Это приводит к неэффективному
использованию программного обеспечения и, как следствие, к растущему разрыву между возможностями новых программных продуктов и уровнем знаний и навыков потенциальных пользователей. <...> Указанные причины обусловили интенсивный рост числа и диапазона работ, посвященных HCI (принятая аббревиатура человеко-компьютерного взаимодействия – Human-Computer Interaction). <...> Много внимания уделено профилям пользователей и вообще подходам и методам описания характеристик потенциальных пользователей. <...> Центральный
6
Предисловие
аспект оценки интерфейса – периодическое юзабилити-тестирование
изложено достаточно полно. <...> Существующие программные
пакеты построения прототипов вносят много специфики и делают прототипирование захватывающим творческим процессом, образующим
вместе с юзабилити-тестированием стержень разработки пользовательского интерфейса. <...> Сначала отдельно и подробно
рассматриваются визуальная и акустическая среды с классификацией
форм представления информации. <...> А. М. ЕМЕЛЬЯНОВ
доктор физико-математических наук, профессор,
полный профессор Государственного университета
штата Джорджия (США),
Департамент компьютерных и информационных наук
ВВЕДЕНИЕ
Человеко-компьютерное взаимодействие – сравнительно молодая
область междисциплинарных исследований. <...> Практика, однако, показывает, что человеко-компьютерное взаимодействие de facto стало самостоятельной профессией, ибо это область столь
специфичная и обширная, что ни одна из традиционно существующих
дисциплин не охватывает ее всю целиком. <...> К сожалению, как всякое модное слово, термин «пользовательский
интерфейс» незамедлительно начали использовать в качестве рекламного
слогана, в результате чего его смысл стал размываться. <...> Дизайн интерфейса имеет подчиненное значение, главная
же цель ПИ – облегчить работу пользователя. <...> Хороший интерфейс похож на удобную обувь: никто его не замечает,
а если обратить на него внимание <...>
Человеко-компьютерное_взаимодействие__Учебное_пособие_.pdf
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ .................................................................................................... 5
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................ 7
ТЕМА 1. РАБОЧЕЕ МЕСТО ЧЕЛОВЕКА ПРИ РАБОТЕ
НА КОМПЬЮТЕРЕ ............................................................................................. 11
1.1. Общая компоновка рабочего места ......................................................... 11
1.2. Требования к клавиатуре ......................................................................... 19
1.3. Требования к мыши ................................................................................. 25
1.4. Требования к монитору и к освещению рабочего места ......................... 29
1.5. Средства моделирования компоновки рабочего места ........................... 31
ТЕМА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ И ИНСТРУМЕНТАРИЯ
ЧЕЛОВЕКО-КОМПЬЮТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ............................... 38
2.1. Общие положения .................................................................................... 38
2.2. Командная строка .................................................................................... 40
2.3. Меню, заполнение форм-таблиц, диалог по вопроснику ...................... 41
2.4. WIMP-интерфейс ..................................................................................... 43
2.5. Трехмерный (пространственный) интерфейс
и виртуальная реальность ........................................................................ 45
ТЕМА 3. МОДЕЛИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ В РАЗРАБОТКЕ
ИНТЕРФЕЙСА .................................................................................................... 58
3.1. Общие положения .................................................................................... 58
3.2. Пользовательские профили ..................................................................... 60
3.3. Модели, определяемые социальным и организационным
окружением человека .............................................................................. 66
3.4. Модели, основанные на когнитивном подходе
(с учетом процессов восприятия, памяти, мышления, психологических
особенностей пользователя) ................................................................... 72
ТЕМА 4. ОЦЕНКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА ........................ 84
4.1. Общие положения и структура методов оценки ПИ
пользовательского интерфейса ............................................................... 85
4.2. Скорость и производительность работы ................................................. 91
4.3. Человеческие ошибки .............................................................................. 95
4.4. Обучение работе ......................................................................................105
4.5. Субъективная удовлетворенность ..........................................................121
ТЕМА 5. ЮЗАБИЛИТИ-ТЕСТИРОВАНИЕ И ПРОТОТИПИРОВАНИЕ
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА .......................................................132
5.1. Юзабилити-тестирование ПИ ................................................................132
5.2. Итерационная разработка и прототипирование ПИ .............................161
ТЕМА 6. СРЕДСТВА МУЛЬТИМЕДИА ПРИ РАЗРАБОТКЕ
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА .......................................................187
6.1. Понятие «мультимедиа» и общие принципы разработки
мультимедийных приложений ...............................................................187
Стр.1
6.2. Разработка визуальной среды мультимедиа-приложений .....................189
6.3. Разработка акустической среды мультимедиа-приложений .................205
6.4. Интеграция сред мультимедиа ................................................................213
6.5. Навигация, ориентация и доступ ............................................................215
ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ...........................226
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Основные понятия и термины, часто встречающиеся
при разработке ПИ ........................................................................................232
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Перечень стандартов ISO в области человекокомпьютерного
взаимодействия ..................................................................251
Об авторе ........................................................................................................255
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемое учебное пособие посвящено сравнительно молодой и
очень актуальной области – человеко-компьютерному взаимодействию.
Скорость распространения компьютеров существенно превышает рост
компьютерной грамотности населения. Это приводит к неэффективному
использованию программного обеспечения и, как следствие, к растущему
разрыву между возможностями новых программных продуктов и уровнем
знаний и навыков потенциальных пользователей. Происходит это в
значительной степени по причине несоответствия предлагаемых в пользовательском
интерфейсе средств деятельности человека с его представлениями,
знаниями, привычками. Экономический аспект этой проблемы
весьма впечатляет, составляя, по некоторым данным, сотни миллионов
долларов, т.к. значительная часть оплаченных возможностей программных
продуктов реально не используется. Отрицательно влияет это и на
индустрию программного обеспечения, уменьшая и делая все менее ясными
сегменты рынка, на которые рассчитаны новые разработки.
Указанные причины обусловили интенсивный рост числа и диапазона
работ, посвященных HCI (принятая аббревиатура человеко-компьютерного
взаимодействия – Human-Computer Interaction). За последние
15–20 лет эти исследования выделились в самостоятельную междисциплинарную
область. К ближайшим смежным дисциплинам можно отнести,
конечно, прикладную информатику, психологию, физиологию труда,
эргономику и ряд других. Специалисты в области HCI активно востребованы
во всем мире, и в настоящее время без них немыслимы скольконибудь
серьезные программные разработки.
Учебное пособие охватывает основной диапазон вопросов человекокомпьютерного
взаимодействия. Автор собрал и обобщил большое количество
публикаций, материалов конференций, периодики, сведений,
размещенных на соответствующих сайтах и форумах, касающихся человеко-компьютерного
взаимодействия, использованы также учебные материалы
по HCI ряда университетов США.
Много внимания уделено профилям пользователей и вообще подходам
и методам описания характеристик потенциальных пользователей.
Изучение этой темы для студентов, получающих образование в той широкой
области, которую часто называют компьютерными науками, будет
особенно полезно, ибо учит с самого начала разработки любого программного
продукта подробно представлять себе будущего пользователя,
тщательно его описывать и постоянно держать его образ в голове.
Подробно описываются показатели, методы и процедуры оценивания
интерфейсов на каждой стадии разработки системы. Центральный
Стр.3
6
Предисловие
аспект оценки интерфейса – периодическое юзабилити-тестирование
изложено достаточно полно. Построению прототипов интерфейса посвящен
большой раздел, и это оправданно. Существующие программные
пакеты построения прототипов вносят много специфики и делают прототипирование
захватывающим творческим процессом, образующим
вместе с юзабилити-тестированием стержень разработки пользовательского
интерфейса.
К несомненным удачам автора следует отнести хорошее структурирование
очень сложной темы о возможностях и методах мультимедиа при
создании пользовательского интерфейса. Сначала отдельно и подробно
рассматриваются визуальная и акустическая среды с классификацией
форм представления информации. Затем показаны средства и требования
к интеграции этих сред.
В целом учебное пособие будет очень полезным для студентов, получающих
образование в области вычислительной техники, программирования
и информационных технологий.
А. М. ЕМЕЛЬЯНОВ
доктор физико-математических наук, профессор,
полный профессор Государственного университета
штата Джорджия (США),
Департамент компьютерных и информационных наук
Стр.4