государства от системы чиновничьей
иерархии, а тем
самым и от административного
принципа приказа и подчинения,
и приступим к их
построению заново, на этот
раз снизу». Чтобы государственная
реконструкция снизу
была успешной, Гассер предлагает
«сразу же строго указать
местной бюрократии,
чтобы она ни в коем случае
не занималась определенными
делами, относящимися к местному
самоуправлению. Затем
обеспеченная таким образом
частичная местная автономия
должна быть постепенно
превращена – через передачу
все больших полномочий
– в подлинную «муниципальную
власть», защищенную
от любых вмешательств
извне. В связи с этим необходимо
позаботиться, чтобы
муниципальные образования
были в состоянии обеспечить
себе достаточные источники
доходов и распоряжались
бюджетом, полностью отвечая
за свои действия. Без всеобъемлющей
финансовой самостоятельности
и ответственности
не возникнет живого
стремления к самоуправлению,
а тем самым и этики
муниципальной деятельности»
(Òàì æå, ñ. 199).
Правда, Гассер признает,
>>>«Европа лишь тогда
может стать миром всеобщей
и подлинной демократии, когда
она одновременно будет
миром муниципальных структур,
живого самоуправления,
когда мы начнем освобождать
централистски
управляемые
чиновничьей иерархии, требование
расширения местного
самоуправления оказывается
вовсе не таким уж и популярным…
А переучивание
народа возможно только в
том случае, если его будут
учить сверху, при участии
сильного и стабильного правительства,
шаг за шагом
планомерно воспитывать, направляя
к ýòîìó» (Òàì æå,
ñ. 204).
Насколько вероятен укачто
«стратегия упорядоченного
отступления» столкнется с
некоторыми труднопреодолимыми
препятствиями. «Там,
где с давних пор свыклись с
системой
централизованной
занный Гассером путь или
все же изменение происходит
под «давлением снизу» – вопрос,
который мы здесь разбирать
не будем.
8
ГУ ¹1’06
МЕЖДУ
ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ
В РОССИИ
(мнения глав местного
самоуправления)
И. Мерсиянова1
Продолжающаяся в стране муниципальная
реформа ставит новые
задачи, требующие оперативного
принятия решений. Это обуславливает
необходимость обращения к
муниципальному сообществу, сбору
и анализу мнений основных субъекдимая
в стране муниципальная реформа?
Теперь, по прошествии более
двух лет с ее начала, главы муниципальных
образований дают
уверенные ответы, испытанные временем
(см. таблицу 1). Большинство
респондентов считают, что реформа
полезна, но с ней все-таки не стоило
торопиться (43%). Доля òåõ, кто
называет реформу своевременной,
на 7% уступает отрицательно натов
происходящих изменений. В настоящей
статье изложены результаты
экспертного опроса глав муниципальных
образований, осмысление
которых позволяет понять, что происходит
на данном этапе с муниципальной
реформой в России.2
ОЦЕНКА СВОЕВРЕМЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ
Насколько своевременна провостроенным
респондентам. Òàê, 23%
считают, что муниципальная реформа
своевременна, именно сейчас
необходимо радикальное изменение
основ местного самоуправления.
Немного больше доля тех респондентов,
кто не видит особой необходимости
в проведении реформы.
Они считают, что в современных условиях
есть более насущные проблемы,
требующие неотложного
решения (30%).
Таблица 1
Оценка своевременности муниципальной реформы
Вариант ответа
Очень своевременна, именно сейчас необходимо радикальное
изменение основ местного самоуправления
Полезна, но с ней не стоило торопиться
Не вижу особой необходимости в проведении реформы, в современных
условиях есть более насущные проблемы, требующие неотложного
решения
12Некоторые среди положительно
настроенных градоначальников дают
1 Мерсиянова Ирина Владимировна –
кандидат социологических наук, старший
научный сотрудник Института проблем
государственного и муниципального
управления Государственного университета
– Высшей школы экономики, эксперт
Конгресса муниципальных образований.
2
Экспертный опрос глав муниципальных
образований проведен Конгрессом
%
23,0
42,5
30,0
дополнительные комментарии: «Необходима,
но требуется более детальная
проработка, время и ресурсы
для этого», «реформа местного
самоуправления полезна и своевременна,
однако ряд моментов, касаюмуниципальных
образований в августе
2005 ãîäà. Был опрошен 231 ãëàâà, среди
которых 52% – руководителей городских
округов, 41% – руководителей муниципальных
районов и 7% – руководителей
городских и сельских поселений.
ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИИ
Стр.1