Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Высшее образование: методология и опыт проектирования (550,00 руб.)

0   0
Первый авторТатур Ю. Г.
ИздательствоМ.: Логос
Страниц130
ID178117
АннотацияИзложены концептуальные основы проектирования образовательного процесса в вузе. Проанализирован опыт и рассмотрена технология создания всех структурных элементов образовательной программы вуза: учебного плана, программ учебных дисциплин и др. Содержание пособия основано на цикле лекций, которые автор читает в МГТУ им. Н.Э.Баумана на кафедре "Инженерная педагогика".
Кем рекомендованоУМО вузов по университетскому политехническому образованию в качестве учебного пособия.
Кому рекомендованоДля подготовки специалистов по направлению "Педагогика профессионального образования", слушателей учебных подразделений по повышению квалификации и переподготовке преподавателей вузов. Может использоваться в учебном процессе студентами педагогических специальностей и направлений вузов, а также магистрами, аспирантами, стажерами-преподавателями, готовящимися к педагогической деятельности в высшей школе. Представляет интерес для специалистов в области педагогики и организации обучения.
ISBN978-5-98704-136-8
УДК378(075.8)
ББК74.04(2)
Татур, Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования : [учеб.-метод. пособие] / Ю.Г. Татур .— Москва : Логос, 2006 .— 130 с. — ISBN 5-98704-136-8 .— ISBN 978-5-98704-136-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/178117 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Типовое поАожение об образоватеАЬном учреждении высшего профессионадьного образования (высшем учебном ЗЗВЕДВЪШИ] Россшйгской Федераш/Ш. <...> 246 ВВЕДЕНИЕ Организация и осуществАение образоватеАЬного процесса ЯВАЯЮТСЯ важнейшими функциями высшего учебного заведения. <...> ]. Hog meXHoAom3auuей учебного процесса понимается привнесение в пеуагогическую практику (с необхоуимьтми поправками и коррекцией) системной совокупности метоуов и среуств, объеуиняемьтх понятием «технология», В этой книге образоватедьный процесс также рассматривается с техноАогических позиций, а именно как объект проектирования. <...> (Книга в боАьшей степени, чем упомянутая монография, нацеАена на практическое ИспоАьзованИе в научно-методической деятедьности преподаватеАя высшей шкоды. <...> Среди Известных отечественных педагогов, активно Исподьзовавших технические анаАогИИ в педагогике, сАедует назвать А. С. Макаренко. <...> Он преддожид рассматривать воспИтатеАьный процесс как «педагогИческое производство», выдвИнуА Идею разработки «педагогИческой техники», ОПИСаА с позиций конструктора-техноАога основные составдяющие образоватеАьного процесса от «техники разговора педагога с воспитанником» И «техники наказания» до «технИкИ создания нового чеАовека». <...> Макаренко в практической деятеАьностИ ставИА перед собой гАубоко гуманные цеАИ Образовательная система России. <...> Там же рассматривается сущность проектного подхода к образоватедьному процессу. <...> Второй раздеА книги посвящен решению практических задач создания документов (проектной документации] в вИде основной образоватеАьной программы вуза И рабочей программы учебной дИсцИпАИны. <...> В прИАоженИИ приведены методические документы, касающиеся создания учебных программ И рекомендованные Министерством образования в разАИчные годы развития отечественной высшей шкоАы, а также программа учебной дисципдины «Проектирование образоватеАьного процесса вуза», которая Изучается в Московском <...>
Высшее_образование_методология_и_опыт_проектирования__Учебно-методическое_пособие_.pdf
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ .................................................................................. 7 РАЗДЕЛ I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ÏÐÎÅÊÒÈÐÎÂÀÍÈß............................................................... 10 Глава 1. Концептуальные основы проектирования в сфере образования ................................................................ 10 1.1 Стратегия, принципы и этапы проектирования ....................................................... 10 1.2 Структура объекта проектирования ............. 14 Глава 2. Сущность и взаимосвязи элементов образовательного процесса ................................................... 22 2.1. Цели образовательного ïðîöåññà.................. 22 2.2. Содержание образовательного процесса .... 31 2.3. Образовательные òåõíîëîãèè......................... 43 РАЗДЕЛ II. СОЗДАНИЕ УЧЕБНЫХ ÏÐÎÃÐÀÌÌ............ 70 Глава 3. Предварительный ýòàï............................................. 70 3.1. Анализ предшествующего опыта .................. 70 3.2. Уточнение условий и выбор стратегии проектирования ....................................................... 81 Глава 4. Разработка структурных элементов основной образовательной ïðîãðàììû.................................................. 94 4.1. Формирование целей основной образовательной программы .................................. 94 4.2. Создание учебного ïëàíà............................. 107 4.3. Разработка материалов итоговой аттестации выпускников ..................................... 123 Глава 5. Создание программы учебной дисциплины .....134 5.1. Образовательный процесс по учебной дисциплине – самостоятельный объект проектирования ..................................................... 134 5.2. Формирование целей программы учебной äèñöèïëèíû............................................................. 136 5.3. Формирование содержания учебной дисциплины и его представление в программе ... 139 5.4. Разработка учебно-методического обеспечения учебной дисциплины .................. 143
Стр.1
6 Глава 6. Инструментальные средства разработки учебно-методического обеспечения образовательного процесса ....................................................152 6.1. Общие сведения ..............................................152 6.2. Роль и место информационных технологий в образовательном ïðîöåññå................................154 6.3. Выбор адекватных инструментальных средств ......................................................................157 6.4. Методика разработки пакета учебно-методических материалов ......................162 6.5. Специализированный программный комплекс «Áàòèñôåðà» ..........................................170 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .....................................................174 ПРИЛОЖЕНИЯ ....................................................................180 Приложение 1. О мероприятиях по совершенствованию подготовки специалистов на основе квалификационных характеристик. Инструктивное письмо Минвуза СССР ¹ 33 от 17 ноября 1981 ã. ................................................180 Приложение 2. О совершенствовании учебно-методической работы в высших учебных заведениях. Инструктивное письмо Минвуза СССР ¹ 32 от 22 октября 1982 ã. ...188 Приложение 3. О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов. Письмо Минобразования Российской Федерации ¹ 14-52-357 èí/13 от 19 мая 2000 ã. .............................205 Приложение 4. Программа учебной дисциплины «Проектирование образовательного процесса в вузе» ......210 Приложение 5. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации......218 Приложение 6. Восемь уровней ЕКР, определенные на основе результатов обучения ..................................246 ВВЕДЕНИЕ Организация и осуществление образовательного процесса являются важнейшими функциями высшего учебного заведения. Внимание ученых различных областей знаний направлено на осознание сущности этого процесса, его специфических особенностей с учетом возраста и уровня развития субъектов обучения, повышение его результативности и эффективности. Многочисленные исследования ученых посвящены проблемам становления человека на различных этапах его образования (ðàáîòû Á.Ã. Àíàíüåâà, B.C. Áèáëåðà, È.Â. Áåñòóæåâà-Ëàäû, Á.Ì. Áèì-Áàäà, Â.Ï. Çèí÷åíêî, Ô.Ã. Êóìáñà, À.Í. Леонтьева, Â.À. Сластенина, À. Ïå÷÷åè, Â.Ä. Шадрикова, Д.Б. Эльконина и др.), сущности и функциям педагогической деятельности (работы В.И. Гинецинского, В.В. Давыдова, Ë.Â. Çàíêîâà, Í.Â. Кузьминой, Â.À. Êàí-Êàëèêà, Â.ß. Ëÿóäèñ, Ñ.Ä. Ñìèðíîâà, Í.Ô. Талызиной, Á.À. Якунина и др.), а также проблемам социологических и культурологических аспектов обучения и воспитания (работы А.Г. Асмолова, È.À. Çèìíåé, Ã.Ë. Èëüèíà, À.À. Îðëîâà, Ë.È. Романковой, Â.Â. Ñåðèêîâà, À.È. Ñóáåòòî, Ã. Саймона и äð.). В последние десятилетия все больше работ связано с проблемами проектирования и технологизации образовательного процесса (труды В.П. Беспалько, B.C. Безруковой, Â.Ô. Взятышева, À.À. Вербицкого, Â.À. Æóêîâà, В.Е. Радионова, В.М. Соколова и др.). Под технологизацией учебного процесса понимается привнесение в педагогическую практику (с необходимыми поправками и коррекцией) системной совокупности методов и средств, объединяемых понятием «технология». В этой книге образовательный процесс также рассматривается с технологических позиций, а именно как объект проектирования. Автор опирается на теоретические положения, содержащиеся в указанных работах, и на собственную концепцию системного педагогического проектирова
Стр.2
8 Введение ния*. (Книга в большей степени, чем упомянутая монография, нацелена на практическое использование в научно-методической деятельности преподавателя высшей школы.) Первым технологическую модель учебного процесса предложил великий дидакт Ян Амос Коменский, использовавший сравнения из мира природы и техники. «Нужно æåëàòü, – писал он еще в XVII â., – чтобы метод человеческого образования стал механическим, т. е. предписывающим все столь определенно, чтобы все, чему будут обучать, учиться и что будут делать, не могло не иметь успеха, как это бывает в хорошо сделанных часах, в телеге, корабле, мельнице и во всякой другой сделанной для движения машине»**. Самого учащегося, несмотря на несомненно гуманистический характер своего учения, Я.А. Коменский считал некой «чувственной машиной». Опираясь на опыт и понимание общих закономерностей развития человеческого сообщества того времени, он предложил чрезвычайно простую природосообразную педагогическую технологию. С современных позиций подобный технический примитивизм неприемлем в образовательном процессе. Однако многие педагоги, особенно в технических вузах, и сегодня, зачастую неосознанно, осуществляют учебный процесс именно в рамках этой технологии. Среди известных отечественных педагогов, активно использовавших технические аналогии в педагогике, следует назвать А. С. Макаренко. Он предложил рассматривать воспитательный процесс как «педагогическое производство», выдвинул идею разработки «педагогической техники», описал с позиций конструктора-технолога основные составляющие образовательного процесса от «техники разговора педагога с воспитанником» и «техники наказания» до «техники создания нового человека». Подобные теоретические конструкции также являются техническим примитивизмом. Тем не менее сам А.С. Макаренко в практической деятельности ставил перед собой глубоко гуманные цели – * Образовательная система России. Высшая школа. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. ** Коменский Я.А. Великая дидактика. М.: Изд-во Шалвы Амонашвили, 1996. Введение 9 развивать лучшие качества человека, «формировать сильную, богатую натуру»*. В предлагаемой читателю книге термин «проектирование» переносится в сферу образования не механически, а с учетом ее особенностей. Рассмотрению этих особенностей и краткому изложению принципов системного педагогического проектирования посвящен первый раздел книги. Там же рассматривается сущность проектного подхода к образовательному процессу. Второй раздел книги посвящен решению практических задач создания документов (проектной документации) в виде основной образовательной программы вуза и рабочей программы учебной дисциплины. Глава 6 написана В.И. Солнцевым. В приложении приведены методические документы, касающиеся создания учебных программ и рекомендованные Министерством образования в различные годы развития отечественной высшей школы, а также программа учебной дисциплины «Проектирование образовательного процесса вуза», которая изучается в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана лицами, осваивающими образовательную программу, ведущую к квалификации «преподаватель высшей школы». Автор выражает признательность В.И. Байденко и А.А. Вербицкому за конструктивную критику и ценные рекомендации, которые очень помогли при завершении работы над книгой. Данное учебное пособие впервые было опубликовано под названием «Образовательный процесс в вузе. Методология и опыт проектирования» в 2005 г. и в декабре того же года одобрено Независимым комитетом по сертификации учебных материалов в качестве базового для подготовки специалистов по направлению «Педагогика профессионального образования»* . С учетом пожеланий, высказанных экспертами этого комитета, в текст второго издания книги вынесены некоторые уточнения и дополнения, связанные в основном с осмыслением тенденций реформирования в рамках Болонского процесса, систем высшего образования в странах Европы. * Макаренко À. Ñ. Сочинения. Ì.: Ó÷ïåäãèç, 1958. ** Сертификат ¹ 168, выданный на основании решения Объединенного Совета НКСУМ от 10 декабря 2005 ãîäà.
Стр.3
Высшее_образование_методология_и_опыт_проектирования__Учебно-методическое_пособие__(1).pdf
Ю.Г. Татур ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ И ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Одобрено Независимым комитетом по сертификации учебных материалов в качестве базового учебного пособия для подготовки специалистов по направлению «Педагогика профессионального образования» Допущено Учебно-методическим объединением вузов по университетскому политехническому образованию в качестве учебного пособия для слушателей системы подготовки и повышения квалификации преподавателей Москва • Логос
Стр.2
УДК 378(075.8) ББК 74.04(2) Ò23 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор В.И. Байденко; доктор психологических наук, чл.-кор., профессор А.А. Вербицкий Учебное издание Татур Ю.Г. Т23 Высшее образование: методология и опыт проектирования. Учебно-методическое пособие. – М.: Университетская êíèãà; Ëîãîñ. — 256 ñ. ISBN 5-98704-136-8 Изложены концептуальные основы проектирования образовательного процесса в вузе. Проанализирован опыт и рассмотрена технология создания всех структурных элементов образовательной программы вуза: учебного плана, программ учебных дисциплин и др. Содержание пособия основано на цикле лекций, которые автор читает в МГТУ им. Н.Э. Баумана на кафедре «Инженерная педагогика». Для подготовки специалистов по направлению «Педагогика профессионального образовния», слушателей учебных подразделений по повышению квалификации и переподготовке преподавателей вузов. Может использоваться в учебном процессе студентами педагогических специальностей и направлений вузов, а также магистрами, аспирантами, стажерами-преподавателями, готовящимися к педагогической деятельности в высшей школе. Представляет интерес для специалистов в области педагогики и организации обучения. ББК 74.04(2) Татур Юрий Геннадьевич ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ И ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Учебно-методическое пособие Редактор Т.Н. Михайлова Оформление Т.Ю. Хрычевой Компьютерная верстка Е.В. Ефимчук Формат 84õ108/32. Печать офсетная. Бумага офсетная. Ïå÷. ë. 8,0. Тираж 1000 ýêç. Заказ ¹ ISBN 5-98704-136-8 © Татур Þ.Ã., 2006 © Университетская êíèãà, 2006 © Ëîãîñ, 2006
Стр.3