--
-
Стр.3
УДК 215
ББК 86.2
Г70
Научный редактор:
Р.А. Бурханов,
доктор философских наук, профессор
Рецензенты:
Протоиерей Павел Великанов,
кандидат богословия, доцент;
Протоиерей Димитрий Кирьянов,
кандидат богословия, кандидат философских наук, доцент
Горохов А. А.
Г70 Феноменология религии Мирчи Элиаде / А. А. Горохов.
— СПб. : Алетейя, 2011. — 160 с.
ISBN 978-5-91419-443-4
Монография посвящена исследованию феноменологии
религии выдающегося религиоведа XX века, основателя Чикагской
школы религиоведения М. Элиаде. В работе предпринята
попытка дать методологический и теоретический анализ философии
и феноменологии религии М. Элиаде.
Книга представляет интерес для научных работников, преподавателей
вузов, студентов и широкого круга читателей,
интересующихся проблематикой религиозно-философской
мысли.
УДК 215
ББК 86.2
© А. А. Горохов, 2011
© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2011
© «Алетейя. Историческая книга», 2011
Стр.4
ВВедение
Изучение истории религиозной мысли человечества является
чрезвычайно важным делом. Особенно значимо в этой связи
изучение концепций западного религиоведения, поскольку
в прошедшем ХХ столетии религиоведческая наука проделала
на Западе огромный путь. Возникли целые направления и школы:
преанимизм, прамонотеизм, феноменология религии и т.д.
Крупным авторитетом в области феноменологии религии был
Мирча Элиаде (1907-1986) – всемирно известный американский
ученый-религиовед румынского происхождения.
В настоящее время он является одним из интенсивно исследуемых
в России иностранных ученых-религиоведов. Первый
сборник работ М. Элиаде под названием «Космос и история»
вышел в советской печати в 1987 году. Большую
ценность в этой работе имеет вступительная статья Н.Я.
Дараган. В ней творчество Элиаде рассматривается в контексте
работ К.Г. Юнга, Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, К.
Леви-Стросса, и других европейских мыслителей XX века.
Основные его труды по религиоведению были переведены
на русский язык и изданы в 90-е и 2000-е годы, с содержательными
вступительными статьями1
. Первым же советским
исследователем, кто коснулся его концепций, был культуролог,
исследователь мифа Е.М. Мелетинский в своей работе
«Поэтика мифа» (1977). Следует отметить также статью
1 См. Калыгин В.П. Время и пространство изнутри традиции; Стефанов
Ю.Н. Живой и говорящий космос//Элиаде М. Избранные сочинения:
Миф о вечном возвращении. Образы и символы. Священное и мирское. М.,
2000, Пахомов С.В. Элиаде и йога// Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода.
СПб, 2004 и др.
5
Стр.5
Е.В. Ревуненковой «Проблема шаманизма в трудах М. Элиаде»,
опубликованную в сборнике «Актуальные проблемы этнографии
и современная зарубежная наука» (1979). В определенной
степени религиоведческих концепций М. Элиаде
касался в своей работе «Современная западная философия
религии» (1989) советский религиовед Ю.А. Кимелев, непосредственно
они были представлены только в учебном пособии
по религиоведению под редакцией М.М. Шахнович (2006)
в разделе, посвященном феноменологии религии. В учебнике
«Введение в общее религиоведение» под редакцией проф.
И.Н. Яблокова (2007) также было уделено место М. Элиаде
и Чикагской школе истории религии, главой которой он был
со второй половины пятидесятых годов до своей смерти. М.
Элиаде посвящена статья и в выпущенном в 2006 году энциклопедическом
словаре «Религиоведение». В журнале «Религиоведение»
за 2002 г. были напечатаны две статьи отечественных
религиоведов, посвященные анализу религиоведческих
идей ученого: А.П. Забияко «Сакральное как категория
феноменологии религии М. Элиаде», Михельсон О.К. «История
религий и Новый гуманизм М. Элиаде»2
. В 2008 г. там
была опубликована новая статья А.П. Забияко «Мирча Элиаде:
методология в контексте индивидуально-психологических
и религиозных особенностей личности». Методологии М.
Элиаде уделил место российский религиовед А.Н. Красников
в монографии «Методология классического религиоведения»
(2004), а также в докторской диссертации «Методология западного
религиоведения второй половины XIX-XX веков»
(2007) и в сопровождавших ее публикациях. Российский исследователь
западной феноменологии религии М.А. Пылаев
также касается религиоведческих концепций М. Элиаде в
небольшой по объему работе «Западная феноменология ре2
См. также Михельсон О.К. Концепция небесного паттерна М. Элиаде
и его трактовка представлений о смерти и загробном мире // Образ рая: от
мифа к утопии. Symposium. – СПб., 2003. № 31. – С. 95-99.
6
Стр.6
лигии» (2006) и публикациях в журнале «Религиоведение»,
посвященных феноменологической проблематике.
На Западе изучению научного наследия М. Элиаде посвящено
гораздо больше книг и статей в религиоведческих и богословских
изданиях. Изучению научного наследия М. Элиаде
посвящены работы таких ученых как: А. Дуглас3
Б. Ренье5
Дадли9
, М. Риккетс4
, К. Ольсон6
, И. Стренски7
, А. Барбоса да Сильва8
,
, Г.
и др. Следует отметить, что в отношении наследия М.
Элиаде оценки западных ученых во многом расходятся. Так, например,
А. Дуглас в работе «Структура и креативность в религии:
герменевтика в феноменологии Мирчи Элиаде и новые направления»,
уделяя методологии Элиаде особое внимание, пишет:
«С одной стороны, Элиаде был хорошо принят маленькой
группой влиятельных ученых во главе с Иоахимом Вахом в Чикагском
университете и стал доминирующей фигурой в школе
религиоведения Чикаго. С другой стороны, большинство американских
религиоведов отклонило подход Элиаде как методологически
некритичный, ненаучный и антиисторический»10
.
Douglas A. Structure and Creativity in Religion: Hermeneutics in Mircea
Eliade’s Phenomenology and New Directions. The Hague, Mouton, 1978.
4 Ricketts M.L. Mircea Eliade: the Romanian Roots. New York, Columbia
University Press, 1988. vols. I & II.
5
3
Rennie B. Reconstructing Eliade: Making Sense of Religion. Albany, NY,
University of New York Press, 1996.
6 Olson C. The Theology and Philosophy of Eliade, New York, St. Martin’s
Press, 1992.
7 Strenski I. Mircea Eliade// Four Theories of Myth in Twentieth Century
History. London, Macmillan, 1989.
8 Barbosa da Silva A. The Phenomenology of Religion as a Philosophical
Problem. An Analysis of the Theoretical Background of the Phenomenology
of Religion, in General, and of M. Eliade’s Phenomenological Approach, in
Particular. Malmö, 1982.
9 Dudley, G., Religion on Trial; Mircea Eliade and his Critics. Philadelphia,
Temple University, 1977.
10
Cultural and Spiritual Renewal. – Режим доступа: http: // www.westminster.
edu/staff/brennie/eliade/DougAlle.htm
7
Douglas A. Mircea Eliade’s View of the Study of Religion as the Basis for
Стр.7
Р. Бэд в своей статье «Феноменологическое понимание: Мирча
Элиаде» указывал на то, что Элиаде делал «некритичные онтологические
утверждения, которые, однако, должны быть опровергнуты
на основании прочтения первоисточников»11
. Мак
Рикеттс, профессор Луисбургского университета, считает, что
это во многом обусловлено «двойным призванием Элиаде (ученого
и писателя), что влияло на мнение об его учености среди
академических критиков»12
. Среди изданных на Западе трудов,
посвященных религиоведческому наследию М.Элиаде, надо
назвать работу Антонио Барбосы да Сильва «Феноменология
религии как философская проблема» (1982). Этот труд можно
считать лучшим в интерпретации основных аспектов феноменологии
религии М. Элиаде, его методологии и понятийного аппарата,
отвечающим на большую часть критических замечаний
в отношении Элиаде. Недостатком этого труда является то, что
он почти не касается собственно историко-религиоведческих
исследований Элиаде, рассмотрения ученым конкретных религий.
Освещающих данные аспекты в религиоведении Элиаде
работ фактически нет и на Западе.
Наследию Элиаде за последние 15 лет были посвящены 2
важных международных конференции. В 1996 г. сессия национальной
конференции Американской Академии религии проходила
под общей темой «Рецепция наследия Мирча Элиаде
в США»13
конгресс крупнейшего организационного объединения религиоведов
«Международной ассоциации истории религии», посвященный
М. Элиаде, который носил название «Видение и
11 Baird R.D. Phenomenological Understanding: Mircea Eliade. (1971) – Режим
доступа: http: // www.westminster.edu/staff/brennie/eliade/mebio.
htm
12 Ricketts M. The Uniuted State’s Response to Eliade’s Fiction. – Режим
доступа: http: // www.westminster.edu/staff/brennie/eliade/MacLRick.
htm
13 Статьи этой конференции опубликованы в сб. Rennie B. Changing Religious
Worlds: The Meaning and End of Mircea Eliade. Albany, SUNYPRESS, 2001.
8
. В августе 2000 г. в г. Дурбане (ЮАР) состоялся 18
Стр.8
глобальное понимание религии М. Элиаде»14
. В работе этого
конгресса приняли участие ведущие специалисты из Румынии,
Бельгии, Италии, Германии, Норвегии, Франции и многих других
стран, занимающиеся исследованием наследия М. Элиаде,
такие как: Антонио Барбоса да Сильва, Брайан Ренье, Аллен
Дуглас, Мак Рикеттс, ряд других известных на Западе ученых
религиоведов. Как отмечает Ульям Паден, «материалы конгресса
дают обзор международных исследований центральной
фигуры в области сравнительного религиоведения последнего
поколения»15
. Следует отметить, что участники конгресса так и
не пришли к единому общему мнению. Так, профессор Роджер
Корлесс заявил, что «труд всей жизни Элиаде был ошибкой, но
это была величественная и изумительная ошибка»16
. Он призвал
к концу эры Элиаде с его многосистемным подходом. Ульрих
Бернер, ученый из Геттингенского университета считает,
что «дискуссия относительно Элиаде приводит к мировоззренческому
противостоянию между религиозными и нерелигиозными
исследователями религии»17
. Как будет в дальнейшем
показано в работе, если мы посмотрим на мировоззренческую
позицию критиков Элиаде, то ими, часто, являются ученые,
стоящие на позициях позитивизма или материализма.
Позицию ученых этого направления выражает, например,
профессор Джеймс Кокс (Эдинбургский ун-т). Он считает
«отделение понятия Бога, упоминаемого как Священное и
Трансцендентное от религии существенным продвижением
вперед в понимании религиоведения. Религии должны изучаться
как социальные и культурные выражения в пределах
14 Mircea Eliade's Vision and the global Understanding of Religion: XVIII
Quinquennial Congress, Durban, 5-12 August 2000. – Режим доступа: http:
// www.westminster.edu/staff/brennie/eliade/antholog.htm
15 Режим доступа: http: // www.sunypress.edu/details.asp?id=61433
16
Corless R. Building on Eliade’s MAgnificent Failure. – Режим доступа:
http: // www.westminster.edu/staff/brennie/eliade/RogeCorl.htm
17
Berner U. Mircea Eliade and the Myth of Adonis. – Режим доступа: http:
// www.westminster.edu/staff/brennie/eliade/Berner.htm
9
Стр.9
определенных исторических, географических, политических,
экономических контекстов, чтобы понять, как религиозные
традиции были переданы в различных обществах и как они
были укреплены в мифах, ритуалах, доктринах»18
. Такой же
точки зрения придерживается Рассел Маккачеон, который
полагает, что «осведомленность о нуминозном или опыте
трансцендентности (там, где он существует в религиях) являются,
несомненно, эмпирическими фактами человеческого
существования и истории, и могут быть исследованы подобно
всем фактам, связанным с существованием человека, соответствующими
методами»19
.
Другим важным вопросом является религиоведческая
методология самого Элиаде. Так, профессор религиоведческих
исследований Сеульского университета Чанг Чин
Хонг пишет, что «многие критиковали его концепцию священного
и иерофании, как весьма неоднозначную за то,
что он расценивает религию не только как объективную
реальность, но и как явление субъективного сознания. Но
если тщательно исследовать диалектику сакрального и
профанного Элиаде, может быть доказано, что эта критика
ошибочна. Это происходит вследствие двух фактов: 1) что
он рассматривает человека как homo religiosus и 2) что это
осуществляется в мире человеческой жизни. Таким образом,
вопрос должен быть не в том, что есть религия, но, что
называют религией? Интерес должен повернуться от метафизики
к непосредственному опыту»20
. Ряд ученых считает,
18 Cox J. Religion without God: Methodological Agnosticism and the Future
of Religious Studies. – Режим доступа: http: // www.thehibberttrust.org.uk/
documents/hibbert_lecture_2003.pdf
19
Hong C. C. Mircea Eliade’s Creative Hermeneutics and the Dialectic of
Mccutcheon R. “The Common Ground On Which Students of Religion
Meet”: Methodology and Theory Within the IAHR // Marburg Journal of
Religion: 1996. Volume 1, No. 2 (July). P. 12.
20
the Sacred and the Profane. – Режим доступа: http: // www.westminster.
edu/staff/brennie/eliade/Chung.htm
10
Стр.10
что у Элиаде, наоборот, присутствовали априорные метафизические
основания. Так, например, М. Иту, профессор
университета в Бухаресте, пишет, Элиаде «был индологом
в начале своей карьеры, и ошибочно игнорировать этот
аспект, когда обсуждается его учение, его философия или
даже его понимание религии»21
.
Некоторые ученые, например, профессор Вестминстерского
университета Брайан Ренье считает М. Элиаде основателем
«постмодернистского религиоведения». Ренье является
редактором сборника статей «Изменение религиозных
миров: значение и цель М. Элиаде», в котором ведущие специалисты
мира рассматривают значение и влияние Элиаде
на историю религий. Мысль Элиаде, по мнению Ренье, «может
быть близко сопоставлена с точкой зрения Дерриды,
но где Элиаде пишет об универсальности религии, Деррида
утверждает, что «для меня нет никакой религии»»22
. Творческая
герменевтика Элиаде позволяет видеть идентичность
в различии и, таким образом, обеспечивает открытую дверь
в мир другого. «Все миры находятся в этом контакте, разделяя
диалектическую структуру «священное и профанное».
Это обеспечивает ясное видение человеческого характера,
которое позволяет рассмотреть нам другого как себя. Каждый
понимает внутреннюю последовательность религиозного
мира для его жителей и пытается признавать реальность
иерофаний»23
.
Автором данной работы предпринята попытка осуществить
методологический и теоретический анализ философии
и феноменологии религии, а также моделей построения
21 Itu M. Mircea Eliade and the Metaphysics of the Upanishads. – Режим
доступа: http: //www.westminster.edu/staff/brennie/eliade/Itu.htm
22 Rennie B. Changing Religious Worlds: The Meaning and End of Mircea
Eliade. – Режим доступа: http: // www.westminster.edu/staff/brennie/eliade/
introduction.htm
23 Ibidem.
11
Стр.11
науки о религии Мирчи Элиаде. На многочисленных примерах
показана специфика религиоведческих исследований
М. Элиаде. Сделан вывод, что метод построения науки о
религии, названный Элиаде герменевтика феноменологии
религии, позволяет прийти к пониманию всеобщности феномена
первобытного монотеизма, избежать крайностей редукционистского
подхода в области исследования религиозных
явлений, показать всеобщность феномена религии в человечестве
и причины сходства ключевых аспектов религиозных
феноменов у различных народов. Были исследованы и систематизированы
факторы, которые, по мнению М. Элиаде, лежат
в основе изменения человеческой религиозности от прамонотеизма
к политеистическим религиозным верованиям.
Аспекты анализа религиозных феноменов Элиаде, позволяют
оценить разрабатывавшееся Элиаде направление религиоведения
– герменевтику феноменологии религии, показать
его положительные и отрицательные стороны. Думается, что
основные идеи и выводы работы могут также способствовать
более глубокому осмыслению основных особенностей феномена
религии.
Методология исследования религиоведческой проблематики
М. Элиаде опирается на категориальный аппарат идей,
методов и понятий, выработанных в рамках феноменологии
и философии религии. Основу методологии исследования
составил компаративистский подход, получивший широкое
признание в феноменологии религии. Теоретическими источниками
исследования являлись религиоведческие работы
М. Элиаде, которые по большей части переведены и изданы
на русском языке. Для исследования религиоведческой проблематики
Элиаде использовались методологические подходы,
которые выработаны как в западных религиоведческих
исследованиях Элиаде (А. Барбоса да Сильва, Б. Ренье, Дж.
Китагава, П. Тиллих, В. Шмидт, Р. Петтацони и др.), так и в
российском академическом религиоведении (Зубов А.Б., Шо12
Стр.12
хин В.К., Торчинов Е.А., Пылаев М.А., Михельсон О.К., Красников
А.Н., Кабо В.Р., Забияко А. П. и др.).
Автор выражает свою благодарность д.и.н., проф.
МГИМО(У), зав. кафедрой истории религий Православного
института во имя апостола Иоанна Богослова Андрею Борисовичу
Зубову; кандидату богословия, проф. Московской
Православной Духовной академии прот. Максиму Козлову;
кандидату богословия, доц. Московской Православной Духовной
академии прот. Павлу Великанову; к.филос.н. и кандидату
богословия, доц. Тобольской Православной Духовной
семинарии и кафедры теологии СурГУ прот. Алексию Сидоренко;
к.филос. наук и кандидату богословия, доц. Тобольской
Православной Духовной семинарии свящ. Дмитрию Кирьянову;
д.филос.н., проф. НГГУ Рафаэлю Айратовичу Бурханову
за ценные замечания при чтении данной работы.
13
Стр.13