Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Экономика отрасли (здравоохранение) (190,00 руб.)

0   0
Первый авторАртамонова Г. В.
АвторыБатиевская В. Б., Царик Г. Н.
ИздательствоКемГМА
Страниц96
ID177917
АннотацияУчебное пособие содержит определение дисциплины «Экономика отрасли (здравоохранение)» и пособие предназначено для подготовки студентов медицинских вузов по специальности «Экономика и управление предприятием здравоохранения». Пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 060800. Пособие так же может быть использовано для последипломной подготовки по специальности «Общественное здоровье и организация здравоохранения».
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России
УДК614.2:33(075.8)
ББК51.1
Артамонова, Г.В. Экономика отрасли (здравоохранение) : учеб. пособие / В.Б. Батиевская, Г.Н. Царик; Г.В. Артамонова .— Кемерово : КемГМА, 2006 .— 96 с. — URL: https://rucont.ru/efd/177917 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

2 ВВЕДЕНИЕ Дисциплина «Экономика отрасли» изучает условия функционирования отраслей народного хозяйства в различных рыночных структурах, факторы развития отраслевых рынков, методологические основы эффективного управления отраслью и фирмой, а так же механизмы государственного регулирования отраслевого развития. <...> Специфику воздействия этих законов на отраслевые социальноэкономические системы необходимо изучать с целью выработки оптимальной системы управляющих воздействий при решении вопросов о размещении отраслевых предприятий, определении масштабов производства, объема и ассортимента выпускаемой продукции, разработки ценовой и маркетинговой политики, налаживании каналов сбыта. <...> В ходе изучения дисциплины «Экономика отрасли» студенты углубляют теоретические знания макро и микроэкономики, осваивают практические навыки по методике планирования отраслевого развития, по применению основных законов рынка в конкретных экономических условиях, по оценке эффективности функционирования предприятия здравоохранения. <...> Место отрасли в народном хозяйстве Вопрос 1. <...> Понятие отрасли Одним из экономических законов развития общественного производства является закон разделения и обобществления труда. <...> Обобществление труда проявлялось в создании всё более крупных предприятий, в развитии специализации, кооперирования и комбинирования. <...> Обобществление труда вышло за рамки отдельной фабрики, привело к образованию различных форм объединения фабрик, к установлению всё более глубоких и всесторонних связей между фабриками и объединениями. <...> Структура отрасли Единый хозяйственный комплекс страны представлен отраслевой, межотраслевой и территориальной структурами. <...> Под структурой конкретной отрасли понимается разделение отрасли на определенные относительно самостоятельные части, ветви, отдельные предприятия, характеризующиеся спецификой видов деятельности, производимых (оказываемых <...>
Экономика_отрасли_(здравоохранение.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.7
Стр.32
Стр.59
Стр.83
Стр.84
Стр.93
Стр.94
Стр.96
Экономика_отрасли_(здравоохранение.pdf
Кемеровская государственная медицинская академия Г.В. Артамонова, В.Б. Батиевская ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ (ЗДРАВООХРАНЕНИЕ) Кемерово – 2006
Стр.1
ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Г.В. Артамонова, В.Б. Батиевская ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ (ЗДРАВООХРАНЕНИЕ) Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы послевузовского профессионального образования врачей Кемерово – 2006
Стр.3
УДК 614.2:33(075.8) Артамонова Г.В., Батиевская В.Б. Экономика отрасли (здравоохранение). Под ред. Г.Н. Царик. – Кемерово. - 2006. - 92 с. Учебное пособие содержит определение дисциплины «Экономика отрасли (здравоохранение)» и пособие предназначено для подготовки студентов медицинских вузов по специальности «Экономика и управление предприятием здравоохранения». Пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 060800. Пособие так же может быть использовано для последипломной подготовки по специальности «Общественное здоровье и организация здравоохранения». Рецензенты: • Шабашев В.А. - зав. кафедрой экономической теории Кемеровского государственного университета, Заслуженный работник высшей школы РФ, д.э.н., профессор. • Гончарова Г.Н. - профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения, ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия Минздрава России», д.м.н. © Кемеровская государственная медицинская академия, 2006. 2
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Дисциплина «Экономика отрасли» изучает условия функционирования отраслей народного хозяйства в различных рыночных структурах, факторы развития отраслевых рынков, методологические основы эффективного управления отраслью и фирмой, а так же механизмы государственного регулирования отраслевого развития. Экономика отрасли, как и любой раздел экономической науки, имеет свой предмет и метод исследования. Предмет исследования экономики отрасли - это совокупность различных компонентов используемых ресурсов, закономерности их размещения в отраслевом аспекте, определенный состав экономических законов, проявляющийся в форме методологических основ эффективного управления отраслевыми социальноэкономическими системами. Под эффективным управлением отраслевой социально-экономической системой следует понимать такую совокупность управляющих воздействий, которая обеспечивает функционирование и развитие отрасли но лучшему варианту, устанавливаемому исходя из соответствующих критериев оптимальности и ограничений. При изучении дисциплины используются теоретические и эмпирические методы научного познания: теория систем, теория регионального развития, теория общественного сектора, а так же методы факторного, сравнительного анализа и другое. Развитие отрасли - это в основном эволюционный процесс. Он характеризуется непрерывностью, отражает изменения, происходящие в обществе, в экономике, во всей системе социально-экономических отношений. Этот процесс подвержен воздействию основных экономических законов. Специфику воздействия этих законов на отраслевые социальноэкономические системы необходимо изучать с целью выработки оптимальной системы управляющих воздействий при решении вопросов о размещении отраслевых предприятий, определении масштабов производства, объема и ассортимента выпускаемой продукции, разработки ценовой и маркетинговой политики, налаживании каналов сбыта. Развитие отраслей всегда связано либо с непосредственным участием государства (страны с командно - административной системой управления), либо с его регулирующим воздействием путем формирования правовых, макроэкономических, внешнеэкономических, налоговых, таможенных и других регуляторов (экономически развитые страны). Особое внимание при изучении экономики отрасли следует уделять специфике отраслевой структуры, которая сформировалась в Российской Федерации на современном этапе. Эта структура характеризуется наивысшей степенью концентрации производства как в собственно отрасле3
Стр.5
ТЕМА 1. Понятие, структура, экономические границы отрасли. Место отрасли в народном хозяйстве Вопрос 1. Понятие отрасли дним из экономических законов развития общественного произО водства является закон разделения и обобществления труда. Закон общественного разделения труда определяет дифференциацию трудовой деятельности и социально-экономическое обособление ее носителей, а законы перемены и обобществления труда, наоборот, предполагают интеграцию разделившихся видов труда и тем самым "снимают" действие закона общественного разделения труда. Обобществление труда- превращение процесса труда из индивидуального в общественный в связи с развитием и заменой средств производства, требующих индивидуального труда, средствами производства, требующими коллективной деятельности. Развитие производительных сил первобытной общины привело к индивидуализации труда, к разложению совместного труда, основанного на примитивной технике. Это проявлялось в возникновении индивидуальных хозяйств крестьян и ремесленников. Особое распространение индивидуальный труд получил в период разложения феодализма. Развитие техники, товарного производства и углубление разделения труда привели к появлению более совершенных средств производства, потребовавших совместного труда многих людей. Взамен самостоятельных хозяйств крестьян и ремесленников возникла капиталистическая мануфактура, а впоследствии капиталистическая фабрика. Обобществление труда проявлялось в создании всё более крупных предприятий, в развитии специализации, кооперирования и комбинирования. Обобществление труда вышло за рамки отдельной фабрики, привело к образованию различных форм объединения фабрик, к установлению всё более глубоких и всесторонних связей между фабриками и объединениями. Наконец, всё общественное производство превратилось в организм, в котором все его звенья оказались связанными друг с другом не только территориальным разделением труда, а разделением труда в самом процессе производства, носящем технологический характер. Закон разделения и обобществления труда систематически порождает новые отрасли и интегрирует их в меру экономической целесообразности. Именно экономическая целесообразность определяет уровень и темпы разделения и обобществления труда. Мерилом экономической целесообразности в самом общем виде выступают возможности ускорения темпов роста производства, удешевление товаров и услуг, повышение их качества и на этой основе – конкурентоспособности. Все это не что иное как наибольшее удовлетворение потребности общества с наименьшими затратами при известных ограничениях ресурсов на данный период времени. Конкретными факторами, движущими силами постоянно осуществляющегося сложного процесса разделения и обобществления труда, выражающегося в своем высшем проявлении появлением новых отраслей и интеграции их, являются научно-технический прогресс, формы организации 5
Стр.7
Рейтинг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ИТОГО *Источник: ЦМИ «Фармэксперт» ТЕМА 4. Экономика размещения предприятий. Размер предприятия и факторы, его определяющие Вопрос 1. Экономика размещения и причины размещения предприятий а успешность работы предприятия влияет не только состояние конН куренции на отраслевом рынке, но и местоположение фирмы, ее размер и объем производства продукции. При выборе месторасположения предприятия учитывается баланс интересов предприятия (отрасли) и территории, на которой планируется размещение. Под территорией размещения здесь и далее будем понимать субъект РФ, либо муниципальное образование. Интересы предприятия отражают факторы его приживаемости на данной территории. Интересы 30 Таблица 5 - рейтинг производителей ЛС в 2004 году* Производитель Место положение ICN ФАРМАСЬЮТИКАЛС ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЛЕКАРСТВА БРЫНЦАЛОВ А НИЖФАРМ ВЕРОФАРМ СИНТЕЗ МОСХИМФАРМПРЕПАРАТЫ им. Н.А.СЕМАШКО АКРИХИН БИОСИНТЕЗ УФАВИТА МОСКВА МОСКВА МОСКВА НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛ. МОСКВА КУРГАНСКАЯ ОБЛ. МОСКВА МОСХИМФАРМПРЕПАРАТЫ им. СЕМАШКО ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛ. Р. БАШКОРТОСТАН Объем произв., млн. долл. 12,6 6,7 6,4 4,9 3,6 3,4 3,1 2,7 2,5 2,4 48,3
Стр.32
его успешность зависит от соблюдения основных канонов экономики предприятия и отрасли. ТЕМА 7. Продуктовая дифференциация. Неценовая конкуренция Д Вопрос 1. Продуктовая дифференциация ифференциация продукта означает, что в любой момент потребителю будет предложен широкий ассортимент продукта. Различия найдут свое выражение в видах, типах, стилях, марках, степенях качества данного продукта, формах упаковки, что обеспечивает удовлетворение разнообразия потребительских вкусов. Дифференциация продукта может найти свое проявление в выпуске товаров-заменителей и товаров-альтернатив, например сахар и его заменители, чай и его альтернатива кофе. Дифференциация продукта и наличие конкурентов в отрасли стимулирует повышение качества данного продукта и придания ему определенных унифицированных характеристик, которые могут отсутствовать у продуктов другой фирмы. Это может усилить рыночную власть некоторых производителей. Но в любом случае сила рыночной власти одной фирмы будет ослаблена наличием производителей аналогичных товаров и значительной свободой входа в отрасль. Поэтому в отрасли монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредотачивается не только на цене, но и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама, условия продаж и различные формы стимулирования сбыта. В данном случае виды дифференциации продукта приобретают форму неценовой конкуренции. Все виды бизнеса или отрасли, действующие в условиях несовершенной конкуренции, следуют определенным типам конкурентных стратегий. Базовых типов конкурентных стратегий три: ценовое лидерство, дифференциация, фокусирование (табл.9). Таблица 9 - основные характеристики базовых стратегий Ценовое Продуктовая Дифференциация Сегментация Рынка Отличительная компетентность лидерство Низкая (в основном по цене) Низкая (массовый рынок) Технология и организация производства, позволяющие снизить издержки Дифференциация Высокая (в основном по свойствам) Высокая (много рыночных сегментов) НИОКР, сбыт и маркетинг 57 Фокусирование От низкой до высокой (цены или свойства) Низкая (один или немного сегментов) Все виды отличительной компетентности
Стр.59
Задания в тестовой форме Паспорт теста Задания в тестовой форме предназначены для контроля уровня знаний по специальности «Экономика здравоохранения» у студентов медицинских ВУЗов и курсантов последипломной подготовки по специальности «Общественное здоровье и организация здравоохранения», «Экономика здравоохранения». Содержание тестовых заданий полностью соответствует образовательному стандарту «Экономика отрасли». Для справки: СД.01 Экономика отрасли. Понятие отрасли; отрасль и рынок; структура отрасли; экономические границы отрасли и факторы, их определяющие; место отрасли в народном хозяйстве; источники и причины рыночной власти, измерение рыночной власти; экономика размещения предприятий, причины размещения, размер предприятия и факторы, его определяющие; концентрация производства в отрасли; причины, показатели, концентрация и олигополия; концентрация и монополия; интеграция (горизонтальная и вертикальная), диверсификация; слияния и поглощения (горизонтальные и вертикальные); продуктовая дифференциация; неценовая конкуренция, структура рынка и разнообразие продукта; олигополистическое ценообразование; олигополистическая взаимосвязь и координация, ценовая дискриминация; отрасль и эффективность функционирования экономики; перспективы технического, экономического и социального развития отрасли. Эталоны ответов даны в конце всех тестовых заданий. Тест оценивается по следующей шкале: «отлично» «хорошо» «удовлетворительно» «неудовлетворительно» 95% правильных ответов и более 90 - 94% правильных ответов 85 - 89% правильных ответов менее 84% правильных ответов 81
Стр.83
Вариант 1 Выберите один вариант ответа: 1. Экономика отрасли изучает: a) b) c) d) b) c) d) условия функционирования рыночных структур условия функционирования отраслей народного хозяйства в различных рыночных структурах типы рыночных структур и исторические условия их появления и развития отрасли рыночной экономики 2. Появление и развитие отраслей происходит под действием закона: a) опережающего роста производства средств производства разделения и обобществления труда спроса и предложения стоимости 3. В структуру здравоохранения не входят: a) 4. рынок это: a) частные учреждения здравоохранения b) частные стоматологические кабинеты c) d) ветеринарные лечебницы всех форм собственности аптечные киоски экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена b) экономические отношения, в результате которых формируется конкуренция c) d) тип экономики отдельных стран 5. Основными источниками рыночной власти выступают: a) b) c) d) производственная кооперация диверсификация производства эффект масштаба производства 6. Коэффициент Тобина это: a) b) c) d) показатель рыночной власти, характеризующий разрыв между ценой товара и предельными издержками на его производство показатель рыночной власти, характеризующий экономическую прибыль на один доллар собственного инвестированного капитала показатель рыночной власти, основанный на концепции перекрестной эластичности спроса показатель рыночной власти, связывающий рыночную стоимость фирмы со стоимостью ее активов 82 среда, в которой конкурируют предприятия отрасли концентрация производства
Стр.84
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Тема 1. Понятие, структура, экономические границы отрасли. Место отрасли в народном хозяйстве Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Понятие отрасли Структура отрасли Экономические границы отрасли и факторы, их определяющие Вопрос 4 Место отрасли в народном хозяйстве Тема 2. Понятие, структура, экономические границы здравоохранения Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Здравоохранение как отрасль Структура здравоохранения Экономические границы здравоохранения и факторы, их определяющие Вопрос 4 Место здравоохранения в народном хозяйстве Тема 3. Источники и причины рыночной власти. Измерение рыночной власти Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Источники и причины рыночной власти Измерение рыночной власти Рыночная власть в здравоохранении Тема 4. Экономика размещения предприятий. Размер предприятий и факторы, его определяющие Вопрос 1 Экономика размещений и причины размещения предприятий Вопрос 2 Вопрос 3 Размер предприятия и факторы, его определяющие Особенности размещения и эффективные размеры предприятий здравоохранения Тема 5. Концентрация производства в отрасли. Олигополия и монополия Вопрос 1 Концентрация производства: причины и показатели Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 Концентрация и олигополия Концентрация и монополия Процессы концентрации в здравоохранении Тема 6. Интеграция и диверсификация. Слияния и поглощения Вопрос 1 Понятие горизонтальной и вертикальной интеграции Диверсификация Слияния и поглощения Процессы интеграции, диверсификации и слияний в здравоохранении Тема 7. Продуктовая дифференциация. Неценовая конкуренция Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 Продуктовая дифференциация Неценовая конкуренция Структура рынка и разнообразие продукта Неценовая конкуренция и разнообразие продукта в здравоохранении 91 3 5 5 7 8 13 15 15 16 18 20 22 22 24 27 30 30 34 36 38 38 41 43 44 47 47 51 52 55 57 57 59 60 61
Стр.93
Тема 8. Олигополистическое ценообразование, взаимосвязь и координация. Ценовая дискриминация Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 Олигополистическое ценообразование Олигополистическая взаимосвязь и координация Ценовая дискриминация Олигополистическое ценообразование и ценовая дискриминация в здравоохранении Тема 9. Отрасль и эффективность функционирования экономики. Перспективы развития отрасли Вопрос 1 Отрасль и эффективность функционирования экономики, государственное регулирование отраслевых структур Вопрос 2 Вопрос 3 Особенности отраслевых рынков в современной России Перспективы технического, экономического и социального развития отрасли. Концепция развития здравоохранения Список литературы Тестовые задания Оглавление 63 63 67 68 70 71 71 74 77 80 81 91 92
Стр.94
Отпечатано редакционно-издательским отделом Кемеровской государственной медицинской академии 650029, Кемерово, ул. Ворошилова, 22а. Тел./факс. +7(3842)734856; epd@kemsma.ru Подписано в печать 15.09.2006. Гарнитура таймс. Тираж 100 экз. Формат 21×30/2 У.п.л. 5,4. Печать трафаретная. Требования к авторам см. на http://www.kemsma.ru/rio/forauth.shtml Лицензия ЛР №21244 от 22.09.97 94
Стр.96

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.