Российская академия образования
Ю.А. Дмитриев
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОСНОВ
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СРЕДНИХ
И СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Рекомендовано в качестве учебного пособия
для студентов педагогических вузов и факультетов,
обучающихся по специальности
032700 Правоведение (Юриспруденция)
ЮРКОМПАНИ
Москва 2009
Стр.1
УДК 347.254
ББК 67.404.2 (2 Ðîñ)
Д 35
Об авторе: Дмитриев Юрий Альбертович доктор юридических наук, профессор,
член-корреспондент Российской академии образования.
Рецензенты: Колодкин Леонард Михайлович доктор юридических наук,
профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор кафедры
психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления
МВД России.
Меламуд Вадим Эмильевич доктор педагогических наук, член-корреспондент
Международной академии менеджмента, Почетный работник общего образования
Российской Федерации, директор Измайловской гимназии ¹ 1508 г. Москвы.
Д 35
Дмитриев Ю.А. Учебное пособие для подготовки преподавателей основ
государства и права средних и средних профессиональных учебных заведений.
Ì.: ЮРКОМПАНИ, 2009. 308 ñ. (Ñåðèÿ «Актуальные юриди -
ческие исследования»).
ISBN 978-5-91677-033-9
Учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов и факультетов,
обучающихся в соответствии с государственным образовательным стандартом
высшего профессионального образования по специальности 032700 Правоведение
(Юриспруденция) и получающих квалификацию «Учитель права». В
книге даются основополагающие понятия, методика и педагогические технологии
преподавания основ государства и права в средних и средних профессиональных
учебных заведениях.
Для удобства преподавания и изучения главы учебного пособия объединены в
три самостоятельных раздела. Первый раздел (Введение в юридическую педагогику)
посвящен основам юридической педагогики (теория, методология, аксиология).
Во втором разделе (Педагогические технологии юридического образования в средних
и средних профессиональных учебных заведениях) дается характеристика и педагогических
технологий (сущности и методики) обучения юристов в системе среднего
и среднего специального образования. Третий раздел (Юридическая педагогика в
современном демократическом правовом государстве) книги посвящен влиянию правовой
культуры общества и процессов глобализации на перспективы и основные
направления развития юридической педагогики в Российской Федерации.
Для абитуриентов, студентов, аспирантов и преподавателей педагогических вузов и
факультетов, обучающихся по специальности 032700 Правоведение (Юриспруденция).
Материал подготовлен с использованием
СПС «Ãàðàíò» (www.garant.ru)
УДК 347.254
ББК 67.404.2 (2 Ðîñ)
ISBN 978-5-91677-033-9
2
© ООО «ÞÐÊÎÌÏÀÍÈ», 2009
Стр.2
Оглавление
От автора ........................................................................................................................6
Раздел I. Введение в юридическую педагогику
Глава 1. ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК ОТРАСЛИ
ПЕДАГОГИКИ, НАУКИ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
§ 1. Понятие и содержание юридической педагогики .........................................9
§ 2. Юридическая педагогика как вид отраслевой педагогики ..........................15
§ 3. Юридическая педагогика как наука о юридическом образовании человека
и ее место в системе педагогических и гуманитарных наук .......................18
§ 4. Юридическая педагогика как учебная дисциплина .......................................28
Глава 2. ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ
И АКСИОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
§ 1. Îáúåêò, предмет и задачи юридической педагогики ....................................33
§ 2. Структура педагогической деятельности .........................................................40
§ 3. Основные категории юридической педагогики ..............................................42
§ 4. Методология и методы юридической педагогики ..........................................56
§ 5. Аксиологические основы юридической педагогики ....................................72
Раздел II. Педагогические технологии юридического образования
в средних и средних специальных учебных заведениях
Глава 3. СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНИХ
И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ
§ 1. Общая характеристика современного российского законодательства о
юридическом образовании ........................................................................................77
§ 2. Юридическое образование и его педагогическая система в средних
и средних специальных учебных заведениях ..........................................................98
§ 3. Цели и задачи средних и средних специальных учебных заведений
в сфере юридического образования .......................................................................103
§ 4. Средние и средние специальные учебные заведения как объект научного
управления ...............................................................................................................113
Глава 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
§ 1. Сущность и методическая система обучения юристов ..............................119
§ 2. Организационные формы обучения профессии юриста ..........................129
§ 3. Технология конструирования и осуществления педагогического
процесса .........................................................................................................................137
§ 4. Педагогические технологии обучения профессии юриста ........................144
3
Стр.3
Оглавление
§ 5. Типы современных педагогических технологий ..........................................163
Глава 5. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СРЕДНЕГО И СРЕДНЕГО
СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ КАК СУБЪЕКТ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. Профессионально обусловленные требования к личности преподавателя
.............................................................................................................................169
§ 2. Профессионально-педагогическая культура преподавателя ....................182
§ 3. Профессиональное становление и развитие преподавателя ......................192
§ 4. Педагогическое общение с учащимися ..........................................................197
Глава 6. УЧАЩИЙСЯ СРЕДНЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО
УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ КАК СУБЪЕКТ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. Личность учащегося средних и средних специальных учебных заведений.
Личностно-формирующий потенциал средних и средних специальных
учебных заведений .......................................................................................................202
§ 2. Работа учащихся средних и средних специальных учебных заведений по
овладению основами юридических знаний ..........................................................206
§ 3. Педагогическое взаимодействие преподавателя и учащегося ..................212
Раздел III. Юридическая педагогика в современном
демократическом правовом государстве
ГЛАВА 7. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
§ 1. Влияние государственной политики в области прав человека на развитие
юридической педагогики в России ...................................................................216
§ 2. Правовое государство. Гражданское общество. Юридическая педагогика
..............................................................................................................................221
§ 3. Актуальные вопросы модернизации юридической педагогики в целях
воспитания нового поколения юристов ..................................................................232
Глава 8. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА
§ 1. Юридическая педагогика и правовой нигилизм в обществе: российские
особенности ..................................................................................................................240
§ 2. Роль и значение юридической педагогики в формировании правовой
культуры населения ....................................................................................................244
§ 3. Модернизация юридического образования в России: тенденции и перспективы
развития юридической педагогики .........................................................251
4
Стр.4
Оглавление
Глава 9. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
§ 1. Правовая глобализация как часть процессов глобализации современного
мира ............................................................................................................................264
§ 2. Влияние правовой глобализации на развитие юридической педагогики в
России ............................................................................................................................270
§ 3. Универсализация педагогических технологий юридического образования
как элемент глобализации ..................................................................................274
§ 4. Болонский процесс и единое образовательное пространство как условие
универсализации юридической педагогики .................................................281
Словарь терминов .......................................................................................................290
Список используемой и рекомендуемой литературы .......................................298
5
Стр.5
ОТ АВТОРА
Задачи построения в России демократического правового
государства, устранение правового нигилизма, а также проблемы
правовой сферы общества ускорили процесс увеличения
исследований в сфере юридической педагогики и их результативности.
По юридической педагогике широко известны
работы таких ученых как В.Я. Кикоть,1
А.М. Столяренко.3
Ê.Ì. Ëåâèòàí,2
Однако вплоть до недавнего времени не
существовало самостоятельного учебного пособия, предназначенного
для подготовки преподавателей основ государства
и права средних и средних специальных учебных заведений,
обучающихся в педагогических вузах и на педагогических факультетах
по специальности 032700 Правоведение (Юриспруденция)
и получающих квалификацию «Учитель права».
Юридическая педагогика как гуманитарная наука целенаправленно
занимается исследованием систем и процессов юридического
образования, воспитания, обучения и развития личности
(в частности, студента педагогического вуза или факультета,
по окончании которого присваивается квалификация
«Учитель права»). Именно эта наука располагает огромным
объемом научно обоснованных рекомендаций по их оптимизации
и совершенствованию. Этот факт трудно переоценить
для деятельности работников системы профессионального
юридического образования, которые должны обладать педагогической
культурой, на должном научно-педагогическом
уровне строить педагогическую систему.
В Федеральной программе развития образования, утвержденной
Федеральным законом от 10 апреля 2000 ã. ¹ 51-ÔÇ,
1
ðåä. Â.ß. Êèêîòÿ, À.Ì. Столяренко. Ì.: Þíèòè-Äàíà, 2008.
2
Ì.: Íîðìà, 2008.
3
росы методологии и òåîðèè. Ì., 1999.
6
См., напр.: Прикладная юридическая педагогика. Учебник / Под
См., напр.: Левитан К.М. Юридическая педагогика для вузов.
См., напр.: Столяренко А.М. Юридическая педагогика в МВД: воп
Стр.6
От автора
весьма подробно (на должном научно-теоретическом уровне)
были обозначены недостатки и проблемы развития российской
образовательной системы и средних и средних специальных
учебных заведений, в частности. Решение этих многочисленных,
накопленных десятилетиями проблем возможно
путем целенаправленной реализации определенных процедур,
применения продуманных и своевременных мер, указанных
в Федеральной программе развития образования. В том
числе путем подготовки в педагогических вузах и на педагогических
факультетах профессиональных педагогических кадров.
Педагогическая
технология применительно к юридической
педагогике как виду отраслевой педагогики выражается в возможности
конструирования в высшей школе оптимальных
обучающих систем высшего юридического образования, проектированием
учебного и воспитательного процессов в средних
и средних специальных учебных заведениях и является
системой профессиональных средств, способов и приемов,
последовательность применения и выполнения которых обеспечивает
решение задач юридического воспитания, обучения
и всестороннего правового развития личности будущего педагога.
В
рамках учебной дисциплины «Юридическая педагогика»
изучаются системы и процессы юридического образования,
юридического воспитания, юридического обучения и
юридического развития. В книге даются основополагающие
понятия, методика и педагогические технологии преподавания
студентам будущим учителям основ государства и права
азов их профессии.
Данное учебное пособие будет полезно для абитуриентов,
студентов, аспирантов и преподавателей средних и средних
специальных учебных заведений, в том числе, Московского
педагогического государственного университета (МПГУ),
Московского городского педагогического университета
(МГПУ), Московского гуманитарного педагогического инсти7
Стр.7
От автора
тута (МГПИ), Московского городского психолого-педагогического
университета (МГППУ), Московского государственного
гуманитарного университета им. М.А. Шолохова (МГГУ),
Российского государственного гуманитарного университета
(РГГУ), Московского государственного университета
èì. Ì.Â. Ломоносова (ÌÃÓ) и äð.
Ю.А. Дмитриев,
доктор юридических наук, профессор,
член-корреспондент Российской
академии образования
8
Стр.8
Дмитриев Юрий Альбертович
Учебное пособие для подготовки преподавателей
основ государства и права средних
и средних профессиональных учебных заведений
Ответственный редактор Ю.В. Колобок
Литературный редактор Д.А. Сухарев
Компьютерная верстка О.В. Шамрина
Дизайн обложки А.А. Черкасов
ООО «Издательство «ЮРКОМПАНИ»
www.law-books.ru E-mail: mail@law-books.ru
Òåë. 920-14-50.
Подписано в печать 28.09.2009 ã.
Формат 60х90/16. Печать офсетная. Бумага офсетная.
Ïå÷. ë. 19,25.
Тираж 1500 ýêç. Заказ ¹ .
Отпечатано в ОАО «Орехово-Зуевская типография»
ã. Îðåõîâî-Çóåâî, Ìîñê. îáë., óë. Дзержинского, ä. 1.
E-mail: tipografiya-oz@rambler.ru.
Стр.308