Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 525195)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Дух революции в Церкви (130,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц104
ID177643
АннотацияВпервые исследуются церковные разделения последних 1990-х — 2000-х гг. с позиции синтеза: социальной доктрины Церкви и пастыр- ского богословия, политологии и идеологии. В книге рассматриваются проблемы церковно-государственных отношений, основные аспекты украинского национализма, исторического мифо творчества, основные губительные тенденции богословского модернизма и негативные процессы церковно-приходской жизни. Революционный радикализм в церковном бытии, критика церковной иерархии, пастырские злоупотребления: мла- достарчество, авторитаризм, лжедуховность, социальный изоляционизм, тенденции маргинализации церковного сознания, псевдоэсхатологические и псевдо апокалиптические настроения в Церкви — требуют глубокого научно-богословского осмысления и адекватного ответа на эти вызовы со стороны современной богословской мысли. Научно-богословский анализ расколов постсоветского периода дает возможность увидеть социальную убогость, психологический изоляцио- низм, невежество расколов и сект в сопоставлении с вероучением Церкви Христовой. Отсюда очевидно практическое прикладное применение книги в профилактике церковных разделений, оздоровлении церковно- приходской жизни.
ISBN978-5-91419-332-1
УДК261/262
ББК86
Дух революции в Церкви [Электронный ресурс] / Бочков П., Мартышин Д. — СПб.:Алетейя,2010.- 104 с. — : [Б.и.], 2010 .— 104 с. — (Богословская и церковно-историческая библиотека) .— ISBN 978-5-91419-332-1 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/177643

Предпросмотр (выдержки из произведения)

›Ã¸º¸¡Êù¿¾ÆÁ¾Èɹ»ÇÊĹ»ÆǼǻ¾ÉÇÌоÆÁØ ISBN 978-5-91419-332-1 ›Ã¸º¸¨ÇÈÔËÃÁɾ»ÇÄ×ÏÁÁ»¯¾ÉûÁ В первые исследуются церковные разделения последних 1990-х — 2000-х гг. с позиции синтеза: социальной доктрины Церкви и пастыр ¹ÃÄ×оÆÁ¾ ского богословия, политологии и идеологии. <...> В книге рассматриваются ¨ÉÁžйÆÁØ проблемы церковно-государственных отношений, основные аспекты украинского национализма, исторического мифотворчества, основные губительные тенденции богословского модернизма и негативные процессы церковно-приходской жизни. <...> Революционный радикализм в церковном бытии, критика церковной иерархии, пастырские злоупотребления: младостарчество, авторитаризм, лжедуховность, социальный изоляционизм, тенденции маргинализации церковного сознания, псевдоэсхатологические и псевдоапокалиптические настроения в Церкви — требуют глубокого научно-богословского осмысления и адекватного ответа на эти вызовы со стороны современной богословской мысли. <...> Научно-богословский анализ расколов постсоветского периода дает возможность увидеть социальную убогость, психологический изоляционизм, невежество расколов и сект в сопоставлении с вероучением Церкви Христовой. <...> Отсюда очевидно практическое прикладное применение книги в профилактике церковных разделений, оздоровлении церковноприходской жизни. <...> Книга является православным ответом на еретическую деятельность раскольнических группировок конца 80-х — начала 90-х годов XX века. <...> Церковь нельзя превращать в оперу, даже если и есть в наличии хорошие актеры». <...> Государственная политика влияет не на Церковь, а на слабых членов Церкви и в этом заключается беда для церковных приходов, и трагедия отдельных личностей. <...> Священник Павел Бочков — церковный историк, который много лет собирает материалы по проблемам церковных расколов и подающий огромную надежду на плодотворное продолжение ученых и пастырских трудов на благо <...>
Дух_революции_в_Церкви_.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Дух_революции_в_Церкви_.pdf
           БОГОСЛОВСКАЯ И ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ИСТОРИЧЕСКАЯ КНИГА
Стр.1
            ------ -    
Стр.3
УДК 261/262 ББК 86 Б86           По благословению Высокопреосвященнейшего Августина, Архиепископа Львовского и Галицкого Бочков П., священник; Мартышин Д., протоиерей. Б86 «Дух революции» в Церкви / П. Бочков, Д. Мартышин. — СПб. : Алетейя, 2010. — 104 с. ISBN 978-5-91419-332-1 В первые исследуются церковные разделения последних 1990-х — 2000-х гг. с позиции синтеза: социальной доктрины Церкви и пастырского богословия, политологии и идеологии. В книге рассматриваются проблемы церковно-государственных отношений, основные аспекты украинского национализма, исторического мифо творчества, основные губительные тенденции богословского модернизма и негативные процессы церковно-приходской жизни. Революционный радикализм в церковном бытии, критика церковной иерархии, пастырские злоупотребления: младостарчество, авторитаризм, лжедуховность, социальный изоляционизм, тенденции маргинализации церковного сознания, псевдоэсхатологические и псевдо апокалиптические настроения в Церкви — требуют глубокого научно-богословского осмысления и адекватного ответа на эти вызовы со стороны современной богословской мысли. Научно-богословский анализ расколов постсоветского периода дает возможность увидеть социальную убогость, психологический изоляционизм, невежество расколов и сект в сопоставлении с вероучением Церкви Христовой. Отсюда очевидно практическое прикладное применение книги в профилактике церковных разделений, оздоровлении церковноприходской жизни. УДК 261/262 ББК 86  © П. Бочков, Д. Мартышин, 2010 © Издательство «Алетейя» (СПб.), 2010 © «Алетейя. Историческая книга», 2010
Стр.4
Слово к читателю Астрология и спиритизм, телевизионные «целители» и гипнотизеры, «майданные» революционеры, заморские и отечественные гастролеры-«проповедники» и проходимцы «тоталитарного розлива», лжеученые малых и больших псевдонаучных институтов, колдуны и гадалки — все это, вместе взятое и круто «сваренное» из прошлых ересей и нехристианских ценностей свалилось разом в начале 90-х на бедную славянско-русскую голову. Все это пленило и религиозное сердце наших людей, только что сидевших в большой «клетке» за «железным занавесом» и в стерильных условиях. Иными словами как сказано у одного классика украинской литературы: «На майдані біля церкви революція іде». У каждого свои цели, свои задачи. Есть все основания надеяться, что авторы данного труда следовали апологетической традиции христианской и православной веры. Книга является православным ответом на еретическую деятельность раскольнических группировок конца 80-х — начала 90-х годов XX века. Циничное сотрудничество с властью, малодушная сдача церковных и религиозно-нравственных позиций были характерными чертами, уязвимым местом всех расколов и либерально-рационалистических течений в XX веке, особенно обновленческих движений. Моему учителю, заслуженному профессору, протоиерею И. Белевцеву принадлежат следующие, уместные в данном контексте, высказывания: «В историю можно войти, а можно влипнуть... В церкви может быть обновление, но не должно быть обновленчества... Церковь нельзя превращать в оперу, даже если и есть в наличии хорошие актеры». Государственная политика влияет не на Церковь, а на слабых членов Церкви и в этом заключается беда для церковных приходов, и трагедия отдельных личностей. Церковь создана для спасения души, а не для словесно-поэтических и философско-психологических развлечений и упражнений. 5
Стр.5
Книга протоиерея Дионисия Мартышина и священника Павла Бочкова (оба — кандидаты богословия) — это ответ на вопросы современного бытия Церкви и современной политики. Отец Дионисий Мартышин — имеет свою особую позицию по всем важным вопросам современного религиозного и политического бытия, как Церкви, так и государства, имеющий силу воли утверждать церковное видение везде и всем, кто требует от священника ответа на животрепещущий вопрос современности. Священник Павел Бочков — церковный историк, который много лет собирает материалы по проблемам церковных расколов и подающий огромную надежду на плодотворное продолжение ученых и пастырских трудов на благо церковного единства. Достоинство этой книги состоит в умелой систематизации огромного материала, посвященного взаимоотношениям Церкви и государства постсоветского периода, особенно в Украине и в анализе идеологий, манипуляций, и искажений, которые не просто вредны, но и смертельно опасны для Православной Церкви, губительны для православного сознания. Прав был великий писатель-психолог Руси дореволюционной — Федор Достоевский: «Диавол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Профессор Киевской Духовной Академии, архимандрит Нестор (Соменок), доктор богословия 6
Стр.6
Введение Церковь — живой вселенский организм Тела Христова, заключающий в себе всю полноту жизни и гармонию бытия. Но, к сожалению, такое вселенское понятие Истины и Церкви Христовой, в современном сознании искажается негативизмом церковных расколов, вызванных политическими манипуляциями и идеологическими противоречиями. Политические манипуляции, идеология «цветных» революций, национализм всех оттенков и государственный диктат искажают представление о Церкви, о духовной жизни, о вере любыми средствами, вплоть до агрессии и раскольнической деятельности. Проблема становится еще сложнее, когда определенные околоцерковные и государственные силы сознательно делают ставку на раскольническую деятельность (иногда в массовых масштабах) для разрешения внутрицерковных или государственных политических вопросов. И такая политика напрямую связана тоталитаризмом, который в церковной жизни проявляется как фундаментализм, т.е. безличностное, поверхностное, агрессивное стремление к унификации, к господству непогрешимой буквы индивидуализма, замкнутости и горделивого превозношения греховного человека. Небывалым испытанием для Православия постсоветского пространства являются юрисдикционно-политические расколы, базирующиеся на политической целесообразности и идеологической манипуляции. Глобальные преобразования во всем мире, новая историческая обстановка, новые комплексы проблем, с которыми сталкивается Православная Церковь, требуют не только незамедлительного ответа, но и глубокого научно-богословского изучения опыта существования Церкви в странах постсоветского пространства. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подчеркивал: «Первой задачей в этой связи должен быть сбор и анализ полной информации о распространении церковных расколов, разного рода лжеправославных групп и их деятельности внутри Церкви; наконец, о степени религиозного и конфессионального самосознания у нашего народа, о процентном соотношении между так называемыми «номинальными» и «практикующими» православными»1 . «Вот уже почти двадцать лет церковные расколы разделяют наше общество, являясь источником постоянных конфликтов. Они чрезвычайно ослабляют Церковь, препятствуя её миссии в обществе»2 , — свидетельствует Блаженнейший Митрополит Владимир, Предстоятель Украинской Православной Церкви. Вопрос церковных расколов очень актуален 7
Стр.7
и таит в себе большие опасности для тех стран, в которых проявляется социально-общественная и политическая нестабильность, могущая иметь неожиданные и крупномасштабные последствия. На сегодняшний день единству Православной Церкви грозят церковные расколы, которые условно можно разделить по основным движущим устремлениям на три главных типа3 : 1. Националистические. 2. Юрисдикционно-политические. 3. Революционно-реформаторские. Идеологические основы церковных расколов, классифицированные православным богословом протоиереем Владимиром Воробьевым, положены в определения церковных расколов, затрагиваемых в настоящей книге. Националистические расколы характеризуются принятием церковным сознанием узких национальных стремлений, смешением повышенной религиозной чувствительности человека с его национальными интересами. Психология националистического раскола подавляет миссионерский дух Православной Церкви, и заслоняет собою вселенскую природу Православия, где «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского» (Гал. 3:28), но все едины во Христе Иисусе. Юрисдикционно-политические расколы характеризуются такими явлениями как: •вмешательство государства, отдельных политических деятелей во внутреннюю жизнь Церкви; •нарушение её канонического устройства; •подчинение церковного строя жизни политической целесообразности; •политизация церковно-приходского бытия; •неприятие отдельными верующими христианами определенного политико-государственного устройства; •нивелирование абсолютных ценностей христианства и возникновение околоцерковных движений при непосредственной поддержке их определенными политическими силами. Революционно-реформаторские расколы включают в себя процессы модернизма и рационального прагматизма, которые раскрываются как приспособление богословского разума к меняющимся событиям современного мира. Утилитаризм, отсутствие абсолютных ценностных норм в религиозной этике и церковно-приходской жизни, отторжение основных положений Священного Предания и психология револю8
Стр.8
ционного радикализма — таковы основные признаки революционнореформаторских расколов. Следует отметить, что на сегодняшний день в отечественной богословской науке по вопросу политической манипуляции в церковной сфере и расколов революционно-реформаторского направления существуют определенные пробелы. Современные проблемы церковного единства заставляют православного богослова выполнить такие задания: •на теоретическом уровне классифицировать церковные разделения по основным идеологическим принципам; •сформулировать и рассмотреть основные аспекты церковных расколов, возникших на основе политической манипуляции и вмешательства государства во внутреннюю жизнь Церкви; •рассмотреть проблемы современной церковно-приходской жизни и сформулировать определенные этапы пастырской и общецерковной деятельности в преодолении церковных разделений. В основу данной книги положены научно-богословские исследо вания отечественных православных богословов: митрополита Владимира (Сабодана), митрополита Кирилла (Гундяева) — ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, митрополита Мефодия (Немцова), архиепископа Антония (Паканича), архиепископа Ав густина (Маркевича), епископа Александра (Драбинко), архимандрита Нестора (Соменка), протоиерея Всеволода Чаплина, протоиерея Георгия Митрофанова, протоиерея Дионисия Мартышина, протоиерея Александра Федосеева, священника Ростислава Яремы, Владислава Петрушко, Василия Анисимова, Дмитрия Поспеловского. Среди светских исследователей, которые касаются церковно-государственных отношений, укажем Дмитрия Табачника, Михаила Леонтьева и Аллу Глинчикову. •проанализировать церковные расколы постсоветского периода; 9
Стр.9
Глава 1. Вмешательство государства во внутреннюю жизнь Церкви Новейшая история Русской Православной Церкви и религиозная политика независимых государств постсоветского пространства привлекает сегодня внимание как отечественных, так и зарубежных церковных историков и богословов. Советская историография рассматривала историю государственно-церковных отношений с антирелигиозных и антицерковных позиций, согласно которым Церковь представлялась реакционным, антинародным институтом, а органы государственной власти освещались только положительно. Предметом внимания данной диссертации является не мене сложный и многогранный период взаимоотношения Церкви и государства в постсоветский период, когда инструментарием научных изысканий становятся: книги Священного Писания, святоотеческая мысль, научно-богословские разработки и социальные концепции Церкви — главные источники идей и принципов отношения Церкви к государству, а также религии к политике в целом. Для стран постсоветского периода не только многонациональных, но и многоконфессиональных, вопрос о взаимоотношениях Церкви и государства всегда был очень важен. Новая, формирующаяся на современном этапе демократическая государственность СНГ стоит сейчас перед необходимостью выработки рациональной, разумной, взвешенной церковной политики. Отсутствие четкой концепции, и даже отсутствие вразумительного определения сущностного содержания политики государства по отношению к Церкви может стать, и отчасти уже становится одним из факторов, дестабилизирующих социально-политическую и духовную обстановку в странах бывшего советского лагеря. Процесс выработки такой модели шел бы тем успешнее, чем полнее и объективнее были бы учтены уроки прошлого. Но на деле этого не происходит в должной мере, о чем красноречиво свидетельствует положение Православной Церкви в странах Прибалтики и Украины. Как со стороны представителей Церкви, юристов, так и со стороны ученых (историков, социологов), политиков не раз выносили негативные оценки тенденций, четко наметившихся в последнее время. Опасения вызывают: вновь наметившиеся тенденции «огосударствления» и «национализации» Церкви, хотя по закону Церковь отделена от государства; чрезмерная политизация церковно-приходской деятельности и рост напряженности в межконфессиональных отношениях в некоторых 10
Стр.10