ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
С Л А ВЯ НС К И Х Н А Р ОДОВ
В Э П ОХ У РА Н Н Е Г О
С Р Е Д Н Е В Е К О В Ь Я
И НС Т И Т У Т С Л А ВЯ НО В Е Д Е Н И Я РА Н
ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ
В ЭПОХУ РАННЕГО
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Ответственный редактор <...> Б. Н. Флоря
Р УКОПИСНЫЕ ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ Р УСИ
МОСКВА 2009
ББК
63.3(49)=Сл
О 28
Издание осуществлено при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ)
проект № 07-01-16114
Исследование выполнено
в рамках программы фундаментальных исследований Отделения историкофилологических наук РАН «История, языки и литературы славянских народов
в мировом социокультурном контексте»
О 28
Общественная мысль славянских народов в эпоху раннего
Средневековья / Отв. ред. <...> Если ранее в этом видели последствия быстрого развития крупного
феодального землевладения, то в настоящее время политический распад связывают со стремлениями политической элиты отдельных регионов самой распоряжаться накопленными на территории этих регионов ресурсами. <...> Перемены во взглядах на характер первых славянских государств
и славянского общества раннего средневековья сделали актуальной
задачу выяснить, как отражались особенности, характерные черты
общественного строя славянских народов этой эпохи в общественной
мысли того времени, какое осмысление получал в памятниках общественной мысли сам этот своеобразный общественный строй, как
воспринимался обществом переход к порядкам феодальной раздроб
ленности. <...> Самым ранним памятником древнеболгарской политической мысли является так называемый «Именник болгарских ханов» 4, дошедший до нас по-славянски, но с огромным количеством тюркских слов. <...> 3
Болгарская общественная мысль эпохи раннего средневековья 11
как единое произведение 6. <...> 9
Болгарская общественная мысль эпохи раннего средневековья 13
колена потомков Кубрата изменили отеческим обычаям и переняли
моду завоевателей? <...> Эти два персонажа <...>
Общественная_мысль_славянских_народов_в_эпоху_Раннего_Средневековья.pdf
ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ
В Э П О Х У Р А Н Н Е Г О
СР ЕДНЕВЕ К О ВЬ Я
ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Стр.1
ИНСТИТУТ СЛАВЯНОВЕДЕНИЯ РАН
ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ
В ЭПОХУ РАННЕГО
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Ответственный редактор
Б. Н. Флоря
Р У КОПИСНЫЕ ПАМЯ ТНИКИ Д Р Е ВНЕЙ Р УСИ
МОС К ВА 2 0 0 9
Стр.2
ББК 63.3(49)=Сл
О 28
Издание осуществлено при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ)
проект № 07-01-16114
Исследование выполнено
филологических наук РАН «История, языки и литературы славянских народов
в мировом социокул турном контексте»
в рамках программы фундаментальных исследований Отделения историкоь
О
28
Общественная мысль славянских народов в эпоху раннего
Средневековья / Отв. ред. Б. Н. Флоря. — М.: Рукописные памятник
Древней Руси, 2009. — 320 с.: ил.
и
ISB N 978-9551-0300-6
Исследования последних десятилетий позволили выявить характерные
черты особого пути формирования государственности и
классового общества у славянских народов в эпоху раннего средневековья,
когда социальную элиту общества и одновременно государственный
аппарат составляла военная корпорация — дружина. Авторы
книги показывают, каким образом в текстах средневековых авторов
отражался и осмыслялся этот своеобразный общественный
строй. В книге выявляются и анализируются содержащиеся в литературных
текстах представления о древнейшей истории славян, зарождении
первых славянских государств и их властных структур,
реальных отношениях и идеальной модели отношений правителя,
социальной элиты и подданных. Специально внимание уделено исследованию
памятников скандинавской общественной мысли в сопоставлении
со славянскими.
ББК 63.3
В оформлении переплета использовано изображение правителя на барельефе XI в.
из баптистерия Сплита (Хорватия)
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
ISBN 978-5-9551-0300-6
© Авторы, 2009 гггггггггггггггггггггггггггггггг
© Рукописные памятники Древней Руси, 2009
Стр.3
Содержание
Введение ................................................................................................... 7
С. А. Иванов.
Болгарская общественная мысль
эпохи раннего средневековья ............................................................... 9
Б. Н. Флоря, А. А. Турилов.
Общественная мысль Древней Руси
в эпоху раннего средневековья .......................................................... 31
В. Я. Петрухин.
Становление государств и власть правителя
в германо-скандинавских и славянских традициях:
аспекты сравнительно-исторического анализа ................................ 81
О. А. Акимова.
Развитие общественной мысли в раннесредневековых
государствах на западе Балкан ........................................................ 151
Б. Н. Флоря.
Польская общественная мысль раннего средневековья ................ 220
А. М. Кузнецова.
Общественная мысль Чехии эпохи раннего средневековья ......... 265
Заключение ........................................................................................... 293
Список сокращений ............................................................................. 305
Указатель имен ..................................................................................... 307
Стр.4
ВВедение
Выбор для исследования такой темы, как «Общественная мысль
славянских народов в эпоху раннего средневековья», требует специального
обоснования. Ведь общественная мысль славянских народов
в эту эпоху постоянно привлекала к себе внимание исследователей, и
те немногие тексты, которые содержат материал на эту тему, также
неоднократно изучались.
Причины нового обращения к теме связаны с тем, что в последние
десятилетия очень изменились представления о характере славянского
общества в эпоху раннего средневековья. Если ранее это общество
рассматривалось как феодальное, находящееся в процессе формирования,
когда уже складывались классы феодалов-землевладельцев и
зависимых крестьян, то в настоящее время в науке утвердилось представление,
гораздо более соответствующее всей совокупности известных
фактов об обществе раннего средневековья как обществе, в котором
такие процессы только начинались и занимали скромное место.
Главная господствующая социальная группа такого общества — дружина
— объединяла в своих рядах не феодалов-землевладельцев, а
воинов, не имевших земельных владений и подданных, и все необходимое
для жизни получала от правителя. Правитель, глава государства
был в этом обществе не только центральной, но и главной фигурой,
так как в его руках находилось распределение производившихся
обществом материальных ресурсов. Но этим его роль не исчерпывалась.
Власть осуществляла не только распределение этих ресурсов, но
и организовывала производство многих из них. В рамках этой модели
существовало тесное переплетение интересов правителя и дружины:
чем сильнее была власть правителя, чем больше средств было в его
распоряжении, тем лучше были условия существования дружины.
Этими чертами организация власти и общества в эпоху раннего
средневековья принципиально отличалась от организации власти и
Стр.6
8
Введение
общества в эпоху развитого средневековья — эпоху распространения
и утверждения в славянском мире отношений, характерных для феодального
общества 1
.
Утверждение новых представлений об общественном строе славянских
народов в эпоху раннего средневековья привело и к отказу от
традиционных представлений о причинах феодальной раздробленности,
причинах политического распада первых славянских государств.
Если ранее в этом видели последствия быстрого развития крупного
феодального землевладения, то в настоящее время политический распад
связывают со стремлениями политической элиты отдельных регионов
самой распоряжаться накопленными на территории этих регионов
ресурсами.
Естественно, что в этой новой историографической ситуации научные
работы, авторы которых искали в славянской общественной
мысли раннего средневековья отражение и осмысление отношений,
характерных для феодального общества, не могут быть признаны удовлетворительными.
Перемены
во взглядах на характер первых славянских государств
и славянского общества раннего средневековья сделали актуальной
задачу выяснить, как отражались особенности, характерные черты
общественного строя славянских народов этой эпохи в общественной
мысли того времени, какое осмысление получал в памятниках общественной
мысли сам этот своеобразный общественный строй, как
воспринимался обществом переход к порядкам феодальной раздробленности.
Ответу
на эти вопросы и посвящена данная работа.
1
Наряду с исследованиями зарубежных ученых, прежде всего Д. Тржештика
и К. Модзелевского, представления о характере общественного строя
славянских народов в эпоху раннего средневековья получили отражение в
таких работах, как: Раннефеодальные государства на Балканах VI–XII вв.
М., 1985; Раннефеодальные государства и народности (южные и западные
славяне VI–XII вв.). М., 1991.
Стр.7