В процессе развития системного мировоззрения и методов системного исследования отдельные науки, заимствуя это
мировоззрение и эти методы, употребляют их для решения своих задач,
приспосабливают их к своим нуждам. <...> Затем записываем задачу
на языке математических символов, определяем множество переменных и
строим систему знаковых соотношений (уравнений и неравенств). <...> Выбрав простую, лаконичную модель, мы анализируем ее, используя
математический инструментарий (знания, накопленные в области исследования систем линейных или нелинейных уравнений и неравенств). <...> Методологической основой разработки и исследования рассматриваемых содержательных моделей является системный анализ. <...> Дело в том, что социальные системы не просто функционируют во времени - они еще принимают решения, осуществляют выбор пути дальнейшего развития. <...> Наука, объединяющая организационный опыт человечества, – это теория организационных систем, изучающая каждую из них с точки зрения отношений между
ее частями, а также отношения единой системы с внешней средой. <...> А.А. Богданов выявил и сформулировал два ведущих закона, которые
предопределяют функционирование и развитие организационных систем. <...> В жизни
закон расхождения играет важную, направляющую роль. <...> К законам организации можно отнести следующие: закон пропорциональности и композиции; закон информированности и упорядоченности;
закон дифференциации и интеграции функций. <...> В интегративном качестве, в целостности, «эмержентности» и
состоит один из отличительных признаков социальных системных объектов от несистемных. <...> Вторую группу компонентов социальной системы составляют экономические, социальные, политические, духовные процессы. <...> Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в
процессе выполнения функции организации:
- определение и детализация целей фирмы;
- определение приемов, способов деятельности по достижению этих
целей;
- поручение различных <...>
Моделирование_социальных_систем.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени академика С. П. КОРОЛЁВА
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)»
К.Б. ГЕРАСИМОВ
МОДЕЛИРОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
Утверждено Редакционно-издательским советом
университета в качестве учебного пособия
САМАРА
Издательство СГАУ
2010
Стр.1
УДК 316.31.4
ББК 60.56
Г371
Рецензенты: д-р экон. наук, проф. В.Д. Богатырев,
д-р соц. наук, проф. Г.А. Лукс
Г 371 Герасимов К.Б.
Моделирование социальных систем: учеб. пособие / К. Б. Герасимов.
– Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2010. – 88 с.: ил.
ISBN 978-5-7883-0770-1
Рассматриваются современные представления о моделировании социальных
процессов, формы и содержания социального менеджмента
в России и за рубежом. Представлены различные аспекты социальной
деятельности, содержание и формы человеческих отношений в социальной
сфере.
Учебное пособие призвано оказать реальную помощь студентам
специальности «Менеджмент организации» всех видов обучения, аспирантам
и слушателям курсов повышения квалификации, а также
специалистам в области социального и экономического управления.
УДК 316.31.4
ББК 60.56
ISBN 978-5-7883-0770-1
© Самарский государственный
аэрокосмический университет, 2010
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………. 4
1. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………... 6
1.1. Объект и предмет социального управления……………………………………. 6
1.2. Система функций социального управления……………………………………. 16
1.3. Методы социального управления……………………………………………….. 23
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА……………………….. 33
2.1. Основные понятия системного анализа………………………………………… 33
2.2. Системный подход в социологии и биологии………………………………….. 40
2.3. Классификация методологических подходов…………………………………... 43
3. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ…………………………………………… 46
3.1. Понятие и предметная область социального проектирования………………… 46
3.2. Основы теории социального проектирования………………………………….. 52
3.3. Принципы социокультурного проектирования………………………………… 56
4. РОЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ В СОЦИОЛОГИИ………………………………….. 58
4.1. Понятие теории и модели………………………………………………………... 58
4.2. Типология моделей и схема их взаимосвязи…………………………………… 59
4.3. Визуализация и качественные методы моделирования……………………….. 66
4.4. Модели и системы………………………………………………………………... 71
4.5. Примеры моделей жизненного цикла…………………………………………… 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….. 84
3
Стр.3