Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Государственное (конституционное) право зарубежных стран: Курс лекций. Гриф РАО (330,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц217
ID178373
АннотацияВ лекциях, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, автор уделяет пристальное внимание проблемам органической связи форм государственной организации и деятельности государственных органов с общественным сознанием, нравственностью и религией. Лекции полезны студентам, аспирантам, практическим работникам и всем, кто интересуется основами развития общества, государства и права; в них содержатся выводы и предложения автора
ISBN978-5-91677-27-8
Государственное (конституционное) право зарубежных стран: Курс лекций. Гриф РАО / Ильин Ю.Д. — : [Б.и.] .— 217 с. — ISBN 978-5-91677-27-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/178373 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Особенности конституционного развития стран арабского региона, социалистических стран и стран западной системы права. <...> Конституционный надзор в зарубежных странах и его виды. <...> Мажоритарная система и ее разновидности: система относительного большинства Становление и развитие теории разделения властей. <...> Республиканская форма правления и ее характерные черты. <...> Общая характеристика особенностей правовой, экономико-политической и иной организации развитых государств Запада, социалистических стран и стран арабского региона . <...> Основы государственного строя Соединенного Королевства Великобритании (СК) и Северной Ирландии . <...> Система государственных органов Великобритании: парламент (Палата общин, Палата лордов), монарх, Правительство Великобритании. <...> Основы государственного строя Федеративной Республики Германии . <...> Судебная система США: Федеральные суды, Верховный суд, окружные (апелляционные) федеральные суды, районные федеральные суды, судебная система штатов. <...> Организация государственной власти и управления: Федеральное собрание, Национальный совет, Совет кантонов. <...> Основы государственного строя Китайской Народной Республики . <...> Система высших органов государственной власти и управления: Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), Постоянный комитет ВСНП, Председатель КНР, Государственный совет КНР (правительство), Центральный Военный совет КНР, местные органы государственной власти. <...> Основы государственного строя Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) . <...> Процесс объединения страны, создание единых государственных органов: Национального собрания, Государственного совета, Совета министров, Народных советов, Народных комитетов, судебной системы СРВ, Прокуратуры. <...> Местные органы власти. и территориально-государственное устройство (унитарное государство). <...> Организация власти в СНЛАД: Всеобщий народный конгресс (ВНК), Высший народный комитет, Коллегиальное революционное руководство <...>
Государственное_(конституционное)_право_зарубежных_стран_Курс_лекций._Гриф_РАО.pdf
Серия «Высшее юридическое образование» Ю.Д. Ильин Государственное (конституционное) право зарубежных стран Курс лекций Москва – 2010
Стр.1
Ю.Д. Ильин УДК 368.415 ББК 67.405 И 35 Об авторе Ильин Юрий Дмитриевич — кандидат юридических наук, профессор Московского Государственного Открытого Университета. В 1962 г. окончил МГИМО и там же в 1967 г. защитил кандидатскую диссертацию. Более 20 лет работал в системе МИД СССР, в том числе в посольствах СССР в Италии и Австралии. В течение трех лет (1981–1984 гг.) возглавлял Дипломатическое агентство МИД СССР на Дальнем Востоке. Участвовал в сессиях Генеральной Ассамблеи ООН и в ряде международных конференций, посвященных вопросам международного права. С 1986 г. находится на научно-педагогической работе. Автор ряда монографий, учебных пособий и статей по международному, конституционному праву, теории и истории права. Преподавал конституционное право зарубежных стран в Московском государственном социальном университете и в Московском государственном лингвистическом университете. И 35 Ильин Ю.Д. Государственное (конституционное) право зарубежных ñòðàí: Курс ëåêöèé. — Ì.: ЮРКОМПАНИ, 2010. — 432 ñ. — (Ñåðèÿ «Высшее юридическое образование»). ISBN 978-5-91677-027-8 В лекциях, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, автор уделяет пристальное внимание проблемам органической связи форм государственной организации и деятельности государственных органов с общественным сознанием, нравственностью и религией. Лекции полезны студентам, аспирантам, практическим работникам и всем, кто интересуется основами развития общества, государства и права; в них содержатся выводы и предложения автора. Материал подготовлен с использованием СПС «Ãàðàíò» (www.garant.ru) УДК 368.415 ББК 67.405 ISBN 978-5-91677-027-8 © ООО «ÞÐÊÎÌÏÀÍÈ», 2010 2 Государственное (конституционное) право зарубежных стран ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 Общая часть Лекция 1. Предмет, система, субъекты и источники государственного права зарубежных стран . . . . . . . . . . . . . . . 14 Понятие государственного права зарубежных стран как отрасли права. Основные черты государственного (конституционного) права зарубежных стран. Конституционно-правовые отношения, их субъекты и виды. Особенности метода конституционно-правового регулирования. Конституционноправовые нормы и институты. Источники государственного (конституционного) права зарубежных стран. Система науки и учебного курса. Региональный компонент в курсе предмета. Лекция 2. Конституции зарубежных стран . . . . . . . 35 Понятие, сущность и юридическая природа конституций зарубежных стран. Основные черты конституций зарубежных стран. Классификация зарубежных конституций по форме закрепления воли учредителей, способам принятия, изменения и внесения поправок, по порядку их отмены. Особенности конституционного развития стран арабского региона, социалистических стран и стран западной системы права. Конституционный надзор в зарубежных странах и его виды. Органы конституционного надзора: верховный суд, суды общей юрисдикции, конституционные суды, органы несудебного характера. Роль ислама в формировании конституций в мусульманских странах. Лекция 3. Основы общественно-политического устройства зарубежных стран . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 Понятие общественного строя зарубежных стран и его структура. Конституционное регулирование основ экономической системы. Формы собственности. Роль современного государства в экономической сфере. Экономическая и социальная функции государства. Социальная структура общества. Особенности общественного строя в мусульманских и социалистических странах. Политическая система общества в зарубежных странах и ее структура. Государство в политической системе общества. Торговопромышленные палаты, союзы работодателей. Политические партии: структура, руководящие органы, функции. Классификация политических партий. Партийные системы: многопартийные, двухпартийные, однопартийные. 3
Стр.2
Ю.Д. Ильин Лекция 4. Основы правового положения личности в зарубежных странах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88 Права человека и права гражданина. Их соотношение. Естественноправовая концепция и ее политико-правовое закрепление. Проблема прав и свобод граждан и ее международное признание. Ислам и права человека. Понятие гражданства и его характерные черты. Способы приобретения гражданства. Утрата гражданства. Правовое положение апатридов и бипатридов. Проблема равноправия граждан. Способы юридического закрепления основных прав и свобод граждан. Конституционные права граждан и их классификация. Социально-экономические, политические и личные права. Гарантии прав и свобод граждан (социально-экономические, политические и юридические). Лекция 5. Формы государства в зарубежных странах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114 Понятие формы государства и ее структурные элементы. Конституционное закрепление формы правления. Республиканская форма правления и ее характерные черты. Президентская и парламентарная республики. Монархическая форма правления и ее виды. Абсолютная теократическая монархия. Конституционно-правовое закрепление формы государственного устройства. Унитарное государство и его особенности. Виды автономий. Федеративные государства. Основные принципы их образования. Правовое положение субъектов федерации. Разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов. Механизм федерального контроля над субъектами федерации. Конфедерация и другие формы международно-правового объединения. Понятие государственного (политического) режима и его виды. Методы осуществления государственной власти. Характеристика демократического и антидемократического политических режимов. Лекция 6. Избирательное право и избирательные системы в зарубежных ñòðàíàõ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 Понятие и сущность избирательного права. Источники избирательного права. Принципы избирательного права. Всеобщее и равное избирательное право. Прямые и непрямые выборы. Способы голосования. Организация и проведение выборов в зарубежных странах. Понятие и содержание избирательной кампании. Всеобщие и локальные выборы. Очередные, внеочередные и дополнительные выборы. Избирательные округа. Выдвижение кандидатов в депутаты. Избирательные системы. Мажоритарная система и ее разновидности: система относительного большинства 4 Государственное (конституционное) право зарубежных стран и система квалифицированного большинства. Пропорциональная избирательная система и ее разновидности. Смешанные избирательные системы. Лекция 7. Принцип разделения властей. Конституционные органы государственной власти и местного самоуправления в зарубежных странах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163 Становление и развитие теории разделения властей. Ее сущность и назначение в демократическом обществе. Закрепление концепции разделения властей в основных законах зарубежных стран. Законодательная, исполнительная и судебные ветви власти: порядок формирования, сроки функционирования, компетенция, механизм взаимодействия и взаимовлияния. Роль и место парламентов в конституционном механизме зарубежных стран. Классификация парламентов. Структура и внутренние органы парламентов. Правовой статус палат парламентов. Компетенция парламентов в зарубежных странах. Законотворчество, формирование других государственных органов, внешнеполитические и военные полномочия, особые судебные функции. Формы парламентского контроля. Понятие института главы государства в зарубежных странах. Его место и роль в конституционном механизме. Конституционный статус монарха. Основные системы престолонаследия. Полномочия монарха. Конституционный статус президента: условия и порядок избрания, срок полномочий. Полномочия главы государства в президентских и парламентарных республиках. Понятие и виды правительства в зарубежных странах. Порядок формирования правительства в президентских республиках и парламентарных странах. Взаимоотношения правительства с главой государства, органами конституционного надзора, политическими партиями. Состав правительства. Внутренняя структура правительств: континентальная и англосаксонская системы. Конституционный статус главы правительства. Вспомогательный аппарат. Компетенция правительства в сфере политического руководства, в области управления и законодательства, внешнеполитические, чрезвычайные и иные полномочия правительства. Понятие судебной власти и ее функции в зарубежных странах. Правовой статус судей. Принципы несменяемости и независимости. Деполитизация правоохранительных органов. Судебные органы и их виды. Порядок формирования судебных органов. Основные модели систем судебных органов: англосаксонская, романо-германская, мусульманская, социалистическая. Специальные суды: трудовые, коммерческие, военные и другие. Административные суды. 5
Стр.3
Ю.Д. Ильин Государственный аппарат в зарубежных странах. Понятие и система органов государственного аппарата. Государственная служба в зарубежных странах. Вооруженные силы, полиция, разведка и средства массовой информации в зарубежных странах. Понятие и теории местного управления в зарубежных странах. Современные системы и органы местного управления (самоуправления). Особенная часть Лекция 8. Общая характеристика особенностей правовой, экономико-политической и иной организации развитых государств Запада, социалистических стран и стран арабского региона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202 Особенности и основные черты современного капитализма; характерные черты и особенности социалистической системы; особенности политических и правовых основ стран арабского региона Лекция 9. Основы государственного строя Соединенного Королевства Великобритании (СК) и Северной Ирландии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216 Основные факты из истории Соединенного Королевства. Политико-территориальное устройство СК. Шотландский парламент. Ассамблея Уэльса. Система государственных органов Великобритании: парламент (Палата общин, Палата лордов), монарх, Правительство Великобритании. Организация власти на местах. Судебная система СК. Лекция 10. Основы государственного строя Федеративной Республики Германии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232 Факты из истории. Основы конституционного развития ФРГ. Государственное устройство ФРГ. Государственные органы: Бундестаг, Бундесрат, Федеральное правительство, Федеральный Президент. Земельные органы власти и управления: ландтаги, городские собрания. Органы местного управления и самоуправления. Судебная система ФРГ: Верховный Федеральный суд, суды земель. Конституционная юстиция. Политические партии ФРГ. Лекция 11. Основы государственного строя Французской Республики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254 Факты из истории. Конституционное развитие Франции. Система государственных органов: парламент, Президент, Правитель6 Государственное (конституционное) право зарубежных стран ство (Совет министров). Административно-территориальное устройство и местное самоуправление. Политические партии. Судебная система. Права и свободы граждан. Лекция 12. Основы государственного строя США . 274 Факты из истории. Конституция США. Высшие органы государственной власти: Конгресс (Палата представителей, Сенат), Президент. Судебная система США: Федеральные суды, Верховный суд, окружные (апелляционные) федеральные суды, районные федеральные суды, судебная система штатов. Местные органы власти и управления: законодательные собрания штатов, исполнительная власть, местное самоуправление. Партийная система. Лекция 13. Основы государственного строя Швейцарии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294 Факты из истории. Конституционное развитие Швейцарии. Права, свободы и обязанности граждан. Организация государственной власти и управления: Федеральное собрание, Национальный совет, Совет кантонов. Правительство (Федеральный совет). Федерализм и местное управление. Федеральная судебная система и судебная система кантонов. Партийная система Швейцарии. Лекция 14. Политико-правовые основы Европейского Союза (ÅÑ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316 Введение. Институты ЕС: Европейский Совет, Совет министров ЕС, Европейская комиссия, Европейский суд правосудия, Европейский парламент. Выводы. Лекция 15. Основы государственного строя Китайской Народной Республики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329 Факты из истории КНР. Конституционное развитие КНР. Политическая система и роль компартии. Единый фронт и партии, его составляющие. Общественные организации. Система высших органов государственной власти и управления: Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), Постоянный комитет ВСНП, Председатель КНР, Государственный совет КНР (правительство), Центральный Военный совет КНР, местные органы государственной власти. Права, свободы и обязанности граждан КНР. Лекция 16. Основы государственного строя Социалистической Республики Вьетнам (ÑÐÂ) . . . . . . . . . . . . . . . . 355 7
Стр.4
Ю.Д. Ильин Факты из истории. Конституционное развитие СРВ. Государство и право Вьетнама с 1945 г. по настоящее время. Процесс объединения страны, создание единых государственных органов: Национального собрания, Государственного совета, Совета министров, Народных советов, Народных комитетов, судебной системы СРВ, Прокуратуры. Совет национальностей, комитеты и комиссии национального собрания. Местные органы власти. Лекция 17. Основы государственного строя Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахерии (ÑÍËÀÄ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 376 Общие условия, в которых находится СНЛАД и факты истории. Организация власти в СНЛАД: Всеобщий народный конгресс (ВНК), Высший народный комитет, Коллегиальное революционное руководство, революционные комитеты. Муниципальная власть: народные собрания, народные комитеты, муниципальное народное собрание, муниципальный народный комитет. Конституционно-правовые основы ряда арабских государств. Республиканская форма правления Лекция 18. Основы государственного строя Алжирской Народной Демократической Республики . . . . . . . . . . . . . 384 Введение. Этапы конституционного развития Алжира. Характеристика действующей Конституции Алжира 1989 ã. (â редакции 1996 ã.). Основы общественно-политического устройства Алжира. Форма правления (суперпрезидентская республика) и территориально-государственное устройство (унитарное государство). Права и свободы человека. Система органов власти. Парламент: порядок формирования и состав. Национальное народное собрание и Совет нации. Право законодательной инициативы. Законодательная деятельность парламента. Контроль над деятельностью Правительства. Президент Алжира. Исполнительная власть в Алжире. Совет министров. Местные органы власти: вилайи, дайры и коммуны. Вали. Начальники дайр. Коммунальные собрания. Расстановка политических сил. Лекция 19. Основы государственного строя Арабской Республики Египет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 394 Конституционное развитие Египта. Характеристика действующей Конституции Египта 1971 ã. (â редакции 1980 ã.). Основы общественно-политического устройства Египта. Форма правления (президентская республика) 8 Государственное (конституционное) право зарубежных стран и территориально-государственное устройство (унитарное государство). Система органов власти. Парламент Египта. Порядок формирования и состав Народного собрания. Законодательная деятельность парламента. Парламентский контроль над деятельностью Правительства. Консультативный совет (меджлис аш-шура). Президент Египта. Исполнительная власть в Египте. Совет министров и его полномочия. Расстановка политических сил. Лекция 20. Основы государственного строя Сирийской Арабской Республики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401 Этапы конституционного развития Сирийской Арабской Республики (Сирии). Характеристика действующей Конституции 1973 г. Основы общественно-политического устройства Сирии. Форма правления (суперпрезидентская республика) и территориально-государственное устройство (унитарное государство). Политический режим. Система органов власти. Парламент Сирии (Народный совет). Порядок формирования и состав парламента. Право законодательной инициативы. Законодательная деятельность парламента. Контроль над деятельностью Правительства. Президент Сирии и порядок его избрания. Полномочия Президента. Исполнительная власть в Сирии (Совет министров). Судебная власть в Сирии. Закон о судебной власти 1961 г. Суды по вопросам личного статуса. Суды по делам несовершеннолетних. Мировые суды. Суды первой инстанции. Апелляционные суды. Кассационный суд. Специальные суды. Монархическая форма правления Лекция 21. Основы государственного строя Королевства Саудовской Àðàâèè. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 408 Конституционные акты Саудовской Аравии 1992 г. («Основы системы власти», «Положение о Консультативном совете», «Система территориального устройства», «Основной закон правительства»). Форма правления – абсолютная теократическая монархия. Территориально-государственное устройство – унитарное государство. Король Саудовской Аравии как духовный и светский глава государства. Полномочия короля. Совет министров Саудовской Аравии как орган исполнительной и регламентарной власти. Порядок формирования Совета министров. Консультативный совет. Лекция 22. Основы государственного строя Иорданского Хашимитского Королевства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 412 Этапы конституционного развития Иорданского Хашимитского Королевства (Иордании). Характеристика действующей Конституции Иордании 9
Стр.5
Ю.Д. Ильин 1952 г. Основы общественно-политического устройства Иордании. Форма правления (конституционная дуалистическая монархия) и территориально-государственное устройство (унитарное государство). Политический режим. Система органов власти. Высший законодательный орган Иордании (Национальное собрание). Порядок формирования и состав парламента. Сенат и Палата депутатов. Король Иордании как глава законодательной и исполнительной власти. Полномочия короля. Исполнительная власть в Иордании. Совет министров. Расстановка политических сил. Лекция 23. Основы государственного строя Королевства Ìàðîêêî. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 419 Конституционное развитие Марокко. Характеристика действующей Конституции Марокко 1972 г. в новой редакции 1996 г. Основы общественно-политического устройства Марокко. Форма правления (дуалистическая монархия) и территориально-государственное устройство (унитарное государство). Система органов власти. Парламент Марокко. Порядок формирования и состав Палаты представителей и Палаты советников. Законодательная деятельность парламента. Право законодательной инициативы. Политический контроль над деятельностью Правительства. Король Марокко – духовный и светский глава государства. Священность и неприкосновенность личности короля. Полномочия короля. Исполнительная власть в Марокко. Правительство (Совет министров). Полномочия Премьер-министра. Расстановка политических сил. Лекция 24. Заключительная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423 Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 430 Государственное (конституционное) право зарубежных стран ПРЕДИСЛОВИЕ Преподавание в России конституционного (государственного) права преследует общую цель – дать обучающимся достаточные знания о конституционно-правовых основах современных государств. Без этого нельзя стать юристом, политиком, дипломатом, журналистом, ученым-обществоведом. По этому предмету довольно много учебных материалов, обстоятельных и толковых, кратких и схематичных, в общем – на любой вкус. Однако во всех этих материалах сохраняется один серьезный недостаток: из всех зарубежных стран изучаются в основном государства западной системы права (США, Европа, Япония), которая сложилась давно, к началу XX в., когда существовала колониальная система, а понятие о социализме не шло дальше работ К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. Бесспорно, западная система права отработана тщательно, но она призвана обслуживать именно капиталистическую формацию. Однако после 1917 г. в современный мир, помимо СССР, вошло много государств со своей национальной спецификой, в силу которой при организации этих государств был использован как общий каркас англосаксонского и романо-германского права, так и собственные правовые наработки. Это ярко проявляется в мусульманских странах, в праве которых нельзя было не учитывать роль религии, и в странах социалистических, правовая организация которых опиралась на новую социально-экономическую формацию. Получилось так, что при внешнем сходстве государственные институты обрели новое содержание. Именно в странах мусульманских и социалистических мы видим прогресс государственного права, который не всем может нравиться, но без учета этого фактора нельзя профессионально заниматься государствоведением. Яркий пример этого мы находим в нашей стране. С начала 1990-х годов мы, полностью отбросив социалистическую правовую систему, попытались скопировать норматив10 11
Стр.6
Ю.Д. Ильин ные основы западных государств. И что получили? Правовой беспредел, который вынуждает беспрерывно вносить изменения в Конституцию и принимать сотни новых законов и подзаконных актов. А ведь так поступать нельзя. Более двух тысяч лет назад Аристотель в своей прекрасной работе «Политика» писал: «Закон есть некий порядок; благозаконие есть, несомненно, хороший порядок; а чрезмерно большое количество законов не допускает порядка… А там, где отсутствует власть закона, нет и государственной власти»1. Конституции, как и законы, вырастают из обществ, их не надо выдумывать, но можно заимствовать опыт других стран и применить его с учетом специфики этих стран. Однако для этого нужно знать этот опыт, а не копировать вслепую то, что ближе лежит. Задача настоящей работы заключается в том, чтобы не только обобщить или уточнить хорошо известный конституционно-правовой опыт стран Запада, но и дополнить его новым знанием, что привнесли в теорию и практику и мусульманские, и социалистические страны. И, безусловно, вряд ли правильно изучать государственное право европейских государств вне связи с Европейским союзом, который не только непосредственно влияет на конституционно-правовое развитие этих государств, но и во многом превознес себя над ними. Правовая наука России всегда тяготела к Западу. И лет триста так и шли (исключая, конечно, советский период). Но сейчас Запад зашел в тупик, пожалуй перманентный. Его туда завела капиталистическая система в ее нынешней олигархической фазе. Возникает вопрос: что и как делать дальше? Общество и государство изменяться должны. А для изменений нужно внимательно изучать то, что человечество смогло достичь в сфере государственного строительства. Нужно, но пока в этом плане ничего полезного не делается. Даже собственную, советскую, историю и теорию государства и права в вузах не изучаем, как дьлжно, будто не было в течение 70 лет ничего положительного в нашем государ1 Аристотель. Ïîëèòèêà. Ì., 1974. Ñ. 61. 12 Государственное (конституционное) право зарубежных стран стве и праве. Но ведь все это было наше – нами созданное и нами применяемое. Выходит, что мы как бы учим студентов вслепую: свое, что было, считаем плохим, что сейчас есть – тоже, но и на Западе все также оказывается, мягко говоря, спорным. Говорим о ценности демократии, но нигде не видим ее в реальности, ибо как на Западе, на Востоке, так и у нас власть, хотя и в разной степени, принадлежит капиталу, а не народу. И получается, что конституции во всех странах выглядят прилично, а в жизни «приличности» не получается. Текущий кризис капитализма высветил многое на разных уровнях (политических и иных), заставил сделать вывод о необходимости перестройки капитализма, и не только в сфере экономики. Капитализм социально несправедлив, а значит, предстоит менять общественные отношения. Если это проделать грамотно, больших социальных потрясений может не последовать, хотя малые неизбежны. А для грамотных решений нужна образованность «перестройщиков», чтобы решения брались не с потолка, а из жизни, с учетом опыта предшествующих поколений не только западной, но и иных цивилизаций. К «иным» мы относим арабский мир, в котором государственно-правовые идеи гармонично уживаются с религией, и мир социализма, в котором государство и право обслуживают формацию, отрицающую политико-правовые и моральные ценности капитализма. Россия – это самодостаточная цивилизация, отличная от других, и ее выход из кризиса и движение вперед пойдет собственным путем. А чтобы это движение было успешным, полезным, как кажется, должно быть комплексное знакомство с чужим, но не чуждым опытом других стран и обществ. Мы предпочитаем говорить о государственном праве, поскольку оно шире конституционного, включает в себя, помимо положений Конституции, иные нормативные акты и учитывает их реализацию органами государственной и муниципальной власти. 13
Стр.7
Ю.Д. Ильин ОБЩАЯ ЧАСТЬ Лекция 1. Предмет, система, субъекты и источники государственного права зарубежных стран Понятие государственного права зарубежных стран Государственное право или его аналог есть в каждой стране. Оно регулирует общественные отношения, которые образуют основу устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти. Это право – костяк правовой системы страны. Речь пока идет о стране, ибо ГПЗС – это совокупность наиболее общих характеристик национальных государственных правовых систем зарубежных стран, касающихся регулирования основ общественного и государственного строя, порядка формирования и деятельности государственного механизма и органов местного самоуправления, а также правового положения личности. Сказанное выше справедливо для общей части ГПЗС. Но имеется и особенная, своего рода иллюстративная часть. В ней говорится о политико-правовой организации некоторых капиталистических стран Европы, США, Китайской Народной Республики, Вьетнама и ряда государств мусульманской политико-правовой системы. Европейские страны выбирались сообразно форме правления (монархия – республика) и государственного устройства (федерация – унитарное государство). Принято называть ГПЗС отраслью права. Не ясно, правда, в какую систему права можно вписать эту отрасль? Всеобще признаются две самостоятельные системы права – внутреннее (национальное) и международное. Во вторую систему 14 Государственное (конституционное) право зарубежных стран ГПЗС явно не входит, а в первую входит в том понимании, что это как бы совокупность отраслей национальных систем права, в каждой из которых государственное право является отраслью. Система государственного права зарубежных стран ГПЗС состоит из общих принципов, институтов и норм. Принцип (от латинского principium) означает исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической и иной организации и т.д. Принципы не регулируют общественные отношения непосредственно, но на них основываются нормы правовых актов, которые и выступают в качестве конкретных регуляторов. Например, принципы народного (государственного) суверенитета, народного представительства, разделения властей, многопартийность, руководящая роль партии, независимость суда и т.п. служат фундаментом, на котором с помощью множества норм ведется государственное и общественное строительство. По принципам вы узнаете суть – политическую, социальную, экономическую – государства: какие принципы заложены, такое и государство. Скажем, принцип разделения властей характерен для буржуазных государств; а принцип единства власти в лице высшего представительного органа типичен для государств социалистических. Свобода эксплуатации (и свобода труда) – принцип капиталистических отношений; право на труд или принцип «от каждого – по способности, каждому по труду» характерен для отношений социалистических. Что касается мусульманских стран, то здесь мы видим симбиоз государства и религии, особую роль духовенства в делах политики, права и в общественных делах. Так же высоко поднята там роль национального лидера, независимо от того, монарх это или президент. Институт в любой отрасли (системе) права означает совокупность норм, регулирующих однородные, взаимосвязанные общественные отношения. Эти нормы образуют относи15
Стр.8
Ю.Д. Ильин тельно самостоятельную группу. В государственном праве таковы группы норм (институт) по правам человека и гражданина, по основам общественного строя, формам правления, избирательному праву, народному представительству, конституционному контролю и т.п. Институты – это элементы конституционного развития. Они развивают и дополняют положения конституции. Иногда их называют подотраслями конституционного права: избирательное право (процесс), муниципальное, парламентское и ò.ï. Правовые нормы – это общеобязательные правила поведения субъектов конституционного правопорядка. Их устанавливает или санкционирует государство в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений. При необходимости они обеспечиваются принудительной силой государства. Нормы – это самый мощный источник права. Подчеркнем, что государство вольно в установлении, изменении и отмене правовых норм. Государство – это политическая организация общества. Из понимания этого легко ответить на вопрос: что первично – право или политика? Получается, что политика. Отсюда и поговорка о том, что право как дышло, куда повернул (политический орган), то и вышло. Конечно, бюрократы тоже «поворачивают» нормы права, но это касается частных случаев; а политики делают это постоянно и кардинально, воздействуя таким образом на жизнь граждан и их общественное сознание. Всякое явление, однако, в том числе общественное, имеет всегда, по крайней мере, две стороны. В нашем случае мы видим, что право – это все-таки отрасль, но не ветка, которую можно отогнуть или сломать. Принятый, например, акт был вписан в правовую систему государства. Одни нормы он отменил, другие – изменил. Он появился на свет в силу определенных политических, социально-экономических или иных условий. Заменить его или выбросить из правовой системы не просто: нужны новые условия. Если акт был принят в силу 16 Государственное (конституционное) право зарубежных стран политики, то теперь он на политику влияет, ограничивает ее свободу действий. Отсюда и впечатление многих, что первично ïðàâî. На примере Ãðóçèè, Óêðàèíû, Киргизии в 2004 – 2005 гг. мы видели, как политические процессы взламывают правовые системы. Но еще большее происходит в моменты социальных революций! Из этого несложно сделать вывод, что право не может быть вне политики, поскольку право и политика – сиамские близнецы. Нельзя принимать нормы права, которые заведомо не будут исполнены. Они дискредитируют правопорядок. Неисполнение нормы не должно стать привычкой граждан; закон претендует на уважение граждан. Почему? Очень хорошо объяснил это Клод Гельвеций (1715–1771), замечательный французский философ: «Наши поступки определяются законами, следовательно, законы же делают граждан хорошими»1 Это так, но лишь если законы хороши, т.е. не только учитывают повседневные нужды общества и обстоятельства, но и предвидят будущее. Если же законодатель издал плохой закон, то соответствующими будут и поступки граждан. Например, Федеральный закон от 22 августа 2004 ã. ¹ 122-ÔÇ о монетизации льгот. Государственная власть ошиблась, приняв этот Закон, и таким образом спровоцировала массовые протесты. Подобные ошибки происходят обычно тогда, когда из внимания власть предержащих уходит забота об общем благе. Структура и функциональная направленность конституционно-правовых норм Конституционно-правовые нормы имеют типичную структуру: гипотеза, диспозиция, санкция. Например, ст. 16 Конституции Франции изложена так: «Когда установления Республики, независимость Нации, целостность ее территории или выполнение международных обязанностей находятся под 1 Гельвеций Ê. Сочинения в 2-õ òîìàõ. Ì.: Ìûñëü, 1974, Ò. 2. Ñ. 348. 17 .
Стр.9
Ю.Д. Ильин серьезной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено (гипотеза), Президент республики принимает меры, которые диктуются обстоятельствами (диспозиция и санкция)». Даже не слишком опытный юрист заметит, что эта статья, написанная в 1958 г. под авторитарный стиль правления Шарля де Голля, наделяет президента обширными полномочиями. Именно президент определяет, насколько серьезна угроза, нарушено ли функционирование органов государственной власти, и принимает необходимые меры. Неконкретность положений данной статьи преднамеренна: все отдали «на откуп» президенту, чтобы он своей личной властью и авторитетом обеспечил социально-политический порядок во Французской Республике. Республика по форме правления стала президентско-парламентской (смешанной). Конституционно-правовые нормы часто преднамеренно получают общую форму. Скажем, ст. 27 Конституции Японии гласит: «Все имеют право на труд и обязаны трудиться». Но ни в Конституции, ни в иных правовых актах нет гарантий этого права. Норма права превратилась в политический лозунг. И здесь нет ничего удивительного, поскольку Конституция является не только высшим правовым документом. Многие ее положения носят декларативный характер. Предполагается, что конкретика и гарантии будут содержаться в законах и в подзаконных актах. Особенно это касается сферы прав человека: заявлено многое, но нет гарантий. Впрочем, гарантии везде и всегда содержатся не в правовых декларациях, а в реальностях политического режима. Можно, как в США, иметь, согласно Конституции и поправкам к ней, много декларированных прав граждан, но под предлогом борьбы с террором так их ограничить, что творцы Конституции их не узнали бы. Приведем еще один пример, общий для всех конституций западных стран. Провозглашена свобода слова. Но она ведь применима к тем, у кого в руках СМИ, и сводится только к недопустимости цензуры. СМИ имеют конкретных хозяев. 18 Государственное (конституционное) право зарубежных стран Они определяют политику газеты, журнала, радио, телеканала и пр., хотя согласно правовой норме они этого делать не должны. Журналист свободен, но в рамках определенной хозяином политики. Хозяином может быть и государство. И именно хозяин свободен, поскольку установленная им политика вне цензуры. А какая свобода слова у рядового гражданина? Он может иметь мнение и свободно его излагать. Но где? Можно в органе СМИ, если, конечно, его мнение совпадает с политикой органа. Далеко в этих делах зашли англичане. В Гайд-парке, в центре Лондона, выделен небольшой участок, где установлена трибуна. Всякий желающий может взгромоздиться на эту трибуну и свободно нести околесицу. Если кому-то из прохожих интересно, они могут остановиться и послушать; могут и сами подняться на пьедестал. Чем не гарантия свободы слова? Можно, конечно, вещать с собственного балкона, если соседи и прохожие это оценят. Нетрудно заметить, что декларативные положения конституционных норм не имеют ни гипотез, ни диспозиций, ни санкций. По функциональной направленности конституционные нормы бывают регулятивными и охранительными. Первых большинство: право – регулятор общественных отношений. Они уполномочивают должностных лиц и органы государства или обязывают. Могут и запрещать, например, ст. 23 Конституции Франции гласит: «Функции члена Правительства несовместимы с парламентским мандатом». Охранительные нормы могут совпадать с запрещающими – об этом сказано в ст. 9 конституции Японии: «Право на ведение государством войны не признается». Обратим особое внимание на это положение японской Конституции. По сути, сделан первый шаг к нейтрализации страны. Следующими могли бы быть неучастие в военных союзах и блоках, неоказание помощи воюющим государствам. Поскольку рядом с собой Япония имела Советский Союз, весьма мощный Китай, а также чреватую гражданской войной Корею, курс на 19
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.