Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639001)
Контекстум
Электро-2024

В чем наше благо? (66,00 руб.)

0   0
Первый авторЭпиктет
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц4
ID174332
Аннотация«Ты рожден не для того, чтобы творить зло и грешить вместе с людьми, но для того, чтобы помогать им в добрых делах и в этом находить свое счастье.» Эпиктет
Эпиктет. В чем наше благо? : статья / Эпиктет .— Городское управление №5 .— Москва : ПРОМЕДИА, 2008 .— 4 с. — С.92-95 .— URL: https://rucont.ru/efd/174332 (дата обращения: 17.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

1 Эпиктет К другу, вернувшемуся к развратной жизни Ты говоришь, что ты перестал стараться о своем улучшении, что ты зажил опять по-прежнему и не видишь, чтобы тебе стало хуже от этого? <...> Неправда, тебе стало гораздо хуже, и ты потерял очень много. <...> Прежде желания твои были чистые, понятия честные и поступки добрые. <...> Ты читал мудрые книги и радовался на таких людей, как Сократ и Диоген. <...> Теперь же ты радуешься на своих приятелей, которые сводят тебя с распутными женщинами; ты читаешь развратные книжки, и разговоры и дела твои постыдны. <...> Неужели ты думаешь, что потери бывают только вещественные? <...> Теряются и чистые помыслы, и хорошие желания, и доброе поведение; и людям, потерявшим все это, всегда бывает скверно. <...> 1 Опомнись, несчастный друг мой, и спаси себя от самого себя. <...> Ведь ты помог бы мне, если бы со мной случилось какое-нибудь несчастие? <...> Разбери хорошенько самого себя: всмотрись в свою жизнь и без всякой потачки смело осуди в ней то, что кажется скверным. <...> Не говори, что в тебе сил нет, не поступай, как малодушные 1 Публикуются фрагменты книги: Эпиктет. <...> Какая тебе будет выгода от добродетельной жизни? спрашиваешь ты. <...> Да разве не большая выгода: порядок вместо беспорядка, честность вместо бесчестия, воздержание вместо распутства, почитание своей души вместо презрения ее! <...> Добродетель не убыточна Не говори, что ты в убытке, когда ты променял осла на коня, овцу на быка, деньги на доброе дело, пустые споры на разумное молчание, разгильдяйство на порядочность. <...> Если ты этого не понимаешь, то не понимаешь и своего счастия и спокойствия. <...> Тебе приходится уберегать то, что важнее всего на свете. <...> Наблюдай же с неотступным вниманием за своею умеренностью, честностью, мужеством, спокойствием, довольством, одним словом, за своею свободою. <...> Если бы Бог желал, чтобы люди САМОАНАЛИЗ этим были довольны, то Он устроил бы так, чтобы все это доставляло довольство и блаженство. <...> Когда я вижу человека, который мучит себя какими-нибудь опасениями <...>
В_чем_наше_благо.pdf
САМОАНАЛИЗ В ЧЕМ НАШЕ БЛАГО?1 Эпиктет К другу, вернувшемуся к развратной жизни Ты говоришь, что ты перестал стараться о своем улучшении, что ты зажил опять по-прежнему и не видишь, чтобы тебе стало хуже от этого? Неправда, тебе стало гораздо хуже, и ты потерял очень много. Прежде желания твои были чистые, понятия честные и поступки добрые. Ты читал мудрые книги и радовался на таких людей, как Сократ и Диоген. Теперь же ты радуешься на своих приятелей, которые сводят тебя с распутными женщинами; ты читаешь развратные книжки, и разговоры и дела твои постыдны. Ты потерял самое главное: ты перестал любить добро и правду. Неужели ты думаешь, что потери бывают только вещественные? Нет, есть потери худшие – потери духовные. Теряются и чистые помыслы, и хорошие желания, и доброе поведение; и людям, потерявшим все это, всегда бывает скверно. Ты не видишь этого теперь, потому что ты заблудился; но было время, когда ты боялся одного только – как бы не перестать правильно мыслить, говорить и поступать. Ты сам себя обокрал. 1 Опомнись, несчастный друг мой, и спаси себя от самого себя. Ведь ты помог бы мне, если бы со мной случилось какое-нибудь несчастие? Почему же ты не поможешь самому себе? Ведь для этого тебе не нужно никого ни вязать, ни бить, ни убивать, – тебе надо только одуматься, поговорить с самим собою. Себя ты будешь слушать охотнее, чем других; прислушайся же к голосу своей совести и своего разума. Разбери хорошенько самого себя: всмотрись в свою жизнь и без всякой потачки смело осуди в ней то, что кажется скверным. Не говори, что в тебе сил нет, не поступай, как малодушные 1 Публикуются фрагменты книги: Эпиктет. В чем наше благо? Избранные мысли римского мудреца. Перевод Â. Ã. ×åðòêîâà. Ìîñêâà, 1904. Полный текст ñì. на http://psylib.org.ua/ books/ ndex.htm 92 ГУ ¹5’08 пловцы, которые не борются против течения реки и дозволяют унести себя в море. Помни, что управлять рассудком очень легко: стоит только пожелать жить лучше – и рассудок исправится. Если же ты будешь, продолжать жить так, как теперь зажил, то вовсе потеряешь рассудок и станешь хуже животного. Какая тебе будет выгода от добродетельной жизни? – спрашиваешь ты. Да разве не большая выгода: порядок вместо беспорядка, честность вместо бесчестия, воздержание вместо распутства, почитание своей души вместо презрения ее! Опомнись же и спаси свою душу! Добродетель не убыточна Не говори, что ты в убытке, когда ты променял осла на коня, овцу на быка, деньги на доброе дело, пустые споры на разумное молчание, разгильдяйство на порядочность. В этих случаях ты получил больше, чем потерял. Если ты этого не понимаешь, то не понимаешь и своего счастия и спокойствия. Кормчему легче погубить корабль, чем уберечь его в опасном месте. Чуть он повернул корабль не в ту сторону, чуть задумался о постороннем – и пропал корабль. Так и в твоей жизни: гляди в оба! Тебе приходится уберегать то, что важнее всего на свете. Наблюдай же с неотступным вниманием за своею умеренностью, честностью, мужеством, спокойствием, довольством, – одним словом, за своею свободою. Если потеряешь ее, то взамен не получишь ничего столь же ценного. Рассуждай сам с собою так: «Пусть другому достанется богатство, а мне – мудрость; другому – власть, а мне – умеренность. Не стану я хвалить то, что постыдно. Я хочу быть свободным, то есть другом Богу, хочу добровольно повиноваться Ему. А Бог не хочет, чтобы я прельщался ни плотью своею, ни богатством, ни могуществом, ни славой. Если бы Бог желал, чтобы люди САМОАНАЛИЗ
Стр.1