Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Проблемы интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания в современном образовании (396,00 руб.)

0   0
Первый авторСоколков Е. А.
АвторыКондратенко А. П., Буланкина Н. Е.
ИздательствоМ.: Университетская книга
Страниц191
ID178112
АннотацияПроанализированы философские, методологические, культурологические и педагогические аспекты интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания в системе учебно-воспитательного процесса в свете кризисных ситуаций, вставших перед всем мировым сообществом в начале XXI века. Рассмотрены пути и способы реализации интеграционных процессов в целях повышения эффективности современного образования - создание целостного образовательного пространства, ключевой аспект которого полиязыковой, как главного фактора эффективного культурного самоопределения и интеграции личности в многообразном социокультурном пространстве.
Кому рекомендованоДля ученых и специалистов в области философии, социологии, психологии и педагогики. Представляет интерес для студентов высших учебных заведений, обучающихся по социально-гуманитарным направлениям и специальностям, а также для широкого круга читателей.
ISBN978-5-98699-088-0
УДК159.9(075)
ББК88я7
Соколков, Е.А. Проблемы интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания в современном образовании : [монография] / А.П. Кондратенко, Н.Е. Буланкина; Е.А. Соколков .— Москва : Университетская книга, 2008 .— 191 с. — ISBN 978-5-98699-088-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/178112 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философско-методологические аспекты проблемы интеграции в современном образовании <...> Взаимодействие культур в пространстве и технологический императив. <...> Социальная динамика и перспективные периоды развития культуры 3.1. <...> Теоретические вопросы интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания в образовательной среде <...> «Властелин Колец» (киноверсия) Глава 1 ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ <...> Философско-методологические аспекты проблемы интеграции... изучить: по биологии – 929 понятий, 347 определений, 12 фактов; по математике – 270 понятий, 137 определений, 154 правила, признака, формулы, диаграммы, аксиомы, символа, 82 типа математических задач, 89 теорем и 45 доказательств (для этого необходимо решить 8544 задачи); по физике – 39 физических явлений, 31 свойство, 37 различных физических величин и единиц их измерения, названия 54 физических приборов, 27 законов, 76 типов задач, 24 соотношения между единицами измерения, 43 способа применения физических явлений; по химии – 190 определений и понятий, физические свойства 17 веществ, химические свойства 73 веществ, применение 34 веществ, 10 закономерностей и изменений свойств, 24 формулы для решения задач и 26 типов задач, 40 различных веществ и 26 названий приборов химического оборудования, 25 символов и многое другое; по теории литературы за курс средней школы необходимо узнать более 17 литературоведческих терминов, многие из которых даже трудно выговорить: оксюморон, синекдоха, метонимия, гекзаметр, амфибрахий, спондей, пиррихий и т.д. <...> Оценка учебных достижений, использующаяся при аттестационном тестировании учебного заведения, не отвечает методологическим требованиям к экспертизе, прежде всего, потому, что индивидуальные свойства обучающихся не могут быть показателем качества работы вуза, а также потому, что при действующей процедуре тестирования невозможно проконтролировать все факторы, влияющие на качество подготовки <...>
Проблемы_интеграции_гуманитарного_и_естественнонаучного_знания_в_современном_образовании_.pdf
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение .........................................................................................................................6 Глава 1. Философско-методологические аспекты проблемы интеграции в современном образовании 1.1. Выбор в образовании и для образования............................................10 1.2. Гуманитарное знание и проблема неопределенности в природе и культуре .........................................................................................21 1.3. Культуротворческая миссия образования ..........................................34 Выводы ...................................................................................................................52 Глава 2. Взаимодействие культур в пространстве и технологический императив. Прогресс за счет новшеств 2.1. Окружающая среда – главный фактор процветания и риска культуры .................................................................................................55 2.2. «Диффузия стимула» как важнейший фактор культурогенеза .....................................................................................................66 2.3. Ограниченность и лимитирующие факторы технологического прогресса ............................................................................72 Выводы ...................................................................................................................85 Глава 3. Социальная динамика и перспективные периоды развития культуры 3.1. Траектории и смещение власти: движущая энергия культуры ......87 3.2. Ренессансные всплески как высшая точка культуры .....................93 3.3. Проблемы феномена подъема русской культуры в XVIII веке .......................................................................................................107 Выводы .................................................................................................................120 Глава 4. Теоретические вопросы интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания в образовательной среде 4.1. Анализ основных данных неокатастрофизма .................................123 4.2. Влияние глубокого космоса на биосферу Земли ...........................136 4.3. Геосфера и эволюционный процесс ....................................................155 Выводы .................................................................................................................172 Глоссарий ...................................................................................................................176 Список литературы ................................................................................................183
Стр.1
ВВЕДЕНИЕ Современный этап развития человеческого общества предполагает длительный и весьма трудный процесс совместного преобразования природы и общества, причем решающее значение будет иметь формирование цивилизации, отвечающей новым потребностям человека. Человечество подошло к порогу, за которым необходима и новая нравственность, и новые знания, и новый менталитет, и новая система ценностей. Кто их будет создавать и выращивать? Ведь от того, как следующие поколения смогут понять эти реалии будущего, будет зависеть и само будущее. Бесспорно, что этому в немалой степени должна содействовать система образования общества в целом и ее гуманитарная составляющая в частности. Устойчивое, безопасное развитие социума стало сегодня основной проблемой функционирования государства и мировой цивилизации. Синергетика перестраивает наше мышление и мировоззрение в области моделирования и применения моделей для обеспечения устойчивого развития и управления системами разной природы. Начиная с древних времен возможность предсказания воспринималась как идея мудрецов и одна из основных целей развития гуманитарных наук. Современная математика, компьютеры и системный анализ позволяют перевести эту проблему в практическую плоскость образования. В свою очередь, наша цивилизация разработала целый комплекс фальшивых эпистемологий, в центр которых положена теория односторонности. Самая привычная для нас и постоянно культивируемая в нас – теория знания. Мы даже уверовали в то, что односторонность и есть суть природы и вещей, нас окружающих. Эпистемология «окрашивает в определенный цвет» все наши действия и модели поведения. Эпистемологии повреждены, искажены, непригодны для дальнейшего
Стр.2
Введение 7 использования в жизни. Более того, мы подошли к критической стадии, в основе которой лежит кризис идентичности. Кризис идентичности прояснил кое-что в природе человека: • мы не то, что нам говорили социальные и религиозные мифы; • наука не делает людей ни умнее, ни счастливее, академические звания ни в малейшей степени не обогащают знанием самой жизни; • мир устроен по принципам, находящимся вне понимания человеческого сознания, и человек не есть первый и последний, кто владел этой планетой. В связи с этим обучающийся (школьник, студент, преподаватель, слушатель разнообразных образовательных программ) в процессе активного усвоения материала сталкивается с необходимостью построить четкую схему развития своего интеллектуального уровня. При этом задача образовательной системы в целом меняется – она состоит в том, чтобы создать условия, стимулирующие сам процесс восприятия образовательной информации (метаязыков) на примере характерных высказываний и цитат (научных утверждений) из литературных источников по различным гуманитарным и естественным наукам. Причем гетеро хронность материалов должна служить условием создания «контрастных структур-мыслеобразов». Само восприятие информации осуществляется не только на supressio veri (утаивании истинной информации), но и на suggestio falsi (впадении в ложные допущения), так как увеличение числа наукоемких изданий и скорости обработки информации привело к возникновению парадоксов логики, слов и чисел. Дальнейшая специализация научных знаний приводит к опасности «ловушки исключенной середины», то есть потере общефилософских обобщений, необходимость в которых возникает в процессе накопления экспериментальных данных при интенсивном научном теоретизировании. Переплетение подходов различных наук может помочь разработке новых моделей познания сложных природных процессов. Структурные компоненты природы не меняются, но, несомненно, лишь часть их изменений подвергается научному анализу. Стабильный, консервативный язык науки при сочетании различных подходов демонстрирует «эффекты сближения», но не в области философской традиции, а в среде пансофии
Стр.3
8 Введение (не в «любомудрии», а «всеобщей мудрости»). Сам термин «пансофия» возник при дворе германского императора и чешского короля Рудольфа II (1576–1612), крупнейшего в Европе мецената и покровителя ученых. Пансофия должна была обеспечить сочетание естественных наук с герменевтическим мышлением, необходимое для понимания космической гармонии на основании высочайших закономерностей. В 1925 г. американский писатель и натуралист Генри Бэстон заново сформулировал принципы пансофии – конструкции (структуры) природы, науки и искусства совпадают на очень высоком уровне. С учетом этой сентенции авторам представляется, что накопление знаний обучающихся должно носить характер практический и ориентированный на восприятие всего комплекса культуры. Средневековая история в контексте быстрых глобальных изменений (резкое колебание климата вследствие парникового эффекта, пандемии СПИДа) может служить моделью восприятия проблем XXI в. и выработке определенных поведенческих ориентиров. Вот почему мы считаем, что возрастает необходимость насыщения образовательных материалов фактологическими данными по статистике и демографии. Это весьма актуально в сложных условиях социальных отношений переходного периода развития экономики и политики. Основная цель этого научного издания видится в попытке дать один из возможных вариантов решения проблемы кризиса мирового образования в рамках управления указанным противоречием современной образовательной системы на основе интеграционного подхода.
Стр.4
Проблемы_интеграции_гуманитарного_и_естественнонаучного_знания_в_современном_образовании__(1).pdf
Е.А. Соколков А.П. Кондратенко Н.Е. Буланкина ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ГУМАНИТАРНОГО И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Москва · Университетская книга · 2008
Стр.2
УДК 159.9 (075) ББК 88я7 С59 Р е ц е н з е н т ы В.Н. Турченко, доктор философских наук Т.И. Горелова, доктор педагогических наук Соколков Е.А. С59 Проблемы интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания в современном образовании / Е.А. Соколков, А.П. Кондратенко, Н.Е. Буланкина. – М.: Университетская книга, 2008. – 192 c. ISBN 978-5-98699-088-0 Проанализированы философские, методологические, культурологические и педагогические аспекты интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания в системе учебно-воспитательного процесса в свете кризисных ситуаций, вставших перед всем мировым сообществом в начале XXI века. Рассмотрены пути и способы реализации интеграционных процессов в целях повышения эффективности современного образования – создание целостного образовательного пространства, ключевой аспект которого полиязыковой, как главного фактора эффективного культурного самоопределения и интеграции личности в многообразном социокультурном пространстве. Для ученых и специалистов в области философии, социо ло гии, психологии и педагогики. Представляет интерес для сту дентов высших учебных заведений, обучающихся по социально-гуманитарным направлениям и специальностям, а также для широкого круга читателей. УДК 159.9 (075) ББК 88я7 ISBN 978-5-98699-088-0 © Соколков Е.А., Кондратенко А.П., Буланкина Н.Е., 2008 © Университетская книга, 2008
Стр.3