>. nре3мдект
Ме•дународНоrо консорциума
•Эмктронный униеереитеr•,
..аучныii РУК080АНТ8АЬ МЭСИ
Дорогие друзья! <...> Мне особе111t0 приятно
Изменения коснулись некоторых традиций журнала.
представить ва.м этот
начиная с общей концепции и заканчивая визуаль·
номер журнала «e-Leamiпg
ны м оформлением . <...> 11ацией отно
шения общества к садt0,11у
п оняти ю элек тро ю юго
обучения 11 видения его
дальнейшего развития.
e·Learning о6означ и.ся переход копи Введены новые постоянные рубрики:
ЛИUО llOMEPA
УПJ>АВЛ /ЛТИ Е ЗFIAIJИJIMИ
ТЕХJJОЛОГИИ
С Ш И РОКО ЗАКРЫТЫ/11 11 ГЛАЗАМИ
Вещщне руководители стран мира. проrрессивные
представители бизнеса и академическоrо сектора
пришли к осознанию необходимост~1 внедрения элек·
тронного обучения на всех уровнях от индивидуально rо до rосударственноrо, ПОСКОдЫ<У без этого не моrут
быть решены мноrие из задач , стоящих перед стра·
ной на пороге перехода к новому в11тку развития
-
эпохе информационного общества. <...> 2
Содержание
6
новости
СОБЫТИЯ В МИРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧ ЕНИЯ
14
УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ
КУВЫРКИ ПРОГРЕССА: ОТ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
К ЭЛЕКТРОННОМУ ВОСПИТАНИЮ
Говоря о АОWКО.\ьном о6ра:югании, коrорое по саоем сnецифкке
creu11r ynop не на о6раэоеатеАЬНуЮ,
e.Leamln& ОСТ3ется в тею•. <...> Aorop
18
-
ФеАорДеревя нскнil
СОБЫТИЯ Ведущий рубрики - Елена rорАеенкова, ведущий спецналнсr
ОтдОАа маркетннrа МЭСИ
18
КОНФЕРЕНЦИЯ
•E-LEARN ING @ РОССИЯ•
25 шоня в МосноКtЮм государственном )'11Нверс:нтоrсэ№ном11ки, ста111ст11к11 ""нф0рмаr1н1;11 (МЭСИ}
nQOWAS nерем 8сероссtt'1ская Ж>нференция ·E·learnlngOPocx:1tя•, 8 работе росснйскоtо фОрума
n p1tн.JW1 участ11е бодсс 300 ч-tмозок. е том ч исле гости и;э США. <...> nрсnодааательскоrо
30
11 эдм1ш1tстра111нно..уnрэе...енческоrо nерсон8ла 8)'3З
ВСЕРОССИЙСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА
ПО ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКЕ 2009
31
ВСЕМИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ <...> ФОРУМ ЛИДЕРОВ ОБРАЗОВАНИЯ
С 6 no 9 и.l<W'I 2009 rода де,wrзц11я МЭСИ пооеn'1 <...>
e-Learning_World_=_Мир_электронного_обучения_№1-2_(25)_2009.pdf
2
Содержание
6
14
новости
СОБЫТИЯ В МИРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ
КУВЫРКИ ПРОГРЕССА: ОТ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
К ЭЛЕКТРОННОМУ ВОСПИТАНИЮ
Говоря о АОWКО.\ьном о6ра:югании, коrорое по саоем сnецифкке creu11r ynop не на о6раэоеатеАЬНуЮ,
а на вocn1m1тe.wtyt0 ooetaBAЯtOЩ)'IO. можно ЗЗIWОЧ•пь. что эта об.\Зсть мя сферы e.Leamln& ОСТ3ется в тею •.
В сеяэ.11 с э1ш~• мы nреАЛаrзем вашему вн~ман-шо обзор рэз.в11ва~ощой 1<омnью1ерной ttrp1i1. соомнноИ
в рамкех n~ммь~ •ШКQ/'18 доброrы• Юрttя К)'Кf18'1ева, №rорая явмютоя электроннь~м вар1,антом
меtоАНЧе<::коrо курса •WIC.OЛ8 доброты•. ол.обрен:ноrо Мн1-щстеро1еом обраэовею1А Россиr1ско.t Федерацшt
АЛЯ 8"8Wl&ССНОГО чтен11я а нача11ьной Шl(О№. Aorop - ФеАорДеревянскнil
18
18
СОБЫТИЯ Ведущий рубрики - Елена rорАеенкова, ведущий спецналнсr
ОтдОАа маркетннrа МЭСИ
КОНФЕРЕНЦИЯ •E-LEARNING@ РОССИЯ•
25 шоня в МосноКtЮм государственном )'11Нверс:нтоrсэ№ном11ки, ста111ст11к11 ""нф0рмаr1н1;11 (МЭСИ}
nQOWAS nерем 8сероссtt'1ская Ж>нференция ·E·learnlngOPocx:1tя•, 8 работе росснйскоtо фОрума
np1tн.JW1 участ11е бодсс 300 ч-tмозок. е том числе гости и;э США. Ю><ноИ KoJ)e11, Армен1щ, Бе.wрусс1111.
Орrан1tз;аrорам11 к~жференц1щ еыстуrщди МшнЮtерсrео образования" каук11 РФ. Ко-..штеt rосдумы
no о6раюван1tю, Экс:nертнь~И ооее:т no э.-.е~ктронному о6учен100 "ttКфО!)Мдцаtоннь~м техноr.оrням в
обраэованшt nри Государствен.но11 Думе Росс::иНс!ФМ ФеАераwш
28
ЛЕТНЯЯ ШКОЛА - 2009. ОБРАЗОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ
ОБЩЕСТВЕ. E·LEARNING В ВУЗЕ: УЧЕБНЫЙ ГОД 2009-2010
С 29 щоня no 03 що!\Я 2009 r. е МЭСИ npowQA 17·Н орrенизаuнонно-уnрааденчес;t<111'i сем1~нер
•1\етняя wко...а - 2009. Обрзэооан11е е 11нФООамаwtонном обwестае. E-Le.эrning е еузе: учебt1ы"4 rод
2000.201.Q., nос:еященныi4 рв3вцn110 11.нфQрмаu,1tонно-t«>ммун1tкаrивных комnетеt-1цщ't nрофессорсжо.
nрсnодааательскоrо 11 эдм1ш1tстра111нно..уnрэе ... енческоrо nерсон8ла 8)'3З
30
31
ВСЕРОССИЙСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА
ПО ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКЕ 2009
ВСЕМИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ 2009.
ФОРУМ ЛИДЕРОВ ОБРАЗОВАНИЯ
С 6 no 9 и.l.гrsем Saweмy
вн1шан11ю основные резулыаты канференЦ1ш в виде ~ц11альноrо nресс-~"ИЗi\
38
38
УПРАВЛ.ЕНИЕ ЗНАНИЯМИ Вщщ"й рубри•и - Артур Захарян. А"РОКТОР
НИИ Управления Энамиям•t, вице-презнденr Международного консорциума
·Электронный университет•
РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Человечество нахомпся на стадии nереход,а а зnо~ ttнформаu,н.онноrо общества. rде осноань~м ресурсом
ЯflNW!TCA :ntанис. Цедь з1сЖ сrа1ьи " nonьrrкв раэобраться в tом, что RВАМrс;я д&И!l;)'Шей с11лой перехода
обwества на tмД)'ЮЩУЮ ступень J)33e1mtя 1t что обесnечиваеr зror nepexoA. Аетор - Кнрнм Мнхальченко
44
ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ
К сожал.ен11ю 11.1ш к СЧDСJЬЮ Аю6ое оnределен.11е ttAи nр()фидь npoueccti. nостроенноrо на базе ;ехнолоn1i1
УЗ. "эменяетсtа с nрщодом \llЗ*АОЙ новой волны wхно11,оr~1Чесщ:)ГО npoipccca. Но. не смотря на 10. чt0 об.u•к
дисwтд1о•ы 388НСнt от множесtвв ГЮАDОАНЫ:< rече..иА. наступают nв~1оды. коrм эксnерть~ оходятСR в сво1ос
мнениях.. Taiц)tt nер11од 3Эп~wья да11 нам воэцожность nр&даэвщь вашему вн11ман1tю уоtоявwуюся мо,дель
процессов к комм&ке технолоl'ий УЗ. м.отор.ыii nсжа nQмещ.аеrся е оrноси•е1~ьмо crpon1e рамки. снсrемы.
Автор " Сергей Акимов
54
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В ВУЗЕ
Российа1,1'е 8)"3Ы в )'СМ)ВИАХ суровь~х Э)(Ономическ1tх peafll1Й •tеnытыоаюr нехвеrку дене•н.ьак среАСТе.
С1tСАсто11ем чеrо ЯВАЯСТСR за№номеl)tiое уреэsн1tе бl()AJlt.(!тa ка ннно.вацжжную деяrельность. Прое~
соодания с1.сrемы уnравле1-шя а1<Вдем1tчес:ю1м11энаюшмн"1а1< не nсмьэое.аfll1сь nоnу11ярностыо no рящ
всtесtаенных nрwтн. а в уелов~.ях tфизисмоrо 11 nосткр11зисноrо nермода о:с11дать ее~ аfП'11t1нОС1'1 1 е
э10Н о6мстм совсем Ж! nри:код1пся. На Фоне эntx раэм:ыwмзн11i\ особенно 11ктересным выr1iRдm npoein
·ИнфОрмэционны& Ценrры д.tc:w1n1iмн0 • КО•ОРЬtй быд l)азрабо1ан 11 npoweл усnеwную аnробацмю в мэси
Aorop - CepreN А.rнмоо
Стр.3
3
1 60
1 68
74
1\ИЦО НОМЕРА
ИНТЕРВЬЮ С ИГОРЕМ БАЛАНДИНЫМ. ДИРЕКТОРОМ ПО РАБОТЕ
С СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ MICROSOFТ В РОССИИ
E-LEARNING В ГОСУДАРСТВЕ Ведущий ру6рнкн -Антон Труноонц
ПЕРСПЕКТИВЫ ЭЛЕКТРОННОГО И СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
КАК ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ
Как notЧ'l.:JЬll&tf сrеtисrнка, а Росс:.tи ежеГОАНО про~ l'ЮptnON"OfOIМ)' и no1ыwat0J маалмфмкаци:ю
мettee 10% npoueнtoe екmеноrо насеАенмя. В Р138МТЫ• apatt1x 3ror no~зar•,,. ксме6мrся or ~
№ 901'. По.-н11~я 80 8"i~МCIH1te Of1"'1' :JТИХ СТJ)аН. CТ3tt08.•HCJI .CttO. 'ttQ 6е3 ~'"' ЭAellffPQНнt:A
обра.юurе~ ... , re1.НOAQnt;i. сомр.атнп, э.то ОfСtааанне неео,р.1():.;МО. В ста..е np.•~ Р'\
обоtном~" roro.
мом.щ" '~8НО'О ~я.Авfоt' - Кирмм Ммхмм.нко
"'° ~ "смеша.нное ~не ""°у.е' ~ .,..".и:381.U41С ~да к
ПРЕСС РЕЛИЗ: МОДЕЛЬ .ЭЛЕКТРОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ• КАК ОСНОВА
КОМПЛЕКСНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНСОРЦИУМА
•ЭЛЕКТРОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ· И ЕГО ПАРТНЕРОВ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕдЕРАЦИИ
80
1
182
88
96
С ШИРОКО ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ
ВСЯ ПРАВДА О КОМПЛЕКСНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ ВУЗОВ
~•Nac tыt рьтко wtфPol'lыx усдуr сущосrеует большое f(()Altчecreo ре3д11чнь~к решеtтй коммекс:ной
aвroщ11unw111 8)'308. Безусдоено, их ане,дрение е у.юбнью nроцксы мо:..еr ,м1ь оnределеиные
npeиМ)'UJ.OCIN и tма3атt~ея на noeыwe-Joiии мачестаа о6раэоеан11я. НО. кем. noкaJ"Ner nракrика. не
8С8 сж:те ...... AllOТ OXitдllUillM ~'"· ОсновноИ щщю ыннои crar~ А1Лf18ТСА nonwт~ ра:юбраrы:я 8
осное"~ nр.1чин.1), 3ю.1 npoблevw и nок~пь сnецнфмl'.у co:tA11H11J1 сисrе .... )'дoeдeJIOC)A.OUUUC rребоезниям
8)')08. A.trop - Консrанn.н ЧetJ'НwR
ТЕХНОЛОГИИ ВеАrшнн рубрl<кн - менса1Щ> Ш-rнн
ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Поесе.'*1не• инф0рщt1438цн• 8)'308. ~ших 148 с:wu.анную мом.ч. ~""· ~
JIOPПOP8n•1Нw• )'11неерсюетое внутри боАьw:их момnанн!i, 80С'1Qt6омннос;~ъ e-Шm•nc ~ ~
POOCHICllOM р" .... 1\О • цеюu ~ еое rqеорит об 8КТ)'3ЛЫtОСТИ ~НН8' Проф8"8Мli!Ж oocnt8AAIOl.Цti4
2т0tо nадМ)А8. C,..eдoUJeAыtO. k о nотребt.остн 1 .хороwю: с;:цсtем.а• АНСt&нц1юнноrо о6ра30еания н
снсrем11е nодд.еР•kн учюннкоа процесса
ИТ В ОБРАЗОВАНИИ ВW""'" рубрики - Сорrей Аннмоо
УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ СЕГОДНЯ
Pa:i.e~11~ с1.с1ом )ПJNID/ICH1tя 1есно се~но ееод0м в оо.~~ 1on мо~А.'8>СРо8 таких nоняtнН кам.
)'11Р8аден11е мачестеом, )'ПРд&Аение
no uемц, npoueocнoe уnремен11•. нНфОрt.&IW'Qнная AQrnCJ'НJ
nрицеttен-.е
;intx rехнолоr"1' на )nраВNtемостм бн3"ееа асазыеаеtа1 неrеn1ено. Сисrеме nроцесхов лl06oro ey.sa на
l10Pf!A0k ~мн n~нw:x nроцес:сое компании средне11 р)"(И, но. 1ем не ~. ннтеrраюры
... C~I с Рf'.IАКаШ..И nроекюе комmе~оюИ 8810МаJК381»4Н O'f 8 JТОм CТllfТW: nредсТ8~ одно ю
n~•ttt11н i:i-..a систещ )"!Р8еАеНИА 8У)Оа.1ИtiФО-ВУЭ2009 Аетор - Анrон TpyНOfUN
УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ В МОДЕЛИ
·ЭЛЕКТРОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ•
В nосАеднМ &Рf'м• )-А"81СА 6оАьuюе еюtмзнме~ным ~~,_..ц;40Нным ~м...а ratat.:e
nр1•мtМЖ1•!0 "' • ребоtе ~нwс opratt~W1;.. а ю"" "'МС118 н o61)8)(181•tAWtti11. ~IЮАСТ8У ву.юе
np1~ 1w6иl)lrь ~*АУ масс~uм МОде.\ЯМ.М АQС!JВКИ JН,IHllfll 11 НнtЮUЦНОННW""Н ф()рМЭМ14
~н..,., и 01ееча1ь, на eonpoc: CТC>ilf АК ра3Р'J'UгТЬ Фора.411ромвw11иа. rода-...11 ум.А8Д 8)'38 н nодс1ра11аать
ero nод nроuессные ~А11nортала?В31"0Й с~г~ье nремаrаею18 оnисвни1 снС'lемы •ЕЯ4рtуалЬНыi1
камnус•, no:tllo.\AIOЩeit решать nР'8кntчооки весь cn•ICIP .:tад8'1, сеА3-&нн1111е с уче6ным npoueoooм в
модели ..Э!\Ом1ранньа11 уннеерс.1не••. Автор - Александр Ж.рикое
100
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫМ МОЖЕТ ПОДВЕРГНУТЬСЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ
ПРОi,.18СС; ИQNOwщ о6щестеа 1 Роосчн н~емзбехно СВR38Н с n~-..~ rАО6о.АОн_,. мзмене.t11-й а
обраоutеА...ой Сt4с•еме и ~v,,. nepexo.QQМ ее на а6Qо.<.юnю НО8411М -,ооаень. cocпaetCf8)100.0tй
~'11'А СО61)еМеt-1"°'1 ~<'t\М. Ухе cettчac: МС»J.НО ПC)f:Al'IO№'ll~~. ЧJО notr,t;!W)y.8 nром30WеДШt«
npeo6paJOU"1''"'- 1 ~й1.11~ rоды ~ обра3оеаrемна• с~-..а npeJeDtJМt е..це 6с:мее
юwl"IN'!lll:t.we t(~. о ..ем м nойдет речь а эtОН С1'1М- А.8тор - КНР""" Мпма.ченко
Стр.4