Галина Андреевна Пожидаева
закончила Государственный музыкальнопедагогический
институт им. Гнесиных
(1975) и аспирантуру по кафедре
истории музыки, защитив кандидатскую
диссертацию «Демественное пение
в рукописной традиции
конца X —XIX
XV—XIX веков» (1982).
Область научных интересов
Г. А. Пожидаевой — русская
музыкальная медиевистика.
Г. А. Пожидаевой опубликовано
свыше 70 научных работ по проблемам
древнерусской музыки, среди
которых — монография
«Пространные распевы Древней Руси
XI—XVII веков» (1999), сборники
расшифровок древнерусских песнопений:
«Избранные стихиры из службы
преподобному Сергию Радонежскому»
(1992), «Демественный распев XVI—
XVIII вв.» (1999), «Монастырские
напевы XVI—XVII веков» (2002). Идеи
докторской диссертации «Принципы
мелизматического распева
в русской монодии XI—XVII веков» (2002)
развиваются в данной работе
не только на материале монодии,
но и раннего русского многоголосия.
В настоящее время Г. А. Пожидаева —
профессор Высшего театрального
училища (института) им. М. С. Щепкина
при Государственном академическом
Малом театре России, а также
Государственной академии славянской
культуры.
Стр.1
Высшее театральное училище (институт) им. М. С. Щепкина
при Государственном академическом Малом театре России
Государственная академия славянской культуры
Г. А. Пожидаева
Древней Руси
Очерки теории и стиля
Певческие
традиции
ИЗ ДАТ Е Л Ь С Т ВО «ЗНА К»
МОСК ВА 2 0 0 7
© Знак. Электронная версия книги. 2007
Стр.3
ББК 85.318
П 46
Издание осуществлено при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда
(РГНФ)
проект № 05-04-16021
П 46
Пожидаева Г. А.
Певческие традиции Древней Руси: Очерки теории и стиля. — М.:
Знак, 2007. — 880 c.: ил.
ISBN 5-9551-0164-0
В книге, написанной на материале певческих рукописей XI—XVII вв., рассматривается
древнерусское церковное пение как система. Автор выстраивает
его классификацию на основе музыкально-речевых моделей, выявляет типологию.
Опора на основные языковые и структурные элементы позволяет воссоздать
картину эволюции древнерусской певческой культуры как историкостилистический
процесс. Исторический аспект исследования обогащен обращением
к византийским истокам — от литургики, церковно-певческой книжности
до музыкальной письменности.
На основе выработанного автором метода с применением структурного анаголосия,
представленные в оригинальной нотации и авторской расшифровке
крюкового письма. Впервые в отечественной медиевистике расшифрованы не
только знаменные, но и кондакарные песнопений XI—XII вв., по-новому прочитаны
образцы раннего многоголосия.
Книга обращена к профессиональным музыкантам, филологам, специалистам
в области древнерусской культуры, а также широкому кругу любителей
музыки и всем интересующимся историей отечественной культуры.
ББК 85.318
В оформлении переплета использованы: Миниатюра с изображением Иоанна Дамаскина.
Сер. XVI в., РГБ, собр. Иосифо-Волоколамского монастыря, ф. 113, № 240, л. 512 об.;
Лист Ирмология. Там же, л. 513; Лист Типографского устава и кондакаря. Кон. XI —
нач. XII в. К-5349, л. 42; Листы многоголосной рукописи. Посл. четв. XVII в., ГИМ,
Синодальное певческое собр., 220, л. 133 об. — 134.
лиза определены стилистические особенности распевов, раскрывается композиционная
техника распевщиков. По стилистическим признакам впервые установлено
существование двух региональных традиций — среднерусской и северной.
Приложения содержат песнопения древнерусской монодии и раннего многоISBN
5-9551-0164-0
© Г. А. Пожидаева, 2007
© Знак, 2007 ггггггггггггггггггггггг
Стр.4
Оглавление
От автора ......................................................................................................................7
Введение .......................................................................................................................9
Часть первая. Монодия
Глава I. Историко-литургические и музыкально-стилистические
предпосылки возникновения пространного пения в Древней Руси .......................27
Глава II. Принципы распева в русской монодии ..........................................................52
Глава III. Основные структуры силлабического и силлабо-мелизматического пения ...76
1. Силлабический тип. Знаменный распев ............................................................76
2. Силлабо-мелизматический тип ....................................................................... 105
а) Знаменный распев ..................................................................................... 105
б) Малый распев ........................................................................................... 143
Глава IV. Основные структуры пространного пения ..................................................149
1. Кондакарное пение .........................................................................................149
2. Путевой распев ..............................................................................................186
3. Демественный распев .....................................................................................208
4. Большой распев .............................................................................................244
Глава V. Монастырские «переводы» пространных распевов XVI—XVII веков ..... 264
1. Отличительные признаки монастырских редакций ........................................ 264
2. Среднерусская и северная традиции в монастырском пении
XVI—XVII веков ............................................................................................282
Глава VI. Типология древнерусского церковного пения ............................................. 314
Часть вторая. Многоголосие
Глава I. Формы изложения раннего многоголосия .....................................................325
1. Однострочное изложение партий ...................................................................326
2. Смешанное изложение — «делённая партитура» ...........................................337
3. Партитурное изложение ................................................................................ 341
Глава II. Формирование раннего многоголосия в рукописной традиции
конца XV — XVII веков ..................................................................................345
1. Становление многоголосного пения в его начальный период
(конец XV — XVI вв.) ................................................................................345
Стр.5
Содержание
2. Развитие раннего многоголосия в XVII веке .................................................362
Глава III. Принципы распева в раннем многоголосии ................................................378
1. Типы и виды многоголосного пения ................................................................378
2. Полифоническое (демественно-путевое) многоголосие ..................................379
2.1. Связь ранних форм многоголосия с монодической традицией ..................379
2.2. Принципы распева в полифоническом (демественно-путевом)
многоголосии ..............................................................................................384
3. Аккордово-гармоническое (знаменное) многоголосие ....................................416
3.1. Силлабическое многоголосие ................................................................... 417
3.2. Силлабо-мелизматическое многоголосие .................................................422
3.3. Мелизматическое многоголосие ..............................................................442
4. Принципы распева в многоголосной традиции ..............................................452
Заключение. Стилистическая эволюция
древнерусского церковного пения XI—XVII веков ...........................................455
Нотно-крюковые приложения ...................................................................................467
Комментарии .................................................................................................... 808
Список приложений ...........................................................................................834
Литература ...............................................................................................................838
Рукописные источники ............................................................................................. 864
Список сокращений ..................................................................................................877
Стр.6
От автОра
Книга представляет читателю панораму средневекового периода в истории
церковного пения Древней Руси — от начального следования византийским образцам
и заканчивая зрелым, самостоятельным стилем эпохи Московской Руси
вплоть до раннего многоголосия XVII в. Картина бытования и развития певческого
искусства показана на конкретных образцах различных распевов: знаменного,
кондакарного, путевого, демественного, большого, монастырских.
Разнообразие и многоликость всех типов церковного пения и его главных видов
рассматриваются с точки зрения стиля каждого из них. Исходя из этого, сам
процесс исторического развития предстает как процесс стилистической эволюции
церковно-певческой традиции. Именно по музыкально-стилистическим признакам
и дана ее периодизация.
Русское Средневековье рассматривается в работе как единый культурноисторический
процесс. Это особенно заметно во взаимосвязи монодии и раннего
многоголосия, которое в данной работе характеризуется как «монодическое
многоголосие». Раннее многоголосие предстает в книге значительно менее диссонантным,
чем принято считать, и по своему гармоническому стилю в большей
степени связано с западно-европейским многоголосием эпохи Средневековья.
Преемственность в развитии церковного пения заметна также в сохранении
стилистических признаков раннего многоголосия в последующую историческую
эпоху — Новое время.
Обращаем внимание на метод структурного анализа, применяемый автором.
Этот метод не только раскрывает главные языковые модели песнопений, а также
их структуры, но и приближает нас к научно-корректному прочтению древнерусских
распевов и дает возможность получить исторически адекватное представление
о стиле той или иной эпохи. Качественная характеристика языковых
элементов песнопений становится признаком их стиля.
Метод позволяет раскрыть принципы распева литургической поэзии в
творчестве древнерусских распевщиков. Своеобразие их творческого почерка
проявляет себя в оригинальных попевках. Те же особенности, впервые стилистически
обоснованные, проецируются и на региональные традиции, главные из
которых — среднерусская и северная — представлены в книге монастырским
песнотворчеством.
Стр.7
От автора
Приложения в достаточной мере полно отражают систему древнерусских
распевов, монодии и раннего многоголосия. Образцы песнопений приводятся в
оригинальной нотации и авторской расшифровке крюкового письма, что позволяет
проследить эволюцию не только стиля церковного пения, но и его музыкальной
письменности. Впервые предлагаются расшифровки песнопений древнего
периода, кондакарного и знаменного распевов, приводимые по одной из самых
ранних рукописей — Типографскому уставу и кондакарю (конец XI — начало
XII в.). Богатство рукописных собраний в древлехранилищах России позволяет
автору впервые ввести в культурный оборот уникальные образцы певческого
искусства — от ранних кондакарных и знаменных песнопений до «переводов»
гениального московского распевщика Федора Крестьянина, а также их многоголосных
обработок.
Выражаю искреннюю признательность сотрудникам рукописных отделов
центральных хранилищ И. В. Лёвочкину, Ю. Д. Рыкову, Л. И. Щеголевой,
Л. А. Шевцовой, Т. В. Диановой, Е. В. Ухановой, Н. Э. Грязновой, Г. П. Чиняковой,
В. М. Загребину, Ф. В. Панченко.
Благодарным словом хотелось бы упомянуть коллег, в той или иной мере ознакомившихся
с материалами книги, сделавших полезные замечания и давших
ценные советы, — Н. С. Гуляницкую, М. П. Рахманову, М. Г. Арановского,
Н. С. Серегину, В. М. Кириллина, протоиерея Геннадия (Нефедова), Е. В. Герцмана,
Х. Троэльсгарда. Особую благодарность автор приносит А. С. Демину
и Т. В. Марелло. Хочется также отдать дань благодарной памяти Л. П. Жуковской,
принявшей деятельное участие в подготовке приложений.
Стр.8