В.И. Николаев
Создание мультимедийного конспекта лекций
по лазерной физике с использованием Flash-технологий <...> В.А. Макаров, В.О. Милицин, С.А. Шленов, В.В. Шувалов, Д.Н. Янышев
Компьютерный учебник ”Нелинейные волны
и нелинейная оптика” <...> О.Д. Авраамова, К.Д. Драбович, Н.Б. Коваленко, В.А. Макаров, Л.В. Суркова, С.А. Шленов
Опыт использования задач в обучении студентов
в области лазерных технологий <...> В.П. Вейко, Е.А. Шахно
К определению погрешности измерения сопротивлений мостиком Уитстона <...> Г.К. Савчук, Н.П. Юркевич
Экспериментальный компьютеризированный комплекс для изучения
теплопроводности <...> В.Е. Иванов, В.В. Васильев
Скин-эффект в ферромагнитном проводнике: прямой показ и количественная
интерпретация
P.P. <...> Закиров, И.И. Латыпов
Демонстрация фазовой и групповой скоростей
на многомаятниковой модели <...> В.В. Неверов, О.П. Нешина, А.Н. Гнетнева, Е.Г. Тимофеев
Опыт организации виртуального лабораторного практикума по курсу физики <...> Б.К. Лаптенков
Роль компьютерных лабораторных работ в подготовке иностранных
студентов по физике <...> Н.С. Кравченко, О.Г. Ревинская
Изучение виртуальных молекулярных систем в модели твердых шаров <...> В двух других статьях
раздела (их авторы – преподаватели физического факультета МГУ и научные
сотрудники Международного учебно/научного лазерного центра и Научно/
исследовательского вычислительного центра) подробно описывается опыт
использования современных технологий для создания компьютерных учебников и
учебных пособий. <...> В статье В.А. Макарова и др. обсуждаются методические и
технологические аспекты создания курса лекций «Введение в физику лазеров», где
основой курса служит записываемый звук реальной лекции. <...> О.Д. Авраамовой и др. рассказывается о созданном авторами компьютерном учебнике
по нелинейной оптике, в котором достигается стабильно корректное воспроизведение
физико/математического текста сложного формата в сочетании с возможностью
использования графической, аудио/ и видеоинформации <...>
Физическое_образование_в_вузах_№2_2005_(1).pdf
Физическое образование в вузах
Т. 11, № 2, 2005
Содержание
3
5
15
27
39
45
51
56
66
75
84
90
101
106
113
116
124
Введение
В.Н. Николаев
Общие принципы решения физических задач
(десять заповедей)
В.И. Николаев
Создание мультимедийного конспекта лекций
по лазерной физике с использованием Flash-технологий
В.А. Макаров, В.О. Милицин, С.А. Шленов, В.В. Шувалов, Д.Н. Янышев
Компьютерный учебник ”Нелинейные волны
и нелинейная оптика”
О.Д. Авраамова, К.Д. Драбович, Н.Б. Коваленко, В.А. Макаров, Л.В. Суркова, С.А. Шленов
Опыт использования задач в обучении студентов
в области лазерных технологий
В.П. Вейко, Е.А. Шахно
К определению погрешности измерения сопротивлений мостиком Уитстона
В.С. Булыгин
Лабораторная работа спецпрактикума “Определение положения уровня Ферми в
полупроводнике Ag2+δSe электрохимическим методом”
М.Х. Балапанов, Г.Р. Акманова, Ш.М. Кагарманов
Обучение студентов инженерно-строительного профиля основам рентгеновской
дифрактомерии с использованием компьютерной структурной кристаллографии
Г.К. Савчук, Н.П. Юркевич
Экспериментальный компьютеризированный комплекс для изучения
теплопроводности
В.Е. Иванов, В.В. Васильев
Скин-эффект в ферромагнитном проводнике: прямой показ и количественная
интерпретация
P.P. Закиров, И.И. Латыпов
Демонстрация фазовой и групповой скоростей
на многомаятниковой модели
В.В. Неверов, О.П. Нешина, А.Н. Гнетнева, Е.Г. Тимофеев
Опыт организации виртуального лабораторного практикума по курсу физики
Б.К. Лаптенков
Роль компьютерных лабораторных работ в подготовке иностранных
студентов по физике
Н.С. Кравченко, О.Г. Ревинская
Изучение виртуальных молекулярных систем в модели твердых шаров
А.М. Толстик
Сочетание компьютерного моделирования
и экспериментального изучения движения заряженных частиц
в скрещенных электрическом и магнитном полях
И.Я. Ицхоки
Применение дифракции света для исследования структур биологических объектов
П.П. Григал
Аннотации
Physics in Higher Education
T. 11, № 2, 2005
The contents
3
5
Introduction
V.I. Nikolaev
General Principles for Solution of Physical Tasks (Ten Rules)
V.I. Nikolaev
Стр.1
15 Compilation of Multi-Media Lecture Notes on Laser Physics Using Flash Technologies
V.A. Makarov, V.O. Militsyn, S.A. Shlenov, V.V. Shuvalov, D.N. Yanyshev
27 Computer Text Book “Nonlinear Waves and Nonlinear Optics”
O.D. Avraamova, K.D. Drabovich, N.B. Kovalenko, V.A. Makarov, L.V. Surkova, S.A. Shlenov
39 The Experience of Using Problems in Education of Students in the Field of Laser–Based Technology
V.P. Veiko, E.A. Shakhno
45 Measuring the Ratio of a Thermal Conductivity and Conductance by a Method of the Kohlrausch
V.S. Bulygin
51 The Laboratory Work on the Definition of Fermi Level Location
in Ag2+dSe Semiconductor by Electrochemical Method
M.K. Balapanov, G.R. Akmanova, S.M. Kagarmanov
56 The Students of Engineering and Technical Qualifications Teaching the Basic
of X-ray Radiation Method by Computer Using
G.K. Savchuk, N.P. Yurkevich
66 The Experimental Computer Complex for Solution of the Heat Diffusion Equation
V.E. Ivanov and V.V. Vasilyev
75
Skin Effect in the Ferromagnetic Conductor: Direct Demonstration and Quantitative Interpretation
R.R. Zakirov, I.I. Latipov
84 Demonstration of Phase and Group Speed on Multi-Pendulum Model
V.V. Neverov, O.P. Neshina, A.N. Gnetneva, E.G. Timofeevv
90 The Experience of Organization of Virtual Laboratory Practical Works on Physics
B. Laptenkov, Y. Tikhomirov
101 The Role of Computer Laboratory Works in Training of Foreign Students in Physics
N.S. Kravchenko, O.G. Revinskaya
106 The Study of Virtual Molecular Systems in Model of Solid Spheres
А.M. Tolstik
113 Combination of Computer and Physical Experiments for Charged Particles
Dynamics in Crossed Electric and Magnetic Fields Studying
I. Itskhoki
116 Light Diffraction for the Structure Analysis of Biological Objects
P.P. Grigal
124 Abstracts
Стр.2
Физическое образование в âóçàõ. Ò. 11, ¹ 2, 2005
Введение
Введение
Уважаемые читатели!
В этом очередном номере журнала, по установившейся традиции, помещены
статьи по актуальным вопросам преподавания физики и проблемам организации
физического образования. Авторы статей – преподаватели и научные сотрудники вузов
страны. Статьи распределены по основным разделам журнала.
В первом разделе помещены три статьи по концептуальным и методическим
вопросам преподавания физики. Статья В.И. Николаева посвящена обсуждению общих
принципов решения физических задач и их роли в системном подходе к изучению
физики. Эта статья может быть полезной не только преподавателям вузов, но также и
учителям физики, студентам, школьникам старших классов. В двух других статьях
раздела (их авторы – преподаватели физического факультета МГУ и научные
сотрудники Международного учебнонаучного лазерного центра и Научно
исследовательского вычислительного центра) подробно описывается опыт
использования современных технологий для создания компьютерных учебников и
учебных пособий. В статье В.А. Макарова и др. обсуждаются методические и
технологические аспекты создания курса лекций «Введение в физику лазеров», где
основой курса служит записываемый звук реальной лекции. В статье
О.Д. Авраамовой и др. рассказывается о созданном авторами компьютерном учебнике
по нелинейной оптике, в котором достигается стабильно корректное воспроизведение
физикоматематического текста сложного формата в сочетании с возможностью
использования графической, аудио и видеоинформации, компьютерной анимации
двумерных и трехмерных объектов.
В статье В.П. Вейко и Е.А. Шахно, помещенной в разделе «Вопросы
преподавания общего курса физики в технических университетах», рассказывается
об опыте создания авторами задачника по лазерным технологиям обработки
материалов, предназначенного для студентов старших курсов технического вуза, о
структуре такого задачника и о его методических особенностях.
Статья В.С. Булыгина из раздела «Современный лабораторный практикум по
физике» посвящена обсуждению вопроса об источниках погрешности измерения
электросопротивления проводника с помощью мостика Уитстона. В статье
М.Х. Балапанова, Г.Р. Акмановой и Ш.М. Кагарманова описана лабораторная работа
спецпрактикума по физике твердого тела, посвященная изучению веществ, сочетающих
в себе свойства полупроводников и суперионных проводников.
Г.К. Савчук и Н.П. Юркевич в статье из того же раздела обсуждают методические
аспекты обучения студентов основам порошковой дифрактометрии с использованием
компьютерной структурной кристаллографии.
Три статьи помещены в разделе «Демонстрационный лекционный эксперимент».
Статья В.Е. Иванова и В.В. Васильева посвящена описанию экспериментального
3
Стр.3