Освещаются вопросы методологии и методы психологической науки как учебной дисциплины. <...> Рассматриваются проблемы
профессиональной подготовки и деятельности преподавателя
психологии, практического психолога. <...> Специфика содержания психологической науки и
формирование сознания на занятиях по психологии ........ 13 <...> Методические особенности организации
преподавания психологии в средней и высшей школе ... <...> Индивидуально-психологические особенности
в организации учебно-воспитательного процесса .......... <...> Профессиональная подготовка и деятельность
преподавателя психологии и практического психолога .......... 288 <...> В связи с этим само учение должно опираться на
методологический принцип деятельностного подхода, при реализации которого не преподаватель учит, а обучающийся сам формирует
себя как гармонично развитую личность, обладающую научно-методологическими знаниями, ориентированными на предстоящую
профессиональную деятельность. <...> В этом случае преподаватель превращается в организатора работы,
который позволяет конструировать учебный процесс как продуктивную творческую деятельность, направленную на формирование
социальных, нравственно-эстетических и методологических основ
предстоящей профессиональной деятельности. <...> Это возможно тогда, когда в систему обучения внедряются формы и методы обучения, носящие инновационный характер. <...> 10
Введение
Организуя учебный процесс по психологии, необходимо учитывать
деятельность преподавателя и студента, вначале совместную, а затем
переходящую в индивидуальную, самоорганизующую работу. <...> Возможность инновационной деятельности немыслима без глубокого знания своего предмета, ви’ дения
перспектив развития будущей личности, понимания роли и места
психологической учебной дисциплины в общенаучном развитии
и профессиональной подготовке специалиста. <...> Преподаватель, обладающий необходимыми качествами, активно занимающийся проведением научных исследований <...>
Психология_познания_методология_и_методика_познания_.pdf
Е.А. Соколков
ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ:
МЕТОДОЛОГИЯ
И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
Учебное пособие
Москва Логос 2007
Стр.3
УДК 159.9 (075)
ББК 88я7
С 59
Печатается по решению Редакционно-издательского совета
Новосибирского гуманитарного института
Р е ц е н з е н т ы
В.А. Леонтьев, доктор психологических наук, профессор,
О.О. Андронникова, кандидат психологических наук, профессор
Соколков Е.А.
С 59
Психология познания: методология и методика преподавания:
учеб. пособие. — М.: Университетская книга; Логос, 2007. —
384 c.
ISBN 978-5-98699-038-5
Анализируется специфика содержания, целей и принципов
обучения психологии. Освещаются вопросы методологии и методы
психологической науки как учебной дисциплины. Характеризуются
формы и методы организации обучения психологии
в учебных заведениях разного уровня. Рассматриваются проблемы
профессиональной подготовки и деятельности преподавателя
психологии, практического психолога.
Для студентов высших учебных заведений, получающих образование
по направлениям (специальностям) «Психология»,
«Педагогика и психология». Может использоваться в учебном
процессе высших и средних специальных учебных заведений по
широкому кругу педагогических специальностей, а также при
повышении квалификации кадров образования. Представляет
интерес для всех, кто интересуется проблемами образования.
УДК 159.9 (075)
ББК 88я7
ISBN 978-5-98699-038-5
© Соколков Е.А., 2007
© Университетская книга, 2007
© Логос, оформление, 2007
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ..................................................................................................... 7
Глава 1. Специфика содержания, целей и принципов
обучения психологии ................................................................... 13
1.1. Специфика содержания психологической науки и
формирование сознания на занятиях по психологии ........ 13
1.2. Психология как гуманитарная наука и цели ее
преподавания .......................................................................... 40
1.3. Психические познавательные процессы и принципы
обучения в учебном заведении ............................................ 56
Глава 2. Методология и методы психологической науки
как предмета в учебном заведении ............................................. 98
2.1. Методология и методы научного познания
в психологии .......................................................................... 98
2.2. Методологические особенности организации
учебного процесса по психологии ..................................... 135
2.3. Методические особенности организации
преподавания психологии в средней и высшей школе ... 163
Глава 3. Способы и формы организации обучения психологии
в средней и высшей школе ....................................................... 199
3.1. Нормативно-правовое обеспечение изучения
психологии в учебном заведении ...................................... 199
3.2. Индивидуально-психологические особенности
в организации учебно-воспитательного процесса .......... 217
3. 3. Психология активных форм и методов обучения .. 235
Глава 4. Профессиональная подготовка и деятельность
преподавателя психологии и практического психолога .......... 288
4.1. Личность и способности преподавателя
психологии .......................................................................... 288
4.2. Особенности профессиональной подготовки
практического психолога ................................................... 322
Словарь терминов .................................................................................. 354
Список литературы ................................................................................ 369
5
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества образование стало одной
из самых важных сфер человеческой деятельности: огромные
достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных
и научно-технологических преобразований.
Глобальные изменения, происходящие в жизни общества, приводят
к появлению новых социально значимых ориентиров в системе
среднего и высшего профессионального образования. На рынке
образовательных услуг в настоящее время всё больше востребованы
не только квалифицированные специалисты, но и творческие личности,
которые сами «добывают» необходимые знания и на их основе
вырабатывают новые — социально необходимые.
Практика и статистические данные свидетельствуют о том, что
именно гармонично развитые специалисты, в большинстве своем имеющие
достаточную гуманитарную и особенно психологическую подготовку,
приносят своим организациям наибольшие «дивиденты».
В настоящее время в стране происходит смена концепции от
подготовки узких специалистов-технократов к целенаправленному
формированию гармонично развитых творческих личностей,
обусловливается необходимость преобразования традиционно
сложившейся в высшей школе методологии обучения с ориентацией
на гуманизацию и гармонизацию профессиональной подготовки.
В
этих целях учебный материал определенным образом гуманизируется
по некоторым правилам, которые отражают функциональную
структуру памяти и мышления человека. Это позволяет уже в процессе
обучения целенаправленно формировать необходимый современному
специалисту набор предметно независимых «инструментов
мышления», которые и составляют основу индивидуального стиля
его предстоящей деятельности.
Кардинальная перестройка целей, содержания, методов и технологий
обучения означает, что по масштабам своего влияния на
7
Стр.7
Введение
личность в процессе ее формирования они должны стать более
действенными и конструктивными хотя бы потому, что затрагивают
всех участников педагогического процесса, как преподавателей, так
и студентов.
Использование новых информационных технологий ведет к повышению
эффективности образования только в том случае, когда
развитие технологической подсистемы образования сопровождается
радикальными изменениями во всех других подсистемах:
психолого-педагогической, организационной, экономической,
а также существенно затрагивает теоретические и методологические
основания образовательной системы. В то же время само
психологическое образование должно сформировать некоторую
профессиональную интуицию общения между учебными дисциплинами
и людьми, а также понимания того, что разные люди имеют
различные взгляды на предмет профессиональной деятельности
и социального общения.
Место образования в жизни общества во многом определяется той
ролью, которую играют в общественном развитии знания людей их
опыт, умения, навыки, возможности развития и совершенствования
своих профессиональных и личностных качеств.
Более того, в последнее время остро чувствуется необходимость привлечения
психологического знания во многих прикладных областях человеческой
практики и жизнедеятельности, так как обнаруживается масса
социально-психологических проблем в политике, экономике, медицине,
образовании и управлении. Образовавшийся дефицит психологических
знаний общество каким-то образом пытается компенсировать
за счет переподготовки уже сформировавшихся специалистов различных
профессиональных групп и подготовки учащихся старших классов
общеобразовательных школ. Все это может поменять саму структуру
не только индивидуального мировоззрения, но и общественное сознание.
В результате чего придет осознание того, что человек есть
движущая сила и субъект социально-экономического и исторического
процесса.
Человекознание позволяет молодому человеку лучше понять самого
себя, выстроить более гуманные и толерантные отношения
с другими людьми, окружающим миром в целом. В этом смысле знание
психологии позволяет развивать, формировать в человеке чувство
собственного достоинства. Исходя из индивидуальности каждому
целесообразно определить реальные возможности по дальнейшему
формированию своей судьбы, жизни и будущей профессиональной
деятельности в окружающем мире.
8
Стр.8