Изучает элементарное мышление животных, в том числе способность к обобщению и символизации у врановых птиц, читает лекции в МГУ и ряде институтов. <...> Автор монографии и ряда печатных работ по рассудочной деятельности птиц, а также учебных пособий «Основы этологии и генетики поведения» (М., 1999/2002, в соавторстве); «Зоопсихология: элементарное мышление животных» (М., 2001/2003, совместно с И. И. Полетаевой) и популярной книги «Поведение животных» в серии «Я познаю мир» (М., 2001, совместно с И. И. Полетаевой). <...> . трети ХХ века, доказывающие способность человекообразных обезьян и некоторых других высших позвоночных овладевать простейшими аналогами человеческой речи — использовать «языки-посредники». <...> В первой части дается очерк современных представлений об элементарном мышлении животных, во второй излагается история поиска у обезьян зачатков человеческой речи и современные исследования этого вопроса, проанализированы свойства «языка», которым овладевают человекообразные обезьяны. <...> Бонобо, которых начинали обучать языку-посреднику с полугодовалого возраста, усваивали не только язык лексиграмм, но и понимали устную речь человека на уровне двухлетних детей. <...> 76 Довербальные понятия — высший уровень обобщения у животных . <...> 105 Н. Н. Ладыгина-Котс и ее вклад в изучение поведения и психики шимпанзе. <...> 105 Содержание 7 Иони — первый воспитанник психологов: познавательные способности молодого шимпанзе . <...> .112 Попытка супругов Келлог воспитывать детеныша шимпанзе вместе с собственным ребенком: сравнение понимания устной речи у ребенка и шимпанзе. <...> 119 Начало диалога с обезьянами при помощи неакустических средств. <...> 133 Какими свойствами должно обладать языковое поведение обезьян, чтобы считать его аналогом языка человека? <...> 157 «Сверх программы»: языковое поведение, не предусмотренное программой обучения обезьян языку-посреднику. <...> 233 Сравнение бонобо и обыкновенных шимпанзе и роль раннего начала освоения языка . <...> 242 Экспериментальное <...>
О_чем_рассказали_«говорящие»_обезьяны_Способны_ли_высшие_животные_оперировать_символами?_.pdf
Зоя
Александровна
Зорина
Доктор биологических наук.
Заведует лабораторией физиологии
и генетики поведения животных
кафедры высшей нервной деятельности
биологического факультета МГУ
им. М. В. Ломоносова. Изучает
элементарное мышление животных,
в том числе способность к обобщению
и символизации у врановых птиц,
читает лекции в МГУ и ряде институтов. Автор монографии
и ряда печатных работ по рассудочной деятельности птиц, а также
учебных пособий «Основы этологии и генетики поведения»
(М., 1999/2002, в соавторстве); «Зоопсихология: элементарное
мышление животных» (М., 2001/2003, совместно с И. И. Полетаевой)
и популярной книги «Поведение животных» в серии «Я познаю мир»
(М., 2001, совместно с И. И. Полетаевой).
Анна
Анатольевна
Смирнова
Кандидат биологических наук,
старший научный сотрудник
лаборатории физиологии и генетики
поведения животных кафедры высшей
нервной деятельности биологического
факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
Занимается экспериментальным
изучением мышления животных.
обезьяны
о чем
рассказали
«говорящие»
З. А. Зорина
А. А. Смирнова
З. А. Зорина
А. А. Смирнова
о чем рассказали
«говорящие» обезьяны
Стр.1
© Языки славянских культур. Электронная версия книги. 2007
© Языки славянской культуры. Электронная версия книги. 2007
© Языки русской культуры. Электронная версия книги. 2007
© Знак. Электронная версия книги. 2007
Стр.3
ББК 28
З 86
Российского гуманитарного научного фонда
(РГНФ)
Издание осуществлено при поддержке
проект ¹ 04-06-16006
З 86
Зорина З. А., Смирнова А. А.
О чем рассказали «говорящие» обезьяны: Cпособны
ли высшие животные оперировать символами? / Науч.
ред. д. биол. н. И. И. Полетаева; Предисл. А. Д. Кошелева;
Послесл. Вяч. Вс. Иванова и А. Д. Кошелева. — М.:
Языки славянских культур, 2006. — 424 с.: ил. — (Studia
naturalia).
трети ХХ века, доказывающие способность человекообразных
обезьян и некоторых других высших позвоночных овладевать
простейшими аналогами человеческой речи — использовать
«языки-посредники». В первой части дается очерк современных
представлений об элементарном мышлении животных, во
второй излагается история поиска у обезьян зачатков человеческой
речи и современные исследования этого вопроса, проанализированы
свойства «языка», которым овладевают человекообразные
обезьяны. Показано, что они способны усваивать
значение сотен знаков (жестов и лексиграмм), используют
их в разных контекстах, включая совершенно новые ситуации,
применяют синонимы для обозначения одного и того же
предмета. Они могут прибегать к преднамеренному обману,
сообщать информацию, известную только им, вступать в диалоги
друг с другом. Оказалось также, что обезьяны спонтанно
комбинируют знаки в соответствии с правилами грамматики и
понимают значение порядка слов в предложении при обращении
к ним. Бонобо, которых начинали обучать языку-посреднику
с полугодовалого возраста, усваивали не только язык
лексиграмм, но и понимали устную речь человека на уровне
двухлетних детей.
ББК 28
В оформлении переплета использована фотография
из журнала «Ломоносов»
ISBN 5-9551-0129-2
© З. А. Зорина, А. А. Смирнова, 2006
© Языки славянских культур, 2006
© Кошелев А. Д., предисл., послесл., 2006
© Иванов Вяч. Вс., послесл., 2006
ISBN 5-9551-0129-2
В книге описаны результаты экспериментов последней
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Они говорят или обезьянничают?
(предисловие издателя)............................................................11
Предисловие ....................................................................................29
Языки животных и речь человека ...............................................35
Основные характеристики естественных систем
коммуникации у животных.................................................37
Особенности естественных языков
высокоорганизованных животных.....................................38
Краткая история изучения мышления и сознания
у животных.................................................................................41
Некоторые гипотезы об эволюции поведения
и психики животных............................................................41
Ч. Дарвин об эволюционных
истоках мышления человека.........................................41
А. Н. Северцов об эволюции психики ...............................43
А. Н. Леонтьев о стадиях эволюции психики ...................44
Стадия сознания в эволюции психики ..............................46
Современные представления
о стадиях эволюции психики........................................49
Учение И. П. Павлова о наличии двух
сигнальных систем как основа для
физиологического анализа речи человека.........................50
Гипотеза Л. А. Орбели о существовании
сигнальных систем промежуточного типа.........................51
Л. С. Выготский о различии генетических
корней мышления и речи....................................................53
Мышление животных: общая характеристика..........................55
Основные определения .............................................................55
Классификация форм мышления животных...........................57
Стр.5
6
Содержание
Орудийная деятельность и интеллект животных.....................59
Опыты В. Келера и развитие его представлений
в современных работах........................................................59
Целенаправленность орудийного поведения
антропоидов..........................................................................64
Операции обобщения и абстрагирования у животных...........71
Определения...............................................................................71
Тесты на перенос ........................................................................74
Уровни обобщения и абстрагирования,
доступные животным...........................................................76
Довербальные понятия — высший уровень
обобщения у животных .......................................................78
Изучение способности животных к символизации
в традиционных лабораторных экспериментах
на примере «счета» (обобщения признака «число») ...........79
Обобщение числовых признаков, или «счет»
у животных............................................................................79
Оценка способности к «счету» у приматов...............................80
Способность к символизации у птиц
(на примере врановых) ........................................................86
Операции логического вывода.....................................................91
Транзитивное заключение ........................................................91
Выявление аналогий..................................................................92
Сравнительная характеристика мышления
человекообразных обезьян и перспективы
поиска биологических истоков речи человека....................95
Эволюция взглядов на интеллект антропоидов .....................96
Новые направления в изучении интеллекта
антропоидов, появившиеся в конце 60-х гг. ХХ в. ......98
Современные представления об интеллекте
высших и низших обезьян ................................................100
Первые попытки научить обезьян говорить ...........................102
Говорящий орангутан У. Фурнесса.........................................102
Почему обезьяны не могут подражать
человеческой речи? ............................................................103
Воспитание шимпанзе в приемной семье ................................105
Н. Н. Ладыгина-Котс и ее вклад в изучение
поведения и психики шимпанзе.......................................105
Стр.6
Содержание
7
Иони — первый воспитанник психологов:
познавательные способности молодого шимпанзе ....107
Понимал ли Иони речь человека?....................................112
Попытка супругов Келлог воспитывать детеныша
шимпанзе вместе с собственным ребенком:
сравнение понимания устной речи
у ребенка и шимпанзе........................................................115
Вики в семье психологов Хейсов: еще раз
о познавательных способностях шимпанзе.....................116
Попытки научить Вики говорить.....................................119
Начало диалога с обезьянами при помощи
неакустических средств....................................................... 121
О преимуществах жестового языка для общения
с обезьянами........................................................................121
Первые попытки использовать неакустические сигналы
для диалога с обезьяной: опыты А. И. Счастного...........122
«Воспитание» указательных и изобразительных
жестов у низших обезьян: опыты Н. А. Тих ................126
Обучение орангутанов использованию указательного
и других жестов для общения с человеком:
опыты Г. Г. Филипповой ...................................................131
От отдельных жестов — к языкам-посредникам.....................133
О терминах........................................................................... 133
Какими свойствами должно обладать языковое
поведение обезьян, чтобы считать его аналогом
языка человека?.................................................................134
Критерии Хоккета ............................................................135
Уровень обобщения, лежащий
в основе употребления знаков....................................136
Преднамеренность коммуникации ..................................136
Продуктивность и рецептивность ....................................137
Синтаксис ............................................................................137
Виды языков-посредников....................................................137
Методические особенности подхода к изучению
зачатков языка в работах А. и Б. Гарднер
и Д. и А. Примэк...............................................................142
Начало общения с обезьяной при помощи
языка жестов. Первые шаги ...........................................145
Некоторые особенности начального периода
обучения Уошо..................................................................148
Словарь жестов Уошо и других обезьян.............................154
Стр.7
8
Содержание
Объем словаря, усваиваемого антропоидами....................156
Использование местоимений и указательных частиц:
«ТЫ МНЕ», «Я ТЕБЕ» ......................................................157
«Сверх программы»: языковое поведение,
не предусмотренное программой обучения
обезьян языку-посреднику....................................................159
Употребление знаков — результат обобщения.................160
Составление предложений и понимание их структуры....164
Усвоение амслена другими антропоидами...............................169
«Проект Коко»...........................................................................169
Сравнение скорости научения Коко и Уошо.........................175
Сравнение скорости научения амслену горилл и детей ......176
Сравнение лексикона Коко, Майкла и Уошо........................177
Сравнение лексикона горилл и детей....................................178
Создание гориллами новых знаков ........................................180
Проверка роли подражания человеку и возможности
«подсказок» при овладении языком-посредником.......... 181
«Проект ЛАНА» и появление языка йеркиш........................181
Атака скептиков .......................................................................187
«Проект Ним» и критика «языковых»
экспериментов Г. Терресом ..............................................187
Попытка разгрома: конференция
«Феномен Умного Ганса» ...................................................191
Возможен ли диалог двух шимпанзе? .......................................197
С. Сэвидж-Рамбо в роли Фомы неверующего .......................197
«Проект Шерман и Остин» ......................................................203
«Футболист» и «филателист» ....................................................205
Продуктивность и рецептивность: понимают ли
шимпанзе, что они говорят? .............................................214
Первые диалоги между Шерманом и Остином.....................215
Могут ли шимпанзе понимать человеческую речь? ...............219
Новые задачи, новые объекты ................................................219
Матата и ее «семья» ..................................................................220
Канзи: первые признаки спонтанного понимания
звучащей речи.....................................................................222
Еще раз о понимании животными речи человека................223
Понимание слов: спонтанные проявления
и выполнение тестов ..........................................................225
Спонтанное усвоение лексиграмм путем
подражания матери............................................................226
Снова о синтаксисе ...................................................................232
Стр.8
Содержание
9
Тесты на понимание синтаксиса устной речи человека.......233
Сравнение бонобо и обыкновенных шимпанзе
и роль раннего начала освоения языка ...........................237
Снова скептики.........................................................................239
Обучение языкам-посредникам других животных ................242
О чем говорят «говорящие» птицы ........................................242
Экспериментальное исследование языковых
способностей серого попугая (жако):
«Программа Алекс» Айрин Пепперберг ..........................246
«Говорящие» врановые ............................................................255
Языки-посредники, усвоенные обезьянами,
и язык человека: сходство и отличия..................................258
Подведение итогов: свойства языка шимпанзе
и критерии Ч. Хоккета ......................................................258
Свойство продуктивности..........................................................259
Свойство перемещаемости..........................................................263
О роли наблюдений и впечатлений в характеристике
поведения «говорящих» обезьян......................................269
Культурная преемственность при освоении
языков-посредников ..........................................................275
Что «рассказали» Уошо и другие «говорящие» обезьяны
о своих когнитивных способностях.....................................283
Планирование деятельности...................................................283
Орудийная деятельность «говорящих» обезьян ...................284
Самоосознание, «theory of mind»
и «макиавеллиевский интеллект» .....................................288
Роль образов и представлений в психике шимпанзе ...........297
Заключение: обезьяны в «двух мирах» .....................................302
Благодарности..................................................................................306
Литература ......................................................................................308
Указатель имен................................................................................330
Указатель кличек подопытных животных....................................336
Предметный указатель...................................................................338
Приложение
Вяч. Вс. Иванов. О сравнительном изучении
систем знаков антропоидов и людей...................................347
А. Д. Кошелев. О языке человека (в соспоставлении
с языком «говорящих» антропоидов) ..................................367
Стр.9