Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Морфология загадки (165,00 руб.)

0   0
Первый авторСендерович С. Я.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц209
ID175229
АннотацияНародная загадка из устных традиций, представляет собой быстро исчезающий древнейший жанр культуры, отличающийся краткостью, эксцентричностью и поэтической интенсивностью. Настоящее исследование посвящено реконструкции из дошедшего до нас материала основополагающих особенностей жанра и формулирует результаты в форме своего рода "генетического кода". Подвергаются испытанию общепринятые в среде фольклористов представления, и формируется свежий взгляд на строй и жизнь загадки в их взаимосвязи. Загадка предстает как исключительно своеобразная и сложная фигура речи и необходимый институт в жизни древнейшего и традиционного общества.
Кому рекомендованоДля научных работников, специалистов и всех, кто интересуется народной культурой и фольклором.
ISBN978-5-9551-0283-2
УДК008.01
ББК71.04
Сендерович, С.Я. Морфология загадки / С.Я. Сендерович .— Москва : Языки славянской культуры, 2008 .— 209 с. — (Studia philologica) .— ISBN 978-5-9551-0283-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/175229 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Народная загадка при первом знакомстве, или О том, как несправедливо называть незнакомца добрым знакомым . <...> Хампти Дампти и морфология подлинной загадки . <...> 17. ча нести порядок в собрание загадок привела к решению сложнейшей задачи классификации загадки и подвела к порогу решения еще более трудной задачи построения таксономии загадки . <...> Генетический код загадки и механизмы ее морфологического изменения . <...> О поэтической основе загадки и о поэтическом на службе у загадки . <...> Пытаясь разглядеть сквозь морфологию черты истории, эта работа не следует никаким готовым эволюционным моделям; то, как история загадки проглядывает в попытках ее реконструкции, скорее, бросает вызов привычным представлениям. <...> Понятие генетического кода означает те особенности загадки, которые на материале записанных в новое время ее форм реконструируются в качестве фундаментальных черт ее полнозначного состояния в прошлом, а также те особенности загадки нового времени, которые разъясняются их происхождением от древних. <...> Функционирование загадки в ритуале устной традиции делает ее предметом антропологии; а связь устной традиции с определенным состоянием общества — предметом социологии. <...> Так как функционирование загадки интимно связано со своеобразной конфигурацией выражения, восприятия и переживания, то существен и ее психологический аспект, уходящий в глубинную психологию, то есть соприкасающийся с психоанализом. <...> Поскольку морфологическая классификация, проведенная не формально, а по существу, переходит в таксономию, которая всегда является уникальной проблемой на любом данном стыке природы или истории с разумом, то логика загадки выходит за рамки формальной логики и побуждает нас воздерживаться от абстрактных рационализаций и настороженно относиться к требованиям логики, основанной на самом общем уровне опыта. <...> Я не буду извлекать, как кроликов из шляпы, готовые теории выше перечисленных наук и прилагать их <...>
Морфология_загадки.pdf
Стр.1
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Морфология_загадки.pdf
С. Я. СЕНДЕРОВИЧ МОРФОЛОГИЯ ЗАГАДКИ Савелий Яковлевич Сендерович — профессор русской литературы и средневековых исследований Корнельского университета (Cornell University) в г. Итака штата НьюЙорк. Автор статей по проблеме начала русской историографии, книг по истории русской культуры («Георгий Победоносец в русской культуре», Берн 1994, Москва 2000), о русской поэзии XIX— XX веков («Пенаты» Ист Лансинг 1990, совместно с Мареной Сендерович), об элегическом жанре у Пушкина («Алетейя», Вена 1982), о феноменологии творчества Чехова («Чехов — с глазу на глаз», СПб. 1994), более тридцати статей о Набокове (совместно с Еленой Шварц) на русском и английском языках и др. работ. С. Я. СЕНДЕРОВИЧ МОРФОЛОГИЯ ЗАГАДКИ
Стр.1
С. Я. СЕНДЕРОВИЧ МОРФОЛОГИЯ ЗАГАДКИ ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОСКВА 2008
Стр.4
 71.04  31  . .  31  . — .:   , 2008. — 208 c. ISBN 978-5-9551-0283-2     ,       ,  ,    .                    « ».                   .                  .  71.04        .  «» Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. ISBN 978-5-9551-0283-2 © . .  . , 2008 ©  , «», 2008 
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ 1. О морфологии в широком смысле и морфологии загадки в частности, а также О характере предстоящего исследования 2. Народная загадка при первом знакомстве, или О том, как несправедливо называть незнакомца добрым знакомым . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 3. Трудности определения загадки. Как мы отражаемся в предмете нашего познания, или О древнем чувстве сложности и новейшем редукционизме . 22 4. Отступление о характере гуманитарного знания, или Кое-что о герменевтике не в классическом ключе . . . 32 5. О зиянии. Подступ к логике загадки . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 6. О загадке как общественном достоянии и О силе рационалистических предрассудков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10. Подлинная загадка и ее окрестности. Что одному кажется сумбуром, то другому может звучать музыкой . . . . 9. Хампти Дампти и морфология подлинной загадки . . . . . . . . . . 67 11. Отступление о проблеме истории загадки. Необходимые вопросы, точных ответов на которые автор не знает . . . . . . . . . . . . . 76 12. Классификация по Леманну-Нитше. Рассказ о том, как простейшая задача нести порядок в собрание загадок привела к решению сложнейшей задачи классификации загадки и подвела к порогу решения еще более трудной задачи построения таксономии загадки . . . . . . . . . . . . . . . . 81 13. Классификация по Арчеру Тэйлору, или О непреднамеренных и счастливых результатах научных поисков . . . . . . . . . . . . . . 89 14. Пост-теэйлорианская перспектива. Еще немного рефлексии . . 95 15. Народная загадка как фигура сокрытия. В этой центральной главе книги речь идет о том, что загадка представляет собой не только жанр словесного искусства, но и особую символическую формацию и особый феномен сознания 103 16. Скрытое содержание загадки. О том, что есть вещи, которые предпочитают быть скрытыми . 17. Место загадки в жизни общества. Содержание, функция и морфология загадки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 122 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7. Проблема жанра народной загадки. О необходимости дискриминации 49 8. В поисках подлинной загадки по заросшим травой следам фольклористов XIX века . 55 60 40 . . . . 7
Стр.6
18. Психология загадывания загадки, или Три способа подразнить. Компетенция в разгадывании загадок . . . . . . . . . . . . . . . . 19. В кулисах тэйлоровой сцены. Возможность установить соответствие между формальными средствами загадки и ее смысловыми предпочтениями . 127 135 20. Образное ядро народной загадки. Слово и образ. Гротеск в полную силу. Попытка архетипологии 21. Снова Хапти Дампти. Генетический код загадки и механизмы ее морфологического изменения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23. Замечания о народной загадке как поэтическом жанре. О поэтической основе загадки и о поэтическом на службе у загадки 24. Методологическая рефлексия. Глава дополнительная, предназначенная лишь для самых любознательных читателей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157 167 178 . . Предметный указатель . . Именной указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25. Финальные замечания о незавершенности этой работы Приложение: Генетический код загадки Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186 190 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195 . . 202 205 147 22. Обзор фигуративных средств загадки. Морфология загадки vis-à-vis морфологии сказки
Стр.7