Прозаические диннхенхас Шлиге Дала
(редакция B из «Лейнстерской книги» и Laud 610) . <...> Дороги и знание в «Разрушении заезжего
дома Да Дерга» («Togail Bruidne Da Derga») ........ 167
Глава IX. <...> Пять главных дорог Ирландии — Шлиге Мидлуахра (Slige Midlъachra), Шлиге Куаланн (Slige Cualann), Шлиге
Ассайл (Slige Assail), Шлиге Дала (Slige Dala) и Шлиге
Мор (Slige Mуr), равно как и пять ее священных деревьев,
пять священных домов или пять пятин, принадлежат мифологической традиции (что не отменяет факт их существования
в исторической Ирландии, древней или средневековой). <...> Священные дороги
щественной частью этой традиции, передающейся с дохристианских времен, было пятичленное деление острова. <...> В основном кельтологи, затрагивавшие тему пяти дорог
Ирландии, отмечали их роль в истории (или псевдоистории 2) как путей, соединяющих Тару, «королевский центр»,
с остальной Ирландией в период возраставшего влияния
власти верховного короля Тары, начиная с эпохи династии
И Нейллов. <...> Поэтому история пяти дорог и была зафиксирована в
произведениях раннеирландской литературы. <...> Самый интересный вопрос здесь заключается в функции пяти дорог в общей
схеме пятичленного деления Ирландии, очевидно, имевшей космологическое значение. <...> Точно так же как пять священных деревьев Ирландии, пять дорог появляются в ночь рождения
Конна, и так же, как деревья, они в некоторых случаях
ассоциируются с филидами, поэзией (как в rбmut roscadach,
в аллитерационной поэме, что будет обсуждено позже) и
знанием. <...> Я намерен ввести в научный обиход ранее неизданные аллитерационную поэму (rosc)
и прозаическую легенду из старин мест о дорогах. <...> Это, возможно, объясняет роль дороги в истории короля Конаре. <...> Х. являются не чем иным, как заимствованием
из мифологической традиции «Ночного видения Фингена». <...> В «Анналах Четырех Мастеров» и «Анналах Клонмакнойса» речь идет о мифологических событиях: появлении дорог в
ночь рождения короля Тары Конна Кетхатаха и делении
Ирландии на две половины Конном и Мугом Нуадатом вдоль <...>
Мифология_пространства_древней_Ирландии_.pdf
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
Г. В. БОНДАРЕНКО
МИФОЛОГИЯ ПРОСТРАНСТВА
ДРЕВНЕЙ ИРЛАНДИИ
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Москва
2003
© Языки славянской культуры. Электронная версия книги. 2007
© Языки русской культуры. Электронная версия книги. 2007
© Знак. Электронная версия книги. 2007
Стр.3
ББК 63.3(0)
Б 81
Издание осуществлено при поддержке
Российского гуманитарного научного фонда
(РГНФ)
проект 02-01-16089
Бондаренко Г. В.
Б 81
Мифология пространства Древней Ирландии. — М.: Языки
славянской культуры, 2003. — 416 c. — (Язык. Семиотика.
Культура. Малая сер.). (Вклейка после с. 352)
ISSN 1727-1649
ISBN 5-94457-127-6
Монография является первым в России исследованием раннесредневековой
ирландской картины мира, которая рассматривается в широком
контексте кельтской мифологической традиции. Географически монография
охватывает Ирландию и частично Уэльс. Исследование древнеирландских
(и средневаллийских) текстов, однако, не изолировано от сравнительного
индоевропейского материала, других древних мифологий и
традиций: галльской, греческой, индийской. Мифология пространства,
мифология знания, переход от традиционной дописьменной к письменной
христианской культуре занимают центральное место в книге. Рассматривается
уникальный для ирландской мифологии феномен сакральных пентад,
структурирующих пространство острова.
Книга предназначена для историков, филологов и всех интересующихся
культурой кельтской Европы.
ББК 63.3(0)
Григорий Владимирович Бондаренко
МИФОЛОГИЯ ПРОСТРАНСТВА
ДРЕВНЕЙ ИРЛАНДИИ
Издатель А. Кошелев
Художественное оформление обложки
Натальи Прокуратовой и Сергея Жигалкина
Корректор О. Заикина
Художественный консультант Л. М. Панфилова
Подписано в печать 09.09.2003. Формат 84×108 1/32.
Бумага офсетная № 1, печать офсетная.
Усл. п. л. 10, 53. Заказ №
Издательство «Языки славянской культуры». ЛР № 02745 от 04.10.2000.
Тел.: 207-86-93. Факс: (095) 246-20-20 (для аб. М153).
E-mail: Lrc@comtv.ru
Outside Russia, apart from the Publishing House itself (fax: 095 246-20-20 c/o
M153, E-mail: koshelev.ad@mtu-net.ru), the Danish bookseller G•E•C GAD (fax: 45 86
20 9102, E-mail: slavic@gad.dk) has exclusive rights for sales on this book.
ISBN 5-94457-127-6
© Г. В. Бондаренко, 2003
Стр.4
7
СОДЕРЖАНИЕ
Часть первая
ОРИЕНТАЦИЯ И МИФ.
СВЯЩЕННЫЕ ДОРОГИ
Введение. Пять дорог и раннесредневековая
Ирландия .................................................................... 11
Глава I. Пять дорог в древнеирландской
литературе .................................................................. 33
Глава II. «Откуда есть пошла» ирландская традиция?
(Ê дискуссии в современной кельтологии) .............. 45
Глава III. Предание о пяти дорогах в «Ночном
видении Ôèíãåíà»..................................................... 55
Глава IV. Прозаические диннхенхас (старины мест)
Шлиге Дала (ðåäàêöèÿ Ñ) ....................................... 97
Глава V. Прозаические диннхенхас Шлиге Дала
(ðåäàêöèÿ B из «Лейнстерской êíèãè» и Laud 610) . 107
Глава VI. Аллитерационная поэма «Búaid Cuinn,
rígróid rogaide»........................................................... 118
Глава VII. Метрические диннхенхас Шлиге Дала .....159
Глава VIII. Дороги и знание в «Разрушении заезжего
дома Да Äåðãà» («Togail Bruidne Da Derga») ........167
Глава IX. Пять дорог и древнеирландская картина
мира ..........................................................................193
Заключение ................................................................. 206
Стр.6
8
Содержание
Часть вторая
ОТ КОРНЕЙ К ВЕТВЯМ.
СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ
Ââåäåíèå. Пять священных деревьев .......................... 215
Глава I. Пять деревьев в древнеирландской
литературе .................................................................219
Глава II. Священные деревья: между историей
и фольклором ........................................................... 230
Глава III. Появление деревьев. Трефуйлнгид
и Финтан ................................................................. 234
Глава IV. Пять деревьев в «Старине мест»
(dinnshenchas) ......................................................... 253
Глава V. Пять деревьев в преданиях (scél) ................ 317
Глава VI. Биле Тортан и Эо Росса в житиях
святых ...................................................................... 335
Заключение ................................................................. 356
Приложение. Пять деревьев в картине мира
гностиков и манихеев .............................................. 359
Áèáëèîãðàôèÿ.............................................................. 372
Источники ............................................................... 372
Ëèòåðàòóðà............................................................... 378
Summary ....................................................................... 385
Указатели ..................................................................... 390
Указатель имен собственных, исторических
и мифологических реалий ............................................. 390
Указатель географических названий ....................... 400
Указатель исследователей ....................................... 406
Указатель письменных источников ..........................410
Стр.7