуры, общие для большинства физических теорий.
В истории физики известны разные критерии выбора ФКМ: форма
движения, иерархия структур материи, идеальная модель материи на
микроуровне и т.д. Разумеется все эти критерии выбора ФКМ сыграли
Стр.2