САМОАНАЛИЗ
В ЧЕМ НАШЕ БЛАГО?1
Эпиктет
К другу, вернувшемуся к
развратной жизни
Ты говоришь, что ты перестал
стараться о своем улучшении, что ты
зажил опять по-прежнему и не видишь,
чтобы тебе стало хуже от этого?
Неправда, тебе стало гораздо
хуже, и ты потерял очень много.
Прежде желания твои были чистые,
понятия честные и поступки добрые.
Ты читал мудрые книги и радовался
на таких людей, как Сократ и Диоген.
Теперь же ты радуешься на своих
приятелей, которые сводят тебя с
распутными женщинами; ты читаешь
развратные книжки, и разговоры и
дела твои постыдны. Ты потерял самое
главное: ты перестал любить
добро и правду. Неужели ты думаешь,
что потери бывают только вещественные?
Нет, есть потери худшие
– потери духовные. Теряются и
чистые помыслы, и хорошие желания,
и доброе поведение; и людям,
потерявшим все это, всегда бывает
скверно. Ты не видишь этого теперь,
потому что ты заблудился; но было
время, когда ты боялся одного только
– как бы не перестать правильно
мыслить, говорить и поступать. Ты
сам себя обокрал. 1
Опомнись, несчастный друг мой,
и спаси себя от самого себя. Ведь
ты помог бы мне, если бы со мной
случилось какое-нибудь несчастие?
Почему же ты не поможешь самому
себе? Ведь для этого тебе не нужно
никого ни вязать, ни бить, ни убивать,
– тебе надо только одуматься,
поговорить с самим собою. Себя ты
будешь слушать охотнее, чем других;
прислушайся же к голосу своей
совести и своего разума. Разбери
хорошенько самого себя: всмотрись
в свою жизнь и без всякой потачки
смело осуди в ней то, что кажется
скверным. Не говори, что в тебе сил
нет, не поступай, как малодушные
1
Публикуются фрагменты книги:
Эпиктет. В чем наше благо? Избранные
мысли римского мудреца. Перевод
Â. Ã. ×åðòêîâà. Ìîñêâà, 1904. Полный
текст ñì. на http://psylib.org.ua/ books/
ndex.htm
92
ГУ ¹5’08
пловцы, которые не борются против
течения реки и дозволяют унести
себя в море. Помни, что управлять
рассудком очень легко: стоит только
пожелать жить лучше – и рассудок
исправится. Если же ты будешь,
продолжать жить так, как теперь зажил,
то вовсе потеряешь рассудок и
станешь хуже животного.
Какая тебе будет выгода от добродетельной
жизни? – спрашиваешь
ты. Да разве не большая выгода: порядок
вместо беспорядка, честность
вместо бесчестия, воздержание
вместо распутства, почитание своей
души вместо презрения ее!
Опомнись же и спаси свою душу!
Добродетель не убыточна
Не говори, что ты в убытке, когда
ты променял осла на коня, овцу на
быка, деньги на доброе дело, пустые
споры на разумное молчание, разгильдяйство
на порядочность. В этих
случаях ты получил больше, чем потерял.
Если
ты этого не понимаешь, то
не понимаешь и своего счастия и
спокойствия. Кормчему легче погубить
корабль, чем уберечь его в
опасном месте. Чуть он повернул
корабль не в ту сторону, чуть задумался
о постороннем – и пропал корабль.
Так и в твоей жизни: гляди в
оба! Тебе приходится уберегать то,
что важнее всего на свете. Наблюдай
же с неотступным вниманием за
своею умеренностью, честностью,
мужеством, спокойствием, довольством,
– одним словом, за своею
свободою. Если потеряешь ее, то
взамен не получишь ничего столь же
ценного.
Рассуждай сам с собою так:
«Пусть другому достанется богатство,
а мне – мудрость; другому –
власть, а мне – умеренность. Не
стану я хвалить то, что постыдно. Я
хочу быть свободным, то есть другом
Богу, хочу добровольно повиноваться
Ему. А Бог не хочет, чтобы я
прельщался ни плотью своею, ни богатством,
ни могуществом, ни славой.
Если бы Бог желал, чтобы люди
САМОАНАЛИЗ
Стр.1