Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Российская национальная идея: от утопии к реальности (780,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц616
ID177630
АннотацияРоссийская национальная идея, которую так упорно ищут писатели, обществоведы и политики, не может быть найдена среди реалий современ- ной России, потому что ее там нет. Национальная идея должна родиться в результате упорного целенаправленного поиска на самом высоком уровне мышления — философском. Для этого необходима новая философия экс- пансии разумной жизни, вытекающая из новой космологической модели вселенной. Идея экспансии разумной жизни является ключом к сказочной двери, за которой открывается прекрасный, ослепительный новый мир, в котором идет извечная битва добра со злом.
ISBN978-5-91419-339-0
УДК172.1+94(470)
ББК66.5(2Рос)
Российская национальная идея: от утопии к реальности / Абдуллин Р.З. — : [Б.и.], 2010 .— 616 с. — ISBN 978-5-91419-339-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/177630 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Российская национальная идея: от утопии к реальности / Р. З. Абдуллин. <...> Для этого необходима новая философия экспансии разумной жизни, вытекающая из новой космологической модели вселенной. <...> Ваншенкин Предисловие Книга представляет собой новую, развернутую попытку теоретического обоснования экспансии разумного человечества. <...> Дается анализ исторического развития российской национальной идеи, прогнозируется положительная перспектива развития многонационального российского народа, предлагаются конкретные пути и способы этого развития. <...> Содержание российской национальной идеи прямо связано с менталитетом российского суперэтноса, который определяется основными природными условиями России. <...> Это объясняет необычайную этническую пестроту российского суперэтноса: русский народ, выступающий в роли ведущей нации России, не растворял в своей среде другие, малые народы, как это прои- 16 Р. З. Абдуллин. <...> Она заключается не в борьбе с клеветой на качества русского и других «азиатских» российских народов, а в беспристрастном описании психологических особенностей российского суперэтноса и выявлении источников их происхождения с целью определения конкретных способов осуществления российской национальной идеи. <...> Он представлял собой лишь одно, организационное условие механизма эксплуатации при капитализме, только часть всего механизма эксплуатации, притом, не самую главную. <...> Основная часть механизма капиталистической эксплуатации кроется в знаменитой формуле Маркса «деньги — товар — новые, увеличенные деньги», в стоимостном характере этих денег, позволяющем наращивать их количество на основе создания и последующего изъятия прибавочной стоимости. <...> Эта главная часть механизма эксплуатации обеспечивает прирост стоимости и стоимостных денег через производство товаров, а частный характер собственности на авансируемый капитал и средства производства создает организационные условия для частного <...>
Российская_национальная_идея_от_утопии_к_реальности.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Российская_национальная_идея_от_утопии_к_реальности.pdf
       -   -  --
Стр.3
УДК 172.1+94(470) ББК 66.5(2Рос) А13 Абдуллин Р. З. А13 Российская национальная идея: от утопии к реальности / Р. З. Абдуллин. — СПб. : Алетейя, 2010. — 616 c. — (Серия «Русский Мiръ»). ISBN 978-5-91419-339-0 Российская национальная идея, которую так упорно ищут писатели, обществоведы и политики, не может быть найдена среди реалий современной России, потому что ее там нет. Национальная идея должна родиться в результате упорного целенаправленного поиска на самом высоком уровне мышления — философском. Для этого необходима новая философия экспансии разумной жизни, вытекающая из новой космологической модели вселенной. Идея экспансии разумной жизни является ключом к сказочной двери, за которой открывается прекрасный, ослепительный новый мир, в котором идет извечная битва добра со злом. УДК 172.1+94(470) ББК 66.5(2Рос) © Р. З. Абдуллин, 2010 © Издательство «Алетейя» (СПб.), 2010 © «Алетейя. Историческая книга», 2010
Стр.4
Я люблю тебя, жизнь И люблю тебя снова и снова… Конст. Ваншенкин Предисловие Книга представляет собой новую, развернутую попытку теоретического обоснования экспансии разумного человечества. Отдельные положения новой модели мироздания и новой философской парадигмы применены в различных областях человеческой деятельности с целью создания научно обоснованной российской национальной идеи в практическом плане. Дается анализ исторического развития российской национальной идеи, прогнозируется положительная перспектива развития многонационального российского народа, предлагаются конкретные пути и способы этого развития. В качестве основного научного инструмента применен диалектический материализм, разработанный К. Марксом и Ф. Энгельсом. Особенности диалектического хода мысли, новизна некоторых идей потребовали неоднократного к ним обращения при изложении. Поэтому внимательный читатель, предупрежденный автором, не должен раздражаться, встречая повторения. Ему следует в этом случае обратить внимание на новый поворот диалектически развитой идеи, подивившись в очередной раз на сложную дискретно-континуальную структуру нашего мира. Кроме того, данная работа содержит большое количество гипотез, требующих дополнительных обоснований. Позиция автора заключается в том, что философская и научная парадигмы, предложенные в книге, являются ее аксиоматическим аппаратом, т. е. принимаются читателем a priori. Новая теоретическая модель нашей действительности строится на этом аксиоматическом фундаменте. Проверка ее достоверности производится в книге путем применения положений новой теории для анализа отдельных сторон современной практики и истории развития национальной идеи. Вниманию читателя предлагается комплексная система знания, внутренне цельная и последовательная. Поэтому возможная конструктивная критика мыслящего читателя, направленная не на частности, а на систему и ее цельные элементы, приветствуется как метод улучшения понимания предложенных идей. Предлагаемые идеи подкреплены ссылками на источники, подтверждающими объективный и научный характер излагаемого материала.
Стр.5
6 Р. З. Абдуллин. Российская национальная идея: от утопии к реальности Автор является сторонником реальной демократии, принципы которой раскрываются в настоящем исследовании. Важнейшим из них является принцип равной доступности: из этого источника может напиться каждый! Глава 1. НациоНальНая идея 1.1. Что такое утопия? Утопии правят миром. Это известное выражение означает, что человеческим миром управляют идеи, выраженные в форме утопии. Утопия — это фантазия на определенную тему, благонамеренная мечта, неосуществимая в реальности. Как правило, утопия создается на тему общественного устройства. Строго говоря, утопия — это понятие для обозначения описаний воображаемого или идеального общественного строя, это общее название для сочинений, содержащих соответствующие планы социальных преобразований, первой из которых была книга Томаса Мора «Утопия» (1516 г.). По названию ее и получило свое имя это примечательное явление. Слово «утопия» происходит от греческого слова ou — отрицательная частица и topos — место. Таким образом, это «место, которого нет». По мнению А. А. Грицанова, «Формирование Утопии — свидетельство процессов осознания и рефлексии всеохватывающих кризисных явлений общества. Утопию возможно трактовать также и в качестве мечты о совершенстве мира, способной обеспечить проверку и отбор наиболее функциональных моделей общественного развития» [35, с. 1]. Как до, так и после «Утопии» Т. Мора в мире было создано множество различных утопий. Наиболее известными из них являются «Государство» Платона, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона, произведения основоположника утопического социализма Шарля Фурье, де Сен-Симона, философские произведения Эразма Роттердамского, Иммануила Канта, Иеремии Бентама и ряд других. В обыденном сознании под утопией понимается несбыточная сказка, в которую верят наивные и непрактичные фантазеры. На самом деле, суть всякой фантазии представляет собой моделирование реальности с помощью гипотез. И если гипотезы относительно возможного будущего развития общества строятся на основе научного знания, то утопия приобретает
Стр.6
Глава 1. Национальная идея 7 характер научного прогноза. Правильно построенный прогноз, соответствующий тенденциям развития общества и овладевший умами многих людей, приобретает материальную силу и начинает «править миром». Классическим примером утопии в наше время является учение о законах развития общества, разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом. Оно состоит из трех основных частей: политической экономии, исторического материализма и научного коммунизма, представляющих собой практическое применение философии диалектического материализма к историческим процессам развития общества. К утопиям следует также относить религиозно-нравственные учения Моисея, Будды, Заратустры, Иисуса Христа, Мухаммеда и других религиозных пророков. Все эти утопии доныне владеют миром… 1.2. определение национальной идеи Национальная идея представляет собой разновидность утопии, выражающей в сжатой форме основополагающие национальные интересы, понятные и близкие людям, принадлежащим к конкретному этносу или национальной группе этносов. Она выражает материально-вещественные жизненные интересы, направлена на процветание нации и является для них основным руководством в жизни. Суть национальной идеи определяется следующей емкой формулой: «Национальная идея (НИ) (а точнее, цель нации) — идея оптимального поведения человека на пользу себе и обществу (нации)» [116, с. 2]. Главной особенностью национальной идеи является ее краткость, лаконичность и, в то же время, глубокое содержание. Она является концентрированной формой идеологии этноса как организованного человеческого сообщества, отражающей основную цель и способы его развития. Как и любая идеология, национальная идея включает составляющие элементы, отражающие различные сферы человеческой деятельности: экономическую, политическую, социальную, этическую, идеологическую и другие. В национальной идее находят свое выражение национальные и другие особенности людей, менталитет этноса. Национальная идея США Ярким примером успешной национальной идеи является American Dream — американская мечта. Она формулируется просто: «Каждый американец может стать миллионером». Здесь в первую очередь бросается в глаза четко выраженная экономическая составляющая национальной идеи, сложившаяся в ходе формирования многонационального
Стр.7
8 Р. З. Абдуллин. Российская национальная идея: от утопии к реальности суперэтноса США. Исторические особенности менталитета американского народа определяются тем, что в это молодое североамериканское государство съехались в течение XVIII–XIX веков молодые, энергичные и способные, но бедные эмигранты из стран Западной Европы, несущие в себе «божью искру», названную Л. Н. Гумилевым пассионарностью. Они устремились на новый континент в поисках лучшей жизни, движимые мечтой выбраться из состояния бедности и разбогатеть, захватили и обжили огромные девственные территории, природное равновесие которых мудро и стабильно поддерживали относительно малочисленные индейские племена, жившие в условиях родового строя. Пришельцы, основным мотивом которых было стремление к богатству, с беспримерной жестокостью и коварством уничтожили значительную часть местного населения, а оставшихся оттеснили на бесплодные окраины, в резервации. Эта территориальная агрессия, укоренившаяся в менталитете суперэтноса США, составила геополитическую часть его национальной идеи, выраженную формулой господства США во всем мире, прежде всего — на американском континенте (доктрина Монро). Наконец, первая часть формулы американской национальной идеи — «каждый американец» — выражает идею демократического равенства американцев в США, т. е. политическую составляющую национальной идеи. Наиболее характерное применение эта идея нашла в виде разрешения личных конфликтов с помощью огнестрельного оружия. Кольт 44-го калибра по сей день почитается в США как «великий уравнитель» прав человека, господствовавший в период завоевания Дикого Запада. Владение личным огнестрельным оружием давало шанс выживания в борьбе за обеспеченную, богатую жизнь каждому бедному и физически малосильному человеку за счет прерванных жизней других, может быть, более сильных, но менее удачливых соплеменников, не говоря уже об индейцах. Культ героя-одиночки, прекрасно сочетающийся со свободной продажей огнестрельного оружия, и сегодня господствует в США. В то же время, даже дилетанту ясно, что все американцы поголовно не могут стать миллионерами, кому-то надо и работать, создавая товары и прибавочную стоимость — те самые миллионы. Но человеку, не искушенному в экономических хитросплетениях, не хочется думать об этой логической невозможности, ему просто хочется разбогатеть, хочется мечтать. Все эти элементы американской национальной идеи являются не просто лозунгами, а основополагающими принципами формирования идеологической, экономической, политической, нравственной и правовой систем США. Свое выражение эти принципы нашли в национальной фи
Стр.8
Глава 1. Национальная идея 9 лософии, отличающейся от европейской или азиатской, — философии прагматизма. Это набор весьма практичных, жизнеутверждающих и не обремененяющих нравственными ограничениями философских правил, системно изложенных в трудах американских философов Чарльза Пирса, Джемса Уильяма и Джона Дьюи, а также известного американского стального магната — теоретика бизнеса и жизненной философии Дейла Карнеги. В основе философии американского прагматизма неявно присутствует известный иезуитский лозунг «цель оправдывает средства», принесший людям много бед еще в средние века. С этой философией хорошо сочетается не менее практичная форма христианской религии — протестантство, — модифицированная версия западного католического христианства. Философия и религия прагматизма составляют третий, идеологический элемент американской национальной идеи. Практические воздействия национальной идеи США очевидны и хорошо известны. Сегодня это самая мощная и самая богатая страна мира, ставшая сверхдержавой, проводящая повсеместно свою экономическую экспансию, установившая свою национальную валюту — доллар — в качестве мировых денег, диктующая всем странам свою политику, направленную на реализацию собственных экономических интересов, откровенно попирая интересы других государств и народов и международное право. Народы практически всех стран в ответ ненавидят США и стремятся всеми силами противодействовать им. Все более актуальным становится вопрос: долго ли продержатся США в состоянии «холодной войны» со всем миром? Разрушение башенблизнецов в результате террористического акта 11 сентября 2002 года, глобальный финансовый кризис, корреспондирующий с неустойчивостью курса доллара и некоторые другие, дают однозначный ответ на этот вопрос. Период успешности национальной идеи США близок к окончанию по причине негативной реакции всего мира на гипертрофированный национальный эгоизм. Национальная идея Японии Национальная идея Японии в явном виде не сформулирована. Она зашифрована в менталитете японцев в виде набора жизненных правил и состоит из двух основных частей: высочайшая степень трудолюбия и ответственности и патриархально-коллективистские отношения в обществе. Такой менталитет связан с географическими особенностями страны. Япония расположена на островах с очень высокой плотностью населения и не имеет значительных природных ресурсов, кроме запасов рыбы и других морепродуктов в окружающих ее морях. Средства
Стр.9
10 Р. З. Абдуллин. Российская национальная идея: от утопии к реальности потребления добываются или создаются японцами с приложением большого труда, что и обусловило у них высокий уровень трудолюбия, старательности и аккуратности в работе. Ленивый человек в Японии просто не выжил бы. С этим же связана и вторая часть менталитета. В суровых условиях существования коллективизм, взаимопомощь, в сочетании с патриархальной организацией взаимоотношений в обществе и неприхотливостью в личном потреблении, были объективно необходимы для выживания. Свою роль здесь сыграла и самоизоляция Японии от внешнего мира до XIX века. Патриархат в Японии исторически развился в форме самурайских общин, и его отношения пронизали все общество. Именно поэтому нравственные правила родового строя сохранились в японском обществе до наших времен и обусловили особенности менталитета нации. Вот как писал об этом президент одной из крупнейших японских корпораций «Мицуи дзосен» Исаму Ямасита: «После второй мировой войны… существовавший многие века дух деревенской общины начал разрушаться. Тогда мы возродили старую общину на своих промышленных предприятиях… Прежде всего мы, менеджеры, несем ответственность за сохранение общинной жизни… Воспроизводимый в городе… общинный дух экспортируется обратно в деревню во время летнего и зимнего «исхода» горожан, гальванизирует там общинное сознание и сам в результате получает дополнительный толчок» [72, с. 253–254]. В таком коллективистском виде национальная идея японцев помогла им преодолеть шок от военного поражения во второй мировой войне, ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года, а затем совершить экономическое чудо возрождения страны, в результате которого она вышла на уровень второго по экономической мощи государства в мире. Этому в большой мере способствовала помощь США и современная экономическая модель развития народного хозяйства, разработанная под руководством В. В. Леонтьева, помноженные на высочайший уровень патриотизма, трудолюбия, атмосферу уважения и поощрения высококвалифицированного труда, в особенности — умственного. В Японии сложилось особенное отношение к рационализаторской и изобретательской, патентной деятельности, характерное всесторонней моральной и материальной ее поддержкой. Практически на всех предприятиях действуют кружки качества, в которых принимают участие все работники и подают предложения по совершенствованию производства, увеличению количественных и качественных его показателей. Япония собирает рацпредложения и патенты по всему миру и применяет их на своих предприятиях. Япония стала мировым лидером по уровню производительности труда и качества продукции, ее надежности.
Стр.10
Глава 1. Национальная идея 11 В то же время, в конце XX века и начале XXI Япония начала отставать по всем показателям развития: экономическим, социальным, политическим. Ее преимущество в виде коллективизма японцев, продолжая развиваться, вошло в серьезное противоречие с индивидуалистическим характером капиталистической экономики, в которой господствует конкуренция. Старательно перенимая западную капиталистическую технологию самовозрастания денег, японцы столкнулись с таким фактом, что развитие коллективизма в их обществе отнюдь не способствует успеху в наращивании капиталистической прибыли. Этот знаменательный факт является принципиальным моментом, характерным для всех стран в той или иной мере. Его смысл мы постараемся раскрыть ниже, при рассмотрении экономической системы отношений. Национальная модель нацистской Германии Развитие нацистской Германии является примером реализации национальной идеи негативного содержания. Потерпев поражение в Первой мировой войне, развязанной ею же, понеся тяжелые экономические и территориальные потери, Германия культивировала идеи реванша, расширения жизненного пространства нации, похода на Восток («Drang nach Osten»). Немецкий народ, испытывая огромные материальные лишения в связи с разрушением народного хозяйства, потерей богатой Силезии, неподъемными платежами по репарациям и сильнейшее моральное унижение фактом поражения в войне, поддержал идею реванша. На волне реваншизма в 1933 году в Германии к власти пришли националсоциалисты во главе с Адольфом Гитлером. Основной идеей националсоциализма, изложенной в главном идеологическом труде Гитлера «Моя борьба» («Mein Kampf»), была идея исключительности немецкой нации, ее арийского расового превосходства над другими народами. Из этой идеи вытекало, что немцы должны овладеть всем миром и править им. При этом так называемые «неполноценные расы» должны быть покорены, а некоторые из них — уничтожены. Фактически это была проповедь сатанинской гордыни, признаваемой христианством одним из самых тяжких грехов. Немцы, измученные тяготами поражения, привычные в силу особенностей менталитета к подчинению своим руководителям — фюрерам, молча проглотили эту отравленную шовинизмом приманку и поддержали национал-социалистов (все же социалисты!). Они проголосовали за Гитлера и его партию и получили в результате войну Германии против всего мира. Они вновь потерпели поражение. Сейчас это вызывает только недоумение: как можно было решиться на войну против всего мира
Стр.11
12 Р. З. Абдуллин. Российская национальная идея: от утопии к реальности после поражения в Первой мировой войне? Ведь это чистое безумие! Но тогда, под действием тотальной пропаганды и устрашающей угрозы голодной смерти, немцы на это пошли. Нацистская модель германской национальной идеи состояла из трех основных частей: геополитической — идеи расширения жизненного пространства для немцев и похода на Восток, этнической — о превосходстве арийской германской расы (подразумевалось — нации) и политической — идеи военного реванша и передела мира. Имелась и четвертая составляющая — экономическая. В неявном виде она предполагала захват богатств, накопленных другими народами и государствами, в ходе их завоевания. Несмотря на неявный характер, именно эта часть национальной идеи осуществлялась в ходе второй мировой войны наиболее последовательно. В целом добросовестная исполнительность немцев, переходящая порой в педантичность, сыграла с ними злую шутку: последовательное воплощение в жизнь человеконенавистнических расистских теорий обернулось для всей Европы чудовищными злодеяниями по методичному уничтожению миллионов людей в концлагерях, расстрелами мирного населения особыми командами и другими формами геноцида, разграблением национальных богатств. Нацистские преступники были осуждены Нюрнбергским трибуналом и понесли суровое наказание… Но история диалектична. Добросовестность немцев, их исполнительность, умение трудиться спокойно, размеренно, производительно и качественно, возродили послевоенную Германию. Свою роль сыграла здесь экономическая помощь США в виде плана Маршалла. Теперь Германия в объединенном и обновленном виде экономически и политически доминирует в Западной Европе. Мы видим здесь действие тех же факторов, что и в Японии. Хорошо видно, как одни и те же национальные особенности меняют результаты общественной деятельности в зависимости от установленной национальной идеей цели. Это показывает, насколько сильна национальная идея и как мощно она влияет на судьбы народов, и всего человечества. 1.3. Российская национальная идея Российская национальная идея имеет богатую историю. От легенды о призвании варягов Рюрика, Трувора и Синеуса править Русью, она переходит к истории Российской империи, поэтапно создаваемой Иваном Грозным, Петром Первым и их преемниками. Победа Октябрьской социалистической революции под руководством В. И. Ленина, создание СССР, ставшего второй сверхдержавой мира, составляют новый, прин
Стр.12