Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Философские категории в современном дискурсе (550,00 руб.)

0   0
Первый авторЛевин Г. Д.
ИздательствоМ.: Логос
Страниц223
ID178084
АннотацияРаскрывается современное содержание основных понятий философии: "бытие", "материя", "форма", "вещь", "свойство", "отношение", "связь", "необходимость", "случайность" и ряд других. Демонстрируется их эвристическая роль в исследовании актуальных философских проблем: свободы, универсалий, парадоксов теории множеств и т.п.
Кому рекомендованоДля студентов-философов и преподавателей философии.
ISBN978-5-98704-263-1
УДК1(091)
ББК87.3
Левин, Г.Д. Философские категории в современном дискурсе : [монография] / Г.Д. Левин .— Москва : Логос, 2007 .— 223 с. — ISBN 978-5-98704-263-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/178084 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Но вот контрпримеры этому нашему пробному определению: «универсум, «мир», «Вселенная», «бытие», «сущее», «единое», «реальность», «объективная реальность», «субъективная реальность» и др. <...> Со студенческих времен мы привыкли считать, что материя — это предельно общее понятие, в силу чего его нельзя определить через ближайший род и видовое отличие. <...> Когда говорят, что бытие — это не философская категория, поскольку бытием обладают предметы всех категорий, имеют в виду именно это значение термина. <...> Второе значение термина накладывает отпечаток на первое: бытие как мир в целом, понимается диахронически, универсум как мир в целом понимается синхронически. <...> Такие предметы и реально, и мысленно объединяются во все более сложные единства и в пределе образуют сверхъединое — мир в целом, универсум. <...> Так понимаемое сверхъединое состоит из многого, а многое находится в едином. <...> Заметьте: это сверхъединое экстенсионально совпадает с бытием и универсумом, но по содержанию отличается от них. <...> Именно из таких первоединых и Пифагор, и Демокрит надеялись построить универсум, т.е. сверхъединое или всеединое. <...> Абсолютно свободная причина всех изменений в мире не может не быть благой. <...> , классик субъективного идеализма, не проводит его последовательно: признавая существование сознаний других людей и Бога, он фактически пропагандирует объективный идеализм. <...> Термин «субъективная реальность» для реалиста имеет иной смысл, чем для солипсиста. <...> Объективный идеализм первого типа отличается от материализма только пониманием субстрата объективной реальности: он имеет ту же при роду, что и субстрат человеческого сознания. <...> Êàòåãîðèè — ïðåäåëüíûå ïðîäóêòû ñèíòåçà Примерами объективного идеализма этого типа является пантеизм и объективный идеализм Гегеля18. <...> Мир, с его точки зрения, образован двумя конечными субстанциями — мыс18 Если отождествлять не субстрат объективной реальности с субстратом субъективной, а наоборот, то мы <...>
Философские_категории_в_современном_мире__.pdf
Г.Д. Левин Философские категории в современном дискурсе Москва • Логос • 2007
Стр.2
УДК 1(091) ББК 87.3 Л34 Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 07-03-16045Д Рецензенты И.А. Герасимова, доктор философских наук Т.Д. Гулякевич, кандидат философских наук, профессор Левин Г.Д. Л34 Философские категории в современном дискурсе. – М.: Логос, 2007. – 224 с. ISBN 978-5-98704-263-1 Раскрывается современное содержание основных понятий философии: «бытие», «материя», «форма», «вещь», «свойство», «отношение», «связь», «необходимость», «случайность» и ряд других. Демонстрируется их эвристическая роль в исследовании актуальных философских проблем: свободы, универсалий, парадоксов теории множеств и т.п. Для студентов-философов и преподавателей философии. УДК 1(091) ББК 87.3 ISBN 978-5-98704-263-1 © Левин Г.Д., 2007 © Логос, 2007
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение. Три типа философских категорий . . . . . . . . . . . . .6 Часть I. Категории — предельные продукты синтеза . . . . .21 Глава 1. Универсум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21 Глава 2. Бытие и ничто . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23 Глава 3. Единое и многое . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26 Глава 4. Реальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33 Часть II. Категории — предельные продукты анализа . . . .43 Глава 5. Материя и форма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43 Часть III. Категории — предельные продукты обобщения . .56 Глава 6. Объект, предмет, признак. . . . . . . . . . . . . . . . .56 Глава 7. Качество и количество. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .70 Глава 8. Свойство и отношение . . . . . . . . . . . . . . . . . . .68 Глава 9. Тождество и сходство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .86 Глава 10. Противоположность и противоречие . . . . .106 Глава 11. Абсолютное и относительное . . . . . . . . . . . .131 Глава 12. Связь, связь состояний, причинная связь . .152 Глава 13. Единичное и общее . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .171 Глава 14. Необходимость, случайность, свобода . . . .192 Глава 15. Действительность и возможность . . . . . . . .206 Глава 16. Сущность и явление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .215 Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .223
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Три типа философских категорий Долгое время термины «категория» и «философская категория» были синонимами. Так понимали их и Аристотель, и Кант. Сегодня категориями называют основные понятия не только философии, но и конкретных наук — физики, химии, этики, эстетики и др. Поэтому понятия, которые Аристотель и Кант называли просто категориями, сегодня называют философскими категориями. Их отличие от категорий частных наук обычно усматривают в том, что это предельно общие понятия, т.е. понятия, предельные по объему. Это утверждение порождает ряд вопросов. 1. Самым общим, т.е. охватывающим своим объемом все объекты универсума, является одно понятие. Разными могут быть лишь обозначающие его термины: «объект», «предмет», «сущность», «нечто» и т.д. Но система философских категорий не может состоять из одной категории. Фактически она включает не только самое общее, но и менее общие понятия: «вещь», «признак», «свойство», «отношение», «связь» и пр. Чтобы это очевидное обстоятельство учесть при определении философской категории, воспользуемся прекрасным термином Платона «высшие роды сущего»1 . Итак, вот предварительное, пробное определение: философские категории — это понятия, объемы которых представляют собой высшие роды сущего. 1 Платон. Софист // Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1970. Примеч. 37 а . С. 583.
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.