Народная загадка при первом знакомстве, или О том, как несправедливо
называть незнакомца добрым знакомым . <...> Хампти Дампти и морфология подлинной загадки . <...> 17.
ча нести порядок в собрание загадок привела к решению сложнейшей задачи
классификации загадки и подвела к порогу решения еще более трудной задачи
построения таксономии загадки . <...> Генетический код загадки и механизмы ее морфологического изменения
. <...> О поэтической
основе загадки и о поэтическом на службе у загадки
. <...> Пытаясь разглядеть
сквозь морфологию черты истории, эта работа не следует никаким готовым эволюционным моделям; то, как история загадки проглядывает
в попытках ее реконструкции, скорее, бросает вызов привычным представлениям. <...> Понятие генетического кода означает те особенности загадки, которые на материале записанных в новое время ее форм реконструируются в качестве фундаментальных
черт ее полнозначного состояния в прошлом, а также те особенности
загадки нового времени, которые разъясняются их происхождением от
древних. <...> Функционирование загадки в ритуале устной
традиции делает ее предметом антропологии; а связь устной традиции
с определенным состоянием общества — предметом социологии. <...> Так как функционирование загадки интимно связано
со своеобразной конфигурацией выражения, восприятия и переживания, то существен и ее психологический аспект, уходящий в глубинную
психологию, то есть соприкасающийся с психоанализом. <...> Поскольку морфологическая классификация, проведенная не формально, а по существу, переходит в таксономию, которая всегда является уникальной проблемой на любом данном стыке
природы или истории с разумом, то логика загадки выходит за рамки
формальной логики и побуждает нас воздерживаться от абстрактных
рационализаций и настороженно относиться к требованиям логики, основанной на самом общем уровне опыта. <...> Я
не буду извлекать, как кроликов из шляпы, готовые теории выше перечисленных наук и прилагать их <...>
Морфология_загадки.pdf
С. Я. СЕНДЕРОВИЧ
МОРФОЛОГИЯ
ЗАГАДКИ
Савелий Яковлевич Сендерович —
профессор русской литературы
и средневековых исследований
Корнельского университета (Cornell
University) в г. Итака штата НьюЙорк.
Автор статей по проблеме
начала русской историографии,
книг по истории русской культуры
(«Георгий Победоносец в русской
культуре», Берн 1994, Москва
2000), о русской поэзии XIX—
XX веков («Пенаты» Ист Лансинг
1990, совместно с Мареной
Сендерович), об элегическом
жанре у Пушкина («Алетейя», Вена
1982), о феноменологии творчества
Чехова («Чехов — с глазу на глаз»,
СПб. 1994), более тридцати статей
о Набокове (совместно с Еленой
Шварц) на русском и английском
языках и др. работ.
С. Я. СЕНДЕРОВИЧ МОРФОЛОГИЯ ЗАГАДКИ
Стр.1
С. Я. СЕНДЕРОВИЧ
МОРФОЛОГИЯ
ЗАГАДКИ
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МОСКВА 2008
Стр.4
71.04
31
. .
31
. — .: ,
2008. — 208 c.
ISBN 978-5-9551-0283-2
,
, ,
.
« ».
.
.
71.04
. «»
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
ISBN 978-5-9551-0283-2
© . . . , 2008
© , «», 2008
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. О морфологии в широком смысле и морфологии загадки в частности,
а также О характере предстоящего исследования
2. Народная загадка при первом знакомстве, или О том, как несправедливо
называть незнакомца добрым знакомым . . . . . .
.
.
.
.
.
.
. . .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
14
3. Трудности определения загадки. Как мы отражаемся в предмете нашего
познания, или О древнем чувстве сложности и новейшем редукционизме . 22
4. Отступление о характере гуманитарного знания, или Кое-что о герменевтике
не в классическом ключе . . .
32
5. О зиянии. Подступ к логике загадки . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
6. О загадке как общественном достоянии и О силе рационалистических
предрассудков .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
10. Подлинная загадка и ее окрестности. Что одному кажется сумбуром, то
другому может звучать музыкой . . . .
9. Хампти Дампти и морфология подлинной загадки
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
67
11. Отступление о проблеме истории загадки. Необходимые вопросы, точных
ответов на которые автор не знает . . . . . . . . . . . . . 76
12. Классификация по Леманну-Нитше. Рассказ о том, как простейшая задача
нести порядок в собрание загадок привела к решению сложнейшей задачи
классификации загадки и подвела к порогу решения еще более трудной задачи
построения таксономии загадки . .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
81
13. Классификация по Арчеру Тэйлору, или О непреднамеренных и счастливых
результатах научных поисков . . . . . . . . . . . . . . 89
14. Пост-теэйлорианская перспектива. Еще немного рефлексии . . 95
15. Народная загадка как фигура сокрытия. В этой центральной главе книги
речь идет о том, что загадка представляет собой не только жанр словесного искусства,
но и особую символическую формацию и особый феномен сознания 103
16. Скрытое содержание загадки. О том, что есть вещи, которые предпочитают
быть скрытыми
.
17. Место загадки в жизни общества. Содержание, функция и морфология
загадки
. . . . . .
. . .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
115
122
.
.
.
.
.
.
.
.
. . .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
7. Проблема жанра народной загадки. О необходимости дискриминации 49
8. В поисках подлинной загадки по заросшим травой следам фольклористов
XIX века .
55
60
40
.
.
.
.
7
Стр.6
18. Психология загадывания загадки, или Три способа подразнить. Компетенция
в разгадывании загадок . . . . .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
19. В кулисах тэйлоровой сцены. Возможность установить соответствие между
формальными средствами загадки и ее смысловыми предпочтениями .
127
135
20. Образное ядро народной загадки. Слово и образ. Гротеск в полную силу.
Попытка архетипологии
21. Снова Хапти Дампти. Генетический код загадки и механизмы ее морфологического
изменения . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
23. Замечания о народной загадке как поэтическом жанре. О поэтической
основе загадки и о поэтическом на службе у загадки
24. Методологическая рефлексия. Глава дополнительная, предназначенная
лишь для самых любознательных читателей . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
167
178
.
.
Предметный указатель . .
Именной указатель .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
25. Финальные замечания о незавершенности этой работы
Приложение: Генетический код загадки
Библиография
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 186
190
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
.
.
202
205
147
22. Обзор фигуративных средств загадки. Морфология загадки vis-à-vis
морфологии сказки
Стр.7