-
Стр.3
УДК 73/76
ББК 85.1
Ж86
Жуковский В. И.
Ж86 Теория изобразительного искусства / В. И. Жуковский. — СПб. :
Алетейя, 2011. — 496 с. + ил.
ISBN 978-5-91419-440-3
Монография посвящена исследованию актуальных проблем художественного
творчества. В главах книги, имеющих целью формирование
современной теории изобразительного искусства, вскрыта насущная
потребность человека и человечества в искусстве, рассмотрен процесс
создания произведения как иллюзорно-конечной вещи при операционном
взаимодействии художника с художественным материалом, а также процесс
созидания художественного образа в игровом диалоге-отношении
реципиента с произведением-вещью, подчеркнута роль произведения
искусства в качестве места встречи конечного человека с бесконечным
Абсолютом, развернуто учение о структуре и принципах функционирования
самодвижущейся и самоорганизующейся системы художественных
образов, обозначена роль носителя концептуальных положений теории,
каковым выступает искусствовед в единстве таких его профессиональных
аспектов, как знаток, исследователь и майевтик.
Книга ориентирована на специалистов в области философии, культурологии
и искусствознания, предназначена студентам и аспирантам
гуманитарных специальностей, а также адресована всем, кого интересует
чувственно явленная сущность изобразительного искусства.
УДК 73/76
ББК 85.1
© В. И. Жуковский, 2011
© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2011
© «Алетейя. Историческая книга», 2011
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
К зачину второго десятилетия XXI века искусствознание накопило
огромный эмпирический материал, крайне нуждающийся в систематизации
и научной обработке. Ныне существует целая группа историкоискусствоведческих
дисциплин, где собраны, описаны и хронологически
градуированы многочисленные памятники архитектуры, скульптуры,
живописи. Это превосходные и фундаментальные истории искусства
стран Азии, Африки, Америки и Европы от начала времен до начала XXI
столетия. Однако классный уровень эмпирического искусствознания с
необходимостью требует достойного теоретического уровня.
Целостная теория – ключ к научной истории и методологии изобразительного
искусства. Каждый, кто когда-либо приступал к освоению артефактов
мирового искусства, сталкивался с проблемой систематизации
постигаемых феноменов. Не только для того, чтобы вместить в себя как
можно больше искусствоведческих знаний, но, прежде всего, затем, чтобы
понять их фундаментальное основание – что, собственно, отличает произведение
искусства от любого другого произведения человеческих рук?
Более того, любой здравомыслящий человек, общавшийся с продуктами
художественной деятельности, обязательно задавался следующими
вопросами. Зачем человечество со дня своего рождения
неустанно производит и производит предметы искусства, в бытовом
отношении совершенно лишние для него? Почему для создания
этих ненужных в плане жизнеобеспечения человека произведений
искусства людское сообщество отряжает лишь архиталантливых и
гениальных личностей, а на их приобретение и сохранение тратит
уйму денег? Главное, поддается ли единой систематизации бесчисленное
множество творений различных видов и жанров искусства,
рассеянное во времени и пространстве по континентам, цивилизациям,
странам, нациям, народностям, городам и весям? Короче говоря,
у каждого человека, приступившего к освоению тех или иных
конкретных артефактов, рано или поздно возникает желание обратиться
к теории искусства, то есть туда, где с необходимостью должно
содержаться концептуальное знание о причинах неизбывного
производства и потребления людьми во все времена архитектурных,
Стр.5
В.И. Жуковский «Теория изобразительного искусства»
скульптурных и живописных произведений. Недаром светлые головы
давно заметили, что, не решив общих вопросов и подменяя их
решением частных задач, приходится всякий раз с неизбежностью
упираться в общие вопросы и проблему их решения.
Как не странно, естественное желание найти ответы на глобальные
вопросы искусства довольно быстро превращается в удивление, а
затем в недоумение. Дело в том, что в мировом искусствознании, несмотря
на его многовековое функционирование, по сей день теории искусства
в строго научном смысле слова «теория» просто нет. Сегодня
в многочисленной научно-исследовательской литературе под теорией
изобразительного искусства, как правило, понимаются различные
гуманитарные науки: философская теория познания, эстетика, культурология,
социология искусства, психология художественной деятельности
и пр. При ближайшем же рассмотрении оказывается, что
перечисленные науки в качестве своего предмета должны исследовать
те или иные теоретико-искусствоведческие принципы, но при всем
старании не в состоянии их подменить.
Реальное противоречие – между насущной потребностью в теории
изобразительного искусства и ее практическим отсутствием – вызвало
к жизни данную монографию. При этом автор прекрасно отдает себе
отчет в том, что создание полноценной и фундаментальной теории
изобразительного искусства не может быть детищем одного человека.
Думается, что это забота многих мастеровитых в своем деле специалистов
в течение ряда поколений. Однако уже сейчас реально выдвинуть
ряд концептуальных положений, которые позволяют заложить фундамент
теоретического знания об изобразительном искусстве в единстве
произведений различных видов и жанров. Предлагаемая читательскому
вниманию монография раскрывает объем и содержание пусть и недостаточных
в перечне, но необходимых понятий, с помощью которых
искусствоведение, опираясь на законы логики мыслительного процесса,
обретет, наконец, твердую и давно ожидаемую основу.
Книга «Теория изобразительного искусства» обращена не только к
тем, кто выбрал искусствоведение своим профессиональным делом – к
студентам, аспирантам, преподавателям и умудренным специалистам,
каждодневно занимающимся делом постижения тайников изобразительного
искусства. Она также ориентирована на оказание помощи
тем, кому для личного удовольствия интересно периодически взаимодействовать
с подлинными, репродуцированными или выставленными в
Интернете творениями мировой архитектуры, скульптуры, живописи.
6
Стр.6