А.А. Мёдова
Для-себя-бытие
В данном тексте рассмотрены понятия бытие-в-себе и для-себя-бытие, а
именно их потенциал в дискурсе о сущности человека. <...> Данные понятия были
введены Гегелем как напрямую связанные с концептом сущность. <...> Следует
предположить, что категории бытие-в-себе и для-себя-бытие должны быть
продуктивны и для исследования сущности человека, что мы намерены подтвердить анализом их интерпретации в текстах Г.В.Ф. Гегеля и Ж.-П. <...> В «Науке логики» Гегель мыслит в-себе-бытие как безразличие ко всякой
определенности бытия, когда инобытие и соотношение с иным сняты, причем
в-себе-бытие – это только абстракция чистой сущности [2, с. <...> Это следует
понимать как абсолютное тождество сущности с самой собой, успокоение её в
себе, полную безотносительность по отношению к чему-либо и отрицание любой качественности. <...> Это идея сущности par exellenz, схожая с кантовским
концептом «вещь сама по себе». <...> В-себе-бытие по природе своей умозрительно, в приложении к проблеме человека это понятие может характеризовать не
столько человека как такового, сколько его способ мышления. <...> Не случайно
Гегель начинает исследовать сущность как рефлексию в самой себе, а именно,
на первой ступени как полагающую рефлексию, затем как внешнюю рефлексию и, наконец, как определяющую рефлексию. <...> Такой подход Гегеля связан с
его идеей абсолютного самосознающего духа. <...> Понятие бытия-в-себе на новом уровне развивается Сартром. <...> Во введении
к «Бытию и ничто» он утверждает, что данное понятие применимо только к
бытию феномена, бытие же сознания (или, иначе, бытие дорефлексивного cogito) совершенно иное и требует иного прояснения. <...> Различение двух типов
бытия – бытия феномена и бытия сознания – приводит Сартра к кантовскому
выводу: понятие бытия расколото на две не сообщающиеся сферы, и нужно
установить их подлинные отношения с понятием бытия вообще и отношения,
которые их соединяют [3, с. <...> С помощью понятий бытие-в-себе и бытиедля-себя (последнее обозначает <...>
Для-себя-бытие.pdf
А.А. Мёдова
Для-себя-бытие
В данном тексте рассмотрены понятия бытие-в-себе и для-себя-бытие, а
именно их потенциал в дискурсе о сущности человека. Данные понятия были
введены Гегелем как напрямую связанные с концептом сущность. Следует
предположить, что категории бытие-в-себе и для-себя-бытие должны быть
продуктивны и для исследования сущности человека, что мы намерены подтвердить
анализом их интерпретации в текстах Г.В.Ф. Гегеля и Ж.-П. Сартра.
В «Науке логики» Гегель мыслит в-себе-бытие как безразличие ко всякой
определенности бытия, когда инобытие и соотношение с иным сняты, причем
в-себе-бытие – это только абстракция чистой сущности [2, с.8]. Это следует
понимать как абсолютное тождество сущности с самой собой, успокоение её в
себе, полную безотносительность по отношению к чему-либо и отрицание любой
качественности. Это идея сущности par exellenz, схожая с кантовским
концептом «вещь сама по себе». В-себе-бытие по природе своей умозрительно,
в приложении к проблеме человека это понятие может характеризовать не
столько человека как такового, сколько его способ мышления. Не случайно
Гегель начинает исследовать сущность как рефлексию в самой себе, а именно,
на первой ступени как полагающую рефлексию, затем как внешнюю рефлексию
и, наконец, как определяющую рефлексию. Такой подход Гегеля связан с
его идеей абсолютного самосознающего духа.
Понятие бытия-в-себе на новом уровне развивается Сартром. Во введении
к «Бытию и ничто» он утверждает, что данное понятие применимо только к
бытию феномена, бытие же сознания (или, иначе, бытие дорефлексивного cogito)
совершенно иное и требует иного прояснения. Различение двух типов
бытия – бытия феномена и бытия сознания – приводит Сартра к кантовскому
выводу: понятие бытия расколото на две не сообщающиеся сферы, и нужно
установить их подлинные отношения с понятием бытия вообще и отношения,
которые их соединяют [3, с.37]. С помощью понятий бытие-в-себе и бытиедля-себя
(последнее обозначает бытие сознания) Сартр ставит онтологиче
Стр.1
скую проблему отношения человека к миру. Таким образом, эти понятия становятся
антонимами. Каковы же качества бытия мира, которыми не обладает
человек?
Бытие-в-себе есть «само по себе», оно – не активность и не пассивность,
ибо это понятия человеческие. Бытие так же по ту сторону отрицания и
утверждения, поскольку оно цельно в себе, едино, «густо» (как у Парменида,
который определял бытие как сплошное), и не может распадаться на утверждаемое
и утверждающее. Сартр определяет бытие-в-себе по отношению к сознанию
как «принадлежность себе без малейшего зазора» [3, с.38]. Бытие феномена
даже нельзя назвать имманентностью, ибо последняя подразумевает
какое-то отношение к себе, минимальный откат от себя к себе, но бытие есть
целиком в себе, оно не имеет никаких внутренних самоотношений, оно есть
бытие само по себе. (Данное понятие - «вещь сама по себе», die Sache an sich,
впервые сформулировал Кант, что еще раз указывает на преемственность концепции
Сартра от метафизики Канта.)
Применительно к проблеме понимания человека, приведенные определения
бытия-в-себе указывают на специфическую особенность человеческого
сознания – самосоотнесенность, способность к отношению с самим собой.
Этой характеристики лишено любое другое бытие. По Сартру бытие непрозрачно
для самого себя потому, что оно наполнено собой, «оно есть то, что
оно есть» [там же]. В человеке же, в его сознании есть некий зазор, просвет, то
состояние, когда человек не есть то, что он есть, и этот просвет определяется
Сартром как ничто. Очевидно, именно эту самоотнесенность должно фиксировать
понятие для-себя-бытие.
«Для-себя-бытие» в гегелевской интерпретации – это сама отрицательность,
переход к наличному бытию. В этой ипостаси сущности различаются
определения, которые в ней содержатся. Для-себя-бытие – это отталкивание
сущности от самой себя, безразличие к себе, отрицательное соотношение с собой.
Для-себя-бытие противополагает себя самому себе и обретает единство с
собой в этом отличии от себя самого [2, с. 9]. Несомненно, такое определении
Стр.2