Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

О чем рассказали «говорящие» обезьяны: Способны ли высшие животные оперировать символами? (187,00 руб.)

0   0
Первый авторЗорина З. А.
АвторыСмирнова А. А.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц423
ID175184
АннотацияВ книге описаны результаты экспериментов последней трети XX века, доказывающие способность человекообразных обезьян и некоторых других высших позвоночных овладевать простейшими аналогами человеческой речи - использовать "языки-посредники". В первой части дается очерк современных представлений об элементарном мышлении животных, во второй излагается история поиска у обезьян зачатков человеческой речи и современные исследования этого вопроса, проанализированы свойства "языка", которым овладевают человекообразные обезьяны. Показано, что они способны усваивать значение сотен знаков (жестов и лексиграмм), используют их в разных контекстах, включая совершенно новые ситуации, применяют синонимы для обозначения одного и того же предмета.
Кому рекомендованоДля научных работников, специалистов, преподавателей и студентов вузов.
ISBN978-5-9551-0129-2
УДК591.5
ББК28
Зорина, З.А. О чем рассказали «говорящие» обезьяны: Способны ли высшие животные оперировать символами? / А.А. Смирнова; З.А. Зорина .— Москва : Языки славянской культуры, 2007 .— 423 с. : ил. — (Studia naturalia) .— На тит. листе указ.: Языки славянских культур, 2006; Науч. ред.: И.И. Полетаева; Предисл. А.Д. Кошелева; Послесл. Вяч. Вс. Иванова и А.Д. Кошелева .— ISBN 978-5-9551-0129-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/175184 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Изучает элементарное мышление животных, в том числе способность к обобщению и символизации у врановых птиц, читает лекции в МГУ и ряде институтов. <...> Автор монографии и ряда печатных работ по рассудочной деятельности птиц, а также учебных пособий «Основы этологии и генетики поведения» (М., 1999/2002, в соавторстве); «Зоопсихология: элементарное мышление животных» (М., 2001/2003, совместно с И. И. Полетаевой) и популярной книги «Поведение животных» в серии «Я познаю мир» (М., 2001, совместно с И. И. Полетаевой). <...> . трети ХХ века, доказывающие способность человекообразных обезьян и некоторых других высших позвоночных овладевать простейшими аналогами человеческой речи — использовать «языки-посредники». <...> В первой части дается очерк современных представлений об элементарном мышлении животных, во второй излагается история поиска у обезьян зачатков человеческой речи и современные исследования этого вопроса, проанализированы свойства «языка», которым овладевают человекообразные обезьяны. <...> Бонобо, которых начинали обучать языку-посреднику с полугодовалого возраста, усваивали не только язык лексиграмм, но и понимали устную речь человека на уровне двухлетних детей. <...> 76 Довербальные понятия — высший уровень обобщения у животных . <...> 105 Н. Н. Ладыгина-Котс и ее вклад в изучение поведения и психики шимпанзе. <...> 105 Содержание 7 Иони — первый воспитанник психологов: познавательные способности молодого шимпанзе . <...> .112 Попытка супругов Келлог воспитывать детеныша шимпанзе вместе с собственным ребенком: сравнение понимания устной речи у ребенка и шимпанзе. <...> 119 Начало диалога с обезьянами при помощи неакустических средств. <...> 133 Какими свойствами должно обладать языковое поведение обезьян, чтобы считать его аналогом языка человека? <...> 157 «Сверх программы»: языковое поведение, не предусмотренное программой обучения обезьян языку-посреднику. <...> 233 Сравнение бонобо и обыкновенных шимпанзе и роль раннего начала освоения языка . <...> 242 Экспериментальное <...>
О_чем_рассказали_«говорящие»_обезьяны_Способны_ли_высшие_животные_оперировать_символами?_.pdf
Зоя Александровна Зорина Доктор биологических наук. Заведует лабораторией физиологии и генетики поведения животных кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Изучает элементарное мышление животных, в том числе способность к обобщению и символизации у врановых птиц, читает лекции в МГУ и ряде институтов. Автор монографии и ряда печатных работ по рассудочной деятельности птиц, а также учебных пособий «Основы этологии и генетики поведения» (М., 1999/2002, в соавторстве); «Зоопсихология: элементарное мышление животных» (М., 2001/2003, совместно с И. И. Полетаевой) и популярной книги «Поведение животных» в серии «Я познаю мир» (М., 2001, совместно с И. И. Полетаевой). Анна Анатольевна Смирнова Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории физиологии и генетики поведения животных кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Занимается экспериментальным изучением мышления животных. обезьяны о чем рассказали «говорящие» З. А. Зорина А. А. Смирнова З. А. Зорина А. А. Смирнова о чем рассказали «говорящие» обезьяны
Стр.1
studia naturalia
Стр.2
                    © Языки славянских культур. Электронная версия книги. 2007 © Языки славянской культуры. Электронная версия книги. 2007 © Языки русской культуры. Электронная версия книги. 2007 © Знак. Электронная версия книги. 2007
Стр.3
ББК 28 З 86 Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) Издание осуществлено при поддержке проект ¹ 04-06-16006 З 86 Зорина З. А., Смирнова А. А. О чем рассказали «говорящие» обезьяны: Cпособны ли высшие животные оперировать символами? / Науч. ред. д. биол. н. И. И. Полетаева; Предисл. А. Д. Кошелева; Послесл. Вяч. Вс. Иванова и А. Д. Кошелева. — М.: Языки славянских культур, 2006. — 424 с.: ил. — (Studia naturalia). трети ХХ века, доказывающие способность человекообразных обезьян и некоторых других высших позвоночных овладевать простейшими аналогами человеческой речи — использовать «языки-посредники». В первой части дается очерк современных представлений об элементарном мышлении животных, во второй излагается история поиска у обезьян зачатков человеческой речи и современные исследования этого вопроса, проанализированы свойства «языка», которым овладевают человекообразные обезьяны. Показано, что они способны усваивать значение сотен знаков (жестов и лексиграмм), используют их в разных контекстах, включая совершенно новые ситуации, применяют синонимы для обозначения одного и того же предмета. Они могут прибегать к преднамеренному обману, сообщать информацию, известную только им, вступать в диалоги друг с другом. Оказалось также, что обезьяны спонтанно комбинируют знаки в соответствии с правилами грамматики и понимают значение порядка слов в предложении при обращении к ним. Бонобо, которых начинали обучать языку-посреднику с полугодовалого возраста, усваивали не только язык лексиграмм, но и понимали устную речь человека на уровне двухлетних детей. ББК 28 В оформлении переплета использована фотография из журнала «Ломоносов» ISBN 5-9551-0129-2 © З. А. Зорина, А. А. Смирнова, 2006 © Языки славянских культур, 2006 © Кошелев А. Д., предисл., послесл., 2006 © Иванов Вяч. Вс., послесл., 2006 ISBN 5-9551-0129-2 В книге описаны результаты экспериментов последней
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ Они говорят или обезьянничают? (предисловие издателя)............................................................11 Предисловие ....................................................................................29 Языки животных и речь человека ...............................................35 Основные характеристики естественных систем коммуникации у животных.................................................37 Особенности естественных языков высокоорганизованных животных.....................................38 Краткая история изучения мышления и сознания у животных.................................................................................41 Некоторые гипотезы об эволюции поведения и психики животных............................................................41 Ч. Дарвин об эволюционных истоках мышления человека.........................................41 А. Н. Северцов об эволюции психики ...............................43 А. Н. Леонтьев о стадиях эволюции психики ...................44 Стадия сознания в эволюции психики ..............................46 Современные представления о стадиях эволюции психики........................................49 Учение И. П. Павлова о наличии двух сигнальных систем как основа для физиологического анализа речи человека.........................50 Гипотеза Л. А. Орбели о существовании сигнальных систем промежуточного типа.........................51 Л. С. Выготский о различии генетических корней мышления и речи....................................................53 Мышление животных: общая характеристика..........................55 Основные определения .............................................................55 Классификация форм мышления животных...........................57
Стр.5
6 Содержание Орудийная деятельность и интеллект животных.....................59 Опыты В. Келера и развитие его представлений в современных работах........................................................59 Целенаправленность орудийного поведения антропоидов..........................................................................64 Операции обобщения и абстрагирования у животных...........71 Определения...............................................................................71 Тесты на перенос ........................................................................74 Уровни обобщения и абстрагирования, доступные животным...........................................................76 Довербальные понятия — высший уровень обобщения у животных .......................................................78 Изучение способности животных к символизации в традиционных лабораторных экспериментах на примере «счета» (обобщения признака «число») ...........79 Обобщение числовых признаков, или «счет» у животных............................................................................79 Оценка способности к «счету» у приматов...............................80 Способность к символизации у птиц (на примере врановых) ........................................................86 Операции логического вывода.....................................................91 Транзитивное заключение ........................................................91 Выявление аналогий..................................................................92 Сравнительная характеристика мышления человекообразных обезьян и перспективы поиска биологических истоков речи человека....................95 Эволюция взглядов на интеллект антропоидов .....................96 Новые направления в изучении интеллекта антропоидов, появившиеся в конце 60-х гг. ХХ в. ......98 Современные представления об интеллекте высших и низших обезьян ................................................100 Первые попытки научить обезьян говорить ...........................102 Говорящий орангутан У. Фурнесса.........................................102 Почему обезьяны не могут подражать человеческой речи? ............................................................103 Воспитание шимпанзе в приемной семье ................................105 Н. Н. Ладыгина-Котс и ее вклад в изучение поведения и психики шимпанзе.......................................105
Стр.6
Содержание 7 Иони — первый воспитанник психологов: познавательные способности молодого шимпанзе ....107 Понимал ли Иони речь человека?....................................112 Попытка супругов Келлог воспитывать детеныша шимпанзе вместе с собственным ребенком: сравнение понимания устной речи у ребенка и шимпанзе........................................................115 Вики в семье психологов Хейсов: еще раз о познавательных способностях шимпанзе.....................116 Попытки научить Вики говорить.....................................119 Начало диалога с обезьянами при помощи неакустических средств....................................................... 121 О преимуществах жестового языка для общения с обезьянами........................................................................121 Первые попытки использовать неакустические сигналы для диалога с обезьяной: опыты А. И. Счастного...........122 «Воспитание» указательных и изобразительных жестов у низших обезьян: опыты Н. А. Тих ................126 Обучение орангутанов использованию указательного и других жестов для общения с человеком: опыты Г. Г. Филипповой ...................................................131 От отдельных жестов — к языкам-посредникам.....................133 О терминах........................................................................... 133 Какими свойствами должно обладать языковое поведение обезьян, чтобы считать его аналогом языка человека?.................................................................134 Критерии Хоккета ............................................................135 Уровень обобщения, лежащий в основе употребления знаков....................................136 Преднамеренность коммуникации ..................................136 Продуктивность и рецептивность ....................................137 Синтаксис ............................................................................137 Виды языков-посредников....................................................137 Методические особенности подхода к изучению зачатков языка в работах А. и Б. Гарднер и Д. и А. Примэк...............................................................142 Начало общения с обезьяной при помощи языка жестов. Первые шаги ...........................................145 Некоторые особенности начального периода обучения Уошо..................................................................148 Словарь жестов Уошо и других обезьян.............................154
Стр.7
8 Содержание Объем словаря, усваиваемого антропоидами....................156 Использование местоимений и указательных частиц: «ТЫ МНЕ», «Я ТЕБЕ» ......................................................157 «Сверх программы»: языковое поведение, не предусмотренное программой обучения обезьян языку-посреднику....................................................159 Употребление знаков — результат обобщения.................160 Составление предложений и понимание их структуры....164 Усвоение амслена другими антропоидами...............................169 «Проект Коко»...........................................................................169 Сравнение скорости научения Коко и Уошо.........................175 Сравнение скорости научения амслену горилл и детей ......176 Сравнение лексикона Коко, Майкла и Уошо........................177 Сравнение лексикона горилл и детей....................................178 Создание гориллами новых знаков ........................................180 Проверка роли подражания человеку и возможности «подсказок» при овладении языком-посредником.......... 181 «Проект ЛАНА» и появление языка йеркиш........................181 Атака скептиков .......................................................................187 «Проект Ним» и критика «языковых» экспериментов Г. Терресом ..............................................187 Попытка разгрома: конференция «Феномен Умного Ганса» ...................................................191 Возможен ли диалог двух шимпанзе? .......................................197 С. Сэвидж-Рамбо в роли Фомы неверующего .......................197 «Проект Шерман и Остин» ......................................................203 «Футболист» и «филателист» ....................................................205 Продуктивность и рецептивность: понимают ли шимпанзе, что они говорят? .............................................214 Первые диалоги между Шерманом и Остином.....................215 Могут ли шимпанзе понимать человеческую речь? ...............219 Новые задачи, новые объекты ................................................219 Матата и ее «семья» ..................................................................220 Канзи: первые признаки спонтанного понимания звучащей речи.....................................................................222 Еще раз о понимании животными речи человека................223 Понимание слов: спонтанные проявления и выполнение тестов ..........................................................225 Спонтанное усвоение лексиграмм путем подражания матери............................................................226 Снова о синтаксисе ...................................................................232
Стр.8
Содержание 9 Тесты на понимание синтаксиса устной речи человека.......233 Сравнение бонобо и обыкновенных шимпанзе и роль раннего начала освоения языка ...........................237 Снова скептики.........................................................................239 Обучение языкам-посредникам других животных ................242 О чем говорят «говорящие» птицы ........................................242 Экспериментальное исследование языковых способностей серого попугая (жако): «Программа Алекс» Айрин Пепперберг ..........................246 «Говорящие» врановые ............................................................255 Языки-посредники, усвоенные обезьянами, и язык человека: сходство и отличия..................................258 Подведение итогов: свойства языка шимпанзе и критерии Ч. Хоккета ......................................................258 Свойство продуктивности..........................................................259 Свойство перемещаемости..........................................................263 О роли наблюдений и впечатлений в характеристике поведения «говорящих» обезьян......................................269 Культурная преемственность при освоении языков-посредников ..........................................................275 Что «рассказали» Уошо и другие «говорящие» обезьяны о своих когнитивных способностях.....................................283 Планирование деятельности...................................................283 Орудийная деятельность «говорящих» обезьян ...................284 Самоосознание, «theory of mind» и «макиавеллиевский интеллект» .....................................288 Роль образов и представлений в психике шимпанзе ...........297 Заключение: обезьяны в «двух мирах» .....................................302 Благодарности..................................................................................306 Литература ......................................................................................308 Указатель имен................................................................................330 Указатель кличек подопытных животных....................................336 Предметный указатель...................................................................338 Приложение Вяч. Вс. Иванов. О сравнительном изучении систем знаков антропоидов и людей...................................347 А. Д. Кошелев. О языке человека (в соспоставлении с языком «говорящих» антропоидов) ..................................367
Стр.9