Иннокентий Анненский. Лаодамия
Лирическая трагедия в 4 действиях
с музыкальными антрактами
---------------------------------------------------------------------------OCR
Бычков М.Н.
---------------------------------------------------------------------------Dum
careo veris, gaudia falsa juvant.
Ovidius. {*}
<Когда я лишена радостей
истинных, мне отрадны и ложные.
Овидий.>
Посвящается сыну
ПРЕДИСЛОВИЕ
Трагедия Лаодамии взята нами из античной версии мифа о жене, которая не
могла пережить свидания с мертвым мужем.
Один
из
едва
любимых мотивов
саркофагов, эта сказка о
древности
был
не
"Протесилая" уцелели
Лаодамии
первенство. Дома
единственный
фессалийской
римской лирики и
Леноре
скудные отрывки, и
не
трогательное украшение
считалась, однако, в
богатой сценическими эффектами, и Еврипид со своим "Протесилаем"
ли
греческий трагик, которого она пленила. От
ученым
не удалось
до сих пор
восстановить не только хода действия, но даже содержания этой трагедии.
Мужа
городом Филакой, и был убит на троянском берегу, куда ступил первым.
Протесилай стало его прозвищем, и
(, В. 701, cf.
Еврипидовой
условных сокращений (авторских) вместе
Протесилае
пояснениями к ним см. в примечаниях.}.
Беглый след мифа о
звали Иолай, он был сыном Ификла, царил в Фессалии, над
этим
словом отмечалось его
он оставил, по словам Гомера, "едва заведенное хозяйство"
lat. domum inceptam frustra) {Расшифровку
с переводом цитат и необходимыми
в каталоге кораблей
стал
страдания перенес ее центр с погибшего героя на его погибающую жену.
Пафос и
зерном
трагедии, но поэт со свойственной ему чуткостью к легендам
гибель
Лаодамии в последующей литературе и у ваятелей стали,
под влиянием Еврипида, почти исключительно центром художественного интереса.
Только 23-й разговор "из царства мертвых" Лукиана рисует загробное желание
Протесилая, обращенное к Плутону и Персефоне (Luc. op. ex recogn. Jacobitz,
I, 177 sq), и там он - первый и главный.
У Еврипида Протесилай назавтра после свадьбы или даже прямо с брачного
поход под Трою, но об этом, конечно, только передавалось в
прерванным
пира уходит в
трагедии. Разгневанная
браком, Афродита
три часа свидания со своей
не дала Протесилаю и
после его геройской смерти разлюбить Лаодамию, и он вымолил себе у подземных
богов
Отпущенный из преисподней
вероятно, не
жена могла
быть, по
принять его
возвращение
- только
современной
1885.
призыву мужа.
Вот
остов
появлялся и
молодой женой. Действие происходит в
Филаке, перед хором местных женщин, мужья которых ушли с Протесилаем, и это
теснее сближало орхестру со сценой. Декорацию составлял фасад того дворца,
где
Лаодамия, дочь царя Акаста из Иолка, была новой и одинокой хозяйкой.
Протесилай
говорил на сцене, но,
в виде загробной тени, как Клитемнестра "Евменид", а так, что
за живого человека. Когда из его слов, или, может
миновании трех условных часов, Лаодамии становилось ясно, что
Протесилая, а следовательно, и начало ее новой счастливой жизни
обман, она закалывалась, или в
содержания пьесы
литературе
Еврипида, как
порыве отчаяния, или покорная
устанавливается
он в
предмета (см. особенно: Maximilian Meyer, Hermes,
20. В. Der Protesilaos des Euripides (SS. 101-143) и W. H. Roscher,
Lexikon (s. v. Laodamia).
Он содержит зерно драмы, но мы еще не различаем в его чертах Еврипида.
В
намеченные рамки. В
предисловия
"Протесилае" несомненно
трагедии
были
черты, которые
поводу
несколько
трудно
включить в
играл роль Акает, отец Лаодамии, и очень
вероятно, по аналогии со старыми отцами в пьесах Еврипида, что роль эта так
или иначе соприкасалась с трагической смертью героини.
Позволю себе выписать по этому
к переводу "Ипполита":
строчек из моего
"Еще одна чисто еврипидовская черта в
исходе "Ипполита": этот поэт любит, разрешая драму, т. е. убивая, исцеляя и
примиряя людей, оставлять
тоске, которая
уже не может
старый Амфитрион, таков и Фесей. Буря утихла, трупы убраны, но безветренное
море все
отт. из Ж. М. Н. Пр. за 1902 г., стр. 85 cл.). Затем не подлежит никакому
сомнению, что
портретная статуя ее мужа и
восставали
против
ее
соединяла
друга" (слова Еврипида), но, по-видимому, и защищала
которые
быть, в честь Диониса-Загрея, бога мертвых.
Наконец,
страстный культ
способ
ли
неразъясненными. Имели
именно,
с
восковым
болезненно страстного отношения к восковому
Протесилаю.
Кроме того, героиня Еврипида, действительно ли или только напоказ, но
свой
и момент самоубийства Лаодамии
слепком Протесилая, мы
Протесилая с вакхическими обрядами, может
остаются
они какую-нибудь связь, и если имели, то какую
не
знаем. Один латинский
в ней до конца одно разбитое сердце, на жертву
пройти: таков у него Кадм "Вакханок", таков
еще тихо качает около берега черный остов разбитой барки" (Отд.
у Лаодамии (подобно Адмету "Алькесты" vv. 348-356) была
что она не только любила своего "бездушного
статую от людей,
Стр.1