Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Министерская власть в конституционном государстве (330,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц165
ID178446
АннотацияВ книге рассказывается о министерской власти: ее основах и роли в обществе.
ISBN978-5-91677-90-2
Министерская власть в конституционном государстве / Алексеев А.А. — : [Б.и.] .— 165 с. — ISBN 978-5-91677-90-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/178446 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А.А. Алексеев МИНИСТЕРСКАЯ ВЛАСТЬ В КОНСТИТУЦИОННОМ ГОСУДАРСТВЕ ХАРЬКОВ Типо-Литография <...> Учение о министерской власти сторонников монархического принципа . <...> Закономерность управления в связи с тeopией разделения властей . <...> Значение и роль министерства в конституционном государстве . <...> Что такое министерская власть и какова роль министерств в деятельности государства? <...> Автор надеется показать, что и в государствах конституционно-дуалистических, несмотря на значительную роль монарха в государственной жизни, несмотря на то, что принципы конституционализма не нашли еще себе здесь достаточно полного выражения, министерская власть выполняет принадлежащие ей функции хотя иногда и далеко не в совершенном виде. <...> ОСНОВЫ МИНИСТЕРСКОЙ ВЛАСТИ И ЕЕ РОЛЬ В КОНСТИТУЦИОННОМ ГОСУДАРСТВЕ ГЛАВА ПЕРВАЯ Введение Современное конституционное государство характеризуется наличностью в нем некоторых начал, которые позволяют выделить его из абсолютного государства старого порядка и резко ему противопоставить. <...> В абсолютном государстве вся государственная власть концентрируется в руках властителя-монарха, воля которого является определяющим принципом всей государственной жизни. <...> Его личный произвол, его личное усмотрение вот тот фундамент, на котором выстроено здание абсолютного государства, этого, по меткому выражению Канта, государства произвола (Willktirstaat), а не правового государства (Rechtsstaat). <...> Идея господства общественного самоопределения, народной воли, постепенно прокладывавшая себе путь к жизни в творениях политических мыслителей, нашла своего блестящего апостола в лице Руссо. <...> Ср. интересные замечания по вопросу об общей воле Руссо у А. Н. Фатеева. <...> Так в декларации прав человека и гражданина 1789 года, которая служит введением к французской конституции 1791 года, мы находим ст. <...> Итак, господство народной воли, общественного самоопределения, характеризующее современное государство и отличающее его от государства <...>
Министерская_власть_в_конституционном_государстве.pdf
Серия «Классика русской юриспруденции» А.А. Алексеев МИНИСТЕРСКАЯ ВЛАСТЬ В КОНСТИТУЦИОННОМ ГОСУДАРСТВЕ ХАРЬКОВ Типо-Литография М. Зильберберг и Сыновья. Донец-Захаржевская óë., ä. ¹ 6. 1910 год МОСКВА Издательство «ЮРКОМПАНИ» 2012 год
Стр.1
УДК 347.254 ББК 67.404.2 (2 Ðîñ) А 45 Алексеев А.А. Министерская власть в конституционном гоударстве. — Ì.: ЮРКОМПАНИ, 2012. — 328 ñ. — (Ñåðèÿ «Êëàññèêà русской юриспруденции»). ISBN 978-5-91677-090-2 Дореволюционное произведение А.А. Алексеева «Министерсткая власть в конституционном государстве» посвящена исследованию основ министерской власти и ее роли в конституционном государстве. В работе исследуются ставшие классикой учения о министерской власти Б. Констана, Монтескье, Лоренца Штейна, А.С. Алексеева, Казановы и äð. Книга будет интересна юристам, адвокатам, судьям, государственным служащим, студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов и факультетов, а также всем, кто интересуется вопросами дореволюционного состояния русской юриспруденции. Сочинение А.А. Алексеева «Министерская власть в конституционном государстве» издано в соответствии с орфографическими нормами современного литературного русского языка, но с сохранением авторской пунктуации. Издательство выражает искреннюю благодарность литературному редактору Елене Николаевне Петровой за помощь в подготовке текста книги к изданию и интеллектуальную поддержку в создании этой серии. УДК 347.254 ББК 67.404.2 (2 Ðîñ) ISBN 978-5-91677-090-2 © ООО «ÞÐÊÎÌÏÀÍÈ», 2012 Юридическим Факультетом Императорского Харьковского Университета к печати разрешено, 28 сентября 1910 г. 2 3 ОГЛАВЛЕНИЕ От главного редактора серии «Классика русской юриспруденции» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Основы министерской власти и ее роль в конституционном государстве Глава первая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Глава вторая. Учение о министерской власти Б. Констана, Монтескье, Лоренца Øòåéíà, À.Ñ. Алексеева, Казановы и äð. . . . 22 Глава третья. Учение о министерской власти сторонников монархического принципа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65 Глава четвертая. Закономерность управления в связи с тeopией разделения властей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89 Глава пятая. Значение и роль министерства в конституционном государстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129 Глава шестая. Объем контрасигнируемых актов главы государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Современное положение министерской власти в конституционном государстве Глава ñåäüìàÿ. Государства парламентарные . . . . . . . . . . 218 Глава восьмая. Государства конституционно-дуалистические . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276 Глава девятая. Государства американские и Швейцария . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
Стр.2
От главного редактора серии «Классика русской юриспруденции» Представленное на суд читателя переиздание научного труда А.А. Алексеева «Министерская власть в конституционном государстве», впервые опубликованного более 100 лет назад в Харькове, является уникальным и достаточно востребованным в наши дни. Вопросы, которые ставит в своей работе А.А. Алексеев, весьма непростые, а для правильного ответа на них требуется широкий кругозор и обширные знания юриспруденции. Что такое министерская власть и какова роль министерств в деятельности государства? От чего зависит усиление министерской власти и ее ослабление? В работе исследуются ставшие уже классикой учения о министерской власти Б. Констана, Монтескье, Лоренца Штейна, А.С. Алексеева, Казановы и др. Это старый спор о том, какая же из властей в действительности больше управляет государством: законодательная или исполнительная? И какова роль и место главы государства (монарха, президента) в системе разделения властей. В то же время, нельзя сводить всю правительственную деятельность государства к деятельности министров и наделять главу государства одними лишь формальными правами в этой области. Подчиняются ли министерства (исполнительная власть) так называемой «общей воле» (по Ж.-Ж. Руссо), покоящейся на общности взглядов, желаний и настроений народа, и каковы особенности различных государств? Сегодня, в период нестабильной социально-экономической обстановки в нашей стране, когда разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными меряется десятками раз, когда 4 5 основное пополнение государственного бюджета осуществляется путем экспорта нефти и газа за рубеж, когда власть (в том числе и министерская) оторвана от народа и служит не ему, а самой себе, публикуемое сочинение А.А. Алексеева является весьма своевременным и поучительным. Для всех нас и для власти в том числе. Доктор юридических наук, доцент Грудцына Людмила Ìîñêâà, март 2011
Стр.3
Предисловие Предисловие Задача настоящего исследования заключается в выяснении тех основ, на которых покоится министерская власть в конституционном государстве, тех принципов, которыми она определяется к деятельности. Существующие научные воззрения, приближаясь в той или иной степени к разрешению поставленного вопроса, не дают, однако, по мнению автора, надлежащего ответа на него и нуждаются в некоторых коррективах. Одни из них, отправляясь от английского «the King can do no wrong», сводят всю правительственную деятельность государства к деятельности министров и наделяют главу государства одними видом определенную категорию актов, которые по существу являются актами государственными и исключают здесь всякое участие других ответственных агентов власти, открывая в свое государство широкую дорогу началам абсолютизма. Другие, напротив, концентрируют все управление в руках главы государства — монарха. Но, считаясь с тем обстоятельством, что в условиях жизни конституционного государства вся правительственная деятельность должна развиваться внутри тех границ, которые установлены законом, должна носить закономерный характер, они требуют непременного участия в каждом правительственном акте монарха особого ответственного органа — министерства. Они ставят министерскую власть в служебное положение по отношению к монарху и почти не касаются вопроса о самостоятельной 6 роли ее в государстве. Отвергая те и другие как не отвечающие природе современного государства и не находящие для себя опоры ни в положительном праве, ни в конституционной практике, автор полагает, что разрешение интересующей его проблемы может быть дано только при выяснении некоторых характерных особенностей конституционного государства. Первая часть исследования и посвящена этому вопросу. лишь формальными правами в этой области, устраняют его вовсе от действительного участия в управлении. В то же время они предоставляют ему под тем или иным Во второй части речь идет о действительном положении министерской власти в современном государстве с точки зрения развитого учения о ней. Автор удерживает деление государств на парламентарные и конституционно-дуалистические. Хотя министерская власть покоится и в тех, и в других на одних и тех же основаниях, хотя она и призвана выполнять в них по существу одни и те же задачи, однако положение ее будет в значительной степени меняться в зависимости от того, что преобладает в государственной жизни: монархическая власть или начала представительства. Автор надеется показать, что и в государствах конституционно-дуалистических, несмотря на значительную роль монарха в государственной жизни, несмотря на то, что принципы конституционализма не нашли еще себе здесь достаточно полного выражения, министерская власть выполняет принадлежащие ей функции хотя иногда и далеко не в совершенном виде. В особую категорию выделены государства американские и Швейцария, где министерская власть занимает несколько своеобразное положение. Это в особенности можно сказать относительно СевероАмериканских Соединенных Штатов. Но ближайший анализ их конституционного строя показывает, что, если американские министры и отличаются от европейских, если их роль в государственной жизни несколько иная, это объясняется тем, что функции их выполняются другим органом, что задачи, возлагаемые на министров, переданы другим агентам власти. 7
Стр.4
Предисловие В заключение автор считает необходимым отметить, что вопрос об ответственности министров был затронут им в настоящем исследовании лишь постолько, посколько это было необходимо для выяснения положения министерской власти в современном государстве. Детальное рассмотрение его может быть предложено, по его мнению, только после того, как показаны основы и роль министерской власти в конституционном государстве и может послужить предметом особой работы. Харьков 1910 ã. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОСНОВЫ МИНИСТЕРСКОЙ ВЛАСТИ И ЕЕ РОЛЬ В КОНСТИТУЦИОННОМ ГОСУДАРСТВЕ ГЛАВА ПЕРВАЯ Введение Современное конституционное государство характеризуется наличностью в нем некоторых начал, которые позволяют выделить его из абсолютного государства старого порядка и резко ему противопоставить. В абсолютном государстве вся государственная власть концентрируется в руках властителя-монарха, воля которого является определяющим принципом всей государственной жизни. К ней, к этой воле, сводится весь строй его, весь его правопорядок согласно классическому quod principi placuit legis habet vigorem. He связанный никакими обязательствами по отношению к подданным, не разделяя ни с кем ему одному принадлежащей власти и не зная никаких сдержек и ограничений ее — princeps legibus solutus est, монарх один приводит в движение весь государственный механизм, руководит этим движением и сообщает ему то или иное направление. Его личный произвол, его личное усмотрение — вот тот фундамент, на котором выстроено здание абсолютного государства, этого, по меткому выражению Канта, государства произвола (Willktirstaat), а не правового государства (Rechtsstaat). Ïðàâäà, и в абсолютном государстве, в особенности на высших ступенях его развития, существует известного рода воздействие на правительство в лице монарха со стороны общественного 8 9
Стр.5
Алексеев А.А. Министерская власть в конституционном государстве Ответственный редактор Л.Ю. Грудцына Литературный редактор Д.А. Сухарев Компьютерная верстка Г.Ю. Ефимова Дизайн обложки А.А. Черкасов ООО «Издательство «ЮРКОМПАНИ» www.law-books.ru E-mail: mail@law-books.ru Òåë.: 8 (903) 672-55-88. Ôàêñ: (495) 672-55-22. Подписано в печать 02.03.2011 ã. Формат 60õ90/16. Печать îôñåòíàÿ. Бумага òèï. Óñë. ïå÷. ë. 20,5. Тираж 1500 ýêç. Заказ ¹ 256. Отпечатано в ОАО «Орехово-Зуевская типография» ã. Îðåõîâî-Çóåâî, Ìîñê. îáë., óë. Дзержинского, ä. 1. Å-mail: tipografiya-oz@rambler.ru
Стр.165