Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети XX века (143,00 руб.)

0   0
Первый авторХатямова М. А.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц328
ID175322
АннотацияВ монографии исследуется феномен "избыточной" литературности как один из основных способов сохранения самоидентичности литературы. Изучение литературоцентричной поэтики прозы русских писателей первой трети XX века Е.Замятина, Б.Зайцева, М.Осоргина, Н.Берберовой открывает семиотический механизм сохранения культуры и конкретизирует понимание исторически изменчивых вариантов саморефлексии русской прозы. Формы литературной саморефлексии, обнаруженные в литературоцентричной поэтике повествования и сюжета в творчестве эстетически разных писателей (метапроза Е.Замятина, М.Осоргина и Н.Берберовой, мифологический сюжет Б.Зайцева, М.Осоргина и Е.Замятина, культуро- и литературоцентричный сюжет в творчестве всех названных авторов), порождают сходство индивидуальных поэтик и позволяют рассматривать литературность как еще один (помимо традиционных - метода, стиля, жанра) закон искусства, основанный на антиэнтропийных принципах организации художественного мира и сохраняющий в литературоцентричных формах самоценность эстетической реальности от деструктивного воздействия социального хаоса.
Кому рекомендованоКнига предназначена для историков, филологов и всех интересующихся литературоведением и историей культуры.
ISBN978-5-9551-0248-1
УДК821.161.1.0
ББК83.3(2Рос=Рус)
Хатямова, М.А. Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети XX века : [монография] / М.А. Хатямова .— Москва : Языки славянской культуры, 2008 .— 328 с. — (Коммуникативные стратегии культуры) .— Науч. ред.: В.А. Суханов .— ISBN 978-5-9551-0248-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/175322 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Одной из таких интегрирующих категорий, реализующихся в поэтике произведения, является литературная саморефлексия. <...> Проблема литературной рефлексии разрабатывалась в исследованиях Д. М. Сегала, В. М. Петрова, В. И. Тюпы, Д. П. Бака, М. Н. Липовецкого, Н. С. Бройтмана, М. П. Абашевой, в коллективной монографии «Формы саморефлексии литературы ХХ века: метатекст и метатекстовые структуры»2. <...> История и теория литературного самосознания: творческая рефлексия в литературном произведении. <...> 6: Формы саморефлексии литературы ХХ века: метатекст и метатекстовые структуры / Ред. <...> Художественная саморефлексия обостряется в переходные моменты истории искусства, когда происходит массовая смена одних типов художественных структур другими. <...> Проблема литературной рефлексии в теоретическом и историческом аспектах была поставлена в работах В. И. Тюпы и Д. П. Бака «Эволюция художественной рефлексии как проблема исторической поэтики» и Д. П. Бака «История и теория литературного самосознания: творческая рефлексия в литературном произведении»7. <...> История и теория литературного самосознания: творческая рефлексия в литературном произведении. <...> Если в начальный период своего функционирования творческая рефлексия была направлена «на смену риторических канонов, — знаменовала поворот произведения искусства к построению саморазвивающейся реальности», то позднее она стала означать «свободу складывания антитрадиционального произведения», «которая оказалась замкнутой на самой себе»: в терминах М. М. Бахтина можно было бы сказать, что непомерно разросшееся «событие рассказывания» перечеркнуло, поглотило «рассказываемое событие»10. <...> Выделяя три стадии в развитии эстетического объекта — «поэтику синкретизма», «эйдетическую поэтику» и «поэтику художественной модальности», — автор фиксирует возникновение и развитие форм литературного самосознания от риторической эпохи к неклассической. <...> Исследование различных аспектов <...>
Формы_литературной_саморефлексии_в_русской_прозе_первой_трети_XX_века.pdf
М. А. ХАТЯМОВА ОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ САМОРЕФЛЕКСИИ В РУССКОЙ ПРОЗЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX века Марина Альбертовна Хатямова — кандидат филологических наук, доцент Томского государственного педагогического университета; автор монографии «Творчество Е. И. Замятина в контексте повествовательных стратегий первой трети ХХ века: создание авторского мифа» (Томск, 2006), статей по истории русской литературы первой половины ХХ века. МОСКВА 2008 М. А. ХАТЯМОВА ОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ САМОРЕФЛЕКСИИ В РУССКОЙ ПРОЗЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX века КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ КУЛЬТУРЫ
Стр.1
М. А. ХАТЯМОВА ОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ САМОРЕФЛЕКСИИ В РУССКОЙ ПРОЗЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX века ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОСКВА 2008
Стр.4
 83.3(2=)  25              : . .  ( -, ), . .  (, ), . .  (, -   , ), . .  (, ), . .  (, ), . .  ( . -), .  ( -)  25  . .         XX  / . . . . . — .:   , 2008. — 328 . — (  ). ISBN 978-5-9551-0248-1     «»         .           . , . , . , .               .   ,             ( . , .   . ,   . , .   . , -        ),            (  — , , )  ,                    .  83.3      .  « . . », 1889 ISBN 978-5-9551-0248-1 ©  . ., 2008  ©   , 2008 Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.5
5 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение .......................................................................................7 Глава 1. Несобственно-художественные формы саморефлексии автора (Å. È. Çàìÿòèí) .........................23 1.1. Проблема соотношения этического и эстетического в ранней публицистике Å. È. Замятина ................................................................26 1.2. «Техника художественной прозы»: концепция диалогического языка. Проблемы ïîâåñòâîâàíèÿ.............................................33 1.3. Теория неореализма Å. È. Замятина .........................51 1.4. Экзистенциальные и психоаналитические мотивы в публицистике Е. И. Замятина второй половины 1920—1930-õ годов ........................................................59 Глава 2. Литературоцентричное повествование как способ мифологизации прозы: орнаментальный сказ, стилизация, персональное повествование (Å. È. Çàìÿòèí) ..................................................................71 2.1. Поэтика орнаментального сказа в ранней прозе Å. È. Замятина ....................................77 2.2. Стилизация в прозе Å. È. Замятина 1910—20-õ годов ......................................................... 115 2.3. Семантика персонального повествования в поздних новеллах Å. È. Замятина («Åëà», 1928; «Íàâîäíåíèå», 1929) .................................................. 142 Глава 3. Структура «текст о тексте» как вид литературной саморефлексии (Å. Çàìÿòèí, Ì. Îñîðãèí, Í. Берберова) ................... 159 3.1. Метатекстовая структура романа Е. И. Замятина «Ìû» (1920) .................................................................. 161 3.2. «Бич Божий»: логика повествования и концепция истории Å. È. Замятина ..................... 182
Стр.6
6 Оглавление 3.3 Метароман М. А. Осоргина «Вольный каменщик» (1935): «ñþæåò ãåðîÿ» и «ñþæåò àâòîðà» ................. 204 3.4 Структура «текст в тексте» как способ сохранения культуры в повести Н. Н. Берберовой «Àêêîìïàíèàòîðøà» (1934) ....................................... 232 Глава 4. Аллюзивность как способ трансформации семантики канонического сюжета (Á. Çàéöåâ) ......... 251 4.1 Мифологический языческий код как принцип организации повествования и сюжета в ранних рассказах Á. Ê. Зайцева ............................ 257 4.2 Культуроцентризм «христианского» сюжета в зрелой прозе Б. К. Зайцева («Ñïîêîéñòâèå», 1909; «Äàëüíèé êðàé», 1912; «Çîëîòîé óçîð», 1925)................................................. 270 Заключение ............................................................................. 305 Литература .............................................................................. 309
Стр.7