of
НILOSOPHY
ELIGION
An Almanac
2008—2009
ИЛОСОФИЯ
ЕЛИГИИ
Альманах
2008—2009
2008
2009
ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ
Стр.1
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
УЧРЕЖДЕНИЕ ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ РАН
ИЛОСОФИЯ
ЕЛИГИИ
Альманах
2008—2009
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР
МОСКВА 2010
Стр.5
��� 86.2
� 56
������� ������������ ��� ���������� ���������
����� ��. ���������
The volume is published with financial support
of the John Templeton Foundation
�������� ��:
����-������������� ��� �. �. �����
������ ����������� ���� �. �. �������
� 56
��������� �������: �������� 2008—2009 / ���. ���.
�. �. ����� / ��-� ��������� ���. — �.: ����� ����������
�������, 2010. — 528 �.
ISBN 978-5-9551-0364-8
������������� ������������� ������� «��������� �������:
��������» ���������� ������������ ����������� �������� �������������
��� ���� ������� ���������, ��������� ��������� �������
�� ���� ��������� ��� ���� ����������� ���������, �� �������� �����������������
������������� ���� � ������� � «���� � ����».
�������� ��������� �������� ������������� � ���������� ���������,
����������, ��������� ������������ �������� � ��������������
���������. ������ ������ ���������, ��� � ������ (2006—
2007), �������� �������, ����������� ��������� ������� ��� �����������
����������, ������������ ������������ ������, �������
������������ ��������, ��������� ����������-����������� ��������,
����������� ��������� ������� ��������� � ������������, ��������
� ����������� ��� �������. � ����� ������� ������� — �����������
�������� �����-������������ (�. ��������, �. ���������) �
�������� (�. �������) ����������� ��������. ����������� ���� ��
����� ������������� ������������ «��������������� �������» ����
� �������� ���������������� � ����������������� ������� � �������
��������� ��������, ������� �������� �� ������� ����� ���������������
��������� �������� «������������� ������� ������».
������� ���������� �� ������������ � ������� ���������, ��������,
��������������, � ����� �� ������� ���� ���������, ��������������
����������-����������� ������������� �� ���� �� ������.
��� 86.2
I SBN 978-5-9551-0364-8
© ������, 2010 ���������������������
© ����� ���������� �������, 2010
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.6
CОДЕРЖАНИЕ
От редколлегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
I. Философия религии как философская дисциплина
Шохин В.К. «Философия религии»:
становление авторефлексии. . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Шеффлер Р. Понимать религии – оценивать религии
(пер. А.К. Судакова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Каспер Б. Что может называться
«феноменологией религии»? Попытка прояснения
(пер. М.Л. Хорькова). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
II. Современный философский теизм
Суинберн Р. Аргумент от законов природы:
новое осмысление (пер. А.Б. Толстова) . . . . . . . . . . 88
Крэйг У. Каламический космологический аргумент
(пер. Е.В. Косиловой) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
Коллинз Р. Свидетельства в пользу тонкой настройки
(пер. Е.В. Косиловой) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
Пайк Н. Современный взгляд на проблему предведения
(пер. Е.В. Косиловой) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
Адамс Р. Запахи, цвета и Бог (пер. А.И. Кырлежева) . . . . . 176
Элстон У. Религиозный опыт как восприятие Бога
(пер. А.И. Кырлежева). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
Плантинга А. Реформатское возражение против
естественной теологии (пер. А.Б. Толстова) . . . . . . . . 210
Шахов М.О. Правилен ли «принцип Юма»? . . . . . . . . . . 228
Шохин В.К. Теизм, постмодернистские похороны
метафизики и индийская атмавада . . . . . . . . . . . . . 243
III. Из истории естественной теологии
Эндерс М. Мышление о непревзойденном:
двойная нормативность онтологического
понятия Бога (пер. М.Л. Хорькова) . . . . . . . . . . . . . 258
Стр.11
10
Содержание
IV. Переводы классики
Гуго Сен-Викторский о двух видах теологии
(предисловие, перевод с латыни
и комментарий А.Р. Фокина) . . . . . . . . . . . . . . . . 299
Резвых П.В. Первый набросок философской теологии
Ф.В.Й. Шеллинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315
Шеллинг Ф.В.Й. Штуттгартские частные лекции
(предисловие, перевод с немецкого
и комментарий П.В. Резвых) . . . . . . . . . . . . . . . . 326
V. Публикации и архив
Протоиерей Иоанн Скворцов. Лекции
по философии религии (Часть 2)
(предисловие и издание рукописи Н.А. Куценко) . . . . . 397
Зубова М.В. Василий Зубов как религиозный мыслитель . . . 422
Зубов В.П. Митра и Анахита
(подготовка текста А.М. Шишкова) . . . . . . . . . . . . 430
VI. Рецензии и размышления над книгами
Михайлов П.Б. Вопросы византийской философии:
новая книга В.М. Лурье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440
Диакон Павел Сержантов. Так называемые
полупелагианские споры . . . . . . . . . . . . . . . . . . 449
Фокин А.Р. Новое исследование
христологической системы Севира Антиохийского. . . . 453
Гаджикурбанов А.Г. «Проблема зла и теодицея» . . . . . . . 461
Шохин В.К. Перечитывая Льюиса. . . . . . . . . . . . . . . . 476
Пименов С.С. Кембриджское введение
в постмодернистскую теологию . . . . . . . . . . . . . . 495
VII. События
Семинар «Философия религии –
Теология – Религиоведение» . . . . . . . . . . . . . . . . 523
Философско-богословский рождественский семинар . . . . . 525
Об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 526
Стр.12
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
Представляя читателю этот второй выпуск нового международного
периодического издания, задачей которого является координация
усилий отечественных и зарубежных философов и религиоведов
с целью фактического создания новой для России области
философии в ее взаимосвязях со смежными дисциплинами
знания 1
, считаем небесполезным обозначить его новации в сравнении
с первым выпуском.
Межкультурный формат издания не только сохранился, но и
расширился. Если первый выпуск начал знакомство российского
читателя с представителями англо-американской аналитической
традиции, то на этот раз ему предоставляется возможность составить
первое представление о ее многообразии 2
, а также о том, как
понимается назначение философской рефлексии над религией и в
другой традиции – европейско-континентальной. С этой целью в
настоящий выпуск были включены публикации некоторых очень
известных немецких философов и теологов. Надеемся, что само
сопоставление стилей философствования двух основных регионов
западной религиологии 3
будет для нашей аудитории не только познавательным,
но и «провоцирующим».
Основная направленность настоящего периодического издания
– организация материала вокруг четко фиксированных тематических
рубрик (которая отличает его от ряда других философских
периодических изданий) – закономерно сохраняется и
здесь. Однако некоторые рубрики уточняются, а другие добавляются.
Так, представляется вполне естественным, что «общая
территория» переводов философско-религиозной классики и публикаций
рукописей отечественных авторов начинает разделяться.
Новая же рубрика «события» призвана сделать достоянием
философского сообщества работу тех семинаров и круглых столов,
которые в одном случае организуются, в другом – координируются
сектором философии религии Института философии
РАН, который несет ответственность и за настоящее периодическое
издание.
1 О задачах издания см. преамбулу «От редколлегии» его первого выпуска: Философия
религии: Альманах 2006–2007 / Отв. ред. В.К. Шохин. М.: Наука, 2007.
C. 11–14.
2
Читатель убедится в нем, сопоставив разработку естественной теологии в
статье Р. Суинберна с ее отрицанием в статье А. Плантинги, а также сравнив стилевые
особенности мышления Р. Коллинза и У. Элстона.
3
Об истории соответствующего термина и его интерпретации в настоящем издании
см. в первой по порядку его статье В.К. Шохина ««Философия религии»:
становление авторефлексии».
Стр.15
14
От редколлегии
Намечаются «точки роста» и в рамках отдельных рубрик. Так,
если в первом выпуске такой ответственный раздел, как «Современный
философский теизм» объединял публикации только англоамериканских
философов, то в этом выпуске оказалось возможным
включение текстов и отечественных авторов.
Тем не менее без сотрудничества зарубежных философских сообществ
этот выпуск так же не состоялся бы, как и первый. А потому,
выражая глубокую благодарность всем зарубежным авторам,
любезно давшим нам согласие на публикацию своих материалов
на русском языке, считаем своим приятным долгом поблагодарить
и издательства, в которых их статьи были опубликованы и которые
предоставили нам разрешение на эти публикации. Мы благодарим
за возможность публикации главы из книги Р. Адамса «Добродетель
и вера» (1987) издательство Oxford University Press, статьи
Н. Пайка (1993) – издательство Kluwer Academic Publishers, статьи
Р. Суинберна (2005) – издательство Ashgate Publishing, статьи
А. Плантинги – издателя журнала «Christian Scholar’s Review»,
статьи У. Крэйга (2002) – издательство Edinburgh University Press,
статьи У. Элстона «Религиозный опыт как восприятие Бога» – его
супругу В. Элстон, статей М. Эндерса, Р. Шеффлера и Б. Каспера
(2002) – руководство издательства Vittorio Klostermann GmbH
и главного редактора журнала «Jahrbuch für Religionsphilosophie»
М. Эндерса.
Представляя на суд читателя результат нашего труда, мы не можем
не принести извинений за те издательские недочеты, которые
неизбежны при публикации столь разнородного и разного «по происхождению»
материала. Но не можем мы также брать на себя и
ответственность за все. Это касается, в первую очередь, оформления
библиографических сносок при статьях зарубежных авторов.
Если отечественная академическая издательская школа исключает
употребление неполных библиографических описаний (при котором
отсутствовали бы указания на место, время, страницы журнальных
статей, не говоря уже об указаниях на фамилии авторов
и названия их произведений), то в некоторых статьях наших зарубежных
коллег библиографические лакуны самого широкого диапазона
являются общим местом 4
. В тех случаях, когда они оказывались
для нас восстановимы, мы пытались сделать все возможное
для «реставрации», но не все полные библиографические описания
оказывались для нас доступными. В таких случаях мы оставляли
лишь те библиографические описания, которыми нас обеспечили
4 Сходным образом оформлялись библиографические ссылки в наших дореволюционных
трудах. В качестве примера сошлемся на статью «Митра и Анахита»,
публикуемую в настоящем издании.
Стр.16
От редколлегии
15
авторы, снимая с себя ответственность за них. Не во всех случаях
мы располагали временнми возможностями унифицировать и те
библиографические ссылки, которые оказывались «функциональными».
Как и в первом выпуске настоящего издания, в ряде случаев
допускались уточнения и восполнения переводных текстов
с целью их лучшей адаптации для русскоязычного читателя: они
помечаются в сносках аббревиатурами – Пер. (от переводчика) и
Ред. (от редколлегии). Хотелось бы надеяться на то, что указанные
недочеты настоящего тома окажутся наиболее ощутимыми «шероховатостями»
для его читателя.
Стр.17