Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Экономическое содержание Конституции России (275,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц200
ID178433
АннотацияМонография посвящена исследованию понятия, конституционно-правового содержания и структуры, принципов и основ экономического строя Конституции России. В работе раскрываются понятие и классификация экономических прав и свобод человека и гражданина по Конституции Российской Федерации, исследуется место и роль экономических прав и свобод человека и гражданина в системе конституционных прав и свобод. Работа может представлять интерес для юристов, экономистов, историков, политологов, социологов и всех, изучающих основы экономического строя Конституции Российской Федерации 1993
ISBN978-5-91677-96-4
Экономическое содержание Конституции России / Мельников В.В. — : [Б.и.] .— 200 с. — ISBN 978-5-91677-96-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/178433 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Одним из важнейших последствий конституционной реформы в Российской Федерации стало прогрессирующее возрастание роли рыночных механизмов в государственно управляемом и самоуправляемом секторах отечественной экономики на базе конституционных устоев. <...> Это предопределяет острую актуальность научного осмысления бурных трансформаций базисных экономических отношений через призму именно взаимодействия юридической и фактической конституций Российского государства. <...> ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ § 1. <...> Формы взаимодействия конституционного права и экономики ..... <...> ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ § 1. <...> Конституция РФ 1993 г. закрепляет правовые основы экономической организации общества, определяет главное содержание и общую направленность развития экономических отношений, тем самым, придавая ей качество «конституционной экономики». <...> В свою очередь, оптимальное конституционное регулирование экономики в значительной мере предопределяет эффективность ее развития. <...> Как подчеркнул, выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию, Президент России: «Россия должна быть и будет страной с конкурентоспособной рыночной экономикой, где права собственности надежно защищены, а экономические свободы позволяют людям честно работать, зарабатывать. <...> 1 Мировой опыт конституционного регулирования экономики во многих странах свидетельствует, что наряду с рыночными регуляторами существует система государственного регулирования экономики, включающая централизованное планирование и программирование социальных и экономических процессов. <...> Как отмечает Г.А. Гаджиев, конституционные принципы рыночной экономики образуют основы экономического строя России, представляющие собой фундаментальные устои социально-экономического, правового и, в частности, конституционного строя. <...> 1 Экономические основы конституционного <...>
Экономическое_содержание_Конституции_России.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Стр.16
Стр.17
Стр.18
Стр.199
Экономическое_содержание_Конституции_России.pdf
Серия «Актуальные юридические исследования» В.В. МЕЛЬНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ ЮРКОМПАНИ Москва – 2011 1
Стр.1
УДК 340.612 ББК 67.404.4 (2 Рос) К 35 М 25 Мельников В.В. Экономическое содержание Конституции России: Монография. - М.: Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ», 2011. – 200 с. – (Серия «Актуальные юридические исследования») ISBN 978-5-91677-096-4 Материал подготовлен с использованием СПС ГАРАНТ (www.garant.ru) Монография посвящена исследованию понятия конституционно-правового содержания и структуры, принципов и основ экономического строя Конституции России. В работе раскрываются понятие и классификация экономических прав и свобод человека и гражданина по Конституции Российской Федерации, исследуется место и роль экономических прав и свобод человека и гражданина в системе конституционных прав и свобод. Одним из важнейших последствий конституционной реформы в Российской Федерации стало прогрессирующее возрастание роли рыночных механизмов в государственно управляемом и самоуправляемом секторах отечественной экономики на базе конституционных устоев. Это предопределяет острую актуальность научного осмысления бурных трансформаций базисных экономических отношений через призму именно взаимодействия юридической и фактической конституций Российского государства. Работа может представлять интерес для юристов, экономистов, историков, политологов, социологов и всех, изучающих основы экономического строя Конституции Российской Федерации 1993 г. УДК 340.612 ББК 67.404.4 (2 Рос) ISBN 978-5-91677-096-4 © ООО «ЮРКОМПАНИ», 2011 2
Стр.2
Оглавление Введение …………….……………………….............................…………4 Глава 1. ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ § 1. Основы экономического строя: понятие, конституционно-правовое содержание и структура ……………………........................………19 § 2. Конституционные принципы экономического строя России .........48 § 3. Конституция России как важнейший нормативный правовой источник и основа регулирования экономических отношений и экономики ..............................................................................................................74 § 4. Формы взаимодействия конституционного права и экономики .....90 Глава 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ § 1. Понятие и классификация экономических прав и свобод человека и гражданина по Конституции Российской Федерации …...................107 § 2. Экономические права и свободы человека и гражданина в системе конституционных прав и свобод …………….......................………122 § 3. Место и роль экономических прав и свобод человека и гражданина в Конституции Российской Федерации …………...............………140 Заключение ……………………………………………………….......160 Список литературы и нормативных правовых актов …….…… 170 3
Стр.3
Введение Актуальность темы исследования обусловлена политикоправовой и социально-экономической природой нового Российского государства, в фундаменте которого вызревают и начинают превалировать принципиально иные по сравнению с предшествующими социалистическими десятилетиями развития базисные экономические (рыночные) отношения. Конституция РФ 1993 г. закрепляет правовые основы экономической организации общества, определяет главное содержание и общую направленность развития экономических отношений, тем самым, придавая ей качество «конституционной экономики». От состояния экономики страны в решающей степени зависит обеспечение действия Конституции. В свою очередь, оптимальное конституционное регулирование экономики в значительной мере предопределяет эффективность ее развития. Как подчеркнул, выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию, Президент России: «Россия должна быть и будет страной с конкурентоспособной рыночной экономикой, где права собственности надежно защищены, а экономические свободы позволяют людям честно работать, зарабатывать. Зарабатывать без страха и ограничений».1 Мировой опыт конституционного регулирования экономики во многих странах свидетельствует, что наряду с рыночными регуляторами существует система государственного регулирования экономики, включающая централизованное планирование и программирование социальных и экономических процессов. В качестве стержневой конструкции новой экономики России выступают наиболее общие конституционные принципы: народовластия (демократизма), правового социального государства, разделения властей, неприкосновенности собственности, 1 См.: Российская газета. 2003. 17 мая. 93 (3207). С. 4. 4
Стр.4
Введение свободы договора, стабильности гражданского оборота. Как отмечает Г.А. Гаджиев, конституционные принципы рыночной экономики образуют основы экономического строя России, представляющие собой фундаментальные устои социально-экономического, правового и, в частности, конституционного строя.1 Экономические основы конституционного строя определяют фундамент экономики страны. Так, статья 8 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.2 В России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Более того, закрепляя принципы единого экономического пространства и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, законодатель усиливает их дополнительными гарантиями. Статья 74 Конституции РФ предусматривает прямой запрет на установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации. Одним из важнейших последствий конституционной реформы в Российской Федерации стало прогрессирующее возрастание роли рыночных механизмов в государственно управляемом и самоуправляемом секторах отечественной экономики на базе конституционных устоев. Это предопределяет острую актуальность научного осмысления бурных трансформаций базисных 1 Подробнее об этом: Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). - М.: Юристь, 2002. С. 8. 2 См.: например: Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации. Краткий курс лекций. 2-е изд. изм. и доп. М., 2000. С. 34-35; Малый А.Ф. Конституционное право России. Учебное пособие в схемах. М., 1998. С. 33 и др. 5
Стр.5
Введение экономических отношений через призму именно взаимодействия юридической и фактической конституций Российского государства. Как образно и весьма метко сформулировал сложившуюся в XXI веке в России модель общественного строя О.Е. Кутафин: «Трудно сказать, что последует в России после завершения переходного периода, однако несомненно, что закрепление в Конституции экономических или социальных основ, и даже основ общественного строя, не является признаком тоталитаризма, а лишь свидетельствует о том значении, которое государство придает соответствующим вопросам, и складывающиеся в этой сфере отношения могут быть составной частью предмета конституционного права».1 В целом характеристика экономического строя, заложенная в ст. 8 Конституции, соответствует сложившемся представлениям о современной рыночной экономике – экономике, которую можно охарактеризовать как форму организации хозяйства, основанную на товарно-денежных отношениях, многообразии форм собственности, экономической свободе и конкуренции хозяйствующих субъектов в сфере производства и реализации товаров и услуг. Рыночная экономика – это наиболее универсальная модель хозяйствования, создающая условия для максимального экономического эффекта как на макро-, так и на микроуровне.2 Тем не менее, автор настоящего исследования признает необходимость критического рассмотрения обозначенной выше концепции «рыночной сущности» конституционной основы экономического строя. Представляются теоретически неточными и исторически бесперспективными попытки связать модель российской экономики лишь со строительством рыночного хозяйства. Действительно, формирование новой экономики не2001. С. 28. 2 1 См.: Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. - М.: Юристь, См.: Гребенников В.В. Институт собственности в условиях рыночной экономики и социального государства. М., 1996. С. 23. 6
Стр.6
Введение избежно ведет к становлению рыночных отношений в различных их формах со всеми присущими им особенностями: частной собственностью, свободой экономической деятельности и т.д.1 Однако развитие экономики на базе рыночных отношений и свободы предпринимательства является сейчас во всех развитых странах лишь одной из составляющих частей смешанной экономики.2 лежит научному и практическому разрешению. Свою лепту в эту проблему с целью ее решения попытался внести и автор настоящей работы. Комплексный (междисциплинарный) характер исследуемой проблематики предопределил обращение к таким сферам юридической науки, как: государственное (конституционное) право, теория права и государства, финансовое (включая бюджетное) право, экономика и право и другим. Разумеется, в качестве системообразующего (парадигмального) критерия и условия выполнения исследования приоритетом пользовался механизм конституционно-правового регулирования в единстве предмета и метода государственно-правовой науки и отрасли. Общетеоретической основой монографического исследования послужили работы таких отечественных ученых-правоведов, как Т.Е. Абова, С.А. Авакьян, А.С. Автономов, Л.В. Акопов, Н.Н. Алексеев, С.С. Алексеев, Р. Арон, Г.В. Атаманчук, А.М. Бабич, М.В. Баглай, П.Д. Баренбойм, А.А. Белкин, Ж.-Л. Бержель, Н.А. Богданова, Н.С. Бондарь, С.Д. Валентей, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, О.В. Врублевская, Г.А. Гаджиев, 1 См.: Куртов А.Е. Экономические основы конституционного строя (вопросы теории и практики). Автореф. дисс... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. С. 9. 2 См.: подробнее Трапезников В. Борьба с «отмыванием» доходов, полученных противоправным путем // Российская юстиция. 2003. № 4. С. 22-24. Журавлев М.П., Журавлева ЕМ. Ответственность за легализацию (отмывание) преступных доходов: закон и судебная практика // Журнал российского права. 2004. № 3. С. 45. 7 Задача, таким образом, поставлена, и она под
Стр.7
Введение Д. Гомьен, О.Н. Горбунова, Ю.А. Дмитриев, Л. Дюги, С.А. Зинченко, В.Г. Игнатов, М.В. Карасева, Д.А. Ковачев, Е.И. Козлова, Т.В. Конюхова, Ю.А. Колесников, Ю.А. Крохина, В.А. Кряжков, В.Н. Кудрявцев, В.Е. Кузнеченкова, О.Е. Кутафин, В.И. Лафитский, И.А. Ледях, Е.А. Лукашева, В.О. Лучин, Г.В. Мальцев, Н.И. Матузов, В.А. Мау, И.В. Мухачев, О.А. Ногина, Ж.И. Овсепян, М.И. Пискотин, Н.Д. Погосян, Ю.М. Прусаков, В.А. Ржевский, О.Г. Румянцев, Ю.А. Тихомиров, Б.Н. Топорнин, Г.А. Тосунян, В.А. Туманов, И.А. Умнова, Ф.А. Хайек, Р.О. Халфина, Н.И. Химичева, Б.В. Христенко, С.Д. Цыпкин, В.Е. Чиркин, Т.М. Шамба, Д.Ю. Шапсугов, Б.С. Эбзеев, А.И. Экимов и др. Ключевые вопросы исследования экономических основ конституционного строя Российской Федерации разработаны в трудах С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, Н.А. Богдановой, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Е.И. Козловой, Ю.А. Крохиной, О.Е. Кутафина, В.И. Лафитского, М.И. Пискотина, О.Г. Румянцева, Г.П. Толстопятенко, И.А. Умновой, В.Е. Чиркина и др. Вместе с тем работ, специально посвященных современным конституционным основам регулирования экономических отношений в современной России явно недостаточно, практически отсутствуют диссертации по этой проблематике, выполненные и защищенные юристами в последние годы. Такая слабая разработанность избранной темы обусловила основную цель и задачи настоящей работы. Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере реализации конституционных основ регулирования экономических отношений в Российской Федерации. Предмет исследования – теория и история развития конституционных основ регулирования экономических отношений в России, правовые доктрины, а также нормы права, обеспечивающие экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Целью исследования является раскрытие на основе комплексного системного анализа содержания и сущности совре8
Стр.8
Введение менных конституционных основ регулирования экономических отношений в Российской Федерации. В соответствии с обозначенной целью автором монографии поставлены следующие задачи: – исследовать понятие, конституционно-правовое содержание и структуру основ, а также принципы экономического строя; – изучить формы взаимодействия конституционного права и экономики; – исследовать понятие и классификацию экономических прав и свобод человека и гражданина по Конституции Российской Федерации, выявить их место в системе конституционных прав и свобод; – исследовать правотворческую и правоприменительную деятельность как формы реализации конституционных основ регулирования экономических отношений; – выявить несовершенство современного конституционного регулирования экономических отношений и национальной экономики и предложить направления совершенствования конституционных основ регулирования экономических отношений в современной России. Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: системно-структурный, конкретносоциологический, технико-юридический, историко-правовой, метод сравнительного правоведения. Их применение позволило автору монографии исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно. Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, конституции входящих в нее республик, уставы других субъектов Федерации, федеральные конституционные законы, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Фе9
Стр.9
Введение дерации, иные федеральные законы, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, послания Президента Российской Федерации, акты палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, Счетной палаты, а также законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, территориальных органов федеральных исполнительных органов и нормативные правовые документы органов местного самоуправления. К анализу привлекались и наиболее существенные для исследования проблематики монографии законы и подзаконные акты СССР, РСФСР и Российской Федерации, действовавшие в предшествующие годы и утратившие силу в настоящее время. Работа является комплексным монографическим исследованием, в котором представлена целостная концепция правового регулирования государственного воздействия на рыночную экономику и предпринимательство в современной России. Впервые на монографическом уровне с учетом системного подхода рассмотрены средства и правовые формы государственного регулирования, сформулированы основы правового регулирования рыночной экономики и предпринимательства, проанализированы основополагающие инструменты государственного воздействия, такие как планирование, государственный сектор экономики, прямые средства государственного воздействия. Научная новизна исследования также находит свое отражение в положениях, выносимых на защиту. В работе аргументирована правомерность рассмотрения основ экономического строя в качестве самостоятельной конституционной категории; обоснована необходимость разграничения понятий «основы конституционного строя» и «конституционные принципы». Автором дается определение понятия конституционных основ экономического строя, в работе предпринята попытка структурного анализа конституционных основ экономического строя, проведен анализ исторического развития закрепле10
Стр.10
Введение ния конституционных основ экономического строя России, выявлены факторы, которые повлияли на формирование конкретного содержания конституционного регулирования современной экономики. Дается авторская трактовка понятия «социальная рыночная экономика», кроме того, определена система конституционных принципов экономического строя, на основании которых функционирует современная экономика. Автор обосновывает вывод о том, что экономическая безопасность – это не только устойчивость экономики и защищенность экономических отношений, но и субъективное право граждан на экономическую безопасность. Обеспечение экономической безопасности – конституционная функция Российского государства. Аргументирована необходимость выделения приоритетов экономической безопасности, основных задач и направлений государственной экономической политики, освобожденных от субъективности, продиктованной политическими интересами, которые должны отражать остроту реальных проблем, их значение для выживания страны и прогрессивного развития. На основе проведенного исследования на защиту выносятся следующие выводы: 1. Аргументирована правомерность рассмотрения основ экономического строя в качестве самостоятельной конституционной категории. Отмечается, что отсутствие надлежащего конституционно-правового регулирования экономического строя как целостной категории, лишило этот процесс необходимого уровня всесторонности и полноты отражения, привело к значительному отставанию конституционно-правового законодательства от реальных потребностей рыночной экономики. 2. Обоснована необходимость разграничения понятий «основы конституционного строя» и «конституционные принципы». Понятие «основы конституционного строя» существенно шире дефиниции «конституционные принципы». При этом группы конституционных принципов в их имманентной взаимосвязи предопределяют содержание таких подсистем в общей систе11
Стр.11
Введение ме основ конституционного строя, как: экономические, политические, социальные, духовно-нравственные, юридические основы конституционного строя России. 3. В связи с объективным процессом повышения роли государства в регулировании экономических отношений на основе принципа свободы экономической деятельности, Федеральный Конституционный Закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 года 2-ФКЗ следует дополнить новеллами о принципах деятельности Правительства РФ в развитии экономических основ конституционного строя России. В частности, необходимо внести дополнения в статьи 3 и 14 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», о чем говорится в монографии. 4. Отождествление рыночной экономики с экономическими основами конституционного строя Российской Федерации представляется некорректным, поскольку действующая Конституция Российской Федерации 1993 г. не содержит специальной нормы о такого рода совпадении, а положения ее статей 8 и 9 главы 1 «Основы конституционного строя» не могут быть пересмотрены иначе, как в порядке принятия нового Основного закона Российского государства. 5. В монографии дается авторское определение понятия конституционных основ экономического строя, под которыми следует понимать совокупность конституционных принципов и норм, закрепляющих основы конституционного строя, обуславливающие свободу предпринимательской деятельности, провозглашающие рыночные отношения, утверждающие характер и формы собственности, а также гарантии их защиты, провозглашающие определенную систему обеспечения социальных потребностей общества в различных областях жизни, экономические права и свободы человека, а также государственное регулирование определенных сфер экономики и экономической деятельности субъектов предпринимательства. 6. В монографии предпринята попытка структурного анализа конституционных основ экономического строя. Консти12
Стр.12
Введение туция Российской Федерации закрепляет экономический строй путем установления следующих элементов: а) экономические основы конституционного строя (социально ориентированная экономика; б) формы собственности и гарантии их защиты, использование и охрана земли и природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории России) (ст. 7, 8, 9); в) гарантии реализации экономических основ конституционного строя (ст. 74, 75); г) экономические права и свободы человека и гражданина (ст. 34, 35, 36, 37); д) государственное регулирование экономики (предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в экономической сфере) (ст. 71, 72). 7. Проведен анализ исторического развития закрепления конституционных основ экономического строя России. Выявлены факторы, которые повлияли на формирование конкретного содержания конституционного регулирования современной экономики: господствующая экономическая идеологическая модель; общественно-политическая обстановка в стране; стремление общества к скорейшему демонтажу политической и экономической систем; степень осознанности обществом значимости тех или иных общественных отношений; предшествующий опыт конституционного развития; влияние зарубежного опыта, культурная и экономическая ориентация правящего класса. 8. Предпринята попытка критического рассмотрения концепции свободной рыночной экономики в качестве основы экономического строя России. Отмечается, что теоретически неточными и исторически бесперспективными являются попытки связать модель российской экономики лишь со строительством рыночного хозяйства. Развитие экономики на базе рыночных отношений и свободы предпринимательства является сейчас во всех развитых странах лишь одной из составляющих 13
Стр.13
Введение частей смешанной экономики. Действие рыночных тенденций серьезно ограничено другими компонентами смешанной экономики и, прежде всего, ее социальной ориентацией и государственным регулированием. Принятие модели свободного рынка в качестве единственной основы для экономического развития отбрасывает Россию от перспективных путей развития. 9. Дается авторская трактовка понятия «социальная рыночная экономика». Социально ориентированная рыночная экономика – это такой тип хозяйственной системы, который характеризуется высоким уровнем экономического и социального благосостояния граждан, наличием социально-экономических институтов, деятельность которых направлена на реализацию целей социальной справедливости, защищенности, высокого уровня и качества жизни. Отмечается, что национальные проекты следует рассматривать как своеобразный «катализатор», позволяющий ускорить модернизацию социальной сферы и экономики. 10. Определена система конституционных принципов экономического строя, на основании которых функционирует современная экономика, а именно: свобода экономической деятельности, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и ограничение монополизма, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. 11. Сделан вывод о том, что конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Его главной задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством. Анализ действующих конституционных норм позволил сделать вывод о реальном приоритете частной формы собственности. Вместе с тем абсолютизация той или иной формы собственности рано или поздно ведет к большим социально-экономическим проблемам и, как следствие, к конституционным кризисам. Во избежание этого необходим определенный баланс частной и публичной форм собственности, каждая из которых должна отвечать интересам 14
Стр.14
Введение всего общества и законным интересам каждого гражданина, способствовать достижению общего блага. 12. В конституционно-правовом механизме реализации конституционных основ экономического строя любого государства важная роль принадлежит экономическим правам граждан. Реальность последних есть показатель эффективности экономического строя. 13. Необходимость государственного регулирования экономических процессов вытекает из самой сути государства, которое призвано выражать и реализовывать всеобщую волю и интересы всего населения. Однако государственное вмешательство в экономическую деятельность не должно быть избыточным и не создавать препятствия для субъектов хозяйственной жизни. Критерии такого вмешательства могут заключаться в использовании принципа эффективности как исходного начала для определения пределов и баланса централизованного регулирования и рыночной саморегуляции, а также в необходимости обеспечения социальной ориентации экономики, что гарантирует социально-экономическую стабильность в обществе и экономическую безопасность государства. 14. В монографии обосновывается вывод о том, что экономическая безопасность – это не только устойчивость экономики и защищенность экономических отношений, но и субъективное право граждан на экономическую безопасность. Обеспечение экономической безопасности – конституционная функция Российского государства. Аргументирована необходимость выделения приоритетов экономической безопасности, основных задач и направлений государственной экономической политики, освобожденных от субъективности, продиктованной политическими интересами, которые должны отражать остроту реальных проблем, их значение для выживания страны и прогрессивного развития. 15. Проанализирована роль Конституционного Суда РФ в становлении социально ориентированной рыночной экономики и защите социально-экономических прав граждан. Изуче15
Стр.15
Введение ние практики Конституционного Суда позволило автору монографии выделить ряд принципов, которые выполняют одновременно роль гарантий и ограничений конституционного принципа свободы экономической деятельности. К ним относятся: принцип добросовестности; принцип юридического равенства хозяйствующих субъектов; принцип справедливости, адекватности, пропорциональности и соразмерности ограничений; принцип стабильности условий хозяйствования. 16. Государственную экономическую политику следует рассматривать как одно из средств государственного регулирования рыночной экономики и предпринимательства. Связующим звеном между государственной экономической политикой и государственным регулированием экономики является право. Государственное регулирование экономики и предпринимательства предполагает необходимость придания и закрепления в нормативных актах адекватной правовой формы взаимодействия предпринимательства и государства, бизнеса и власти. 17. В сфере регулирования государством рыночной экономики и предпринимательства наиболее широкое применение имеют такие средства правового регулирования, как позитивные обязывания и запреты, отражающие глубинную сущность государственного регулирования. Указанный вывод не противоречит положению об общедозволительном типе правового регулирования рыночной экономики и предпринимательства в целом. Именно дозволения, обеспечивающие свободу деятельности предпринимателей, превалируют в правовом регулировании предпринимательской деятельности. Однако это не исключает использование и иных способов регулирований: позитивных обязываний и запретов, которые характерны для регулирования отношений, возникающих между субъектами предпринимательства и государством в лице его органов при осуществлении ими функции государственного регулирования. 18. Характеристика правового регулирования деятельности органов государства в рыночной экономике имеет свои особенности с точки зрения способов правового регулирования. Если 16
Стр.16
Введение в целом правовой режим, тип правового регулирования предпринимательства является общедозволительным, несмотря на возможность использования при государственном регулировании рыночной экономики также и таких способов правового регулирования, как позитивные обязывания и запреты, то регулирование деятельности государства в лице его органов имеет режим, тип правового регулирования – разрешительный, что выражается в формуле «дозволено только то, что разрешено законом» («запрещено все, кроме дозволенного законом»). Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы развивают и дополняют понятийный аппарат в сфере нормативно-правового регулирования конституционных основ экономических отношений в Российской Федерации, определяют сущность и перспективные направления развития законодательства о конституционных основах экономических отношений в будущем. Выводы, полученные в ходе исследования, вносят определенный вклад в развитие научных взглядов о становлении и современном развитии, реализации в текущем законодательстве конституционных основ экономических отношений в Российской Федерации. Результаты исследования могут служить основой для дальнейшего исследования конституционных основ экономических отношений в Российской Федерации. Практическая значимость исследования состоит в том, что рекомендации, содержащиеся в монографии, могут быть использованы в работе по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения в целях надлежащего разрешения правовых проблем и спорных ситуаций, связанных с совершенствованием реализации конституционных основ экономических отношений в Российской Федерации, а также в учебном процессе при изучении курса «Конституционное право Российской Федерации» и спецкурсов «Конституционные основы экономики», «Права человека» в юридических вузах. Сформулированные автором предложения по совершенствованию законодательства в сфере реализации конституционных 17
Стр.17
Введение основ экономических отношений в Российской Федерации могут быть применены законодательными органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 18
Стр.18
Мельников Владислав Владимирович Экономическое содержание Конституции России: Монография Ответственный редактор Л.Ю. Грудцына Литературный редактор Д.А. Сухарев Компьютерная верстка О.В. Шамрина Дизайн обложки А.А. Черкасов ООО «Издательство «ЮРКОМПАНИ» www.law-books.ru E-mail: mail@law-books.ru Тел.: 8 (903) 672-55-88. Факс: (495) 672-55-22. Подписано в печать 20.04.2011 г. Формат 60х90/16. Печать офсетная. Бумага тип. Печ. л. 12,5. Тираж 1500 экз. Заказ № 428. Отпечатано в ОАО «Орехово-Зуевская типография» г. Орехово-Зуево, Моск. обл., ул. Дзержинского, д. 1. Е-mail: tipografiya-oz@rambler.ru 199
Стр.199

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ