Одной из таких интегрирующих категорий, реализующихся в поэтике произведения, является литературная саморефлексия. <...> Проблема литературной рефлексии разрабатывалась в исследованиях Д. М. Сегала, В. М. Петрова, В. И. Тюпы, Д. П. Бака, М. Н. Липовецкого, Н. С. Бройтмана, М. П. Абашевой, в
коллективной монографии «Формы саморефлексии литературы ХХ века: метатекст и метатекстовые структуры»2. <...> История и теория литературного самосознания: творческая рефлексия в литературном
произведении. <...> 6: Формы саморефлексии литературы ХХ века: метатекст и метатекстовые структуры / Ред. <...> Художественная саморефлексия обостряется в переходные
моменты истории искусства, когда происходит массовая смена одних типов художественных структур другими. <...> Проблема литературной рефлексии в теоретическом и историческом аспектах была поставлена в работах В. И. Тюпы
и Д. П. Бака «Эволюция художественной рефлексии как проблема исторической поэтики» и Д. П. Бака «История и теория литературного самосознания: творческая рефлексия в
литературном произведении»7. <...> История
и теория литературного самосознания: творческая рефлексия в
литературном произведении. <...> Если в начальный период своего функционирования
творческая рефлексия была направлена «на смену риторических канонов, — знаменовала поворот произведения искусства к построению саморазвивающейся реальности», то позднее
она стала означать «свободу складывания антитрадиционального произведения», «которая оказалась замкнутой на самой
себе»: в терминах М. М. Бахтина можно было бы сказать, что
непомерно разросшееся «событие рассказывания» перечеркнуло, поглотило «рассказываемое событие»10. <...> Выделяя три
стадии в развитии эстетического объекта — «поэтику синкретизма», «эйдетическую поэтику» и «поэтику художественной
модальности», — автор фиксирует возникновение и развитие
форм литературного самосознания от риторической эпохи к
неклассической. <...> Исследование различных аспектов <...>
Формы_литературной_саморефлексии_в_русской_прозе_первой_трети_XX_века.pdf
М. А. ХАТЯМОВА
ОРМЫ
ЛИТЕРАТУРНОЙ
САМОРЕФЛЕКСИИ
В РУССКОЙ ПРОЗЕ
ПЕРВОЙ ТРЕТИ
XX века
Марина Альбертовна Хатямова —
кандидат филологических наук,
доцент Томского государственного
педагогического университета;
автор монографии «Творчество
Е. И. Замятина в контексте
повествовательных стратегий
первой трети ХХ века: создание
авторского мифа» (Томск, 2006),
статей по истории русской
литературы первой половины
ХХ века.
МОСКВА
2008
М. А. ХАТЯМОВА
ОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ САМОРЕФЛЕКСИИ
В РУССКОЙ ПРОЗЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX века
КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ КУЛЬТУРЫ
Стр.1
М. А. ХАТЯМОВА
ОРМЫ
ЛИТЕРАТУРНОЙ
САМОРЕФЛЕКСИИ
В РУССКОЙ ПРОЗЕ
ПЕРВОЙ ТРЕТИ
XX века
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МОСКВА 2008
Стр.4
83.3(2=)
25
:
. . ( -, ), . . (, ),
. . (, - , ),
. . (, ), . . (, ),
. . ( . -), . ( -)
25
. .
XX / . . . . . — .:
, 2008. — 328 . — (
).
ISBN 978-5-9551-0248-1
«»
.
. ,
. , . , .
. ,
( . ,
. . , . ,
. . , -
),
( — , ,
) ,
.
83.3
. « . . », 1889
ISBN 978-5-9551-0248-1
© . ., 2008
© , 2008
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.5
5
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .......................................................................................7
Глава 1. Несобственно-художественные формы
саморефлексии автора (Å. È. Çàìÿòèí) .........................23
1.1. Проблема соотношения этического
и эстетического в ранней публицистике
Å. È. Замятина ................................................................26
1.2. «Техника художественной прозы»:
концепция диалогического языка.
Проблемы ïîâåñòâîâàíèÿ.............................................33
1.3. Теория неореализма Å. È. Замятина .........................51
1.4. Экзистенциальные и психоаналитические мотивы
в публицистике Е. И. Замятина второй половины
19201930-õ годов ........................................................59
Глава 2. Литературоцентричное повествование как способ
мифологизации прозы: орнаментальный сказ,
стилизация, персональное повествование
(Å. È. Çàìÿòèí) ..................................................................71
2.1. Поэтика орнаментального сказа
в ранней прозе Å. È. Замятина ....................................77
2.2. Стилизация в прозе Å. È. Замятина
191020-õ годов ......................................................... 115
2.3. Семантика персонального повествования
в поздних новеллах Å. È. Замятина («Åëà», 1928;
«Íàâîäíåíèå», 1929) .................................................. 142
Глава 3. Структура «текст о тексте» как вид
литературной саморефлексии
(Å. Çàìÿòèí, Ì. Îñîðãèí, Í. Берберова) ................... 159
3.1. Метатекстовая структура романа Е. И. Замятина
«Ìû» (1920) .................................................................. 161
3.2. «Бич Божий»: логика повествования
и концепция истории Å. È. Замятина ..................... 182
Стр.6
6
Оглавление
3.3 Метароман М. А. Осоргина «Вольный каменщик»
(1935): «ñþæåò ãåðîÿ» и «ñþæåò àâòîðà» ................. 204
3.4 Структура «текст в тексте» как способ сохранения
культуры в повести Н. Н. Берберовой
«Àêêîìïàíèàòîðøà» (1934) ....................................... 232
Глава 4. Аллюзивность как способ трансформации
семантики канонического сюжета (Á. Çàéöåâ) ......... 251
4.1 Мифологический языческий код как принцип
организации повествования и сюжета
в ранних рассказах Á. Ê. Зайцева ............................ 257
4.2 Культуроцентризм «христианского» сюжета
в зрелой прозе Б. К. Зайцева
(«Ñïîêîéñòâèå», 1909; «Äàëüíèé êðàé», 1912;
«Çîëîòîé óçîð», 1925)................................................. 270
Заключение ............................................................................. 305
Литература .............................................................................. 309
Стр.7