12, № 4,2006
3
Физическое образование в вузах в условиях
информатизации: качество и эффективность <...> Становление личности
Физическое образование в вузах в условиях информатизации:
качество и эффективность
5
обусловлено изменением регулятивных механизмов. <...> Физическое образование в вузах в условиях информатизации:
качество и эффективность
7
Показателями качества технологии обучения являются:
• соответствие выбранной технологии обучения общим целям и содержанию
образования;
• соответствие выбранной технологии обучения содержанию и методам
данной науки и учебной дисциплины;
• возможность широкого использования технологии. <...> Использование информационных технологий для
повышения эффективности вариативного обучения общему курсу физики в вузе // Открытое
образование. <...> 12, № 4,2006
О формировании у студентов системы знаний
о физических принципах работы компьютера <...> 61-08-84; факс (8512) 25-17-18, e-mail: kof@aspu.ru
В работе рассмотрены содержание деятельности по формированию у студентов
университетов системы знаний о физических принципах работы компьютера и
структура лабораторного практикума по основам автоматики и вычислительной
техники. <...> Естественным образом к курсу примыкает и лабораторный практикум по
«Основам автоматики и вычислительной техники». <...> Рассмотрим, как осуществляется формирование представлений о физических
принципах, лежащих в основе работы современной электронной техники, в
О формировании у студентов системы знаний
о физических принципах работы компьютера
13
частности компьютера. <...> 6) сформировать содержание деятельности по формированию у студентов
системы знаний о физических принципах работы компьютера. <...> Аналоговый сигнал представляет собой переменный электрический ток
характеризующийся частотой, амплитудой, мощностью и т.д., которые
пропорциональны звуковому, механическому, световому и другим воздействиям. <...> Между минимальным и максимальным значениями
аналоговый сигнал может иметь любое <...>
Физическое_образование_в_вузах_№4_2006.pdf
Физическое образование в вузах. Т. 12, № 4,2006
Физическое образование в вузах в условиях
информатизации: качество и эффективность
А.И. Назаров
Петрозаводский государственный университет
185910 г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33, кафедра общей физики
nazarov@petrsu.ru
С.Д. Ханин
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
191186 г. С.-Петербург, наб. реки Мойки, 48, кафедра физической электроники
khanin-rgpu@yandex.ru
Рассмотрены вопросы обеспечения качества и эффективности современного
физического образования в условиях информатизации. Раскрыть' возможности
информационных и коммуникационных технологий в достижении выделенных
показателей качества физического образования и эффективности обучения физике
в вузах.
Качество и эффективность являются важнейшими критериями оценки
современного образовательного процесса. Следуя [1], определим качество
образовательного процесса как свойство, обусловливающее способность
педагогической системы удовлетворять существующим и потенциальным
потребностям личности и общества, государственным требованиям по подготовке
высококвалифицированных специалистов. В рамках данного определения качество
характеризует образовательный процесс как целостный объект и может
рассматриваться как его интегративное свойство.
Целостность физического образования (ФО) как объекта проявляется в
единстве решения общих задач педагогики по обучению, воспитанию и развитию
и задач, отвечающих специфике содержания и методологии физики. В этой связи
качественное обучение физике предполагает объединение в образовательном
процессе научной и методологической составляющих предмета, опору на
дидактические принципы и конкретные методики обучения.
Качество ФО в целом оценивается по достижению его целей: уровню
физического понимания; степени сформированности ключевых с точки зрения
современного ФО и профессиональной компетентностей; способности к решению
гуманистических образовательных задач; степени развития способностей студентов
и умений актуализации своих способностей; степени сформированности
гармонического отношения к природе и т. д.
Для характеристики качества ФО как интегративного свойства в
3
Стр.1
4
Л. И. Назаров, С Д. Ханш
дидактическом аспекте могут быть выделены следующие основные элементы [1]:
• качество результатов образования;
• качество преподавания;
• качество содержания образования;
• качество технологии обучения.
Каждый из этих элементов характеризуется своими показателями.
Рассмотрим их в контексте информатизации образования, сделав акцент на
возможностях информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в
обеспечении качества ФО.
Показателями качества результатов образования служат следующие
элементы Г21, характеризующие деятельность учащихся:
• широта опыта;
• уровень усвоения деятельности;
• качество и прочность усвоения.
Образовательный процесс предусматривает обязательность обучающей и
познавательной форм деятельности. Его сущность заключается как в передаче опыта
и знаний, накопленных человечеством в ходе своего развития, так и в приобретении
общественного опыта с последующей его трансформацией в личное достояние.
Применительно к процессу обучения физике феномен деятельности
конкретизируется следующими моментами:
• деятельность учащегося связана с деятельностью других людей. В процессе
обучения осуществляется обмен опытом, видами, способами деятельности,
благодаря чему происходит развитие каждого студента, расширяется его кругозор
в области физики. Сравнение способов и результатов своей деятельности со
способами и результатами деятельности других учащихся является основой
рефлексии и позволяет выявить возможности личности. В коллективе богаче
становится мотивация деятельности, она осуществляется более осмысленно и
эмоционально насыщенно, более продуктивны ее результаты. Следует отметить,
что современные достижения физики основаны на результатах деятельности
больших коллективов ученых и инженеров;
• в ходе учебно-познавательного процесса происходит поступательное
развитие личности, проявляющееся в усложняющемся характере деятельности
(исполнительская - активно-исполнительская - активно-самостоятельная -
творчески самостоятельная). Обучение физике начинается со знакомства с теорией
и способами решения учебных задач, предложенных преподавателем, и
заканчивается самостоятельным выполнением дипломной работы (проекта) с
использованием современных методов исследования. Становление личности
Стр.2