Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Хозяйка судьбы: образ женщины в традиционной ирландской культуре (198,00 руб.)

0   0
Первый авторМихайлова Т. А.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц192
ID175158
АннотацияКнига посвящена анализу четырех символических образов ирландской мифологии. Все они женщины, все стоят на границе между этим миром и миром Иным, каждая несет в себе деструктивное начало, каждая кодируется значимым именем. Красавица Этайн, пророчица Федельм, уродливый трикстер Леборхам, королева Гормлат - четыре образа Судьбы, четыре символа, которые объединяет одно: они несут смерть каждому, кто вступает с ними в контакт. Что это? Древние богини, принявшие образ смертных женщин, или жены порабощенной кельтами загадочной древней "темной расы", не оставившей надежды отомстить?
Кому рекомендованоДля научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов, всех, кто интересуется ирландской культурой.
ISBN978-5-9551-00007-5
УДК94(4)
ББК63.3(0)
Михайлова, Т.А. Хозяйка судьбы: образ женщины в традиционной ирландской культуре / Т.А. Михайлова .— Москва : Языки славянской культуры, 2007 .— 192 с. : ил. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия) .— На тит. листе указ.: 2004 г.; прил., библиогр., указатель имен: с. 149-183 .— ISBN 978-5-9551-00007-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/175158 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

The author express her sincere gratitude to the administration of Dublin Institute for Advanced Studies, the Scoil na Gaeilge of Trinity College, Dublin, the Department of Folklore, University College, Dublin for the kind permission to study in their libraries and archives ant to copy some essential documents. <...> За его рамками остается огромное количество женских фигур древнеирландской мифопоэтической традиции. <...> В первую очередь сказанное относится к образам «кельтских женских божеств» (Морриган, Бадб, Немайн, Махи и других), а также — мифологизированных персонажей эпоса и фольклора. <...> В том, что касается женских образов более позднего ирландского фольклора и, конечно же, знаменитой Банши, своего рода «национального символа» Ирландии, то в данном вопросе по-прежнему вне конкуренции остается прекрасная книга Патриции Лайсафт Банши. <...> . Интересна в своем роде также «манерная» книга про Банши французской фольклористки Эвелин Сорлен — Крики жизни, Крики смерти [Sorlin 1991]. <...> Мак Нил верил в то, что высокий социальный статус женщины и ее особое место в литературе Древней Ирландии были унаследованы от до-гойдельского населения, которое повлияло на сознание завоевателей» [O’Corrain 1978, 4]. <...> Да, в сагах постоянно упоминаются жестокие воительницы, живущие в Альбане (т. е. — среди пиктов), но есть же и королева Медб — своего рода символ властности и эгоистичности (имеющая к тому же довольно специфические представления о супружеской верности). <...> Но на самом деле это и не Ниав, а Бадб, богиня смерти, войны и разрушения, которая, приняв образ Ниав, посылает его на смерть. <...> Среднеирландские глоссы к Законам, свидетельствуют об этом достаточно ясно, как это видно из нашего очерка о женщинах в трактате О кровавом лежании (см. Приложение). <...> Мы выделили четыре подобных «протообраза», каждый из которых кодируется значимым именем — Этайн, Федельм, Гормлат и Леборхам. <...> Хозяйка судьбы дит свою последнюю ночь, и девушка необычайной красоты по имени Этайн, описанием которой и открывается сага. <...> В том же, что касается Этайн, то, как это ни странно, ее присутствие <...>
Хозяйка_судьбы_.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.9
Хозяйка_судьбы_.pdf
Стр.1
Т. А. МИХАЙЛОВА ХОЗЯЙКА СУДЬБЫ ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ТРАДИЦИОННОЙ ИРЛАНДСКОЙ КУЛЬТУРЕ ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ Москва 2004 © Языки славянской культуры. Электронная версия книги. 2007 © Языки русской культуры. Электронная версия книги. 2007 © Знак. Электронная версия книги. 2007
Стр.3
            !"#$% &#'  7"4 '  7  )'  RSSTHUFU6HG  02X  Y 3 1)0  0 72  `)4$')a 2Q3 72`) 2a #' 3 2'7 0! Q2b 7 X22c ) 02()0120$E3 ) 4 RSVTW6 WWH6U6W  Q)(! d42QQ2' Q2Q2' Q90$QE (! 0) )43 )#)!) 4' 4230 ) 0 ` 7 E (!  !2' )4 e4 0EY' ' `25 f)!)7"QE ' !723$ 4'2 4)'g)# 'a QE ' 6 7)3 h 'Q7 4 i`)4$') #' P !"#$E`)4$') 2Q3 7 E #p)!20 )4 !0 % 020)          &wDxAPys€ &#' ()0120$34' !252 00 2'7 0! 9 ! 4)7"A t)7)3 B 4 7"2‚' ! () 43)00 ) b 'Q7)02) #7 ( 2 ' 4 3  '') 4 '„w )3  Q X  b )40 †HEY)` 4" b )40 y 7Y7GE…w † 9 ! 4)7" 43 uD $ 2 7 3 0 ‚ !Y2 0 3Y)` 4" FGf 'Q 4…GH…8  ! () 43)00$  0 ‡)7%FU6…6 f   ™—‘ ™‘E ”— ”–‰ — ™’‘‘ –™ ‘—’ % WFG6F6F I8– HWEˆ6‰‘’%–’˜•‰—™6—”™E—‘––’’”ˆ%GW… F HFEˆ6‰‘’%’˜‘I•I’™‘˜”‘—–”’–—‘––  RSVTW6 WWH6U6W ‡A 2a 7 3 EFG111111 D $ 2 7 3 0  7"4 '$EFG  7"4 04g ‚ 0b27 3  % WFG6F6F!7  # ˆ6‰‘’%“”I•I–‰—˜”™ 7"4 '$vg@†FUGW 4GHF HW   7"4 ') 2P)'X) ƒ2X 7 20     ()0120E 272()0$ Y ' # 1)00  )7"4 Q2 X ! `0  !')30)  u4)Q0 ' $vE0) 4 323t) 0 !)(!$ 4 Q 424"r 04 4 q4  d4 r s')302) # X202E Y'20 3t2) #'  Q)'40$a 4 Q)'4" (! Q E 4 3 4 Y )4 02Q23     !"   #$ %% & '(  %)& %0  12 %% 34567845669@ A B  &CC$ D EF G  0 `2Q$Q2Q)0)Q' 325  4 '$) 40 X' 025) 6 7 0!  7"4 ') 8 9064 $ 0 02 @ABC  ()0120$ 3 4' !252 00  2'6 %D $ 2 7 3 0  7"4 '$E FGCH F ICD $ P)Q2 42 
Стр.4
5 СОДЕРЖАНИЕ От àâòîðà........................................................................ 7 Предисловие ................................................................... 9 Ýòàéí-Ñèí-Êàéëüá: жена из Иного ìèðà....................19 Пророчица Ôåäåëüì? .................................................. 43 Леборхам — великая заклинательница? ....................100 Королева Ãîðì(ô)ëàò — имя как ìèêðîòåêñò...........126 Приложение: Почему не следует впускать волчицу в свой дом, или Древнеирландская юридическая терминология глазами среднеирландского глоссатора (к трактату «О кровавом ëåæàíèè») ...............................................................149 Ëèòåðàòóðà...................................................................167 Указатель имен, мифологических образов и исторических реалий ...........................................179 Summary .......................................................................184
Стр.5
9 ПРЕДИСЛОВИЕ Данное исследование далеко не претендует на полноту. За его рамками остается огромное количество женских фигур древнеирландской мифопоэтической традиции. И мы это осознаем. В первую очередь сказанное относится к образам «кельтских женских божеств» (Морриган, Бадб, Немайн, Махи и других), а также — мифологизированных персонажей эпоса и фольклора. В последние годы данная тема привлекала многих кельтологов, что воплотилось в достаточном количестве работ, как частного, так и обзорномонографического характера. Мы отсылаем читателя в данном случае в первую очередь к книге Миранды Грин Кельтские богини [Green 1995], достаточно полной по охвату материала, но, признаемся, при этом (или может быть — вследствие этого) довольно поверхностной. Информативен и интересен концептуально также подготовленный ею сборник трудов, посвященный известной исследовательнице скандинавского фольклора Хильде Эллис Давидсон Концепт богини [Billington, Green 1996]. Достаточно подробные ссылки на работы, касающиеся темы женских божеств у кельтов, содержатся и в отдельных главах нашей книги. В том, что касается женских образов более позднего ирландского фольклора и, конечно же, знаменитой Банши, своего рода «национального символа» Ирландии, то в данном вопросе по-прежнему вне конкуренции остается прекрасная книга Патриции Лайсафт Áàíøè. [Lysaght 1986]. Интересна в своем роде также «манерная» книга про Банши французской фольклористки Эвелин Сорлен — Крики жизни, Крики смерти [Sorlin 1991].
Стр.9